Таинства Церкви. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец. Часть 1

25 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Александром Агейкиным. 

– Тема сегодняшней нашей передачи – «Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец». Это был человек, сыгравший огромную роль в истории нашей страны. На мой взгляд, святитель Алексий не до конца оценен нашим временем, нынешним поколением. Та эпоха, в которую он жил, больше воспринимается как время Дмитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. Не кажется ли Вам, что святитель словно бы растворился в том времени и тех святых?

– К сожалению, это так. Память о святителе Алексии недостаточно почитается нашими современниками. Мне приходится сталкиваться с этим ежедневно, когда я стою у гробницы с его мощами. Практически все подходящие к святыне люди меня спрашивают: «А это чьи святые мощи?» И когда им отвечаешь, что это святитель Алексий, митрополит Московский, то они удивленно переспрашивают: «Это патриарх Алексий II?» Приходится объяснять, что это небесный покровитель нашего блаженно почившего Святейшего, чья последняя воля была выполнена: он желал быть погребен в Елоховском соборе, чтобы находиться поближе к мощам своего небесного покровителя.

Если говорить о святителе Алексии, то это удивительный святой, который действительно мог бы быть покровителем и нашего первопрестольного града, и тех государственных мужей, которые в нем трудятся, потому что именно благодаря святителю Москва стала тем городом, той столицей, которой она ныне является.

– Может быть, это потому, что в советское время закрывались храмы, Чудов и Вознесенский монастыри были стерты с лица земли, практически не было доступа к мощам и была попытка стереть память о святителе как о человеке, который закладывал основы православного государства? Когда во время войны Сталину потребовались и Сергий Радонежский, и Дмитрий Донской, то о них вспомнили. Был учрежден и орден Дмитрия Донского, и танковая колонна носила его имя. А с именем святителя все-таки связано такое глубинное понимание создания православного государства.

– Нужно понимать, что в советское время пытались полностью стереть всю историю, и прежде всего память о святых и святителях, потому что они были непосредственно связаны с Русской Православной Церковью, которая находилась в условиях жесткого гонения и была практически уничтожена, обезглавлена. То, что Сталин вспомнил о Сергии Радонежском и Дмитрии Донском, это не было его инициативой. Впервые их имена прозвучали из уст будущего патриарха Сергия, тогда митрополита Московского и местоблюстителя патриаршего престола. Слова его воззвания, написанные им в первые дни войны 1941 года и прозвучавшие с амвона Елоховского собора, передавались из уст в уста и быстро распространились по всей России.

С именами святых Александра Невского, Дмитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия Донского на великий бой на Куликовом поле, солдаты шли в бой. С другой стороны, и танковая колонна Дмитрия Донского, и воздушная эскадрилья Александра Невского были созданы на деньги Русской Православной Церкви. Так что советской власти не оставалось ничего другого, как поддержать эту идею, отнестись к ней как к историческому факту и ухватиться за нее как за спасительную соломинку. Это были непререкаемые авторитеты, несмотря на то что долгие годы их имена старались удалить из сознания людей, написать новую историю и начать жизнь с чистого листа.

В то время, когда были уничтожены храмы, монастыри, святыни, обители преподобного Сергия Радонежского несказанно повезло: этот монастырь хотя и лежал в руинах и был осквернен, тем не менее оставался стоять. Мы знаем, что участь Чудова монастыря была очень печальной – обители не стало. Божиим чудом мощи святителя Алексия, которые пребывали там, сохранились невредимыми и были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. Чудова обитель была одной из самых основных до революции, богата и знаменита не меньше, чем Троице-Сергиева лавра, но судьба монастыря оказалась такой, что его не стало.

О святителе Алексии долго не разрешали ни проповедовать, ни говорить, ведь после войны начались хрущевские гонения на Церковь, когда уже не рекомендовалось рассказывать о заслугах церковных деятелей и святых. Память же о святителе Алексии сохранялась в сердцах верующих людей, в традициях Русской Церкви, в ревности наших исповедников, которые стояли у гроба святителя в Елоховском соборе. Это лампада горит, но не всем еще видна. Поэтому люди мало знают, но об этом нужно говорить, писать в учебниках. Надо рассказывать об этом детям на уроках истории в московских школах в рамках курса «Москвоведение». Ведь у нас есть такой предмет, но если мы откроем учебник, то о великих москвичах там мало что сказано, а ведь одним из них, безусловно, является святитель Алексий.

– Согласна. Вы знаете, я даже как-то в одном из интервью говорила о том, что у нас есть уроки по истории, есть предмет «Основы православной культуры», но их нельзя разрывать между собой. Когда мы действительно говорим о русской истории, то она вся зиждется на православии. История становится без этого убогой, ущербной, неинтересной, дети не хотят ее изучать. Они говорят: «А что там изучать? Советское строительство?»

– Совсем недавно мне в руки попала «Новая русская история» под авторством Бориса Акунина. Этот трехтомник мне подарили прихожане. Я как человек, занимающийся изучением истории, сразу начал листать книги: мне было интересно узнать, что написано о святителе Алексии в этом, с позволения сказать, учебнике. Всего одна строчка! Когда я полистал дальше, то у меня возникла ассоциация, что я держу в руках учебник по всемирной истории, обработанный и выпущенный «Сатириконом» – была раньше такая смешная книга. Мне подумалось, что, может быть, Борис Акунин хотел написать что-то в таком юмористическом жанре и потому выпустил такую книгу? Но на самом деле у автора претензии на историческое эссе, которое у него получилось смешным.

– Вы упомянули о благословении Сергия Радонежского, которое дал преподобный Дмитрию Донскому, но мы забываем о том, что первую победу благоверный князь одержал по благословению святителя Алексия. Ведь победа на реке Воже над татарским отрядом не менее важна, чем успех на Куликовом поле. Это был первый пробный, может быть не такой могучий, но удар по врагам земли Русской. Если так можно выразиться, это была «проба пера».

– Эта победа положила начало другим. Она была самой главной, и на нее вдохновил святитель Алексий, благословив князя Димитрия постоять за Русь, чтобы тем самым преодолеть зависимость от Орды. Победа на реке Воже, хотя и не такая известная, вдохновила русских воинов, заставила их поверить в то, что они могут бить татар. Предостерегла врагов, что нас нужно бояться. Когда в противника вселяется страх, то это уже первый шаг к победе. В этом случае он уже оценивает своего соперника не просто со стороны превосходства силы, но и духа, и когда терпит поражение, у него появляется опасение, что за этим воинством есть потенциал.

– Когда мы произносим имя святителя Алексия, то вместе с этим вспоминаем и Дмитрия Донского. Я бы хотела попросить Вас рассказать, что значил святитель в жизни благоверного князя, одного из самых почитаемых русских князей, которого называют основателем русского централизованного государства. Именно при Дмитрии Донском Московское княжество приобретает достаточно много земель, при князе устанавливается прямое престолонаследие, когда великое княжение переходит от отца к сыну.

– За всем этим стоял святитель. Нужно провести линию, связывающую воедино наших великих князей: Александра Невского, Даниила Московского и Дмитрия Донского. Все они одной ветви, и все они непосредственно очень тесно связаны. Ведь основу Русского государства – Московской Руси – все-таки заложил Александр Невский. Хотя он не имел отношения к Москве, но первым московским князем стал его сын – святой благоверный князь Даниил Московский. Его сын Иоанн Данилович был крестным у святителя Алексия. Когда в семье боярина Федора Бяконта родился первый сын Елевферий, то его восприемником от купели стал Иоанн Калита, сын князя Даниила Александровича Московского, внук Александра Невского.

Все, что происходило дальше в строительстве Святой Руси, Московского княжества, было продолжением того, что начал князь Даниил Александрович по завету своего отца Александра Невского. Наше многострадальное Отечество повидало на своем веку немало, и мы не должны забывать, что XIV век (эпоха святителя Алексия и князя Дмитрия Донского) – это время, о котором мы, к сожалению, мало знаем. Это был удивительный период во всей мировой истории: XIV век унес более 70 миллионов человеческих жизней. Была страшная эпидемия чумы, начавшаяся в Орде. От нее умер князь Симеон Гордый – сын Иоанна Калиты, преставился святитель Феогност, митрополит Московский, в 1353 году. Есть предположение, что и отец Дмитрия Донского Иоанн Иоаннович Красный умер вместе со своей женой и братом в результате продолжавшейся эпидемии чумы.

Святитель Алексий стал наследником, продолжателем дел своего предшественника – святителя Феогноста, мудрейшего человека, образованнейшего богослова, от которого он многому научился. Князь Дмитрий Донской стал великим князем, когда ему было девять лет. В обстановке, когда множество бояр из знатного рода пытались взять власть в свои руки, святитель Алексий не давал этого сделать. Он был регентом, наставником малолетнего князя Дмитрия Донского. Святитель Алексий вырастил его, потом женил на Евдокии, княгине Полоцкой и Суздальской, примирив тем самым враждующих князей и сосредоточив под властью московского князя многие удельные княжества.

Он готовил юного князя к великой миссии, и именно потому то, что свершилось вначале на реке Воже, а затем на Куликовом поле, является заслугой святителя Алексия, сформировавшего образ того самого русского князя Дмитрия Донского, которого мы все знаем, любим и почитаем. Именно святитель стоял у истоков этой семьи, у начала мощного нового государства. Он был гарантом мира: много раз за свою жизнь ему приходилось ездить вместо князя в Орду. Конечно, еще Александр Невский обладал там большим авторитетом. Да, мы знаем, что за это его сейчас упрекают некоторые историки, говоря, что вместо того чтобы дружить с Европой, он дружил с ордынцами и именно поэтому мы откатились в азиатство. Но на самом деле благодаря трудам Александра Невского мы сохранили свою идентичность.

В Орде эта линия московских князей была почитаемой и уважаемой: и Даниил Александрович – один из самых миролюбивых князей, основатель московских монастырей, и князь Иоанн Калита, способный решить очень многие вопросы, сохранили при этом идентичность Русского государства. И вот после них приходит святитель Алексий, который за свою жизнь более пяти раз бывал в Орде. Ему удавалось примирить враждующих, остановить нашествие, тем самым не допустив разорения Москвы.

– Но это же было опасно для жизни! Ведь это не то, что сейчас – сели мы на поезд «Сапсан» и поехали с комфортом. Во-первых, сам путь долгий и тяжелый, а во-вторых, неизвестно, чего можно было ожидать в Орде, когда сами ордынцы часто убивали друг друга.

– Можно вспомнить о чудесном исцелении ханши Тайдулы. Она была женой хана Узбека, который был одним из первых ханов, принявших ислам. Именно с него начинается исламизация Орды.

– А разве не Мамай? Считается же, что он первым принял ислам...

– Нет, он был еще язычником. Ислам начинает распространяться именно с хана Узбека. Ханы Джанибек, Бердибек были насадителями ислама. Это были очень жестокие и беспринципные люди, например Джанибек, который не просто пригласил к себе святителя, а потребовал, чтобы он приехал в Орду и исцелил его мать Тайдулу. Святитель Алексий ехал туда как на смерть, потому что вопрос был поставлен очень жестко: исцеление – значит жизнь, а в противном случае – смерть. Много лет потом ханша Тайдула была покровительницей Руси, благодаря тому чуду, которое было явлено святителем Алексием. Так или иначе, но в Орду пришлось ехать – надо было постоять за Русь. Святитель Алексий долго молился у гробницы своего предшественника святителя Петра, и по его молитвам ему было явлено знамение Божией благодатной поддержки, когда у гроба святителя зажглась свеча. Часть ее он оставил князю, а остаток забрал с собой в Орду. Миссия была успешно выполнена: ханша исцелилась, а Русь получила своего покровителя.

Но, буквально немного отъехав от Орды, не успев добраться до Руси, святитель Алексий узнает о том, что там произошел переворот и хан Джанибек убит своим же сыном Бердибеком, убившим двенадцать братьев для того, чтобы захватить власть. Есть предание, по которому он своего младшего брата, грудного младенца, ударил о землю. Став единовластным правителем в Орде, Бердибек сразу же высказал желание увеличить дань с Руси. Русская Церковь была освобождена от подати, но тем не менее святитель вынужден был вернуться назад, чтобы постоять за свое Отечество. Снова назревал жестокий конфликт, была опасность не успеть сосредоточить силы, необходимые Дмитрию Донскому, которому нужно было еще повзрослеть, собрать рать, привлечь под свои знамена удельных князей... Святитель возвращается назад и добивается успеха. Позже ханша станет жертвой одного из переворотов: когда к власти пришел один из военачальников, убив Бердибека, Тайдулу тоже убили.

– Жестокое было время!

– Святитель Алексий был посредником. Он постоянно ездил в Орду, и Господь хранил его. Святитель дожил до преклонного возраста – почти до 80 лет. Это великая милость Божия ко всей Русской Церкви, что в это тяжелое время ее предстоятелем был Алексий. Какая шла борьба! Князь малолетний. Да и что такое Москва в то время? Бревенчатый Кремль, деревянные постройки, лишь один небольшой каменный Успенский храм в центре города. Москва часто горит. В 1363 году перед венчанием князя Дмитрия она выгорела полностью, и тогда с подачи святителя Алексия строится белокаменный Кремль. И во всем виден святитель! Мы имеем удивительного молитвенника и замечательного святого: рожденного в Москве, выросшего в Москве, получившего образование в Москве, ставшего митрополитом Московским в то время, когда константинопольские патриархи из-за политических интриг часто сменяли друг друга. Святитель Алексий был гарантом стабильности Русского государства. Он не допускал этого. Литовский князь Ольгерд многое бы отдал за то, чтобы святитель Алексий перешел на его сторону. Добиваясь этого, он арестовывал святителя, брал его в плен, не отдавал Киев и не пускал в него Алексия.

Удивительная мудрость, сочетающаяся с благодатью Божией, которая почивала на святителе, дала нам такого великого молитвенника и ходатая за наш город и страну. Если мы будем об этом святом забывать, то будем неблагодарными потомками.

– Можно ли сказать, что преподобного Сергия Радонежского выпестовал святитель Алексий?

– Они были друзья и сомолитвенники.

– Святитель Алексий видел преподобного своим преемником.

– Святитель ему очень много помогал. Преподобному было даровано Константинополем право использовать общежительный устав в своем монастыре. Немногие русские обители могут об этом говорить. Но это же было не просто так, а по ходатайству святителя Алексия. Много и преподобный помогал святителю. Он основывает Андроников монастырь. Кто приезжает туда? Преподобный Сергий. Открывает Чудов монастырь. Кто дает братию для него? Преподобный Сергий.

– А женский Зачатьевский монастырь?

– Да. Это удивительное дело! Сегодня говорят об обновленцах, а святитель Алексий, получается, был «обновленцем»: открыть девичью обитель, совершенно независимую, со своим женским общежительным уставом, было совершенно небывалым делом. И сомолитвенник преподобный Сергий везде его поддерживал. Единственный раз был, когда его не поддержал преподобный, тогда, когда Алексий хотел отдать ему святительство. Сергий сказал, что он уйдет в леса. И ведь преподобный много раз так делал: когда братия досаждала ему, он просто уходил. Святитель Алексий прекрасно знал, что если будет настаивать, то преподобный Сергий так и поступит.

– Так интересно! Я тоже люблю XIV век, потому что для меня это время Евдокии Московской, преподобной матушки Евфросинии, супруги Дмитрия Донского, духовной дочери святителя Алексия, а потом и преподобного Сергия Радонежского. Думаю, что и нашим зрителям было очень интересно погрузиться в исторические глубины, потому что вся наша история, как бы далеко она от нас ни отстояла, всегда очень современна.

 

Ведущая Любовь Акелина
Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать