Таинства Церкви. Выпуск от 25 февраля

25 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– С архимандритом Мелхиседеком, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, мы продолжаем разговор на бытовые житейские темы, а разговор этот, как правило, становится очень интересным, глубоким, серьезным.

– Добрый день, Любовь Сергеевна, дорогие телезрители, братья и сестры, все, кто сейчас смотрит телеканал «Союз».

– Отец Мелхиседек, добавлю по Вашей просьбе, что Вы еще и настоятель подворья Оптиной пустыни – храма Петра и Павла, что тоже в Ясеневе.

Сегодня хотелось бы с Вами поговорить на тему очень сложную, в которой православному человеку не всегда легко разобраться. Мы говорим, что Господь нашу молитву слышит. То есть мы своей молитвой можем что-то выпросить (если возможно так сказать), попросить, исправить свою жизнь, что-то получить, например исцеление, работу и так далее. С другой стороны, нам часто говорят, что «все в руках Божиих, давайте положимся на Бога: как будет, так и будет». Отсюда, вероятно, и знаменитый русский авось. Что такое русский авось? Меня всегда немного смущало, коробило, даже где-то раздражало: что же мы, на русский авось такую великую державу построили? Такого просто быть не может, это произошло действительно по Божьему Промыслу.

Молитва, Божий Промысл: как же нам все это свести? Продолжать ли нам молиться или положиться на волю Божию? Где золотая середина, где это лезвие, по которому надо пройти и не поранить бы ноги?

– Вопрос очень непростой.

– Но он жизненный. Вам наверняка такие вопросы задавали.

– Есть такая мысль: делай возможное, а невозможное сделает Бог. Господь – любовь, Всесовершенство, и нам хочет всякого блага, спасения, добра. Он же и так меня ведет ко спасению, и знает лучше, что мне нужно.

Действительно, здесь надо разнести внешнюю жизнь и внутреннюю. Когда Вы мне вечером позвонили, сказали, что будет такая передача, и задали этот вопрос, я тоже долго не мог найти на него какого-то ответа. И вдруг сейчас вспомнил молитву «Отче наш». Следите внимательно:

«Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…» Все три вещи относятся не к внешним обстоятельствам жизни, а к внутренним. Бог дает в нашей внешней жизни все то, что нам полезно, и обстоятельства в жизни, в которых мы порой тоже не разбираемся, но понимаем: что Бог ни делает – все к лучшему. Это касается внешних обстоятельств жизни. Но наш внутренний мир Бог без нас изменить не может, и в этом плане нужна молитва. Мы доверяем и отдаем Богу внешние обстоятельства жизни: сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

У старца Паисия спрашивали:

– Батюшка, а Вы вот об этом молитесь?

– Нет.

– А об этом молитесь?

– Нет.

– О здоровье, о келье, о деньгах, еще о чем-то, о внешних обстоятельствах жизни молитесь?

– А зачем Богу докучать такими мелочами? Он Сам лучше знает, что мне полезно.

Но о любви, о долготерпении, о всепрощении, о доверии, о надежде мы должны молиться. И мы должны показать свое расположение: «Господи, я так больше жить не хочу. Наоборот, с завтрашнего дня я хочу жить именно так: да святится имя Твое…»

Что значит «да святится имя Твое»? Чтобы мы не забывали имени Божьего, чтобы мы всегда помнили, что Господь над нами и внутри нас. Один священник, отец Алексий, высказал потрясающую мысль: «Нам всем надо помнить, чувствовать и когда-нибудь понять, что Бог смотрит на нас не только сверху, но и изнутри».

– И все видит.

– Так вот, изнутри надо менять мир, чтобы там было имя Божие: в уме, в сердце, в делах, в поступках. Потому что, как говорят святые отцы, все должно освящаться Евангелием. Мысль, слово и поступок: по-Божьему или не по-Божьему, по белому или по черному, по добру или по злу? Всегда должна идти оценка.

Спрашивают: как обычные люди стали святыми? Трезвение. Что такое трезвение? Мысль, что мы под Богом ходим, сделала их святыми. Они не позволяли думать против Бога и ближнего, говорить против Бога и ближнего и делать против Бога и ближнего.

«Да приидет Царствие Твое». О чем мы молимся, говоря «да приидет Царствие Твое»? Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». Когда внутри спокойствие, мир, всепрощение, не осуждение, не эгоизм, а альтруизм, служение – это Царствие внутри тебя, ты – чадо Божие. Впереди нас ждет вечность, и если ты будешь по-Божьи, по-христиански жить, у тебя уже Царство Божие будет здесь, внутри. В чем хорошее настроение? Ты поднимаешь настроение кому-то – и у тебя хорошее настроение. Ты испортил настроение кому-то – и у тебя испортится настроение стопроцентно.

– Но «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

– Совершенно верно. Но только после чего? Только после трех прошений, которые говорят о внутреннем мире. Как раз в этом и необходимость молитвы: чтобы мы показали, что мы желаем, стремимся, хотим быть другими. Падаем – встаем, падаем – встаем, и так ползем, хоть чуть-чуть наступая на свою гордыню, эгоизм, начиная вводить ближнего в свой круг жизни; не себя ставя в центр жизни, а стараясь поставить другого человека. Вот на это может уйти вся жизнь, и уходит вся жизнь. Порой люди так и не добиваются поставленной цели, но в ней есть определенный смысл.

Еще очень важная мысль: молящийся перестает грешить; грешник перестает молиться. Человек в молитве уже не может и не должен врать: «Господи, дай мне мир с этим человеком», а на самом деле Он знает, что ты никакого мира не хочешь, что ты сам к этому не готов, не можешь до конца простить. Поэтому врать не надо, ты сам для этого еще не созрел. Ты молишься о том, чтобы тебя простили, но сам простить не готов. Ты хочешь, чтобы с тобой помирились, но сам еще мириться не хочешь. Ты хочешь, чтобы тебя любили, но сам еще не готов ответить в полноте на эту любовь. Поэтому когда человек встает на молитву, он понимает, что здесь неискренность уже не пройдет.

И наоборот, человек, который совершил тот или иной грех, перестает молиться. Почему? А потому что стыдно. Кто-то из мудрых людей сказал, что многим хотелось бы, и им даже было бы лучше, чтобы Бога не было.

– Так удобнее.

– Так удобнее. Почему сейчас протесты, например, вокруг Исаакиевского собора? Потому что переступили через черту: да пусть не будет… А тогда все оправдано, тогда все можно.

– Причем знаете, с какими интересными лозунгами вышли?

– С какими?

– Не укради. Простите, а Исаакиевский собор-то был построен Петром I в честь своего покровителя Исаакия Далматского, в день которого он родился. Это церковная собственность, которую, извините, украли совершенно незаконно. И люди выходят с лозунгами «Не укради». Ну что такое?

– Все сейчас кричат, стучат: Гаагский суд, Гаагский трибунал, права человека и прочее, и прочее. Если мы говорим о справедливости – церковь построена для молящихся людей, это же не музей. Мало того, если Исаакиевский собор по своему статусу красоты, внутреннего наполнения достоин быть музеем, достоянием всего мира, он и будет достоянием всего мира, только еще наполнится содержанием и смыслом, для которого он и был воздвигнут. «Дом Мой домом молитвы наречется». А из него сотворили вертеп разбойников. Но прежде всего это дом молитвы.

– Так надо же шампанское пить на гульбище храма. А теперь этого не будет.

– Об этом я не знаю.

– Ну как же? Можно было подняться, сфотографировать, выпить шампанское. А теперь: как же без шампанского?.. Мне кажется, что мы здесь должны проявлять, естественно, терпение, любовь, но и некую твердость, постоянно напоминать людям, что все же храм для Бога, и строился для людей. Если сейчас не будут взимать плату за вход в Исаакиевский собор, так кому от этого хуже? Тем более что музею, насколько я знаю, уже отвели новое помещение, то есть губернатор Санкт-Петербурга дал им…

– Не будет все бездумно, не будет по живому. Все будет в разумных рамках и границах, и постепенности, которая должна быть.

Но мы сейчас не об этом, мы сейчас говорим о смысле молитвы. Мы молимся, но Господь же все равно знает, что нам лучше. В чем тогда смысл молитвы? Дело в том, что свои человеческие прошения, свои мысли мы можем и должны выражать, излагать, просить. Почему? Потому что то, что дается даром, то и не ценится. Если бы обстоятельства у человека складывались в его пользу, он бы не понимал прямую взаимосвязь между своей молитвой, прошением, между собой и Небом.

Еще мне понравилась одна мысль: если бы на все наши молитвы были ответы, то это была бы переписка, а не мольба. Все молитвы, безусловно, услышаны, все, безусловно, дошли, но не все мгновенно исполнены и не на все молитвы было отвечено. И все же то, что человек «был на связи», имел собеседование с Тем, Кого он любит, – это уже чрезвычайно важно.

Как можно понять влюбленных людей, которые часами говорят о чем-то? О чем они целый вечер беседовали? Влюбленных понять невозможно, но из-за того, что они любят, они и общаются.

А что такое молитва? Молитва – дыхание души, молитва – собеседование с Богом, общение с Тем, Кого ты любишь. Старец Паисий однажды сказал: «Бог очень хочет, чтобы Его дети беседовали не только друг с другом, но и с Ним». И молитва – это и есть беседа с Богом, которая нужна нам самим. Это примитивно, когда молитва состоит только из прошений. Кстати, Василий Великий дает некий алгоритм, из чего молитва вообще строится. Она может быть любая. Мы не какие-то эзотерики, когда нужны те или иные слова, правильность соблюдения формы. Дух дышит где хочет, и не мерою Бог дает Духа. И в молитве важнее сердце без слов, чем слова без сердца.

– «Даждь Мне сердце твое», да?

– Конечно. Поэтому когда у тебя сердце без слов, когда одни благодарные или покаянные мысли, ты не перечисляешь, а просто говоришь: «Господи, милостив буди мне, грешнику». Недавно была Неделя о мытаре и фарисее. Что там было? Там было сердце без слов: «Господи, милостив буди мне, грешнику». А у фарисея, наоборот, – слова без сердца: «Я пощусь, даю десятину, я не такой, как прочие грешники, прелюбодеи, или этот мытарь».

Однажды ко мне на исповедь пришла маленькая девочка лет семи и говорит по листочку, что разбрасывала игрушки, не слушалась маму, обижала брата, не доела кашу, нагрубила бабушке и обидела кошку. И в скобках: но кошки у меня нет. Я ее спрашиваю: «А как тогда понять этот листочек?» Она тогда говорит: «Да я у Таньки списала». Вот это как раз слова без сердца. А может быть – сердце без слов.

– С Вашей точки зрения, когда детей можно учить молитве? Вы сейчас привели пример, наводящий на мысль, что дети еще не созревают для покаяния? А значит и для молитвы?..

– Так все это сложно...

– А ведь детям восьми, девяти лет надо исповедоваться по канонам.

– Секрет воспитания и научения детей – это, конечно, родители, и ведь как раз когда они могут учить без слов. Потому что «слова назидают, но лишь дела влекут» – сказал один из великих людей. Когда ребенок увидел пример матери или отца в поведении, разговоре, общении: кидает тарелку или не кидает, прерывает разговор или не прерывает, уступает или не уступает… Утреннее, вечернее правило, или просто мать мимо иконки прошла: «Господи, благослови», или отец перекрестился – вся внутренняя жизнь родителей, весь их внутренний мир будут прямой проекцией на детей. Кто-то сказал: не ругайте детей, это полное ваше продолжение, отображение, ваше зеркало. Дети – это или ваша вина, или ваша радость. Поэтому самое действенное воспитание – это, конечно, пример. Лучше не называться и быть, чем называться и не быть.

– У нас родители часто срывают зло на детях. В магазине, метро, или еще где-то, бывает видно, что у матери плохое настроение, – и шлепки, крик… Я была в разных странах, и ни в одной стране не кричат на детей так, как у нас. То ли это от внутреннего накопления проблем, или от чего-то еще?.. И рядом беззащитный ребенок...

Приведу пример. Недавно снимали фильм об одном храме. Потрясающая служба, пели «Единородный Сыне» как гимн. Редко где поют «Единородный Сыне». Это было что-то великолепное. Выхожу из храма, стоят, как всегда, люди, просят копейку. И одна женщина (заметьте, после службы) безобразно кричала на другую за то, что та собирает копейку.

– Это исключение, редчайший случай, просто аномалия. Такого у нас в жизни не бывает, я ни разу не видел.

– Бывает, батюшка.

– Нет, не бывает.

– Поспорю с Вами. То есть как? Это как раз то самое фарисейство?

– На эту тему вообще не надо говорить, это просто сумасшествие, человек перепутал цирк с церковью. Это уже такие аномалии, которых мы касаться не будем. Внимай себе. Мы должны отвечать за нашу внутреннюю жизнь. Единственный человек, за которого мы в ответе, – это мы сами. И как говорил Сент-Экзюпери, за тех, кого мы приручили.

Поэтому, возвращаясь к нашей теме, необходимы и молитва, и доверие Богу. Есть такой совет: мы все выразили, все сказали, обо всем помолились, но обязательно надо поставить большую запятую и добавить: «Но не моя воля, но Твоя да будет». Делай что должен, и будь что будет. А будет то, что Бог даст. Сделай все возможное, а невозможное сделает Бог.

Поэтому ты можешь просить о внешних обстоятельствах жизни (они самые разнообразные), но о времени их исполнения, и вообще исполнения, доверься Богу, Он лучше знает. Мы не чурбаны и не бесчувственные существа, у нас тоже есть свое представление, как лучше, полезнее, необходимее. Мы не можем всегда говорить: пусть течет, как течет. Ты сегодня можешь сделать одно дело, а можешь другое – это зависит от тебя, планы зависят от тебя. Но исполнение – зависит уже и от тебя, и от Господа.

Однажды епископу Василию (Родзянко), с которым я имел счастье общаться, сказали: «Владыка, какой Бог, какой Божий Промысл, какая Божья воля? Это так сложились обстоятельства, человеку просто повезло». Он ответил: «Знаете, я заметил: случайности и совпадения почему-то прекращаются, когда я перестаю молиться». Прямая взаимосвязь между случайностями, совпадениями и прочее. И благодарное сердце в этих событиях после молитвы начинает видеть и усматривать руку Божию, Промысл Божий, тот самый негласный ответ через обстоятельства жизни.

Еще один великий человек сказал, что случай – это псевдоним Бога. Случайность, совпадение – это Божий ответ на нашу молитву. Вот 6 февраля у нас было 20-летие со дня основания подворья Оптиной пустыни. Есть человек, ответственный за молодежное движение в храме Покрова Пресвятой Богородицы, – раба Божия Лия. И не в какой-то другой день, а именно в этот день 20-летия подворья после Литургии Лия едет в роддом и в день памяти блаженной Ксении рождает девочку, которую называют Ксенией.

– Какое чудо! Мы ее поздравляем.

– И помолимся все вместе, потому что со здоровьем у младенца Ксении некоторые проблемы. Но разве это случайность, совпадение? Это Промысл и воля Божия – на день Ксении родиться Ксении.

– Можно добавлю к этой же теме? В храме Евфросинии Московской супружеская пара прихожан пятнадцать лет не могла иметь детей. Жена пришла в храм и начала работать во славу Божию (а семья была обеспеченная), и представляете, на 30 мая, на праздник Евдокии Московской, у них родилась девочка.

– Это Промысл Божий.

– Пятнадцать лет не было детей! И года не проработала в храме во славу Божию – и родилась девочка. Ведь куда только не ездили: и по заграницам, и по врачам. А Врач оказывается рядом, в Москве.

– Вот это и ответ на молитву. Если бы девочка появилась просто так, на четырнадцатый год, никто и не задумался бы, что это Бог подарил ребенка.

– Именно на день Евфросинии.

– Поэтому вот для чего молитва: чтобы мы понимали, что есть Тот, Кто отвечает на молитвы. Вот для чего любовь: чтобы знали, Кто нам дал любовь и от Кого она исходит. Пусть имя Божие святится, хлеб насущный прибавляется, а долги мы оставляем, чтобы и нам долги оставились.

Вот тот небесный, духовный алгоритм, который дал Господь: сначала о внутреннем мире, а потом уже о внешнем. А о внешнем: сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

– Спасибо огромное, отец Мелхиседек. Очень интересная беседа. Одну из следующих программ давайте посвятим внешним вещам, поговорим о том, кто такой богатый человек, что такое деньги в современном мире. Тема интересная, и в Интернете стали много об этом рассуждать. Мы с Вами на многочисленных исторических примерах наших боголюбивых купцов, боголюбивой аристократии поговорим о том, что такое деньги в современном мире.

– Хорошо. До встречи!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать