Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 30

23 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Сегодня мы продолжаем разговор о таинстве Божественной Евхаристии с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы.

– Да, попробуем. Мы в прошлый раз уже говорили о преложении (пресуществлении) Святых Даров. Но все же я считаю возможным нашу беседу начать именно с этого, и постепенно закончить эту тему о таинстве Божественной литургии, таинстве таинств, ради которого существует Церковь:  только в Церкви она может совершаться.

Я напомню, священник (предстоятель) храма молится, чтобы снизошел Святой Дух на Дары, чтобы хлеб стал Телом Господним, а вино – Кровью Господней. Очень жалко (я все время возвращаюсь к этой теме), что часто и в основном священнослужители все молитвы, которые (если позволительно так сказать) участвуют в этом таинстве, читают негромко, и приход, который участвует в совершении Божественной литургии своей молитвой, не слышит дивных молитвенных слов, связанных с этим таинством. Сейчас такая широкая издательская деятельность и при Патриархии, существуют и частные издательства, которые стараются издавать духовные книги, и я рекомендую найти и приобрести для себя служебник. Но не просто служебник, потому что служебник все-таки вмещает в себя и утреннее, и вечернее богослужения, и Божественную литургию святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова. А есть служебники, которые касаются только лишь Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста (или только лишь Божественной литургии святителя Василия Великого, или только лишь Божественной литургии святителя Григория Двоеслова).

Поэтому, дорогие мои, приобретите для себя служебники и стойте с ними на службе, безусловно, не произнося священнических возгласов, но слыша их и читая за этими священническими возгласами молитвы, которых вы не слышите. Для большинства прихожан Божественная литургия оказывается совсем не понятной. Хотя молитва существует и помогает священнослужителям в таинстве Божественной Евхаристии, тем не менее, прихожанин остается в неведении о том, что читается, как читается. А когда мы будем вооружены служебниками, безусловно, наше участие будет более плотным, и мы будем вместе с предстоятелем и священнослужителями алтаря растворяться в этих дивных молитвах, связанных с таинством Божественной Евхаристии и Литургии.

Я снова повторюсь: после того, как священник возносит Дары и восклицает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, хор поет: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». То есть мы поем и восхваляем Господа, Который в лице Сына Божия оставил нам Божественную литургию. Хотя, я повторяю, во всей Божественной литургии участвуют, и мы прославляем всю Пресвятую Троицу: и Бога Отца, и Бога Сына, и Бога Духа Святого – Каждый участвует в этом замечательном дивном таинстве.

И вообще, ведь нам нужно постоянно благодарить Господа: не только за таинство Божественной литургии, которое Господь оставил нам на земле, но и за все таинства и все благодеяния, оказываемые Господом нам, человеческому роду, за все скорби, болезни, потрясения в нашей жизни, которые также учат нас этому узкому пути, что ведет в Царствие Божие. Ведь путь действительно узок, и мы много в человеческой жизни страдаем, множество несчастий переносит и переживает человечество. Но и к этим несчастьям нужно относиться с благодарностью. Есть даже такая поговорка: нет худа без добра. Если мы начинаем понимать и благодарить Господа за все нестроения, происходящие в нашей жизни, то обязательно, рано или  поздно, мы получим от Бога утешение, рано или поздно мы поймем, хотя бы отчасти, может быть, не глубину этого процесса, почему это с нами произошло, но приоткроется как бы некая тайная завеса глубинного смысла, связанного с вождением Богом нас на пути к Царствию Божьему.

Так что, мы восхваляем Пресвятую Троицу, и в особенности во время Божественной литургии и во время Божественной Евхаристии. После того, как лик (хор, аа мы вместе с хором, потому что лик олицетворяет нас, прихожан, но, так как многие из нас, как и я, безголосые, хор заменяет нас) поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», священник читает молитву...

В Греции, мне говорили, такая практика: допустим, священник сказал возглас, хор пропел в ответ на этот возглас, и после пения, когда хор заключает последнее слово в том или ином воспевании Бога, священник начинает велегласно читать молитву. То есть в греческих храмах воцаряется тишина, и священник читает молитву. У нас немножко другая практика – мы читаем эти молитвы во время пения хора.

После этого пения, после этого дивного благословения и благодарения Бога, священник молится:«Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия...». То есть ниспошли Духа Твоего Святого на нас всех, в первую очередь, на тех, кто совершает эту Божественную литургию. Здесь как бы акцентируется даже внимание на этих смыслах: приносим Тебе словесную службу и бескровную службу. То есть службу, не связанную с заколанием тельцов, или козлов, или птиц небесных, или еще кого-то из живых существ, населяющих нашу землю, а именно бескровную жертву. И словесную службу, потому что мы словами призываем Духа Святого, именно словами прославляем Бога, а не какими-то жертвами.

И, кстати говоря, касаясь словесной службы, я бы хотел сказать, что мы всегда должны эту словесную службу нести в мире человеческом, чтобы ни одного гнилого слова у нас не было, чтобы люди перестали ругаться нецензурными словами и просто не произносили неприличных слов,  не называли друг друга разными неприятными именами, а  своими словами старались нести только любовь, только понимание и великодушие. Мы должны помнить призыв апостола Павла: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте. Вот в этом должна заключаться наша словесная служба. Но здесь, конечно, касается молитвенного состояния души, которое выражается в молитвенных словах и нашем стоянии.

«Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия...». Если Господь не ниспошлет Духа Святого, то таинство не совершилось. Я, кажется, в прошлый раз вспоминал, как одного священника обличили перед архиереем в том, что он иногда не 3 раза произносил молитву призывания Духа Святого, а  4–5 раз. Архиерей вызвал этого священника, спросил, почему тот иногда по нескольку раз, вместо трех, читает молитву призывания Духа Святого, и попросил служить Божественную литургию. Священник служил, а потом, уже после причащения, сказал: «Иногда я прочитаю молитву один раз – и сойдет Дух Святой, а иногда читаю три раза, а Дух Святой не сходит. Поэтому я призываю еще и еще раз, до тех пор, пока не увижу, что Дух Святой сошел на Дары, и Дух Святой прелагает хлеб в Тело Христово, а вино – в Кровь Христову».

Далее трижды читаются прошения третьего часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Мы, к сожалению, не зрячие, но, когда я читаю эти молитвы, у меня мурашки по коже бегут. Я не вижу, но чувствую, что действительно благодать Божия сходит на Дары. Даже какое-то особое психосоматическое состояние во время снисхождения Духа Святого на Дары.

Мы уже в прошлый раз говорили, что в Католической Церкви этого призывания нет, и для католиков заканчивается Божественная литургия после того, как священник сказал: Сие есть Тело Мое Новаго Завета, за вас ломимое... Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, за вас изливаемая... Они себя ощущают как бы образами Христа, наместниками Христа на Земле, поэтому заканчивают Божественную литургию таким образом. А мы – через призывание Духа Святого на Дары.

После того, как трижды священник призывает Духа Святого, если он один служит, он произносит слова: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего (то есть преложи этот хлеб в честное Тело Христа Твоего). А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего (то есть вино преложи в Кровь)». И последний возглас, связанный с этим таинством: священник своею рукой благословляет уже Тело и Кровь Господню, благословляет вместе дискос и Чашу с Кровью Господней, со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Наверное, в этот самый момент совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню.

Если диакон служит, диакон обращается к предстоятелю и говорит: «Помяни мя, святый владыко, грешнаго». И предстоятель отвечает ему: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Мы все, стоя на литургии, должны понимать, что вокруг нас собрались сонмы ангелов, что алтарь – это Небо на земле, что в этот момент алтарь есть образ Царствия Божия. В этот момент, как никогда (конечно, Господь всегда с нами), вся полнота Пресвятой Троицы находится рядом с нами.

Я все время думал о том, что это за слова такие Иоанна Крестителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. И Господь Иисус Христос такие же слова произносит. А мы здесь уже в Царствии Божием. Да, приблизилось, потому что Господь пришел искупить первородный грех человеческий, и тем самым открыл врата в Царствие Божие, до тех пор закрытые после первородного греха Адама и Евы. А здесь уже мы искуплены Божественной Кровью Христа, мы искуплены Крестной Жертвой, уже открыты врата в Царствие Божие, и здесь уже мы находимся в Царствии Божием.

Поэтому священник говорит: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». То есть сейчас, здесь тебя Господь поминает.

И дальше священник читает замечательную молитву: «Якоже быти причащающимися во трезвение души...». Что такое «трезвение души»? Это душа, которая находится в постоянном добром делании, и должна находиться в постоянном добром делании. Одно дело – пьяный человек, у которого непонятно, что и как совершается. А здесь слово «трезвость»: чтобы все было выверено, чтобы все было основано на Господе, чтобы ум наш не помрачался вместе с душой, чтобы мы всегда были направлены на службу Господу не только своими словами, но и делами, потому что вера без дел мертва. А самое большое дело для христианина выражено в словах Господа Иисуса Христа: По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Самое большое, самое важное и главное дело, которое мы должны совершать здесь, на земле, проживая эту жизнь, – это стремление к любви и к ее плодам.

«Якоже быти причащающимися во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение…» И опять о Духе Святом. Почему? Дух Святой животворит, творит жизнь, и без Духа Святого мы умираем. Неслучайно в замечательной беседе Николая Александровича Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским о цели христианской жизни, преподобный Серафим Саровский говорит, что «истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа» .

«...во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение...» –  чтобы мы были наполнены уже здесь, на земле, не только благодатью Святого Духа. А раз мы будем наполнены благодатью Святого Духа, безусловно, мы испытаем в себе, что такое блаженство Царствия Божия, о котором, как свидетельствует апостол Павел, якоже есть писано: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его.

Священник продолжает молиться: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших (то есть мы приносим словесную службу о всех верующих, которые почили), праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся».

Почему священник читает эту замечательную, дивную молитву во время Божественной литургии? Да потому что на их жизни, на костях этих святых утверждается и укрепляется наша православная Церковь, а значит, и таинство Божественной Евхаристии.

– Спасибо большое, отец Владимир!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать