Таинства Церкви. О справедливости

21 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Сегодня с архимандритом Мелхиседеком мы говорим о справедливости, мы давно обещали разговор на эту тему: что такое справедливость, присутствует ли она вообще в нашей жизни, жизни человеческой?

Хочу прочитать одни строчки: «Нет правды на земле, но правды нет и выше» (А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»). Сальери ведь думал, что он поступает по справедливости, по правде. То есть для него справедливость и правда – это синонимы. Он отравил (по версии Пушкина, естественно) Моцарта, потому что полагал, что это справедливо. Что не должен был Моцарт расплескивать свой талант, свое искусство на чернь, как он полагал: «Ты с этим шел ко мне, а остановился с каким-то бродяжкой»…

Так что же такое справедливость? «Нет правды на земле, но правды нет и выше» – то есть для Сальери была справедливость земная и справедливость небесная, он полагал, что это разные вещи.

– Во-первых, этот персонаж для нас не может являться авторитетом.

– Многие из нас Сальери по сути своей.

– «Правды нет и выше» – это неправда. Самая большая правда у Бога, и самая большая справедливость – милосердие – у Бога. Само понятие справедливости чрезвычайно тонкое.

– Мы в храме обычно просим: «Господи, Ты нас суди по справедливости». А что будет, если Господь будет судить нас по справедливости?

– Исаак Сирин сказал: «Если бы Бог судил нас по справедливости, мы сейчас все были бы в аду, и этот мир перестал бы существовать». Иоанн Златоуст говорит: «Ты называешь Бога справедливым? Какая же это справедливость: люди распяли Его Сына, а Он простил, милует, спасает, питает, греет и дает нам жизнь». Бог и справедлив и милосерд. Поэтому и в нашей жизни важно совмещать эти понятия.

– То есть нам надо вообще понять, что такое справедливость. Потому что мы все время считаем, что к нам кто-то несправедливо относится.

– Кто-то из мудрых людей сказал: «Не может быть справедливости там, где нет закона». Поэтому мы можем определить, справедливо или несправедливо, ориентируясь на что-то, на закон.

– В земной жизни?

– Есть несколько справедливостей: юридическая, евангельская, ветхозаветная, новозаветная, христианская. Важно в разные моменты включать разную справедливость.

– Получается, есть земная справедливость, и, как Вы говорите, мы должны жить в рамках закона.

– Простой пример. Вспомним псалмопевца Давида, который в своей жизни был великим полководцем и уничтожал народы, которые не почитали истинного Бога, язычников, которые поклонялись идолам и приносили человеческие жертвы. Он истреблял их десятками тысяч, и это было справедливо с точки зрения Ветхого Завета.

Мне в школе задали вопрос: «Какая же равноапостольная Ольга святая? Когда варягов взяли на ладьи, перед этим были выкопаны ямы, и всех варягов живьем закопали. Еще она отпустила воробьев с привязанной к хвостам горящей паклей, и всю деревню сожгла». Прочитает простой ребенок, воспитанный по понятиям справедливости: у Ольги убили одного мужа, а она в отместку за него убила все племя. Это справедливо или несправедливо? А этот вопрос задала девочка, воспитанная уже в евангельском духе, обыкновенная российская школьница, может быть, даже не знающая Евангелия, но уже понимающая, что это несправедливо.

По языческой ветхозаветной логике это было справедливо. Но после крещения Ольга стала другим человеком, и мы ее прославляем не за эти «подвиги», а за то, что она кардинально изменила свою жизнь. Так же как и ее внука, равноапостольного князя Владимира, до принятия православия ужасного язычника, мы прославляем не за прежние поступки.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Овца не будет увенчана (награждена) за то, что она овца, то есть за кротость, потому что это ее природное состояние. Если волк сделается овцой – он за это будет увенчан». То есть если внутренний характер подобен волку, но благодатью Божией, работой над собой и участием в Таинствах человек переменится, то он за это будет увенчан.

Есть Божественная справедливость: как Бог относится к нам. Есть справедливость человеческая: как мы относимся друг к другу в повседневной жизни. Есть справедливость юридическая: как мы поступаем относительно тех или иных юридических законов, которые существуют в нашей жизни, и здесь справедливость тоже варьируется. Например, за одно и то же преступление нет одного срока, есть диапазон: от двух до семи лет, или от трех до восьми лет, или от десяти до пятнадцати лет. Для чего это? Для того, чтобы поступить справедливо.

– Учитывая обстоятельства.

– Совершенно верно: учитывая обстоятельства. Даже юридический жесткий закон подразумевает некую справедливость, некое снисхождение, учет ситуации в тех или иных обстоятельствах. Почему? Чтобы не поступить несправедливо. К примеру, человек украл какую-то сумму денег, за это положено такое-то наказание и ему строго это предписали. Такого нет. Есть разные обстоятельства жизни, которые учитываются. Или аварии: возникает масса вопросов...

– Пьяный был или нет. Если пьяный – это отягощает наказание.

– Поэтому наши законы в духе христианской морали и христианской нравственности. Возьмем Ветхий Завет: око за око, зуб за зуб. Строгое предписание, строгое наказание.

– Но не более того, да?

– Никакой амплитуды.

– То есть не два ока, не два зуба, а именно одно.

– Совершенно верно. Но мы-то с вами не судьи, не прокуроры, не адвокаты и не подсудимые. Поэтому с юридической справедливостью мы когда-то сталкиваемся, но не каждый день. Божественная справедливость нас касается каждый день. А если говорить о человеческой справедливости, то мы каждый день должны рассуждать: справедливо мы среагировали или нет. Например, простая бытовая ситуация: сын сделал что-то не то. По справедливости ему надо высказать, что он поступил нехорошо. И мать должна поступить справедливо: обличить его, наставить, подсказать, а может быть даже и наказать, в чем-то ущемить, урезать и прочее. И каждый раз надо задаваться вопросом: справедливо это будет или нет, адекватно или нет? Если человек тебя обидел, адекватны ли будут твои ответные слова, твое поведение, твое настроение? И еще. Мы всегда хотим, чтобы с нами Бог поступал справедливо…

– С нашей точки зрения.

– Мы понимаем, что достойны наказания (если мы совестливые нормальные люди), но хотим, чтобы Он поступил справедливо и милосердно. И здесь возникает такая ситуация: мы тоже должны поступать справедливо, когда от нас зависит судьба других людей. Например, один кинооператор или журналист без конца ездит во все командировки, успевает три сюжета снять, а другой за тот же промежуток времени успевает в одной командировке побывать и снять всего один сюжет. Справедливо ли будет каждому из них платить ежемесячно по двадцать тысяч рублей, хотя в договоре это и оговорено? Со стороны сотрудника несправедливо не выполнять свои обязанности, а со стороны директора несправедлива «уравниловка». Если одну и ту же работу один сделал наилучшим образом, а другой ее сделал…

– Кое-как.

– … просто сделал. Поэтому мое личное мнение, что зарплата – это ущербная форма оплаты труда. Должна еще обязательно подразумеваться премия, чтобы было справедливо. Если человек сделал чуть лучше, по справедливости его надо наградить. Я так считаю.

Поэтому мы всегда должны быть в таком настроении и духе: справедливо или несправедливо? Потому что для начальствующих есть страшные вещи в Священном Писании: плата, удержанная у работника, вопиет на небо. То есть начальник должен поступить справедливо: если работник не заработал, но зарплата оговорена – отдай. Это ты как главный пропустил, недосмотрел. Но тому, кто сделал сверх, по справедливости надо будет доплатить.

По поводу обид: нам показалось, что нас несправедливо обидели.

– Я хотела спросить. А мы сами к себе справедливо относимся: к своим талантам, дарованиям, поступкам?

– Мы считаем, что мы во всех обстоятельствах поступаем справедливо; мы так про себя думаем.

– И что нас все время недооценивают.

– Во всяком случае, что несправедливо к нам относятся. Почему? Нет должной любви, уважения, почета, благодарности…

– Заработной платы.

– Да, заработной платы (денег много не бывает). Кстати, один губернатор мне сказал, что деньги – это зло, но потом поправил: «Но когда их больше – зла меньше». А я его дальше поправил: «Когда они в надежных руках».

– Хороший у вас диалог был.

– Люди немножко перепутали и под счастьем понимают материальное благополучие. Счастье – душевное здоровье, а люди перепутали его с достатком. Поэтому по отношению к себе они поступили несправедливо. Человек думает, что с помощью денег он решит проблемы, но от денег (когда их станет больше) появятся другие проблемы.

Поэтому все находится внутри нас, и мы должны относиться к жизни справедливо. Каким образом? Что мы недостойны никакой справедливости по отношению к себе от Бога и людей, и поступки каждого человека в отношении нас: маленькое добро и маленькое внимание, надо рассматривать через увеличительное стекло, а на кажущуюся нам несправедливость смотреть через уменьшительное стекло.

Если мы на все будем смотреть одинаково, без всяких стекол, тогда наша жизнь будет несчастной и неправильной, потому что мы будем думать, что все должно быть по правде, а сами мы по правде не поступаем. Поэтому маленькую благодарность в отношении нас мы должны возводить в квадрат, а кажущуюся несправедливость постараться пропустить мимо ушей, не заострять на этом внимания. Потому что мы сами несправедливы…

– То есть у нас, христиан, такое понятие как справедливость по отношению к себе вообще должно отсутствовать?

– Наоборот. По отношению к себе мы должны быть прокурорами, а по отношению к другим – адвокатами. То есть нужно от себя требовать справедливости. А от других людей мы можем требовать к себе справедливости, мы должны мечтать об этом, но требования к этой справедливости должны быть как можно меньше.

– В таком случае мы должны больше думать о таком понятии как Божественный Промысл?

– Нет. Мы должны в человеческих отношениях руководствоваться не справедливостью, не мерой, не весом, не законом «ты – мне, я – тебе» – мы должны руководствоваться любовью. Справедливость у христиан должна уходить на второй план, потому что у нас превалирует любовь. Отношения «ты – мне, я – тебе» справедливы, но здесь нет любви.

Меня потрясло выражение старца Паисия: «Если праведнику скажут, что все места в раю заняты, то он ответит: “Я все равно буду любить моего Бога, я все равно буду жить по-Божьему”». Потому что христианин не справедливости ищет: чтобы за его дела быть награжденным в Царствии Небесном, хотя вроде бы это справедливо. Но если человек руководствуется только этой справедливостью, то это жизнь не в духе, не в Боге и не в любви. Это жизнь наемника.

– Получается жизнь по корысти? Я буду жить хорошо для того, чтобы…

– Вот именно. С человеческой точки зрения это справедливо: за работу получить плату. Но с христианской позиции мы подвизаемся не для того, чтобы получить награду за то, что сделали. Мы все равно знаем, что все будет по милости Божией. И к людям мы должны относиться, не ища в них благодарности за наше внимание, любовь, доброту, расположенность, дружбу, доброжелательность. Если мы будем искать ответной реакции, то есть справедливой реакции…

– Мы же хотим, чтобы нас поблагодарили.

– …тогда это корысть. Еще такая мысль: мы должны быть выше справедливости, мы должны искать любви. Нам нужно самим поступать по любви. И если человек нам сделал маленькое дело, то мы должны сделать большее, а не адекватное этому. А не так, что нам подарили что-то, мы в ответ подарили равноценное, человек сказал: «Спасибо», и мы сказали: «Спасибо». Мы всегда должны быть выше. Мысль такая: «И язычники любящих их любят» – это справедливо, а Господь говорит: «А вы любите ненавидящих вас». Это не справедливо, это уже больше – отношения по любви. Поэтому на нашем бытовом уровне должна быть не справедливость, а любовь.

А в юридическом отношении, безусловно, должна быть справедливость, потому что мы как граждане должны соблюдать правила дорожного движения, меры безопасности. В человеческих отношениях свою профессиональную работу, за которую нам платят деньги, мы должны выполнять справедливо, не обманывая, даже если никто этого не увидит. Такая ситуация: рабочие делали ремонт. Должны были ободрать старые обои и поклеить новые. Я прихожу – все поклеено. Спрашиваю: «Все сделали, как договаривались?» – «Да». Говорю: «Отдирайте обои». – «Как? Мы же все сделали?» Я говорю: «Отдирайте за мой счет». Отрывают новые обои, оказывается, они старые обои не ободрали. Справедливо они сделали?

– Нет.

– А я их за это наказал. Справедливо я сделал или несправедливо?

– Справедливо. С юридической точки зрения.

– И с юридической, и с человеческой. Почему? Чтобы на мне эта цепочка прекратилась, чтобы они поняли, что когда-нибудь «налетят» на такого заказчика. Эта ситуация не страшна. А если дело касается безопасности самолета, медицинской техники, лекарств, контрафактной продукции? Когда вы на своем месте исполняете свои профессиональные человеческие обязанности, поступайте справедливо.

А возьмем человеческие отношения. Например, сын сделал маме что-то приятное. Нормальная реакция – сделать в два раза больше. Здесь нет справедливости.

– Конечно, здесь есть материнская любовь.

– В наших простых человеческих отношениях должна быть, конечно, любовь. Потому что любовь выше справедливости.

– Иногда (сейчас меньше) бывают такие случаи, когда люди говорят: «С нами так несправедливо обошлись в храме!» Как быть в этой ситуации? Когда люди входят в церковь, они полагают, что храм – это любовь.

– Так должно быть.

– «Я пришел, передаю свечку, а мне бабушка такого наговорила; туда ступил – она мне… А священник ко мне не подошел…»

– Сейчас это бывает очень и очень редко.

– Но бывает. Новоначальных много. Нам только кажется, что нас, православных, много в храмах, на самом деле это не так.

– Приведу простой пример справедливости. Я исповедую людей в праздник Святой Троицы, в храм заходит женщина с открытыми плечами, открытой спиной. Она пришла поставить свечку. К ней подлетает одна прихожанка, мое духовное чадо, и я понимаю, что она вошедшей женщине что-то говорит. Я подзываю другую прихожанку и говорю: «Немедленно возьми ее за руку и приведи ко мне».

– Ту, которая пришла свечку поставить?

– Нет, ту, которая начала ей что-то говорить. Прихожанка берет ее за руку, приводит. Я спрашиваю: «Что ты ей начала говорить?» – «Я у нее спросила: “Вы что, на пляж пришли?”» Я ей говорю: «Какое ты имела право что-то говорить человеку, который первый раз пришел в храм?» Она считала, что поступает справедливо.

– Может быть, и справедливо, потому что нельзя сказать, что люди не знают, как надо одеваться в храм. Я не верю, когда люди говорят: «А мы не знали, как надо…» Невозможно это.

– Как Вы думаете, а был толк от того, что она ей так сказала? Что интересно, эта женщина не простояла в храме ни одной минуты, не помолилась – она развернулась и ушла, это все было на моих глазах. Почему она ушла, я не знаю. Может быть, из-за этих «справедливых» слов. Я уверен, что она пришла случайно, и справедливо было бы ей ничего не говорить.

– То есть нам вообще лучше помолчать?

– Да. Потому что придя во второй раз неслучайно, женщина, посмотрев по сторонам, увидит, как одеты люди, а в третий раз она придет одетой соответственно обстановке. В тот день была родительская суббота, она могла просто прийти помянуть, и не сразу соотнесла свой внешний вид с храмом, хотя должна была это сделать. Та прихожанка должна была о ней помолиться. А слова: «Вы что, на пляж пришли?» – несправедливые, хотя посыл справедливый.

– Надо было как-то по-другому сказать, слова нехорошие.

– Слова неадекватные. Поэтому мы всегда должны понимать: в каком духе мы поступаем. Это было справедливо, но спроси себя: а по любви?

– Нет, это точно.

– Не по любви. Вот и все. Сначала поднимается праведный гнев, справедливая реакция, но мы христиане, и над нашей справедливостью есть еще одно понятие – любовь. Если твоя справедливость не была в духе любви и доброжелательности, то она без любви и доброжелательности стала несправедливостью.

– То есть справедливость у каждого своя, а любовь – одна?

– Теперь, в конце концов, мы выехали на правильный путь: по отношению к себе мы должны поступать справедливо и без любви, а по отношению к другим мы должны поступать справедливо и с любовью.

– Благодарю, батюшка. Очень сложная тема. Мы с Вами давно обещали телезрителям, но не решались поднять этот вопрос, потому что понятие «справедливость», наверное, одно из сложнейших, в нем много других аспектов.

– По отношению к себе – прокурор, по отношению к другим – адвокат.

– Спасибо Вам за прокурора и адвоката. Я думаю, что мы подступили к этой теме и еще поговорим об этом.

– Наша совесть – это тоже голос справедливости. Совесть требует справедливости по отношению к тебе самому.

– Я думаю, что мы с Вами поразмышляли о многом. Надеюсь, что наши телезрители тоже сегодня будут рассуждать после нашей передачи и сделают для себя определенные выводы.

– Любовь выше справедливости. Но справедливость должна быть всегда.

 

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать