Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 25

22 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Христос воскресе! Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным мы продолжаем разговор о Божественной литургии. Здравствуйте, батюшка!

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– Мы поговорили и о начальных возгласах Евхаристии, о том, что мы благодарим Господа. Благодарим за Божественную Евхаристию каждую Ипостась Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Бога Отца – за то, что Он создал весь этот мир, создал Эдем, за то, что создал человека и все посвятил человеку. Бога Сына благодарим за то, что, во-первых, Он сотворил мир (Имже вся быша). Человечество на протяжении продолжительного времени жаждало своего спасения, потому что с тех пор, как Адам и Ева отлучили себя от Бога, они отлучили себя и от Эдема и врата в Царствие Божие были закрыты. Второе Лицо Пресвятой Троицы величается еще и Премудростью Божьей, потому что все премудро сотворено. Ученый мир до сих пор не может познать законов, по которым существует мир. Предполагают какие-то догадки, но все это невразумительно и неточно. Так же как неточно (простите за это сравнение) устанавливают прогноз погоды на следующий день или на месяц. То, что предполагают синоптики со своими точными приборами, как правило, разваливается от воли Божьей. Так и мы не можем проникнуть в замыслы Божии.

– Безусловно.

– Может быть, и есть какие-то признаки будущей погоды, и люди их отмечают, но, опять-таки, это не всегда совпадает с Божьим Промыслом в отношении нас и мира. Поэтому мы благодарим Второе Лицо Пресвятой Троицы, Который все создал и после изгнания человека из рая сладости явился на землю две с небольшим тысячи лет назад, для того чтобы искупить первородный грех человеческий. Ведь никто не мог искупить этого греха, никакая святость человеческая, потому что любая святость человека не может сравниться со Святым безгрешным Господом. И только Господь, Второе Лицо Пресвятой Троицы, по Промыслу Божьему, по замыслу Бога Отца мог прийти, воплотиться и искупить первородный грех человеческий.

И мы прославляем Духа Святого. Что мы читаем в Символе христианской веры? Веруем «в Духа Святаго, Господа, Животворящаго». Животворящего – то есть Того, Который творит жизнь в этом мире, дает жизнь этому миру и нам, всем людям, которые живут на земле. Только Им дается оживотворение, жизнь и наполнение жизнью. Отходит Дух Святой – и человек умирает. Дух Святой отходит – и растения становятся сухими и не приносящими никакого плода. И если от человеческого мира отойдет Дух Святой, то вскоре явится антихрист. Некоторые святые отцы толкуют, что под словами «пока не взят из мира удерживающий» имеется в виду Дух Святой, что, как только Он будет взят из этого мира, сразу же придет антихрист. Свято место пусто не бывает, и мы, человечество, руководимы либо Богом, если мы живем в Его заповедях и стараемся прислушиваться к Его воле, либо, если Дух Святой отступает и мы забываем о Боге, забываем о заповедях Божьих, сразу же вступает в силу дьявол, антихрист, сатана.

Поэтому во время Божественной Евхаристии мы благодарим всю Пресвятую Троицу. И поэтому некоторые отцы Церкви и некоторые богословы говорят о том, что Евхаристия – это вхождение в тайну, в таинство Пресвятой Троицы, ибо вся Пресвятая Троица участвует в Божественной Евхаристии.

Итак, мы возблагодарили Господа. Далее священник произносит такое возглашение: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

– Да, мы уже об этом говорили, но можно повторить: это очень важная составляющая часть, важные слова.

– Здесь имеются в виду ангелы, которых видел и пророк Исаия, и другие пророки, и, конечно, Иоанн Богослов в Апокалипсисе. Поюще: кто поет победную песнь? Орел, царь всех птиц. Вопиет кто? Вол, царь всех домашних животных. Взывает лев, царь зверей. А глаголющий – это человек, который является вообще царем, как бы венцом. Ведь неслучайна даже расстановка этих возгласов: поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Человек – краса Вселенной, венец всего живущего, основа мироздания, он является царем этого мира, царем природы. Кстати говоря, как толкуют святые отцы образ и подобие Божьи? Образ – это образ владычества: как Господь владычествует над всем миром, так Господь дал власть человеку владычествовать над всем земным миром, поэтому возглас увенчивается словами и глаголюще.

 «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!» – поет хор. Иногда народ поет Божественную литургию вместо хора, заменяя хор, – это то, что в практике Русской Православной Церкви называется народным пением.

И священник читает такую замечательную молитву: С сими и мы блаженными силами (то есть с ангелами), Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый… Прославляется вся Святая Троица, Которая имеет единую сущность и единую святость, ибо только Они безгрешны и не имеют никакой тени греха. ...Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси (в этой молитве мы прикасаемся к Домостроительству Божьему), якоже Сына Твоего Единороднаго дати... Кому дал? Миру, когда Господь воплотился от Пресвятой Богородицы и Духа Святого, воспринял на Себя все человеческое естество, тело и душу. Бог Отец дает миру Своего Сына. Для чего? Для того чтобы Тот принес Себя в жертву. Для того чтобы эта Жертва была во искупление грехов человеческих, а главное – первородного греха. Через эту Жертву человечество снова усыновляется Богу.

Представляете, какова отеческая любовь Отца Бога по отношению к этому миру, что Он дает Своего Сына этому очень изменчивому, переменчивому миру, в котором сегодня тебя хвалят, а завтра ругают. Сегодня ты принес миру очень много добра, тем более Господь Иисус Христос: Он исцелял, воскрешал, изгонял бесов, показывал, что Он есть Властелин природы и человеческого мира, показывал Свое могущество, Свою царственную власть. И вот Бог Отец отдает Его на заклание. Сын Божий должен был претерпеть все те скорби, которые претерпевает человек: и жажду, и алчбу (Господь алкал, когда сорок дней молился в пустыне), и скорбь (когда Господь восплакал об умершем Лазаре), капли Его пота в Гефсиманском саду были как капли крови, падающие на землю, и в конечном итоге Его распятие на кресте. Смерть на кресте – это очень тягостная смерть, человек испытывает огромные страдания, как говорят ученые, исследовавшие все нагрузки, которые испытывает плоть, вися на кресте. И в конечном итоге наступает смерть. Ведь мы все опасаемся смерти. Конечно, Господь, как Бог, смерти не боялся, но Его плоть переживала все, что переживает и наша плоть. Иная плоть умирает в агонии, в каких-то импульсах, в страшной болезни, и здесь тоже страшная болезнь – Крест Господень. И в конечном итоге Господь предал Свой дух Богу. Все это тайна Домостроительства, и все это выражается в евхаристической молитве.

...да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Эти слова тоже многое означают. «Да всяк веруяй в Него не погибнет, но имеет живот вечный». Это то, что говорит в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «Без Меня не можете творити ничесоже». То есть мы в нашей жизни ни с какой, даже мало-мальской, страстью не можем справиться без помощи Божьей и должны всегда обращаться к Господу за помощью. Поэтому христианская православная аскеза рекомендует нам непрестанно молиться. У нас есть замечательная Иисусова молитва. И святые отцы наполняют свою жизнь Иисусовой молитвой, понимая, что в руках Христа находится их жизнь, их святость, в Его руках возможность отторжения от страстей и от грехов, в Его руках наша вечная жизнь. И без Него, без Его помощи мы никогда не сможем войти в Царствие Божие. Поэтому «да всяк веруяй в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную».

– Довольно часто телезрители задают вопросы по поводу Иисусовой молитвы. Понятно, когда ты в монастыре, или какая-то отшельническая жизнь, или, может быть, человек на пенсии и нет уже потребности в большой работе. А как человеку творить молитву, когда он работает? Ведь есть работа, сопряженная с огромными физическими или умственными усилиями. Например, диспетчеры аэропорта должны постоянно быть в очень жесткой концентрации. Дайте совет.

– С одной стороны, это действительно так. Но с другой, у нас набирается очень много свободного времени, когда мы можем молиться. Например, когда едем в транспорте или машине, в любое свободное время, когда куда-то идем, делаем что-то, что не соприкасается с напряжением интеллекта или души, тогда мы можем молиться и наполнять эту жизнь молитвой. А потом, нужно понимать, что любая работа есть послушание, которое выше поста и молитвы. И для того чтобы Господь вменил нашу работу, наше служение в молитву, мы должны всегда испрашивать благословения у Господа перед своим рабочим, служебным днем и посвящать Ему все труды, если они, конечно, праведны, во славу Его. Тогда это будет вменяться нам, как я понимаю, в молитву.

Так много свободного времени, которое можно было бы наполнить молитвой, мы прожигаем либо телевизором, либо за какими-то праздными разговорами, либо просто в каком-то рассеянии ума, лени, нежелании что-то делать. Одно дело, когда человек устал, нуждается в отдыхе и спит какое-то время, и другое, если человек все-таки имеет свободное время, но занимается не молитвой, не поиском Бога, не борьбой со страстями, а каким-то праздным занятием, которое не приводит к Богу, а, наоборот, отводит от Него.

– Спасибо.

– Итак, продолжим. ...Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся – уже вспоминается Гефсиманский сад, капли пота Спасителя, как капли крови, капающие на землю. Паче же Сам Себе предаяше за мирский живот… то есть Он Сам, по Своей воле и, конечно, по воле Бога Отца и Духа Святого (потому что все эти три Лица находятся в согласии друг с другом) предаяше за мирский живот, то есть за жизнь мира.

Один из поэтов так написал о кресте:

 

У креста стояли трое,

Преклонилась Мать,

Тело было чуть живое,

Жизнь Его стекала кровью в землю –

Землю возрождать.

 

За мирский живот, то есть за жизнь мира, который был к тому времени мертв и который чаял, жаждал, пришествия Бога на землю ради искупления человеческих грехов, ради того, чтобы снова открылись врата в Царствие Божие.

И в этой же молитве вспоминается Тайная Вечеря. В маленькой Сионской горнице, о которой вообще никто не знал, только евангелисты, совершилась первая Божественная литургия. И здесь, в этой же молитве, воспоминание о ней. Смотрите, насколько емкая и многогранная евхаристическая молитва! Как много аспектов вмещает она в себя, как много разных духовных мыслей о Домостроительстве Божьем открывается человеку, думающему и вдумывающемуся в смысл этой молитвы .

Можно назвать много икон; вспомним, например, икону «Преображение Господне». Господь и Его ученики поднимаются на гору, где происходит преображение Господа, а потом все спускаются. И Господь держит палец кверху, дескать: не говорите до тех пор, пока не воскресну из мертвых. Он же повелевает Своим ученикам: только тогда скажете... Смотрите, как много сюжетов вмещает в себя одна икона, какова многогранность сюжетов из жизни, в конечном итоге непосредственно связанных с событием преображения Господня.

...Прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Новаго Завета, еже за вы ломимое во оставление грехов (Сионская горница, первая Божественная литургия). Подобне и Чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.

Вот из этих слов состояла первая Божественная литургия. Конечно, Сыну Божьему, Сыну Человеческому не надо было произносить тех многочасных и многообразных молитв, которые совершаем мы. Ему достаточно было совершить вот это молитвословие, через которое Духом Святым произошло пресуществление Святых Даров. И Он закончил словами: «Сие творите в Мое воспоминание» – вот это воспоминание о Сионской горнице, о первой Божественной литургии и о том, что совершает и будет совершать в нашей жизни Пресвятая Троица.

– Благодарю, отец Владимир. Наша программа, увы, завершается. Мы еще переживаем радостные пасхальные дни, поэтому прошу Вас сказать нашим телезрителям несколько напутственных поздравительных слов.

– Еще раз с пасхальным целованием: Христос воскресе! Я уже мысленно слышу, как вы все отвечаете: воистину воскресе! Да, жизнь победила смерть, и в этом наше торжество, радость и спасение.

– Мне остается только присоединиться к поздравлениям протоиерея Владимира Волгина и поприветствовать вас еще раз радостным приветствием: Христос воскресе!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать