Таинства Церкви. День памяти благоверных великого князя Дмитрия Донского и великой княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии

20 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым).

– Сегодня с иеромонахом Клавдианом, настоятелем храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке города Москвы, мы продолжаем разговор об общественных мероприятиях, которые проводятся приходом храма.

 В прошлый раз мы с Вами говорили о великой княгине Марии, которая многим знакома как Мария Ясыня. Собственно, так она в летописях и обозначена. Сегодня хотелось бы поговорить о том празднике, который будет 1 июня, – великого князя Дмитрия Донского и его супруги великой княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии. Это новый церковный праздник. Естественно, возле храма Евфросинии Московской он будет проходить с большим размахом. Давайте поговорим об истории праздника. Что это за праздник?

– Праздник имеет пока небольшую историю в связи с тем, что почитание Дмитрия Донского более позднее в Русской Православной Церкви, а решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в 2015 году было установлено совместное празднование памяти великого князя Дмитрия Донского и великой княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии. С этого времени ежегодно храм совершает торжественное богослужение и проводит городские мероприятия с привлечением различных коллективов города Москвы, творческих мастерских по демонстрации народных промыслов и организует народные гулянья.

В этом году память Дмитрия и Евдокии приходится на будничный день:1 июня – четверг. Но очень хорошо так по Промыслу Божию произошло, что в этот день 1 июня празднуется Международный день защиты детей и Всемирный день родителей. И образ целомудренного супружества, как говорят летописцы, который явили собою Дмитрий Донской и Евфросиния Московская, как раз кстати для того, чтобы познакомить жителей Москвы с образцом целомудренного супружества, многодетной семьи, которая прославлена. В целом Евдокия Московская уже шесть веков почитается как покровительница семьи, брака и детей.

Поэтому очень кстати совпадение этих двух праздников: и церковного, и светского. Мы планируем эту традицию продолжать. Совместно с правительством города Москвы, с Фондом Андрея Первозванного, с депутатами муниципального округа Котловки мы организуем народные гулянья. Пригласили коллектив – Государственный академический народный ансамбль имени Людмилы Зыкиной, который выступит с концертной программой. Пригласили детские коллективы. Поскольку праздник посвящен прежде всего детям, хотелось поделиться радостью, и мы организовали также разные мероприятия, мастер-классы, художественные кружки для того, чтобы как-то запечатлеть в памяти у детей этот праздник, также хотим сделать его традиционным. Вот такие у нас намерения.

– Замечательно. Отец Клавдиан, этот праздник – день совместной памяти Дмитрия и Евдокии, как Вы сказали, был установлен в 2015 году решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви. У нас в истории мы знаем такие супружеские пары, которые прославлены: это Петр и Феврония, мы воспринимаем их вместе, их трудно представить отдельно; преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского. И вот Дмитрий и Евдокия. Знаете, иногда спрашивают: «Уже есть святые прославленные благочестивые супружеские пары. Зачем еще устанавливать?..» Какая потребность, как Вы думаете? Спрашивают, в чем смысл установления подобного праздника?

– Думаю, здесь надо обратиться к традиционному почитанию святых, к святости вообще во Вселенской Православной Церкви. Если мы посмотрим, существует целая палитра совершенно разных личностей, уникальных  святых, которые в принципе носили одинаковый образ подвижничества, как, например, преподобный Сергий Радонежский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Каждый из них вроде бы уже являет собой святость и служение в лике преподобных, но все-таки каждого из них Церковь почитает отдельной памятью и проникается в глубину их подвига, в индивидуальные черты их личности для того, чтобы дать людям возможность полюбить этих святых и обращаться к ним как к ходатаям.

Поэтому святость не может быть определена в какие-то рамки: вот мы уже нашли образ Петра и Февронии, давайте теперь ограничимся и будем только им молиться. Мне кажется, любая часть нашей обширной земли, любой край, любой район только с большой радостью примут исторические сведения о том, что в этом месте жили святые люди, подвизались здесь, и будут почитать их. Поэтому есть и местночтимые святые, есть чтимые Вселенской Церковью, есть русские святые. Петр и Феврония, будучи муромскими святыми, очень обширно и торжественно почитаются, их память также приурочена к программам по поддержанию материнства и взращиванию в нашем народе добродетелей верности, любви, целомудрия, чистоты – таких качеств, которые уходят из человеческого общества.

В Москве, на этом месте, Дмитрий Донской и Евфросиния Московская жили, здесь трудились, явили собой пример. Более того, они считались и считаются покровителями Москвы, потому что они строили Москву, закладывали храмы. Поэтому здесь нет никакой конкуренции. Мы стараемся программы по прославлению этих святых не то что ставить в пику, мы просто делимся историческими сведениями об этих людях, молимся им на этом месте. А какие-то социальные программы, которые осуществляют различные фонды, уже находят свое место в общероссийской практике поддержания нравственности среди людей, детей и подростков; сознание народа поддерживается почитанием таких святых, для того чтобы дать образ в построении семьи, воспитании детей. Мне кажется, здесь не должно быть никакого смущения, все это естественно.

– Отец Клавдиан, тогда я Вас попрошу рассказать более подробно, по времени, что Вы планируете, что будет в этот день, чтобы наши телезрители могли как-то сориентироваться, выбрать для себя удобное время и приехать на ту или иную часть программы.

– Мы приглашаем всех желающих прежде всего помолиться этим святым, совместная память их совершается 1 июня, в четверг. В 9.00 часов у нас начнется Божественная литургия с участием архиерея, викария Юго-Западного викариатства владыки Дмитровского Феофилакта с сослужением священства. После окончания богослужения совершим молебен этим святым с крестным ходом. И уже на территории храма будет открыт торжественный концерт, торжественное мероприятие. Причем мы планируем провести награждение: Фонд Андрея Первозванного и Фонд Евфросинии Московской планируют вручить награды образцовым семейным многодетным парам и памятные подарки. Затем мы дадим возможность выступить музыкальным коллективам, приглашенным гостям. Это будет с 11.00 часов  до 15.00 или16.00 часов, в зависимости от того, какая будет погода и общая обстановка. Надеемся, что праздник будет интересный и мы сможем привлечь к нему много детей, семей. Поэтому планируем на весь день организовать такое народное гулянье.

– Замечательно. Отец Клавдиан, мы с Вами уже не первый раз рассказываем и о Евдокии Московской, и о Дмитрии Донском. Мы говорили о том, что мы ездили в Коломну, в храм Вознесения Словущего, где венчалась эта замечательная супружеская чета, совершенно молодые люди. Сейчас даже немножко удивительно звучит, когда говоришь, что Евдокии было 12 лет (хотя некоторые историки полагают, что скорее всего – 13 лет), а Дмитрию Донскому было 16; абсолютно юная пара. Просто не перестаешь удивляться тому, как из таких  юных людей получилась зрелая пара, которая прожила в супружестве двадцать два года, и летописцы, мы знаем, называют ее даже образцом целомудренного супружества.

В этой связи мне хотелось бы, чтобы мы с Вами вспомнили еще одну фигуру, которая постоянно зримо и незримо присутствует, – святителя Алексия. Это же именно он сложил этот союз. Меня буквально недавно озадачили вот таким вопросом: «Любовь Сергеевна, а как Вы думаете, когда Евдокия Московская выходила замуж, она Дмитрия-то любила, она вообще его видела? Или ее насильно выдали замуж?» Как Вы думаете, какова здесь роль святителя Алексия?

– Я думаю, конечно, святитель Алексий, митрополит Московский, совсем не последнюю роль играл в жизни Московского государства, княжества и конечно, был не только человеком, который подсказывал великому князю те важные шаги, которые нужно сделать для объединения Руси и свержения татарского ига, но был и духовником. Духовнику, тем паче святому, Господь много открывает. И несмотря на то, что он был архиерей, монах, конечно, он окормлял великую княжескую чету, знал прекрасно и детей. С внешней стороны кажется, что это был брак по расчету, чтобы просто примирить Суздаль с Москвой, но Господь видит и слышит молитву угождающих Ему и благословляет добрые намерения.

Были такие традиции, на Руси часто такое происходило, когда родители просто настоятельно рекомендовали пару друг другу, и дети, которые оказывали послушание своим родителям, может быть, в какой-то мере ущемляя свои представления и мечты, соглашались на этот брак. И Господь благословлял этот брак. А ведь действительно, если мы посмотрим, родители знают лучше своих детей, чем сами дети о себе. И конечно же, родители, наблюдая жизнь детей, прекрасно знали склад супруга, второй половинки, который мог бы восполнить какие-то недостатки, вдохновить, объединить эти две души в единый организм. Поэтому родители пребывали в максимальном приближении к правильному пониманию строительства брака. Хотя самостоятельность, конечно, тоже нужна. Но заметьте, целомудренное супружество. Ведь в то время (средневековье), вступая в брак, они же не расписывались; венчались. И сколько было случаев, когда и великие князья разводились.

– Да, кстати, до них уже были случаи разводов.

– А здесь летописец не случайно подчеркивает: двадцать два года целомудренной супружеской жизни. Поэтому, безусловно, этот брак был по любви, просто имел начало, истоки, исходящие от духовного лица (духовного совета, благословения). Поэтому,  считаю, здесь содействие многих сил: и Божественная благодать Святого Духа, и частное, личное стремление к тому, чтобы поступить по послушанию, что они и делали, и Господь благословлял их путь.

– А потом, смотрите (я размышляла; такие вопросы всегда склоняют к размышлению): мы не можем не говорить о воспитании, о том, как воспитывали в княжеских семьях. Напрасно думать, что их воспитывали как каких-то лежебок, небожителей. Мы знаем, что Евдокия Московская воспитывалась в семье  суздальского князя Дмитрия Константиновича, который считался одним из самых образованных людей того времени. Ее воспитывал инок Лаврентий – тоже один из самых образованных людей, монахов того времени. Она много знала, читала, писала. То есть к двенадцати-тринадцати годам для того времени (а может быть, даже и не для того) она была очень образованна, умна. Причем если мы посмотрим ее дальнейшую жизнь, как она себя вела, можем  прекрасно дать себе отчет в том, что она воспитывалась в понимании великокняжеского послушания, то есть не как возможно сладко проводить жизнь, а именно как служить Отечеству. Мы знаем, как она провожала Дмитрия в Орду, потом она провожала в заложники своего собственного сына, она не воспрепятствовала, когда Дмитрий выходил на Куликовскую битву. Она молилась.

То есть она понимала, что это ее служение, ее долг; она родилась с долгом, который, может быть, даже и горше, чем судьба простого крестьянина. Потому что надо жертвовать собой, а потом уже призывать людей жертвовать собой и другими. Да? Если мы обратимся к тому времени, к воспитанию... Потому что, к сожалению, нас долгое время учили, что они просто кровопийцы – и всё. Дальше мы уже не заглядывали, не понимали вообще, что такое быть великим князем. А это быть первым, отречься от себя, сложить голову. Как убивали в Орде, мы же с вами знаем. Кто страдал и за веру...

– Конечно, это готовность дать пример мужества, быть первым в битве, не бояться умереть за Отечество, отстаивая интересы не своей собственной семьи как таковой, а своего народа... В акафисте Евфросинии Московской именно эти акценты расставляет гимнотворец (или песнотворец), который составил этот акафист: действительно она с молодых лет навыкла к благочестию (так сказано), она видела пример благочестия своих родителей. И в дальнейшем весь свой путь посвящала действительно служению народу, мужу и также отличалась благочестием. Сказано, что во всех скорбях и невзгодах «перве учила и давала пример в молитвах Богу прилежати», то есть обращалась она прежде всего к Богу, для того чтобы Господь вразумил и защитил и позволил народу избежать или перенести те страдания и испытания, которые выпадали на его долю. Поэтому здесь действительно совокупность многих добродетелей: и благочестие, и служение семье, и служение Отечеству. Безусловно, все это свидетельствует о ее воспитании, подготовке. Поэтому к двенадцати годам, наверное, она уже была человеком зрелым – не только умным, начитанным, но воспитанным именно в традициях великокняжеских супруг.

– Отец Клавдиан, это новый праздник, он всего лишь второй год будет проходить. Но, наверное, мы будем иметь дальше и какое-то богословское продолжение? Я имею в виду, будет и молитва обоим супругам, и служба, будет, может быть, акафист?.. Что планируется в связи с этим новым праздником?

– Да, мы планируем обратиться к священноначалию, в богословскую комиссию для того, чтобы составить текст совместной молитвы этим святым. Затем, может быть, и службы, а потом уже и акафист, если Бог благословит. Поэтому в этом направлении мы прилагаем усилия, чтобы подарить собравшимся людям язык обращения к этим святым совместно, составить молитву. Но в целом, поскольку эта память не единственная, то есть мы несколько раз в течение года празднуем память Евфросинии Московской, да и Дмитрию Донскому, весь год как-то окутан, охвачен памятью этим святым, мы постепенно подходим и к совместному празднованию. Но это сейчас, может быть, не является первой целью. Мы хотим просто людям дать возможность совершать традиционное совместное богослужение.

– Вообще, батюшка, действительно череда праздников в храме Евфросинии Московской. Во-первых, мне хотелось бы, чтобы Вы и на 30 мая пригласили людей. Потому что 30 мая – престольный праздник храма, это день памяти преподобной Евфросинии Московской, когда она принимала постриг, когда публично совершились чудеса. Чудеса, которых мы всегда так ждем и которые наш народ очень любит. Тогда просто публично совершились чудеса: мы с вами читаем в житии, что тридцать человек зримо получили исцеления в день принятия этого пострига. Я вспоминаю вселенскую историю и что-то не припомню, чтобы у каких-то других святых праздновался день пострига. Вы помните, навскидку?

– Троице-Сергиева лавра: мы празднуем память Сергия и Вакха как день ангела преподобного Сергия. Существуют такие...

– Но мало, единичные случаи.

– Видите, как получилось, совместная память Дмитрия и Евфросинии приходится все-таки на Международный день защиты детей, поэтому здесь мы больше демонстрируем их святость с точки зрения святости семьи. А что-то монашеское, сокровенное, сакраментальное, личный подвиг Евдокии, обращенный к Богу, мы пока не то чтобы на задний план относим, просто акценты расставляем немножко по-другому. Конечно, мы приглашаем всех желающих поучаствовать в молитве...

– Да, батюшка, расскажите, когда начнется литургия.

– Литургия совершится 30 мая в 8.00 часов. Мы приглашаем всех, кто хочет поучаствовать в этом богослужении. Также будет совершен молебен, посвященный памяти Евфросинии Московской. Акафисты совершаем еженедельно по вторникам, совместные, соборным служением. Поэтому все, кто желает и не сможет попасть к нам 30 мая, могут поучаствовать в акафистном пении по вторникам, вечером. А 30 мая храм будет открыт, тоже будет много гостей. Пожалуйста, всех приглашаем.

– Конечно, сложно об этом говорить, но есть еще один день, который, с моей точки зрения, как-то должен отмечаться, но пока не отмечается. Наверно, потому, что это просто уже перебор какой-то, если светским языком говорить. 28 мая – день памяти царевича Димитрия Угличского, и именно в этот день произошло обретение мощей Евфросинии Московской, которые считались утраченными.

28 мая 2008 года сам покойный патриарх Алексий II торжественно вносил мощи преподобной Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского Собора Московского Кремля, где они сейчас и покоятся. По традиции дни обретения мощей тоже отмечаются Церковью. Тем паче что мощи ее действительно считались утраченными. Я помню свой первый фильм «Победительница», который я сделала о Евфросинии Московской; там я говорила, что мощи ее считаются утраченными. А потом совершенно неожиданно, необыкновенно, чудесным образом (дай Бог здоровья всем людям, кто принимал в этом участие) были обретены. Как Вы думаете, будет ли еще один праздник?

– Праздник сохраняется. Эти даты для нас очень важны, значимы. Мы сохраняем в памяти эти чудесные события, мы благодарим Бога. Но в Церкви все по чину. И, обращаясь к Священному Синоду, священноначалие приняло решение об установке совместной памяти этих святых. Поэтому в нашем кругу прихода мы празднуем эти даты, мы почитаем Евфросинию Московскую, обретение ее мощей, но с точки зрения желания привлечь побольше людей для того, чтобы они прониклись подвигом этих святых, мы приняли решение, что именно 1 июня – Международный день защиты детей – более уместный для празднования совместной памяти.

– Спасибо, отец Клавдиан. Я попрошу Вас еще раз пригласить телезрителей и еще раз напомнить план тех событий, празднований, которые будут 1 июня в храме Евфросинии Московской.

– В 9.00 начнется Божественная литургия. В 11.00 будет совершено награждение образцовых многодетных семей района Котловка. И мы приглашаем всех на концерт, посвященный памяти Дмитрия и Евфросинии. Будет выступать Государственный академический народный ансамбль имени Людмилы Зыкиной, а также детские творческие коллективы района Котловки города Москвы. Организуются мастер-классы, творческие кружки. Всем детям будут раздаваться подарки. Мы всех ждем.

– Спасибо большое, отец Клавдиан! Счастья Вам, успехов и, конечно, хорошо встретить и провести этот день.

– Спасибо! Всего доброго!

– Я еще раз хочу всех пригласить 1 июня в храм преподобной Евфросинии, великой княгини Московской (в Котловке), на день празднования общей памяти наших великих князей Дмитрия Донского и Евдокии Московской, святых покровителей Москвы, покровителей семьи, женщин, детей. Я приглашаю всех, кто любит наш город Москву, кто любит этих святых, которые всю свою жизнь отдали на защиту православия, православной веры, православной Москвы. Находится храм недалеко от Нахимовского проспекта (станция метро «Нахимовский проспект»). Буквально сто метров пешком – и вы увидите красивый, замечательный белый храм в утопающей зелени. Мы ждем всех вас на этот праздник! Всего вам доброго!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать