Таинства Церкви. Школа искусств при храме св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского в Северном Бутове

16 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Андреем Алексеевым, настоятелем храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове (г. Москва).

– Сегодня мы продолжаем разговор с протоиереем Андреем Алексеевым. Напомню нашим телезрителям, что Вы настоятель строящегося храма в честь благоверного князя Димитрия Донского. Батюшка, Вы знаете, насколько мне близок князь Димитрий, поэтому я всегда с особым удовольствием произношу это имя.

Фигура, конечно, уникальная. Мне кажется, сейчас время Димитрия Донского, тем более что близится 630-летие со дня его блаженной кончины. Прошло шестьсот лет... Как объяснить молодежи – тем, кому семь лет, кто только пошел в школу, что этот образ не тускнеет со временем, не тускнеет на протяжении такого количества веков?

– Начнем с того, что об этом говорить. Ведь посмотрите, обычно когда человек замечает что-то? Когда это «что-то» начинает быть заметным: идешь, и вдруг в стороне блеснуло что-то – посмотреть интересно. Идешь, и вдруг на стенде видишь яркий снимок, какое-то изображение – обращаешь внимание. Наверное, стоит в той суете, в которую погружаются сегодня люди и порой очень беспечно отдают себя потоку пустых идей и реализации только земных планов, остановиться перед той вечностью, в которую вошел этот человек. Ведь если века идут, а о нем говорят, если подвиг его продолжает вдохновлять, если в трудные времена войн, нестроений к нему обращаются, его имя называют, и он является тем, кто может послужить (и служит) примером, значит, это был очень достойной жизни человек, и о нем, о пути его жизни стоит задуматься. Наверное, стоит вообще предложить этот образ для рассмотрения и изучения. Потому что пока не приближаешься, даже и не знаешь, что есть подобные образы. А когда открываешь для себя его, то поражаешься другому: как ты мог его прежде не замечать?..

– Почему я о нем спросила... Мы говорим о начале учебного года, естественно, обращаемся к молодым людям. Иногда в представлении людей святые, правители такие старые, с бородами, с сединами. А Димитрий в 39 лет скончался, ушел молодым. Ему было девять лет, когда он стал Великим князем. Ему было шестнадцать лет, когда он женился на Евдокии Московской, и ему было шестнадцать лет, когда он начал строить Кремль белокаменный. Он был молодым человеком, ему было тридцать лет во время Куликовской битвы.

– Знаете, что интересно? Благословение, которое дает Господь, чтобы реализовать те или иные замыслы и планы. Ведь заметьте, в житиях князя Димитрия только с XVII века появляется то, что связано с рассуждением о благословении преподобного Сергия. И у кого-то из исследователей возникает мысль: а было ли это благословение вообще? И почему прежде в летописи не указывается о нем?

А потому что для русского человека той эпохи не взять благословение, не пойти к своему духовному отцу... Уж если ходили по бытовым вопросам и вопрошали о каких-то маленьких семейных ситуациях, то вопрос Куликовской битвы не обсуждать с преподобным Сергием!.. Это было само собой разумеющимся событием, которое не предполагает сомнения.

– Иначе быть не могло.

– Конечно. Поэтому воспитание и образование (мы заговорили о школе, об учебном годе) предполагает, с чего оно начинается. Начинается в православных храмах с молебна, который мы служим перед началом учебного года. Год начался, мы вошли в сентябрь, мы уже прошли некий путь. Но ведь кто-то не успел прийти и получить это благословение – это можно сделать, можно восполнить. Даже посмотрев эту передачу, потом подойти к священнику и попросить его: «Батюшка, мы были в отъезде, на даче – не успели. У нас были затянувшиеся каникулы. Мы просто не знали этого, и вдруг была телевизионная передача, мы услышали про то, что существует благословение. И подобно князю Димитрию, который одержал победу на Куликовом поле, мы хотим прийти и это поле учебного года оросить нашей молитвой и испросить Божие благословение на то, чтобы пройти это время с Божественной поддержкой, с Его благодатным покровом и помощью».

– Возвращаясь к Куликовской битве... Представить себе, что русские победят, было просто невозможно. Мы же сейчас знаем соотношение сил: сколько было русских, сколько золотоордынцев, как они были оснащены, какая была битва. Теперь мы знаем, что там присутствовали и литовцы, и поляки. То есть это было нашествие многих языков, там были не только татаро-монголы. И как вдруг?.. Были прекрасно обученные наемники...

– Знаете, я вспоминаю слова, которые Святейший Патриарх Кирилл сказал в Великом Новгороде. Я в то время трудился на послушании в протокольной службе Святейшего. Помню, это был юбилей города, большое стечение людей. Вопрос, который Святейший отец обращает к новгородцам в день юбилея: почему Господь услышал голос юного князя Александра, прапрадеда нашего святого князя Димитрия? Что случилось? Почему среди множества голосов именно этот голос Бог услышал?

А потому что человек этот к нему обращался часто и у них был диалог. Когда Адам был возле Бога, Адам Бога слышал и видел, он перед Ним ходил. И Бог Адама слышал и видел. И этот сыновний глас князя Александра, и сыновний глас князя Димитрия были Богом потому услышаны, что каждый из этих князей себя ощущал сыном и звал к Отцу, призывая Его поддержку и помощь в том, что касалось благочестия, миролюбия, созидания, единения и блага для людей. Мы читаем в Священном Писании, когда Господь творил этот мир: «и был вечер, и было утро, день един... И Бог узрел, что это благо». Князь беспокоился о благе для людей, и Бог, видя в его сердце стремление к благу, читая в как в книге, благословлял для того, чтобы благо утвердилось, укоренилось и дало плоды. А не то зло, которое шло уничтожить это благо и посеять иное – вражду, нестроения, распри, раздоры, раздраи, одним словом, дать человеку ту дьявольскую пищу, вкушая которую заражается и умирает человек. А здесь была другая трапеза: это был призыв к единству, призыв к миру и к благочестию, к нравственности и ко спасению, это был евангельский призыв. И Господь никогда Своих не оставляет.

– Замечательно!

– Что ж, вернемся к вашей замечательной школе искусств. В новом учебном году наверняка у вас будет что-то необыкновенно новое. Кстати, хочу поделиться с телезрителями: я присутствовала на репетиции вашей замечательной «Мухи-Цокотухи». Если кто-то не видел из телезрителей, приглашаю посмотреть на сайте.

– Есть на сайте. Ну это когда было!..

– Неважно, я ее до сих пор забыть не могу. Замечательная постановка. Так что приглашаю всех посмотреть... Чем, батюшка, вы будете нас удивлять? Наверное, «Гамлетом»?

– Сейчас, конечно, большой интерес к нашей школе, потому что, во-первых, есть благословение Святейшего отца (а это подворье Патриарха Московского и всея Руси), и его молитвами и заботами здесь всё устрояется. Мы – его дети, и мы ощущаем его поддержку, молитвенную заботу, попечение. Так вот, имея это благословение, мы созидали в нашей школе те направления деятельности, которые сегодня привлекают многих людей. Есть та среда, входя в которую они не просто научаются каким-то знаниям в области искусства. А если мы о школе искусств говорим, она – подразделение нашей воскресной школы. У нас уже без малого семьсот детей обучаются.

Более того, мы открыли еще и первые два класса русской классической школы по Ушинскому: «а» и «б» – мальчики и девочки. И был серьезный конкурс на то, чтобы учиться в этих классах. Но это отдельная тема, мы о ней, возможно, поговорим.

– Да, кстати. Мне кажется, это серьезная тема.

– Но сегодня – о школе искусств. Это и пополнение нашего ансамбля. Это и увеличение числа преподавателей, потому что детей стало больше, потому что желание заниматься тоже стало больше. И разнообразие в отношении классов музыкальных инструментов, и возможность участия в разных мероприятиях (церковных и не только) тоже представляется человеку перспективой роста. Но главное, что вместе со знаниями человека подводят к тому, что самое важное для того, кто учится. Как когда-то сказал великий философ Платон, а затем, духовно переосмыслив и подняв на церковную высоту, это произнес святой апостол Павел: «Знание без добродетели надмевает человека».

Мы рассуждали с вами о борьбе со страстями, гордыне, тщеславии, самомнении – это все присуще человеку в мире творческом. Да, это имеет место быть. Но научение в деле добродетели, погружение в Евангелие… А ведь все наши ученики, ходят ли они в воскресную школу как таковую или посещают какое-то подразделение, кружки, секции (а их много, и на нашем сайте dmdonskoy.ru можно посмотреть ссылки на различные виды деятельности), приходя в это пространство, участвуют в богослужении, начинают приходить в храм через это. И его научают не только знанию в отношении какого-то определенного мастерства или умения, но самое главное, постепенно в его сердце открывается дверь для того, чтобы Господь вошел в его душу, и эта встреча в жизни состоялась. Вот наша задача.

В то же время, когда человек в пути, есть интересные мероприятия, связанные с учебным процессом, есть различные концерты, выезды, вечера, спектакли, музыкальные гостиные. Есть богатство того творчества, которое предлагается сегодня детям и их родителям, и это доступно для всех. Можно прийти, записаться, мы в течение всего года не закрываем запись в нашу школу (и в школу воскресную, и в школу искусств также). Это тоже миссия, это часть просветительской и миссионерской работы. Мы не скрываем этого, мы людей ко Христу ведем постепенно, поступательно, используя при этом те наработки, которые существуют в современном мире. Как сказал святитель Василий Великий: возьми лучшее и у язычников. Всегда можно поучиться и у кого-то на стороне. А если брать и у язычников, или у тех, кто не являются таковыми, но являются носителями богатой культуры в других направлениях жизни, мы можем и там что-то почерпнуть для себя ценное, значимое.

– Отец Андрей, а на какой основе работают ваши педагоги? Бесплатно? За деньги? И кто платит? Извините за такой меркантильный вопрос, но он жизненный.

– Вопрос хороший. Я скажу, что по-разному (как есть, так и есть). Потому что есть те, кто имеют возможности, приходят и сознательно отдают свои силы и время и трудятся во славу Божию. Но есть те, для кого необходимость получения определенного жалованья – это часть их жизни. И как можно про них забыть? Никто не остается здесь обиженным. И возможности, связанные с этой стороной, – это уже наша частная беседа с тем, кто сюда пришел. И степень готовности не определяется только объемом жалованья (хотя оно существует), а готовностью отдавать себя.

Я скажу, что есть люди, помогающие мне, нам в решении этих вопросов. Поскольку это школа и в Писании сказано, что всякий трудящийся достоин пропитания, совершенно естественно, мы находим те точки соприкосновения, которые предполагают для профессионалов (подчеркиваю!) хорошего уровня, достойных людей приходить сюда и быть довольными и этой стороной их жизни. Потому что человек многое может совершить, движимый внутренним порывом самопожертвования и решимостью отдавать себя. Но в то же время он должен ощущать и заботу о себе, в том числе и с этой стороны.

И я Господа благодарю, что мы, как и в прежние века, так и сейчас, находим людей – доброжелателей, меценатов, благодетелей, которые движимы готовностью не просто вкладывать и жертвовать, но понимать, на что они жертвуют (а это очень серьезные люди), и, видя, как это все реализуется, именно поэтому в этом участвуют. Эти люди покупают поблизости от нашей школы квартиры. Я могу назвать не одного, не двух и не трех таких людей, которые пришли в школу и сказали: «Мы посмотрели, как здесь все устроено, нам это понравилось, мы хотим помогать на регулярной основе. Мы поменяли свою квартиру, купили поблизости, переехали поближе. У нас это не единственная квартира, но нам хочется вот в такие-то дни приезжать, ночевать здесь поблизости, чтобы на такие мероприятия наши дети и мы могли приходить. Чем я могу помочь?..»

Это вопрос я часто слышу. После этого мы молимся, проходит время, и мы находим ту сферу деятельности и то направление, на которое человек имеет готовность сам принести свое сердце в первую очередь, а вместе с тем поддержку и помощь, в частности ту, что имеет отношение к поддержке преподавателей и нашей воскресной школы как таковой, и школы искусств в частности.

– Хочу с Вами поделиться одним наблюдением. Недавно я была в Кисловодске на отдыхе. Естественно, как же без ансамблей, без песен народов мира – приезжают, развлекают. Приехал очень симпатичный ансамбль, и они очень красиво заиграли (как они сказали) персидскую мелодию. Поднимается один немолодой туркмен (там, кстати, очень много туркменов отдыхает, они очень любят Россию и очень жалеют, что мы так отдалились друг от друга), и Вы не представляете, как он станцевал эту персидскую пляску!.. Персия – это Иран. Иран и Туркмения, наверное, имеют общие корни. Но как же он танцевал! Он танцевал нам народный танец. Все ему, конечно, бурно аплодировали, вызывали его на «бис». А я сидела и думала: вот сейчас «Барыню» заиграют, и ведь никто не выйдет, никто не станцует.

– Если мы рассуждаем о народных танцах, разве это плохо?

– Так их не преподают.

– Вот об этом и речь. Я вам скажу, сколько людей у нас приходят в студию казачьего фольклора. В этой студии мы занимаемся терапией. Приходят взрослые и дети дважды в неделю на занятия, а потом мы даем казачьи народные балы. Люди приходят в костюмах. Это время общения. Это достойное движение. Это возможность человеку, находящемуся сегодня в пути, но идущему к Богу, дать время для того, чтобы провести час-два в том пространстве, где достойная, хорошая музыка, где движения, которые ты потом не будешь зажимать в своем сердце, идти на исповедь и каяться в том, что ты проявил что-то недоброе, нехорошее...

Знаете, есть некоторые ступенечки к чему-то большему. Конечно, все это тоже имеет свои несовершенства, мы это понимаем. Но на этом этапе поступательного возрастания человеку нужны достойные образцы того творчества и той культуры, которая сопровождает его в степени его возрастания к чему-то большему. Вот почему и эти направления народного фольклора, хореографии, достойные танцы и постановки – темы, которые сподвигают человека открываться перед большим, чтобы еще к большему дорасти. Но на чем-то уже стоять, чтобы уйти от того непотребного, гадкого, грязного и мерзкого, что сегодня обрушивается на человека, который порой даже не знает последствий от того, во что он входит. А мы предлагаем то прозрачное, что было веками... Вы про «Барыню» – это ведь часть нашего национального творчества.

– Оно абсолютно забыто.

– Да, это душевная культура, не духовная. Но это достойная культура на этапе становления человека.

– Да, это тоже выражение определенных чувств, это и общение, люди же в танце общаются. Нам, например, в первом классе преподавали русский танец, а потом он абсолютно ушел из школы. Я еще помню хоть что-то, какие-то движения.

– Теперь мы с Вами проводим мостик к нашим первым классам: у нас ведь хореография входит в программу. У нас есть специальный хореограф, который будет заниматься (и уже приступил к своим обязанностям) с детьми первых классов. Есть специальная одежда для хореографии. Не только физкультура, но и хореография – обязательный предмет для детей первых классов в нашей школе.

– У вас все замечательно, просто город солнца какой-то. Но как сделать так, чтобы этот «город солнца» засветил еще и в обычных школах? Или это уже что-то нереальное? Как Вы считаете? Не будет ли разрыва: вот они пришли из этого «солнечного города» в свою школу, а там ой-ой-ой...

– Важно ведь посеять в сердцах людей то, к чему должно быть стремление. Посмотрите, когда приходит куда-то человек, имеющий в своем сердце зерно уже проросшее, а может быть, это даже и более крепкое растение, которое имеет плоды: разве этими плодами не напитаются многие люди? Важно желание того, кто вкусил этой милости и может прийти в другое место для того, чтобы кого-то этим вдохновить.

Мы порой рассуждаем, что один в поле не воин. Неправда. Если он со Христом, то он воин. И рассуждение о князьях, которые выходили с малыми дружинами и побеждали большое войско, – разве это не пример благочестия и вдохновенного служения Богу, Который, вкладывая в сердца Свою Божественную силу, давал победу? Вот почему важно не останавливаться и созидать такие площадки, где человек воцерковляется, но имеет достойные образцы культуры, искусства, построенные на нравственных основах, где вкладывается в душу то, что потом может кого-то вдохновить и в иных местах, наполняя человека стремлением не остановиться, а пойти дальше. Самому насытиться и с кем-то поделиться, дать радость этого служения тем, кто окружает тебя.

– Отец Андрей, не знаю, почему так быстро летит телевизионное время в беседе с Вами, но это истина. Что бы Вам хотелось сказать нашим телезрителям в начинании учебного года? Родителям, молодым людям, мамам. У нас высокий рейтинг программы, нас смотрят, как выяснилось, не только здесь, но и в Италии, во Франции, в Австралии даже, откуда приходят вопросы и где люди страдают от некоего одиночества.

– Помнить, что без Бога сам человек ничего не может. Но благодарность Богу многие не приносят, забывая об этом. А самая главная благодарность Богу, как писал святой Иоанн Златоуст, – это покаяние. Я прошу вас, дорогие, возможно, кто-то из вас не успел (так бывает), может быть, забыл, запамятовал в эти учебные дни уже стартовавшего года в жизни ваших детей прийти поисповедоваться. Детей привести, подготовить их к исповеди. Причаститься Святых Христовых Таин. Вспомнить о воскресной службе. Осознать важность чтения Евангелия каждый день, пусть чуть-чуть, по главе, но каждый день, поливая почву нашего сердца, чтобы Господь нас слышал, чтобы Он благословил наших детей. Осознать ответственность за эту главную учебу. Мы в молебне читаем: вложи семена доброго знания и воспитай их, Господи, в вере. Чтобы, наполняя смыслом свою жизнь, эти люди, сами вдохновившись, могли передать веру по наследству нашим детям, нашим внукам, нашим правнукам. Как когда-то князь Александр Невский передал, и до праправнука докатилась волна благодати, а потом еще 630 лет до нас катилась и нас сегодня вдохновляет к этому служению. Поэтому – идти к Богу, имея готовность служения Ему в радости и вдохновении.

– Большое спасибо! В завершение хотелось бы сказать, что у телезрителей возникает много вопросов. Может быть, одну из программ мы посвятим ответам на их вопросы? Только скажите, куда писать, как задать вопрос. Может быть, на сайт, на электронную почту?

– Конечно, можно. Сайт dmdonskoy.ru, у нас есть раздел «Контакты» на главной странице, и специальный человек отвечает на вопросы.

– Нет, люди хотят Вам задать вопрос, чтобы Вы в эфире ответили.

– Можно было бы ей (ее зовут Ксения) передать эти вопросы, он их запишет, и мы специально посвятим передачу ответам на ваши вопросы. Жду, дорогие, ваших вопросов, чтобы потом, специально рассмотрев их, дать на них ответы в одной из наших передач.

– Спасибо большое! Надеюсь на скорую встречу.

– Помощи Божией всем вам, дорогие!

Ведущая и автор программы Любовь Акелина.

Записала Нина Кирсанова.

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать