Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 14

16 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Сегодня мы продолжаем разговор о Божественной литургии, о Евхаристии.

Отец Владимир, мы закончили нашу прошлую программу на вопросе о том, каждому ли священнику можно исповедоваться, если у человека нет внутреннего желания исповедоваться конкретному батюшке. У нас с Вами были передачи, посвященные исповеди, и Вы говорили, что нужно быть осмотрительным при выборе священника, которому исповедуешься. И по-прежнему такие вопросы поступают. Прежде чем поговорим о Евхаристии, поясните еще раз этот момент. С одной стороны, как нам не впасть в гордыню, а с другой, как последовать Вашему совету и быть внимательным при выборе священника (особенно если его не знаешь), когда идешь исповедоваться?

– Своим духовным детям, которых, слава Богу, много, я советую быть осторожными с незнакомыми священниками в плане исповеди. Почему? Потому что на своем веку я видел таких священников, которые действуют по старым канонам Церкви. А старые каноны (апостольские постановления, Вселенские Соборы) рекомендовали за разные проступки отлучать людей на какое-то время от Причастия: на 10, 15 и 25 лет. Эта практика сейчас очень порочна. Ведь мы живем в неоязыческие времена. Преподобный Сирах говорит: «С преподобным будешь преподобным» или: «Обычаи худые растлевают душу человека». А мы живем, к сожалению, окруженные людьми, которые (я ни в коем случае никого не осуждаю) по неведению живут худыми обычаями: совершают блудодеяния, кто-то оказывается в таких меньшинствах, против которых Православная Церковь восстает и вооружается духовно, кто-то вор… (не будем перечислять эти грехи). И христиане, общающиеся с такими людьми, не могут не заразиться хотя бы отчасти: это заболевание передается как вирус. Нам очень трудно из этой тины грехов, из греховной жизни выплыть, выкарабкаться. Поэтому священники должны, наоборот, радоваться тому человеку, который приходит из этого греховного мира и пытается изменить свою жизнь, приносит свое покаяние и искренне исповедуется. Если такого человека отлучить от Церкви на 10 лет или, не дай Бог, на 25 лет, то он больше никогда в Церковь не придет.

– Даже если просто отказывать в Причастии, человек тоже может не прийти.

– Да. А главное другое: епитимию, наложенную каким-либо священником, уже никто не имеет права снять.

– Это правда? Говорят, что Патриарх имеет право.

– Нет: ни Патриарх, ни архиерей, ни старцы. Что может сделать по канонам Церкви правящий архиерей (а Патриарх – это правящий архиерей города Москвы)? Он может вызвать священника и потребовать, чтобы он снял с человека наложенную епитимию, или убедить священника снять епитимию. Больше он ничего не может сделать. Если священник, как говорится, «упрется» и скажет: «Нет, я действую по канонам Православной Церкви», его могут запретить в служении, могут наложить какое-нибудь прещение, но отменить епитимию не могут. Среди моей паствы некоторые люди пострадали: кто-то оказался вдруг отлученным на год, кто-то – на полтора. Я им говорю: «Поезжайте скорее к священнику туда, где вы исповедовались (в область или в деревню), и скажите, что у вас есть духовный отец, чтобы он отдал право епитимии мне, как вашему духовному отцу». Некоторым приходилось ездить, и если они не находили этого батюшку, то так и несли эту епитимию, целый год мучились. В этом смысле я и говорю: будьте осторожны. Например, если вы мне исповедовались за всю жизнь, больше никому не исповедуйтесь, даже если вас будут вопрошать по тем или иным грехам, скажите: «Я исповедовался у своего духовного отца, и мне прощены все грехи, я их уже просто не помню. А вот это и это я совершил со времени последней исповеди».

– То есть грехи, которые человек исповедовал, он не должен еще раз называть? Отпустили и, что называется, забыли.

– Конечно. Надо исповедоваться в текущих грехах с момента прошлой исповеди. Это первое. Второе: каждый священник, даже молодой, вне зависимости от своего возраста имеет ту же благодать Божию, что и старый священник, что и старцы. Я имею в виду священническую благодать. Старцы имеют еще старческую благодать, Господь уже живет в них, Господь уже управляет их действиями и дает советы, как поступить тому или иному человеку в этой жизни. Поэтому, если мы желаем исповедоваться, причаститься и если нет выбора священника, подумай как следует: что тебе важно? Молодой священник не должен стать препятствием к Причастию. Ведь Причастие – это наша жизнь! Если бы не было Причастия, я думаю, что лично меня уже давно не было бы в этой жизни. Если бы не было Причастия, я бы не старался бороться со своими страстями, а может быть, и старался бы, но той благодати, сокрушающей корни страстей, я бы не имел и не справлялся бы, я бы не совершенствовался, я бы умирал духовно. Подумай, что ты хочешь: через «не могу» исповедоваться молодому священнику вне зависимости от твоей симпатии или антипатии, чтобы причаститься, или отказаться от великого таинства?

– Спасибо, отец Владимир, за очень благоразумный совет. Как Вы говорите, надо соблюдать эту золотую середину.

– Конечно.

– Вернемся к нашей благодатной теме. В прошлый раз у нас была замечательная встреча, думаю, что всем телезрителям она понравилась. Продолжим…

– Вы помните, что я прочитал первую евхаристическую молитву, в которой мы благодарим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого за все, что Он сотворил в этой жизни, за то, что создал нас и снова открыл врата в Царствие Божие. После этой молитвы священник велегласно (еще более велегласно, чем читает молитву) произносит такие слова: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Что это такое?

Хочу напомнить, какими словами заканчивается первая евхаристическая молитва: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии». И сразу же этот возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Это, оказывается, взято из пророческих слов пророка Исаии. Он видел особых ангелов: в виде орла поюще – это царь не только в небесном, духовном мире, но это царь всех пернатых; вопиюще – это телец, царь домашних животных; взывающе – это лев, царь дикого животного мира; и глаголюще – это человек (ангел в образе человека), который является царем над этим земным миром. Ведь человек создан по образу и подобию Божию. Что такое образ? Это как раз образ владычества: как Господь владычествует над всем миром, так царственное владычество Он дал и человеку, который является венцом всего творения и ради которого творился этот мир. Ангелы невидимо участвуют в литургии, и каждый своим голосом прославляет величие Бога, утвердившего Божественную Евхаристию для человека, ради спасения человека.

Лик (хор) поет ту же песнь, которую слышали и великий пророк Исаия, и Иоанн Богослов: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея (то есть переполнение, наполнение славой Господней). Осанна в вышних! благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Это те слова, которые мы читаем в Евангелии при описании входа Господня в Иерусалим, когда и младенцы восклицали эту победную песнь: «Осанна в вышних Богу! Благословен Грядый во имя Господне!», потому что Иисус Христос совершил искупление человечества.

Смотрите, как удивительно: мы в этой молитве приравниваемся к ангельскому миру, к ангелам и вместе с ними славословим Господа. Как это чудесно! Надо понимать, надо чувствовать в этом величественном хоре соучастие небесных и земных сил, то есть ангелов и людей.

«С сими и мы (люди) блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем…» Вопием, кричим всей сущностью своей души.

Люди часто обращаются ко мне с какими-то нестроениями в жизни, допустим, проблемами с повзрослевшими детьми, которые уже показывают свой характер. Я говорю: «Молитесь за детей». «Мы молимся», – отвечают мне. Я говорю: «Молиться надо не просто прагматично: каждое утро взял молитвослов и помолился за свое дитя. Нужно кричать, вопиять!» Я привожу в пример пророка Моисея, как он молился за народ Божий, который должен был понести наказание от Бога. Он молился тихо, беззвучно, в своем сердце, не поднимая рук, не становясь на колени, молился за народ, чтобы Господь отменил наказание. И Господь (а ведь Он относился к Моисею как к другу, непосредственно вступал с ним в контакт) говорит Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» Вот пример молитвы, которая действительно может изменить судьбу человека, судьбу наших близких, родных людей. Вот как надо молиться. И Божественная Евхаристия этого требует: чтобы наши сердца были устремлены горе и чтобы мы молились, вопия ко Господу, не только о своем помиловании, но и о том, чтобы Господь привел многих наших друзей или знакомых, еще неверующих, к Себе. Вопием с благодарностью Богу за все Его благодеяния, а главное – за Божественную литургию.

«…Вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты (Бог Отец), и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый». Вновь вспоминается Пресвятая Троица, потому что сейчас, в это время мы находимся в Царстве Его, в Царстве Пресвятой Троицы. «Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя! И иже мир Твой тако возлюбил еси, я коже Сына Твоего Единороднаго дати…» Для чего Он дал Сына? Для искупления первородного греха. Творец неба и земли (ведь Богом Сыном творился этот мир) испытывает страдания, которые человеку порой непосильно испытать, – висит на Кресте.

– Самая постыдная смерть и самая мучительная.

– Самая постыдная, позорная смерть вместе с разбойниками, заушение, заплевание, оскорбления – Творец все это испытывает на Себе. Вот ради чего послал Бог Отец Своего Сына в этот земной мир: чтобы Он вочеловечился, перенес бы все эти страдания, оскорбления и позорную смерть за нас, ради искупления нашего первородного греха.

«…да всяк веруяй в Него не погибнет, но и мать (имеет) живот вечный». Только через Сына Божия мы можем прийти к Богу Отцу. «Кто не знает Меня, – говорит Господь Иисус Христос, – тот не знает и Отца». «Без Меня, – говорит Господь Иисус Христос, – вы ничего не можете совершить». Поэтому святые отцы, прошедшие прискорбный путь от греховного состояния до святости, были творцами Иисусовой молитвы, постоянно ее творили, и она уже не просто повторялась их умом и сердцем, а становилась умно-сердечной, непрестанной молитвой ко Господу. С ее помощью (и, конечно, в первую очередь через Причастие и исповедь) они достигали великих душевных и духовных успехов, преклоняли к себе милосердие Божие и становились сосудами Духа Святого.

– Сейчас очень много ведется разговоров, даже споров, я бы сказала, об Иисусовой молитве для обычных мирян: насколько важно им повторять эту молитву, когда и как? Люди работают, едут в транспорте, должны погрузиться в какие-то бумаги. Они же не могут, по всей видимости, постоянно творить эту молитву? И вообще, насколько нужно обычным мирянам ее употреблять?

– Святые отцы рекомендуют всегда и всем совершать Иисусову молитву, независимо от того, монах ты или мирянин.

– А когда работаешь?

– Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь и благодарите Господа за все, ибо в этом есть воля Божия». То есть нам нужно молиться непрестанно. Да, есть время, когда мы не молимся либо по своей рассеянности, либо по долгу службы, работы. Тогда эту работу нужно вменять как послушание во славу Божию. Святыми отцами сказано: послушание выше поста и молитвы. Поэтому я во славу Божию исполняю послушание, и это время мне засчитывается как время, которое я мог бы употребить на молитвенное делание.

– Как интересно! Действительно, когда ты свой труд посвящаешь Богу, то за это время многих плохих поступков, наверное, можно было бы не совершить. Когда дают какое-то задание, надо себя спросить прежде: угодно ли оно Богу? Со своей христианской совестью надо советоваться.

– Конечно. У нас осталось мало времени, поэтому я закончу эту замечательную молитву:

«…да всяк веруяй в Него не погибнет, но и мать живот вечный (имеет жизнь вечную). И же, пришед, и все е же о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот (то есть за мирскую жизнь), приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Это таинство, которое Господь Иисус Христос установил в Сионской горнице во время Тайной Вечери. Хор: «Аминь».

Но в это время не совершается преложение Даров, это происходит чуть позже. Далее: «Подобне и чашу по вечери, глаголя (мы подражаем Христу в Его первой Божественной Евхаристии): Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». «Аминь», – отвечает хор, как и на первый возглас священника о Теле Господнем.

– Увы, мы с Вами должны прерваться, остановить нашу передачу. Время бежит неумолимо: кажется, что мы только-только начали. И снова делаем шажки к Евхаристии: шаг вперед и два шага назад (простите, почти как по Ленину, не к передаче будет помянут). Я Вас сердечно благодарю и с нетерпением жду нашей следующей встречи, равно как и все наши телезрители. Огромное Вам спасибо!

– Божьего благословения Вам в Ваших трудах и нашим дорогим телезрителям.

 

Ведущая Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать