Таинства Церкви. Ответы на вопросы

15 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным). 

 

– Первым я выбрала вопрос, который беспокоит и меня (мы же не можем спросить одного священника, а обязательно подойдем ко второму и третьему, и ждем, чтобы батюшка ответил именно так, как нам хочется. Есть такое у нас в православии, согласитесь? Если ответ нас не устраивает, мы идем к другому священнику). Итак, вопрос: «Как, на Ваш взгляд, батюшка, правильно подходить к мощам? Или даже начинать готовиться за несколько часов или дней? Мой знакомый три раза ходил к мощам святителя Николая, которые находятся сейчас в Санкт-Петербурге, всякий раз вспоминая, что забыл что-то сказать, попросить. Я тоже думала еще раз сходить, но потом решила, что это будет чересчур».

Вопрос на самом деле не праздный. Когда едешь в паломническую поездку, не всегда есть возможность подготовиться или знаешь, что не сможешь причаститься, потому что приедешь позже. Но есть рака с мощами, к которой хочешь подойти. Как надо ехать: натощак или можно подкрепиться, почитать ли акафист? Что нужно сделать для встречи со святым, ведь мы едем именно для этого, и подчас для встречи с одними из самых любимых святых?

– Этот вопрос актуален – сейчас в нашей стране, в Санкт-Петербурге, находятся мощи великого угодника Божия святителя Николая Мирликийского, и сейчас люди, как никогда, будут соприкасаться с этой святыней.

От людей, которые преклонялись перед мощами святителя в Москве, я слышал недоуменные вопросы, и как раз сейчас хотел бы их немного разрешить, чтобы люди, которым только предстоит встреча с этой святыней, были немного подготовлены.

Святитель Филарет говорит нам о святых мощах: «Мощи святых оставил нам Владыка Христос как величайший дар и как величайшую святыню, потому что посредством ума их и в телеса их вселился Господь». И он приводит такую аналогию: смотри, в сосуде было благоухающее миро, миро израсходовалось, а запах остался. Так и благодать: его нет в живых, но и его останки, будь то маленькая косточка, голова или вообще микроскопическая часть тела святого, которая напиталась и облагоухалась благодатью Святого Духа. И приводил еще такой пример: Хиросима и Нагасаки или любой другой источник радиации, о котором мы говорим, что это источник с отрицательной энергией – мы называем ее вредоносной и разрушительной: даже микроскопическая доля радиационного вещества излучает вредную энергию. Соответственно, есть и положительное вещество, которое источает положительную энергию, и в смысле духовном, и телесном, физическом. Конечно, это мощи святых людей, и все это происходит не физическим образом, а непостижимо действует через них на уровне благодати Духа Святого. Так же, как через святые иконы, другие святыни, с которыми мы сталкиваемся, – святое миро, святая вода, освященные предметы. Хотя крещенская вода имеет тот же химический состав – Н2О, она отличается от обычной. Присутствие Божественной энергии в этом веществе, когда она освятилась молитвой или в таинстве Церкви, или освятилась жизнью тела человека, останки которого мы именуем мощами.

Вот поэтому для соприкосновения со святыней и нам нужно немного освятиться. Натощак или нет, значения не имеет. Натощак мы идем только ко святому Причащению. Но когда я бываю в Оптиной, Дивееве или удается побывать в Греции или Сербии, хорошо и благодатно, когда есть возможность прочитать святому акафист перед тем как соприкоснуться со святыней. Нет акафиста – тогда тропарь, который есть у всех, и молитву. То есть сначала обращение, потом уже соприкосновение со святыней.

Конечно, очень важен мысленный настрой, чтобы не бегом: за суетой соприкосновение со святыней будет уже иным. Когда люди стоят в очереди – это как раз время подумать, настроиться. Некоторые братья и сестры из нашего храма много дней по очереди дежурили добровольцами у Храма Христа Спасителя. К ним подходили люди и говорили: «Мы так долго стояли, прикладывание к святыне было секундным, и мы не поняли, что и к чему». Поэтому я немного посетовал на организаторов: можно было раздавать по очереди листовки с изображением ковчега со святыми мощами – это метровый ковчег, на верху которого находится икона святителя Николая и в центре небольшое окошко с позолоченным оформлением, и под стеклом – ребро святителя Николая посредине иконы. И когда люди прикладывались, они не поняли, где и что.

А на что вы рассчитывали? Что лежит целый скелет, рука, нога? Что вы хотели увидеть? Надо было представлять, что прикладываемся мы к ковчегу со святыми мощами, и совершенно неважно, приложились ли непосредственно к самому ребру или к изображению ноги, колена, одежды или головы. Мы прикладываемся к иконе, и совершенно не важно, в каком именно месте мы приложились, ведь это не банковский аппарат, когда закинул карточку, набрал точные цифры, и тогда что-то выскочило. Это же дело веры.

Хочу рассказать о потрясающих примерах веры относительно паломничества, соприкосновения в нашей православной жизни со святыней, что это вообще такое и чем отличается от многих других взглядов на жизнь. Мне вспоминается пример Шио Мгвимского, одного из основателей Грузинской Церкви, одного из 13-ти сирийских – что интересно – святых отцов. Оказывается, 13 сирийских отцов были основателями монашеской жизни в Грузии – это Давид Гареджийский, Шио Мгвимский и другие святые.

Когда прошло уже продолжительное время, каждый из них основал по монастырю и даже больше, Шио с учениками отправился пешком в Святую Землю. Когда они подходили, он издалека увидел на одном из холмов Иерусалим и сказал: «Братья, вы пойдите в Иерусалим, а я не смогу, потому что мои грешные ноги не достойны топтать эту Святую Землю. Достаточно взгляда на Иерусалим. А вы пойдите». И они пробыли там больше двух недель, проходили по святым местам, пришли к нему и рассказали, где они были, – на месте крещения, на месте Рождества, Вознесения, Преображения Господа, рассказали обо всех величайших святынях. И он вместе со всеми поплакал, порадовался, что они вкусили этой благодати – соприкоснулись со святыней, о которой многие мудрые люди говорят, что это пятое Евангелие. Помните, как сказал Христос: «Если эти люди умолкнут, камни возопию»т. Камни сейчас напоминают о Господе: здесь родился, здесь крестился, здесь распяли, здесь воскрес – пятое Евангелие. И святой Шио порадовался, что его ученики увидели его и сказал: «Пойдемте обратно, но на память я возьму камни с этой горы в воспоминание о нашем посещении Иерусалима». И они отправились так же пешими домой. Утром проснулись в своих маленьких походных палатках, сделанных из каких-то тряпок, и вдруг видят: какие-то огромные колесницы, всадники, лошади, какие-то люди. Подумали, что это какая-то неприятность, преследование, и вдруг разглядели, что это слуги Церкви и священнослужители, увидели, как из одной из колесниц выходит патриарх и говорит , что он, патриарх Иерусалима, молился в своей келье и ему был голос: «Какие-то грузинские монахи в пяти камнях вынесли иерусалимскую благодать». Он спросил: – Кто из вас старший? – Шио поклонился в ноги, сказал: – Это я, грешный Шио (кстати, имя Шио – это Симеон), настоятель такого-то монастыря. – И патриарх говорит: – Шио, ты верни мне эти камни. – Тогда он говорит: – Владыка святой, вот они завернуты в епитрахиль.

Они расцеловались, совершили совместную молитву. Патриарх двинулся в Иерусалим, Шио с учениками – в Грузию. Потом патриарх их разворачивает и говорит: – Если он так спокойно и благородно их отдал, я верну их ему обратно.

И дал ему обратно два или три камня (кстати, один из них до сих пор хранится как святыня в ризнице Патриархии Грузинской Церкви в Тбилиси).

Святой Шио не прикладывался, не видел, не находился в Иерусалиме, он созерцал все это издалека. Я рассказываю людям эту историю и потом говорю: вот вы бываете на празднике у преподобного Сергия Радонежского, бываете у блаженной Матроны, если нет времени и возможности выстоять в очереди, приложитесь к алтарной апсиде храма Святой Троицы в Лавре или у блаженной Матроны, и по вере вашей да будет вам. Ведь святыня – это не аппарат с газировкой, как в нашей с вами молодости, когда нажал на кнопку за три копейки – и полилась вода с сиропом, а за одну копейку – без сиропа. Надо всегда помнить: не мерой Бог дает Духа, Дух дышит, где хочет. Можно переночевать на Гробе Господнем – и уйти пустым. А можно приложиться к стене Иерусалимского храма, оплакивая свои грехи, и сказать: Господи, если хочешь... Помните, как в Евангелии, ко Христу подошел несчастный человек и сказал: Господи, если хочешь, можешь меня очистить. И Спаситель сказал: И в Израиле Я не нашел такой веры – не во что бы то ни стало, а «если Тебе будет угодно». Вот этот человек забыл какие-то свои просьбы. Конечно, надо все помнить, но обязательно через запятую: не моя воля, Господи, но Твоя да будет.

Так что наша подготовка к встрече со святыней длится всю жизнь, когда ты с любовью, верой, смирением обращаешься и подходишь к ней. У нас есть святыня, которая выше всех мощей и выше всех чудотворных икон, она святее всего на свете, когда возглашается: «Святая святым» – это святое Причащение. И, кстати, мое священническое сердце расстраивается, когда я вижу, какие очереди к той или иной святыне, и как ее нет или почти нет очереди ко святому Причастию. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем – это Хлеб Жизни. Отцы ваши в пустыне ели манну и умерли. Хлеб, сходящий с Небес, таков, что ядущий его смерти не увидит вовек. Святое Причастие святые отцы называли эликсиром бессмертия: вот где Хлеб Жизни! Но пока такого глубокого осознания нет.

Почитать мощи надо, почитать святые иконы надо, но, когда это не становится ступенькой к дальнейшему почитанию самой главной святыни в жизни – святого Причастия, когда этого осознания не происходит, а люди остаются на уровне первого, второго класса, это печально. Слава Богу, что в первый класс идут и во второй переходят.

Может быть, эта очередь послужит началом и первым шагом соприкосновения со святыней, чего я всем вам, дорогие братья и сестры, от всей души желаю, если у вас есть возможность посетить Санкт-Петербург, который не так далеко, во всяком случае ближе, чем Бари в Италии.

– Люди прилетали в Москву даже из Архангельска.

– 1 июля мы дежурили в Храме Христа Спасителя, читали акафист, и я спрашивал в очереди людей, откуда они, называли самые разные города – и Воронеж, и Саратов, и Тольятти, Вы говорите об Архангельске. Просто полстраны перебывало. На сегодняшний момент 1 800 000 наших соотечественников соприкоснулись с этой святыней. Дай Бог, чтобы это послужило их укреплению в вере и вдохновило на новые труды христианской жизни. И главное, о чем переживает моя душа и о чем я буду молиться, чтобы наши соотечественники так же возлюбили святое Причащение и встречу с Живым Богом через таинство святого Причастия.

– Как раз в продолжение темы о воцерковлении, о помощи и нашей вере вопрос: «Как помочь бабушке, которая не верит в загробную жизнь, воскресение и не ведет церковную жизнь? Очень хочется, чтобы она была в лоне Церкви. Как объяснить ей, что Причастие – это самое важное в жизни? Хочется ей помочь, но невозможно», – видимо, пишет внук или внучка.

– Видите, у этого человека есть верное осознание, что самое важное в жизни – это Причастие.

– У меня была точно такая же история. В 20-е годы Москва была страшным городом, который насаждал безбожие. Моя прабабка была глубоко верующей женщиной (как-то я уже говорила, что 4 года она провела, молясь на коленях за наше воинство), и я задаюсь вопросом, как получилось, что ее дочь (то есть моя бабка) уже не верила. Москва... Мы коренные москвичи – я думаю, что 20-е годы сыграли свою роль: активная атеистическая пропаганда. Когда я пришла в Церковь, мне так и не удалось привести ее ко Христу.

– Это как раз наша глубочайшая свобода: Бог не может открыть снаружи дверь человеческого сердца – ручка ее находится только с внутренней стороны. Это добровольный шаг человека. Все к этому подводит и все об этом напоминает, все складывается к этому, но последнее слово за человеком – выбрал он или нет. Помните, как сказано в Писании: «Человек, перед тобой жизнь и смерть, так избери же жизнь». Но последнее слово все равно за самим человеком.

Старец Амвросий говорил о старых людях: «Старого учить, что мертвого лечить». Это не уничижение, но наблюдение и факт. Но надежда есть всегда. Наверняка этот человек молится и переживает, но в начале было Слово, и мне кажется, что все-таки какое-то чтение, какая-то новость, разговор важны, никогда не надо уменьшать их роль.

– Сейчас у нас есть прекрасные фильмы на религиозные темы.

– Даже не обязательно на религиозные.

– Можно сказать, что это, скорее, фильмы исторические.

– Хотя бы потихоньку. И вдруг что-то произойдет совершенно неожиданно… Лучше что-то делать, чем не делать ничего. Если ты начнешь и попробуешь, есть два варианта развития событий: получится или не получится. Если ты не попробуешь, то есть только один вариант... Поэтому с надеждой на помощь Божию надо дерзать и желать, и, самое главное, что-то делать.

– Батюшка, ведь есть облегченный вариант Библии (а это настолько интересная Книга, которую можно читать как захватывающий роман, если так можно выразиться) – может быть, пожилым людям надо предлагать такие книги?

– Все, что может стать полезным, надо пробовать. Как говорил апостол Павел, все испытывайте, хорошего держитесь. Под лежачий камень вода не течет… капля камень точит... И, конечно, надо приложить ко всему этому свою любовь и стать не столько словом, сколько примером.

Однажды Патриарху Сербскому Павлу священники и ревнующие люди сетовали: «Ваше Святейшество, очень мало людей хотят слышать слово Божие, мало кто нам задает вопросы». И он отвечал: «Вы знаете, наша жизнь должна быть такой, чтобы люди захотели спросить о Боге». Вот это самое сложное в нашей жизни – стать для кого-то примером. Но во всяком случае все начинается со слов, с объяснений, что детям, что взрослым людям, что пожилым. Конечно, сердечные разговоры, разговоры по душам должны быть. Может быть, здесь не было должного попечения, внимания, заботы, а, с другой стороны, это тайна. Один услышит только одно слово, увидит один какой-то пример – и сердце его открылось. А другому хоть кол на голове теши. Господь показывает ему явные чудеса, а он говорит: случайность, совпадение и прочее. Говорит: «Докажи мне, что Бог есть». Бог, как воздух, невидим, но необходим, и без Него не проживешь. Вот докажи, что воздух есть. Выбор нашей веры зависит от нашего сердца, доброго или злого.

Но слава Богу, что есть такие внуки, может быть, ее жизнь и будет оправдана тем, что она воспитала такого внука.

– Есть уже кому молиться за нее.

– Когда придет Господь, то скажет: «Пустая была твоя жизнь, но за такого внука проходи, бабка, в рай».

– В следующий раз мы продолжим отвечать на вопросы телезрителей, а в оставшуюся минуту прошу Вас обратиться к нашим зрителям, у Вас всегда есть что сказать.

– Обращаясь к этому юноше или девушке, как раз скажу: смотри вперед с надеждой, назад – с благодарностью, вниз – с покаянием, вверх – с верой, а по сторонам – с милующей любовью и большой любовью. И тогда спасешь и свою бабушку, и дедушку, и всех твоих родных и близких. Мира вам и благодати Господней и соприкосновения со святыней, чтобы она изменила и перевернула в лучшую сторону всю Вашу жизнь.

– Огромное спасибо, дорогой батюшка, за Ваши ответы на вопросы, в следующей программе будем продолжать.

– Задавайте ваши вопросы в интернете, будем их как-то обобщать и общаться уже исходя из ваших конкретных, личных вопросов.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать