Таинства Церкви. Ответы на вопросы

14 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Сегодня мы с отцом Мелхиседеком продолжим отвечать на вопросы наших зрителей. Я очень рада, что мы уже несколько программ (по-моему, четыре) посвящаем этому. Очень живое получается собеседование, и ощущается связь с нашими зрителями.

– Прямая трансляция.

– Я думаю, что все очень рады.

Первый вопрос такой, что я даже посочувствовала нашей зрительнице. Она пишет, что крещена с именем Сильвия. У нее возникли проблемы с женщинами, которые стоят в храмах за свечными ящиками: они не принимают ее записочек, где она пишет «Сильвия», и говорят, что она, наверное, католичка. Она уже и плакала, и даже ездила в какой-то мужской монастырь, просила объяснить. Ей говорили, что креститься, в общем-то, не надо… Что ей посоветовать?

– Дело в том, что этот вопрос уже назрел. На Епархиальном собрании Святейший Патриарх дал задание Издательскому совету поднять святцы, которые были до разделения Церквей на Западную и Восточную, и издать расширенный список имен святых, которые есть не только в Русской Православной Церкви, но и в Сербской, Грузинской, Польской, Румынской, Греческой Церквях.

Имя Сильвия носила мать Григория Двоеслова. Это VI век. Григорий Двоеслов – это святой, Папа Римский, который оставил нам литургию Преждеосвященных Даров. Сильвия наверняка была в наших святцах...

– У католиков она осталась.

– Да, осталась. Но это же святая до разделения Церквей. Мы же называем Григория Двоеслова Папой Римским. Всех святых пап до разделения Церквей мы поминаем. Хотя сейчас это словосочетание – Папа Римский – стало немножко нарицательным. Поэтому имен гораздо больше, чем мы думаем и чем думают за свечным ящиком.

– Телезрительнице надо, наверное, к батюшке подойти? Может быть, он вразумит женщин за свечным ящиком.

– Наверное. Ей нужно сказать, что есть благословение носить это имя, это святая не Русской Православной Церкви, а нашей Вселенской Церкви. А имен гораздо больше, чем в нашем патриархийном календаре. Такая работа идет, потому что эта проблема уже вышла за рамки отдельных приходов, и это уже прозвучало на Епархиальном совете от Патриарха. Поэтому в ближайшее время мы увидим новый месяцеслов с именами.

– Следующий вопрос невероятно интересный: «Батюшка, почему все люди так цепляются за земную жизнь? Церковь провозглашает многолетие, мы стараемся вымолить болящего, когда Господь уже вынес Свое решение, например дал неизлечимую болезнь. В Псалтири пишется, что путь человека – в скорбях и болезнях. Тем не менее все хотят пребывать в земной жизни, даже со скорбями и болезнями».

– На прошлой неделе я беседовал с одной женщиной. Она вполне трезвый, разумный, благочестивый человек, и как раз за жизнь не цепляется. Потому что все мы знаем, что нас ждет вечность. Она подходит ко мне и рассказывает: «Батюшка, что-то я стала болеть: капельницы, уколы и прочее. Наверное, уже пора собираться туда». А она уже в возрасте. Я ее спрашиваю: «А ты болеешь?» Она ответила: «Да». Я ей говорю: «Ну, было бы обидно умереть здоровой».

Афонский старец Паисий говорил: «Средство от рака находится у нас под ногами (конечно, не в Москве, не в Питере, не в Екатеринбурге, не на асфальте), но Господь не открывает его всем, потому что рак многих людей сделал небожителями». По молитвам старца Паисия больные исцелялись от рака – те, кому это было на пользу души.

А некоторые не исцелялись. Сам старец Паисий умер от рака. По его молитвам исцелялись, а сам он умер от этой болезни. В его письмах есть конкретные слова: «Болезнь (рак) мне принесла столько пользы, сколько не принесли все монашеские подвиги; она меня смирила дозела».

У старца Паисия спрашивали (это касалось молитвы не о людях, а о каких-то состояниях, случаях): «Батюшка, а вы об этом молитесь?» – «Нет». – «А об этом?» – «Нет». – «А почему?» – «А зачем Богу докучать такими мелочами? Он Сам знает, что мне полезно».

Поэтому мы желаем многолетия, лечимся, к врачам ходим, таблетки пьем. Для чего? А потому что иначе это было бы гордостью. Старец Амвросий сказал: нам вместо Себя Бог оставил врачей. И кто ищет исцеления сразу от Бога, тот поступает гордо, потому что есть врачи.

– Господь же исцелял.

– Понятно. Но мы исцеления свыше недостойны: чтобы только помолились – и сразу все прошло... Как одна прихожанка прибегает: «Батюшка, включили отопление, и прорвало батарею, кому акафист почитать?» Я ей отвечаю: «Дурочка, быстрее домой беги…»

– Слесарю-сантехнику. Ему акафист читать. (Смеется.)

– Вопрос очень серьезный. Потому что люди думают, что вся жизнь должна быть благополучной, как будто не будет никакой старости, а в старости не будет никакой болезни, и ты здоровым и цветущим ляжешь в гроб и умрешь. Но мы же от чего-то в вечность перейдем. Самой страшной на Святой Руси считалась внезапная кончина.

Мы молимся святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чтобы Господь избавил нас от внезапной смерти, не причастившись Святых Христовых Таин. В благодарственных молитвах по Святом Причащении мы молимся: сподоби меня до последнего моего издыхания причащаться Святых Твоих Таин... А тут мы хотим не болеть, и чтобы вдруг оборвалась наша жизнь. Надо принимать свою жизнь и с детством, и с юношеством, и со зрелым возрастом, и со старостью.

Многие желают многолетия, как бабушки, когда ко мне подходят: «Батюшка, много лет при добром здравии»... А я еще дополнил: при добром здравии души – вот что самое главное. Тело болело, болеет, будет болеть и в конце концов перестанет существовать. Но не душа. Вот о ней и надо больше всего переживать. Правильно пишет человек: не надо цепляться за жизнь. Кто-то сказал: не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни.

– Следующий вопрос на все сто процентов Ваш: «Достаточно ли желания человека, чтобы принять монашеский постриг?»

– Одного желания недостаточно. Самое главное, чтобы это была воля Божия. Как узнать волю Божию? Это только ноль целых и несколько нулей после запятой процента, когда попутный ветер, зеленый свет и непреодолимое желание, несмотря на все препятствия, послужить Богу всем сердцем, всей душой и всем своим помышлением.

У Антония Сурожского кто-то спросил: «У меня сомнения, какой путь выбрать: путь семейной жизни или путь монашеской жизни?» Он ответил: «Если у Вас есть сомнения, из этого видно, что Вам лучше вести семейную жизнь». Потому что монашествующие не сомневаются. Это мое личное убеждение. Настоящий монашеский путь – это как песня; это непреодолимое желание, несмотря на все препятствия, которые возникают. Это особый путь. Когда это желание сильное, когда есть благословение духовника, складываются обстоятельства – тогда это в жизни исполнится.

Кстати, есть одна шутка относительно монашеской жизни. Семейный человек в любой момент под конец жизни (как, кстати, наши великие князья Евфросиния Московская, Димитрий Донской) может принять монашество. Но монах семейную жизнь не может начать никогда. Поэтому можно начать семейную жизнь, а когда жена будет как у Сократа, тогда, пожалуйста, – все в монастырь.

– Но сейчас же человека просто так сразу не постригут даже при его желании?

– Конечно.

– А что тогда Вы посоветуете? Может, поехать в монастырь, потрудиться? Вы же тоже не сразу монахом стали.

– Пусть ко мне приедет, я все расскажу.

– Хорошо. Счастливый человек.

– Просто вопрос задан очень коротко. Давайте так: у меня есть племянники. Один из них разбирается в футболе, с семи лет знает наизусть биографии футболистов команды «Спартак». А если человек мечтает о монашестве, то уже должно быть все испытано: Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Псково-Печерский монастырь; епископ Игнатий, епископ Феофан...

К этому готовятся всю жизнь, нельзя об этом только мечтать, например: я хочу быть футболистом или военным. В солдатики начинают играть уже с маленького возраста. Поэтому и здесь: если есть мысль о монашестве, тогда должны быть шаги к этому. Если бы человек серьезно об этом думал, он бы уже без моих ответов давно все знал.

– Вопрос: «В прошлом была протестанткой и венчалась протестантским венчанием. Православные люди сказали, что это не венчание, а жизнь в блуде. Как Святая Церковь видит неправославное венчание, когда оно было заключено до прихода в православие?» То есть женщина перешла в православие, а с мужем венчалась в протестантской церкви.

– Во-первых, брак блудом не называется. Люди наверняка расписаны, значит, это уже не блуд. Но мы таинства протестантской церкви, кроме крещения, не принимаем. Это не таинства. Крещение принимаем по необходимости. Еще непонятно, в какой протестантской церкви было венчание. Поэтому, если женщина уже в православии, то мужа должна уговорить. Потому что из вопроса непонятно, он принял православие или нет. Конечно, они оба должны венчаться в Православной Церкви. Но мнение о том, что эти люди живут в блуде, – неправильное, потому что они расписаны, они семья. Поэтому нельзя так говорить.

– Опять вопрос о сохранении брака: «Как женщина должна бороться за сохранение семьи после тридцати лет брака и с начала замужества?»

– Телезрительница правильные слова говорит: после тридцати лет замужества за брак надо бороться. Почему? Потому что есть нехорошая русская пословица: седина в бороду, бес в ребро. Если она тридцать лет в браке, значит, ей около пятидесяти лет или за пятьдесят. Когда полнота уже не от котлет, а от лет и жена уже не та, как в двадцать лет, мужики начинают сравнивать, поглядывать по сторонам.

Я знаю о трагедиях, когда мужчины прожили со своей верной супругой двадцать – двадцать пять лет, а потом начинается кризис: своя жена перестает нравиться как женщина. Кризис у мужчин – от сорока и до пятидесяти пяти лет; они съезжают с катушек.

Поэтому действительно надо бороться. Быть вместе там, там и там, за собой следить, диету соблюдать. Понятно, что женщина, задавшая вопрос, – замечательный человек, потому что смотрит телеканал «Союз», но и внешние вещи, конечно, должны быть, учитывая «падшесть» нашей греховной человеческой природы. Поменьше пилить мужа, поменьше требовать, создавать уют. Арсений Великий сказал: если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя. Надо сделать так, чтобы лучше жены для мужа никого не было.

Приведу пример. Люди в браке тоже прожили двадцать пять лет, даже, может, и больше, и я спросил, как им удалось сохранить семью, чтобы, когда я буду встречаться с молодыми, я мог им рассказать. И мужчина мне рассказал про свою жену. Она сидит со свекровью. Однажды, выйдя из комнаты на ужин, свекровь ей говорит: «А что это ты накрасилась? Куда-то идешь?» Жена ответила: «Нет, сейчас Сережа придет» (то есть муж). А свекровью макияж, улучшение внешности воспринимается как норма только для посторонних людей. А вот женщина делала это ради мужа.

И еще один эпизод: муж работал, по-моему, в гражданской авиации, где был непонятный график работы, была еще какая-то работа, но она никогда не ужинала без него, ждала его. Они вместе ужинали, разговаривали, и он засыпал за столом. И тогда она начала встречать его на остановке. А с остановки нужно было идти полчаса, поэтому они еще лишние полчаса были вместе.

Это борьба? Борьба. А вот сейчас осень, дождь, потом зима... У меня просто слезы накатились, когда я это слушал. Все складывается из таких простых вещей: она ждала, общалась, хотела быть приятной и желанной. Вот это борьба. А когда думается, что это раз и навсегда, – это иллюзия. Венчанный брак – иллюзия, расписанный брак – иллюзия.

Ничто не помешает распасться браку. Почему? Дьявол, зло действуют в этой жизни; искушений и соблазнов очень много, они раздирают православного человека. Сложно, тяжело сохранить семью, верность по нашей бестолковой, безалаберной жизни. Из-за чего? Из-за компьютеров, сайтов, потока информации, из-за этого глянца, в котором внушается, что жизнь – это наслаждение и смысл ее – отдых.

А мы должны считать (и это так и есть), что жизнь – это не отдых, это подвиг. Кто попутал – тот попутал вообще все на свете. И вот этой путаницы очень много в нашей жизни, особенно у семейных людей. Поэтому правильно бороться за христианский брак до конца своей жизни. С ума сойти можно в любой момент: что с женской стороны, что с мужской. Поэтому к другому человеку до бесконечности надо быть адвокатом, к себе – до бесконечности прокурором. Вот тогда более или менее может что-то сложиться.

– Есть коротенькие вопросы, которые я тоже хотела бы Вам предложить, потому что мы всегда не успеваем на них отвечать. Я думаю, что мы не должны их оставлять без внимания. «Как правильно дать имя ребенку и выбрать крестных родителей?»

– Я очень много раз замечал: в древности ребенку давали имя бабушки, дедушки, чтобы увековечить имена прародителей, родоначальников. Вот я, например, до монашества носил имя Павел в честь апостола Павла. Я у мамы спросил, почему мне дали такое имя. Она ответила, что моего деда звали Павлом. В царских, княжеских семьях имена чередовались: Александр, Николай, Александр, Николай, Николай, Александр...

Или еще имя выбирали в зависимости от того, когда человек родился, по дню памяти того или иного святого. Например, мой большой друг, руководитель нашего молодежного движения, знала, что у нее родится девочка, они с мужем уже придумали и согласовали ей имя. Когда ей подходило время рожать, близился день памяти Ксении Петербургской. Она говорила: «Мне очень не нравилось имя Ксения. Но дочка родилась именно в день памяти Ксении Петербургской. Я все свои фантазии, все свои мечтания свернула в трубочку и сказала: воля Божия!»

Еще был случай: девочка родилась в день праздника Святой Пасхи. Как, думаете, ее назвали? Анастасия, что значит «воскресение». А когда в этой же семье девочка родилась перед Пасхой, то ее назвали Христиной, так как Анастасия уже была.

В крестные надо стараться выбирать тех, кто действительно сможет молиться, и тех, кто примет участие в духовном воспитании ребенка, а не просто родственников. Чаще всего выбирают просто родственников. Конечно, самое главное, чтобы была молитва о крестниках и участие в их дальнейшей духовной жизни.

– «В каком объеме читать последование ко Святому Причащению для детей в возрасте от пяти до девяти лет?»

– Самые короткие и самые простые молитвы. Только будьте внимательны, не читайте молитву с перечислением грехов, которых они знать не знали и не успели совершить.

– А то научим.

– Да, научим. Пусть они читают те молитвы, которые понимают. Пусть даже это будет «Отче наш» несколько раз, «Богородице Дево, радуйся», Иисусова молитва. Но пусть это будет определено по времени. Например, мы читаем правило ко Причастию минут 15-20, пусть дети читают минут 5-10. Ты этой молитвой, даже читая несколько раз «Отче наш», готовишься ко Святому Причащению. Потому что большинство молитв – для взрослых, и надо будет подобрать две-три молитвы, которые могут быть употреблены и понятны для детского сознания.

– «Можно ли читать акафисты в пост?»

– И можно, и нужно. Акафист по своему названию от слова «кафизо», что означает «сижу», «а (отрицательная частица) кафизо» – «не сижу». Поэтому акафист – это просто более торжественная молитва, чем псалмопение. Можно и Псалтирь читать, и акафисты, одно другому не помешает. Мало того, Похвала Пресвятой Богородицы – праздник, когда мы все торжественно постом читаем Акафист Пресвятой Богородице.

Интересно, что у греков это богослужение с чтением Акафиста Пресвятой Богородице растягивается на четыре недели; греки читают этот акафист за четыре присеста. Вот так торжественно они чтут Матерь Божию через чтение Ей акафиста Великим постом. Поэтому, кто читал акафисты до поста, читайте их и постом. Постом мы молитву умножаем, а не уменьшаем.

– Спасибо, отец Мелхиседек. Я прошу телезрителей не расстраиваться. Пишите, потихоньку мы постараемся на все вопросы ответить.

– Бог всем в помощь! А за семью надо действительно бороться молитвой и своей благочестивой, примерной и святой жизнью.

Ведущая и автор программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать