Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 15

14 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Сегодня мы продолжаем разговор о Божественной литургии. Здравствуйте, отец Владимир, Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Я всегда радуюсь, когда говорю о Божественной литургии, тем более в пасхальные дни, потому что Божественная литургия – это радость, это благодарение Богу за все те благодеяния, которые Он оказал нам, за то, что Он создал этот мир для нас, за то, что Он сотворил нас, за то, что, несмотря на преступление Адама и Евы, Господь промышлял о нас и послал Сына Своего Единородного для того, чтобы искупить первородный грех. И Господь Иисус Христос искупил этот грех, установил ради нашего спасения таинство Божественной литургии, таинство Евхаристии. Это ли не радость? Это, безусловно, огромная радость!

Возвращаясь к нашей теме, а мы все время говорим о Божественной Евхаристии, мы как будто бы пробуксовываем, говорим об одном и том же, но все время хочется повторять все те мысли и чувства, которые возникают во время этого богослужения, этого великого таинства, таинства из таинств – Божественной Евхаристии.

Я еще раз хочу напомнить нашим телезрителям, слышащим и видящим нас, что это таинство Царствия Божиего, таинство вхождения в Царствие Божие. И когда мы произносим возглас «Горе имеем сердца», люди должны оставить все земные попечения, не думать ни о чем: ни о каких мирских мечтах, ни о том, что они разорились, ни о том, что дома неблагополучно и так далее.

– А как это сделать? Этот вопрос часто задают телезрители. Ум часто страдает рассеянностью почему-то именно во время богослужения, и начинаются всякие мечтания.

– Безусловно, усилием воли ничего невозможно сделать, потому что без Господа мы ничего не можем сотворить в этой жизни. Но, тем не менее, как говорится в пасхальном послании святителя Иоанна Златоуста, Господь целует намерение человеческое. Даже наше устремление к тому, чтобы быть внимательными, быть сосредоточенными и направить свои очи в горнее – есть великое благо для нашей души.

Смотрите: храмы наполняются. Я еще и еще раз буду повторять, что многие люди, так же как и я (я чуть побольше знаю о Божественной литургии, тем более, что мы с вами уже очень много и долго говорили о ней), мало знают об этой службе, но, видно, чувствуют такую благодать, которая их всегда притягивает, которой им недостаточно в этом мире; они хотят «подпитаться» через исповедь, через причастие, через Божественную Евхаристию, на которой присутствуют.

Вообще, ходить на богослужения – это труд. Мне в свое время старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что любое доброе дело всегда встречает противостояние, тем более молитва, Божественная литургия или еще какое-либо начинание, ради Бога совершаемое. И когда человек во время богослужения иногда не понимает смысла церковнославянских слов, не понимает священнодействий, их символику, безусловно, можно подумать, что этот человек больше никогда не вернется в церковь. Но он возвращается. Не потому, что назвал себя христианином, а потому, что та благодать, которую он получил во время Божественной литургии, исповеди, причастия, все время притягивает и не отпускает его. И все время этот человек находится на острие или стремится к острию этой благодати, пронзающей сердце человеческое.

Возвращаясь к тем словам, которые мы уже разбирали, я хочу еще раз напомнить всем, что Божественная Евхаристия – это вхождение в Царствие Божие. Алтарь – это Царствие Божие, небо на земле.

Мы с вами остановились на возгласе «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Эти слова говорят о том, что сонм ангелов, сонм архангелов присутствуют в храме во время этого таинства. Совсем недавно я читал книгу Вениамина (Федченкова) о Божественной Евхаристии. Кажется, он сказал (а если не он, то другие литургисты), что это соприкосновение и сопричастие с раем, который был потерян Адамом и Евой. Можете себе представить? Рай потерян, Адам и Ева, и все человечество изгнаны, мы находимся вне рая. Все ветхозаветные люди, израильский народ, – единственный народ, который тогда сохранял веру в истинного Бога – безусловно, хотели стать согражданами Небесного Царствия, но не могли, потому что врата в Царствие Божие были закрыты. А Господь Иисус Христос открыл эти врата. И они отворены во время Божественной Евхаристии.

Да не думает человек, что только в алтаре присутствуют ангелы Божии, весь чин ангельский! Потому что слова «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» относятся к разным ангелам, которых видел пророк Исаия в виде разных животных. И мы уже говорили об этом в прошлой передаче.

– Да, но можно напомнить телезрителям.

Поюще – орлы, вопиюще – тельцы, взывающе – львы, глаголюще – человек. Все цари: орел – царь птиц, телец – царь домашних животных, лев – царь диких животных, человек – царь этого мира. И в этот момент, действительно, в храме присутствуют все архангелы, ангелы, престолы, господства, власти, начала... Они наполняют не только алтарь, потому что их так много! Они наполняют весь храм. Сколько бы их ни было, они все равно будут в храме, где совершается Божественная литургия, и они всегда участвуют в совершении таинства Божественной Евхаристии.

Удивительный дар человеку: мы с вами (я не разделяю в этот момент священника и прихожан) присоединяемся к этому небесному хору, мы как бы возвышаемся до этого ангельского чина, до этой богоподобности, до этой святости. Мы участвуем вместе с ангелами в Божественной Евхаристии. Разве это не Царствие Божие? Разве это не соприкосновение с Царствием Божиим? Разве это не участие в жизни Царствия Божия?

Мы помним, что в Эдеме было древо жизни и древо познания добра и зла, которое принесло смерть человеку. К сожалению, человечество в лице Адама и Евы вкусили от древа познания добра и зла. Через это мы отпали от Бога, и из-за этого мы находимся в греховном состоянии. Но, тем не менее, с помощью Божией мы всегда можем возвыситься до некоего другого состояния с точки зрения человеческой святости, а с точки зрения Божественной, как сказал пророк Исаия, любая человеческая святость – это грязное рубище в очах Господа. Но, тем не менее, мы можем до какой-то степени возвыситься.

И вот тысячелетия человечество было лишено древа жизни из-за грехопадения. Мы помним из Ветхого Завета, что при создании мира древо жизни росло посреди рая. И Господь (Пресвятая Троица) сказал, что если мы оставим человека, то он вкусит от древа жизни и останется с Нами, несмотря на то, что согрешил (я говорю своими словами), и удалил его из рая. И вот это древо жизни сейчас находится в православном храме, в алтаре, во время Божественной литургии. Что же это за древо жизни? Это Христос, Который распялся за нас, искупил наш первородный грех, Который закалается Богом Отцом на небе, и при этом всегда присутствует благодать Божия. Поэтому во время таинства Божественной Евхаристии мы всегда пребываем в раю. А причастники причащаются от древа жизни. Не от древа познания добра и зла, а от древа, которое приносит плоды жизни, – это Животворящие Тело и Кровь Господни.

Это совершенно удивительные параллели и удивительная, сокровенная и явленная жизнь Церкви в Господе Иисусе Христе, Который распялся, распинается, всегда жив, всегда животворит в Пречистых Своих Тайнах.

Таким образом, во время Божественной Евхаристии, в особенности при архиерейском служении или иерейском, но на котором доступно открытие царских врат…

– Это как награда?

– Да, как награда. Не только священнослужители и помогающие им во время богослужения в алтаре в этот момент находятся в Царствии Божием, но весь храм должен ощущать это Царствие Божие на земле.

– Это очень сложно, отец Владимир. Особенно, когда царские врата часто закрываются, мы многого не слышим, не видим.

– Народ Божий должен знать, что во время Божественной литургии мы становимся членами Царствия Божия.

– Удивительно!

– И не случайно один из первых возгласов «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Потом: «Горе имеем сердца». Люди смотрят на восток, в сторону алтаря, где предстоящий священнослужитель совершает Божественную Евхаристию.

Что значит «горе имеем сердца»? Это значит, к небу имеем сердца, это значит, все то, что за спиной, уже должно отсутствовать, мы должны все отсечь. А что у нас за спиной? Либо прошлое, либо будущее, либо отчасти настоящее. О прошлом мы сожалеем, что оно, к сожалению, не исполнило наших надежд, о будущем мы мечтаем, а в настоящем мы строим какие-то планы. Вот это мы должны отсечь волевым усилием. Безусловно, не только своим волевым усилием, но просьбой к Богу, потому что без Бога, повторюсь, мы ничего не можем совершить. Поэтому мы должны, сосредоточившись, сказать: «Господи, я рассеянный человек, мои мысли постоянно блуждают, парят (как говорят святые отцы). Господи, сам я не могу собраться, собери меня, Господи. Дай мне быть внимательным во время таинства Божественной Евхаристии для того, чтобы мне почувствовать благодать Царствия Божия».

– Можно немного хитрый вопрос? То есть святые отцы тоже испытывали это чувство, если они выбрали такое сравнение, такую метафору: «мысли парят»? Или они просто ощущают состояние людей, которые находятся в рассеянии?

– Парение – это не евхаристический, а аскетический термин.

– Да, я это и имею в виду. То есть святые отцы тоже испытывали это состояние?

– Конечно.

– И они сумели его побороть?

– Я бы сказал, что по сравнению с нами, безусловно, смогли. Но еще раз возвращаюсь к разным эпизодам святоотеческой жизни, когда люди святые, находящиеся на высоком уровне духовного развития с точки зрения человеческой святости, чувствовали себя грешными. Почему? Потому что они видели, как через увеличительное стекло, все проявления своей души, ее чувственные и разумные части. Другое дело, что они могли с помощью Божией и волевым усилием управлять этими процессами. Допустим, кто-то говорит, что помыслы – это как горох, который отлетает. Но ведь горох бывает разный: бывает мягкий, бывает твердый; и он может оставить отметину в уме человеческом и на сердце человеческом. Поэтому никакой святой человек, которого мы прославляем, не может быть таким святым, как Бог. И святые отцы во всех грехах, которые мы с вами совершаем, будучи подобострастными людьми, всегда признавались.

– Это удивительно! Я искренне говорю, что это удивительно, понимая, что это люди святой жизни, и нам не достичь этого идеала. И когда они говорят: «Я самый грешный» или: «Я самая грешная», иногда думаешь, что, может быть, это неискренне, а потом отгоняешь эту мысль и понимаешь, что человек искренне уверен, что он самый грешный. Хотя мы понимаем, что очень многие из ныне здравствующих монахов, монахинь ведут просто удивительную подвижническую жизни, а сами себя считают самыми недостойными и грешными.

– Потому что эти люди не искусственно относятся к своей душе. Есть такие энциклопедисты греха, которые могут написать целую энциклопедию о своей душе и о своей греховности, но при этом они ее не чувствуют. А тот человек, который видит, чувствует это, является в каком-то смысле эталоном покаяния и исповеди. Такого человека мы всегда превозносим и всегда радуемся о том, кому Господь дал такой дар покаяния.

К сожалению, мы опять подходим к теме и никак не можем подойти…

– Мы уже с Вами несколько лет «подходим», на радость, кстати, нашим телезрителям. Я всегда получаю очень приятные для меня отзывы. Я бываю во многих храмах, снимаю фильмы для телеканала, и ко мне подходят и говорят: «Спасибо! Вы подольше с отцом Владимиром разбирайте, только, пожалуйста, не заканчивайте». Поэтому мы с Вами исполняем волю наших телезрителей.

– Я еще раз хочу сказать, что алтарь, где совершается Божественная литургия, где Христос закалается, становится Жертвою и преподносит Себя в виде Тела и Крови – это есть древо жизни, которому мы приобщаемся, которым животворим наши души, спасаемся, через которое получаем силу для борьбы со своими страстями и похотями. А мир, который существует за нами, – светский, растленный мир – это образ древа познания добра и зла, того древа, которое несет в себе смерть.

Поэтому Евхаристический канон начинается с того, чтобы мы «горе имели сердца» и никогда не оборачивались назад не только во время Божественной Евхаристии, но и во все время нашей земной человеческой жизни. Чтобы мы всегда «горе имели сердца».

– До окончания нашей программы осталось несколько минут, увы, мы не успеем приступить собственно к самому Евхаристическому канону. Хотелось бы озвучить вопрос, который задают телезрители: иногда говорят, что вот этот момент литургии – самый ответственный, когда надо быть особенно собранным, особенно внимательным. Но некоторые священники считают, что нет таких моментов, и нужно во время всей Божественной литургии, от начала и до конца, стоять и внимательно слушать, то есть все моменты этого богослужения главные и важные. Как Вы ответите на этот вопрос?

– Я согласен со священниками, которые говорят о том, что все части богослужения являются очень важными для человека, который пришел на Божественную литургию. Часы или литургия оглашенных являются подготовкой к литургии верных. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек, который не пришел до чтения Апостола и Евангелия во время Божественной литургии, а пришел позже, пусть не дерзает причаститься Святых Христовых Таин. Евангелие и Апостол читаются во время литургии оглашенных. Проскомидия совершается в начале, и, если мы хотим, чтобы помолились о наших родственниках или о нас, мы, конечно, должны прийти на нее.

– Записки, наверное, лучше подать накануне.

– Конечно, записки можно подать накануне, но желательно всегда приходить к началу богослужения. Если хотите – это рабочий день для души, на который нельзя опаздывать.

– То есть часами Вы советуете тоже не пренебрегать?

– Конечно.

– Потому что часами мы пренебрегаем сплошь и рядом, чего греха таить, а стараемся подойти к моменту Божественной литургии.

– Это неправильно. Мы можем приходить на работу, пренебрегая началом работы, потому что все собираются, и поэтому мы не работаем. Но мы должны приходить обязательно. А нам нужно приходить сосредоточенными и полностью отдаться под власть Бога.

– Сердечно Вас благодарю. Я попросила бы Вас поздравить телезрителей или пожелать им чего-то хорошего, доброго в дни Пасхи, когда мы все так радуемся и любим друг друга…

– Еще раз «Христос воскресе» всем! Это великая радость, которая должна преисполнять наши сердца. Это значит, что вместе со Христом, если мы в Него верим, исповедуем и стараемся исполнять Его заповеди, мы тоже воскреснем и станем Его совоскресниками и Его сочадами в Царствии Божием. Желаю всем телезрителям и себе в первую очередь быть и стать этими сочадами!

– Я присоединяюсь к словам протоиерея Владимира Волгина, сердечно вас поздравляю еще раз. Желаю всем нам крепости душевной, телесной, любви, веры, надежды!

 

Ведущая Любовь Акелина
Записала  Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать