Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 18

13 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня мы продолжаем разговор о Божественной литургии. Отец Владимир, некоторые мои знакомые, которые смотрели нашу прошлую программу, сказали, что мы остановились на самом интересном. Так что я попрошу Вас продолжить именно с того момента, на котором мы остановились.

– Возвращаемся к евхаристической молитве, которая произносится после того, как мы говорим: «Благодарим Господа!» Евхаристия, еще раз повторю, – это благодарение Бога за то благодеяние, которое Он нам оставил в Таинстве Божественной литургии, это сердце нашей жизни, сердце жизни Православной Церкви. Поэтому Святейший Патриарх Кирилл и до него Святейший патриарх Алексий, но в особенности Святейший Патриарх Кирилл настаивает не только на как можно более частом посещении Божественной литургии, но и причащении. Благодаря его видению и такому евхаристическому пониманию Божественной литургии народ Божий, я надеюсь, стал чаще причащаться.

Мы живем в таком ужасном мире: он нас разрывает на части, заражает всякими страстями, утомляет, изматывает. И где нам черпать силы? Конечно, можно в физкультуре и спорте. Но это не духовная сила, а может быть, физическая сила воспитывается в человеке. А душа умирает необлагодатствованная. Поэтому для того, чтобы противостоять духу современности, духам злобы поднебесной, Святейший Патриарх призывает нас вместе с Архиерейским Собором постановлением Церкви к как можно более частому принятию Святых Христовых Таин. Так же как и Древняя Церковь. Потому что Древняя Церковь только в этом видела свою силу, свое могущество, противостояние дьяволу и страстям.

Итак, в прошлой беседе мы остановились на словах молитвы: «… недоведом, невидим, непостижим…» Господь никогда не может быть постижим. Он только отчасти может быть ведом и отчасти постижим нами в Его жизни, которая касается частной жизни каждого из нас. Я встречаю очень многих христиан, которые говорят о чудесах, происходящих в их жизни от Бога. Они свидетельствуют, что это от Бога, и понимают, что Господь через эти чудеса несколько приоткрывается им в Своей благодати. Они свидетельствуют, что это не стечение каких-то обстоятельств, не случайность, а что именно с Богом связано то чудо, о котором они рассказывают. Это, если хотите, ведение о Боге любви, о Боге, Который промышляет не только о мире.

Я встречал людей, которые говорят: «Нас проживает на Земле около девяти миллиардов человек, как же Бог может печься о каждом из нас? Как Он может заботиться о жизни каждого из нас?» Да, Господь заботится о жизни каждого из нас и участвует в жизни каждого человека. И тот человек, который испытал на себе чудо явления Божией благодати, чудо явления Его любви, свидетельствует об этом, ведая о том, что это Господь. Но человек не может ведать о безграничности Его любви, безграничности Его Божества, Его всеведении. Так же как мы не можем проникнуть в тайны души человека, тем более в тайну Духа Божественного.

«…Присно Сый…» Что такое «присно Сый»? Сый – это имя Бога. Сый – это не простое слово; его нужно произносить с глубочайшим благоговением, потому что это одно из имен Господа. Сый, как свидетельствуют отцы Церкви, – это значит Господь Саваоф. Сый и Саваоф – идентичные слова. Это слово означает «Господь Воинств», ведь у Господа полки, мириады ангелов, которые вместе с Ним сослужат и участвуют в Его Промысле в этом мире. И то, что Господь повелит, ангелы небесные, вне зависимости от своих чинов, приближены они или отдалены, четко исполняют волю Божию по своей свободе, которую Господь дал и ангелам, так же как и человеку. Поэтому Он есть Господь Воинств Небесных, которые Он сотворил.

К сожалению, часть из них отпала из-за грехопадения Денницы, вознамерившегося престол построить выше, чем Бог Отец. Он, тварь, то есть творение, возвысил свой голос на Творца. Смотрите, как опасно нам роптать на Бога, как опасно нам, если хотите, сравнивать себя с Богом! Как опасно для нас непочитание Его, неслышание Его, непонимание того, что Господь хочет творить и сотворить в этом мире.

Но ангелы небесные, которые окружают Господа, конечно, находятся в Его беспрекословном послушании. И по образу этого послушания нам рекомендуется безоговорочно слушать своих духовных отцов (безусловно, если они опытны); слушать и покоряться им, не задавая им никаких вопросов, когда мы спрашиваем их о чем-то. Вот эта структура небесной иерархии, структура послушания распространяется и на Церковь Божию.

Сый – Господь Воинств. Помните, как Господь Иисус Христос сказал: «Неужели Я не могу умолить Отца Своего и Он пошлет легионы ангелов, которые Меня могут уберечь от смерти, которые противостоят духам злобы поднебесной, потому что Я больше, чем они?» Господь больше, чем они. И Господь медлит совершить эту победу ради того, чтобы рождались иные, другие люди и чтобы ими был определен путь либо к спасению, либо, не дай Бог, к погибели. Для того чтобы люди, нарождающиеся в этом мире, старались бы жить по заповедям Божиим, спасаться и становиться гражданами Царствия Божия, ни в чем не укоряя Господа в Его, может быть, непостижимом Промысле.

Вот мы укоряем власти. А кто мы такие, чтобы укорять власти земные? Мы ничего не понимаем во власти земной. А Церковь понимает, что эти люди, во-первых, избраны Богом. Во-вторых, руководимы Им, и иногда они ставятся на то, чтобы стать бичом для народа, для того чтобы наказать его; для того чтобы через наказание привести этот народ к Богу, или же для того, чтобы снова открыть врата в Церковь, которые приведут к вратам Царствия Божьего боголюбивых людей.

Вот сейчас у нас такая власть, хотя многие ее не понимают, – власть, которая приводит нас к вратам Церкви и вратам Царствия Божия, потому что они верующие люди, потому что они стараются исполнять заповеди Божии, потому что они любят Церковь. И любя Церковь, эти люди не могут не любить свой народ, свою страну, нашу Русскую землю, нашу Россию. И они тоже по образу Бога управляют воинством, но земным воинством, которое так же безукоризненно должно подчиняться им, как воинство небесное, управляемое Господом, ради спасения людей, ради спасения этого мира и ради восьмого дня творения.

«…Такожде Сый, Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый…» То есть Пресвятая Троица называется «Сый», называется Господом, потому что Она Нераздельна и Единосущна, потому что мы верим в Бога Триединого: все согласуются друг с другом и исполняют одну и ту же волю по отношению к миру, ангелам и человеку.

«…Ты от небытия в бытие нас привел еси…» Какая должна быть благодарность за то, что мы живем, за то, что Господь нам дал жизнь! Это тоже вмещается в слово «Евхаристия»: благодарение за то, что Ты дал нам жизнь; за то, что нас не было – и Ты нас сотворил; за то, что Ты дал этот удивительный мир, удивительную жизнь!

Некоторые люди, отчаявшись в этой жизни, не понимая воли Божией и Промысла о себе, доходят до безумия, до самоубийства. Но разве их много? Может быть, их процент, их часть увеличивается в этом мире. Но все люди тем не менее даже при самых отчаянных обстоятельствах, при всех несчастьях, которые они испытывают в своей жизни, думают о лучшем. Они не хотят покидать даже вот этот мир, который связан с большими страданиями, с большими несчастьями, с большими нестроениями, потрясениями. Никто не хочет оставлять этот мир. Я помню замечательный фильм, где играл Донатас Банионис, «Никто не хотел умирать». Какое точное название! Те, которые умерли, – никто не хотел умирать. И мы не хотим умирать.

Но для нас, христиан, конечно, есть вечная жизнь, есть надежда на вечную жизнь, на то блаженство, которого мы не испытываем здесь, но которое можем испытать там – вечное блаженство, вечное наслаждение, вечная радость, где не будет ни скорби, ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Какое благодарение! Нам дана наша жизнь через наших родителей, но истинным Родителем является Господь. Поэтому Господь говорит: «Кто не откажется (но не в прямом смысле) от отца и матери, от жены, от детей, тот Меня недостоин». Да, потому что единственным Родителем, Творцом нашим является Бог через наших родителей и через наших близких.

«...и отпадшыя возставил еси паки и не отступил еси, вся творя дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее…» О чем говорится здесь? Повторюсь, я стараюсь читать эти молитвы вслух, и прихожане радуются тому, что они участвуют в общей молитве. Понятно, что Он нас, отпадших от Бога из-за преступления Адама и Евы, которые самостоятельно не можем и не могли до подвига Иисуса Христа, искупившего наш первородный грех, на протяжении многих тысячелетий войти в Царство Небесное, вне зависимости от своей праведности (отпадшыя возставил еси паки), всегда восстанавливает нас. Он готов нам протянуть Свою руку. Как апостолу Петру, который возопил: «Господи! Спаси меня, погибаю!», Господь протянул руку, взял его в лодку, в которой Он переправлялся на другой берег, сказав: «Что ты так боязлив, маловерный?» Он нас, отпадшыя, тонущих в бездне грехопадений, в бездне нашего отпадения от Бога, восставил, восстанавливает и готов всегда восстанавливать и приводить к Царствию Божию.

И не отступил еси, вся творя. То есть, несмотря на наши грехи, которые мы творим, Он Свое творение не забывает, любит, продолжает любить в Своей бесконечной Божественной литургии. Д о ндеже (до тех пор) нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. То есть Он не отступил от нас отпадших, от нас, рабов греха, и все время стучится в двери нашего сердца, все время говорит: «Я здесь, Я с тобой, Я готов тебе помочь в твоих грехах, потому что ты без Меня ничто не сможешь сделать: ни от какого греха освободиться, ни от какого зла отойти. Только Я тебе могу помочь».

И Царство Твое даровал еси будущее – нам, которых Господь призывает к Царству Небесному и которым Господь хочет помогать, если мы хотим, чтобы Господь нам помогал. Ни от какой, даже самой маленькой страсти мы никогда не сможем избавиться без помощи Божией. Поэтому нам надо молиться. Люди приходят и говорят: «Мы молимся». Я спрашиваю: «А как вы молитесь?» – «Ну, мы читаем молитвы». Читаете – хорошо, молодцы! Но нужно не просто читать, нужно вопиять к Богу, кричать Богу. Как апостол Петр: «Спаси меня, Господи, погибаю!»

– Он действительно понял, что он погибает. А мы не всегда понимаем, наверное.

– Да, конечно. Свидетели говорят, что когда человек тонет, он кричит: «Спасите!» Вот такой же по подобию должен быть крик и у нас во время молитвы, как у апостола Петра.

«…О сих всех (обо всем этом: о Твоем искуплении, Господи, о том, что Ты послал Сына Своего, о том, что Ты нас спасаешь через Него и так далее и так далее) благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго…» Преподобный Серафим Саровский говорил: цель христианской жизни – стяжание Духа Святого. Если мы стяжаем Духа Святого, то мы в безопасности и можем прямым путем уже достигать Царствия Божия благодаря Его освящению и благодаря, если хотите, Его подсказкам.

«… о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас...» Благодеяний очень много: какие-то благодеяния мы ведаем, какие-то – не ведаем, какие-то просто не видим по слепоте душевной и духовной, какие-то видим и замечаем.

«…Благодарим Тя и о службе сей…» Об этой Божественной литургии, о Божественной Евхаристии, которую Господь оставил нам, Он говорит: «Сие творите в Мое воспоминание». Заповедь даю эту: «Творите сие в Мое воспоминание», – первая Божественная Евхаристия, совершенная Господом Иисусом Христом Своими руками. Благодарим Тя и о службе сей, можно сказать: «которую Ты заповедал нам творить ради нашего спасения».

«… ю же от рук наших при я ти изволил еси, а ще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии». То есть которую Ты приял от рук грешника, такого, как я, священника, несмотря на то что здесь предстоят сонмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии. Престол Божий во время Евхаристии окружен тьмами ангелов, и грешный, как я, священник совершает Божественную литургию, несмотря на всю свою греховность.

Мы совершаем ее по благодати, которая дана нам в священстве и благодаря молитвам этих херувимов, серафимов, ангелов, архангелов, которые слетаются во время Божественной литургии к Престолу Божьему. Представляете, священник, или архиерей, или священнодиакон, или алтарники стоят, не чувствуя этого, к сожалению, не понимая этого, к сожалению, потому что наши очи духовные еще не открыты. Мы стоим в сонме ангелов, в сонме святых, которые со страхом Божиим взирают на это великое таинство, которым является Божественная Евхаристия, пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Господни.

– Сердечно благодарю Вас! Необыкновенная передача у нас сегодня была: очень глубокая, серьезная. Я откровенно скажу, что просто заслушалась. И очень хотела бы, чтобы время продлилось и Вы говорили бы еще, но, увы, как всегда, наша передача завершается. Но не завершаются наши встречи. Жду с нетерпением новой программы.

– Храни всех Господь!

 

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать