Таинства Церкви. Поздравление с праздниками, о милосердии

13 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Я всех сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова и желаю всем вам, вашим близким, родным веры, надежды, любви и милосердия. Сегодня вас поздравит архимандрит Мелхиседек, настоятель Покровского храма в Ясеневе. Здравствуйте, батюшка!

– Добрый день, дорогие телезрители, братья и сестры! Я сердечно приобщаюсь к этим поздравлениям Любови Сергеевны и рад, что мы с вами опять вместе уже в новом, наступившем 2018 году после праздника Рождества Христова, накануне празднования старого Нового года и дня памяти святого Василия Великого.

И в новом наступившем году желаю всем вам неоскудевающей милости Божией, укрепления в вере, надежде, любви. И самое главное, чтобы все у нас в этом году началось по-новому. Это хорошее время, хороший этап, хорошая возможность, хороший повод начать все с чистого листа.

Кто-то из мудрых людей сказал: с чистого листа не тяжело начать, сложно изменить почерк. Сколько раз уже мы обещали Богу одно, другое, третье, но опять наступаем на те же самые грабли. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский: «Год-то новый, а грехи все старые». Нам бы начать все-таки новый год с решимостью, чтобы на самом деле было все новое. Поэтому не забудьте в новом году выбросить мусор из ведра, выбросить мусор из головы, из души. Начнем хотя бы с этого. Оставим все старое, ненужное, греховное; все, что беспокоило нас в старом году, теребило нашу совесть, и с нового года начнем жить по-новому.

Самое главное – начать с мира. Мы Господа называем Царем правды, Царем мира. На литургии мы все время слышим призыв священника: «… вонмем, Святое возношение в мире приносити». Только в мире можно приносить святое приношение. Помните, как в Евангелии: «Когда захочешь принести жертву перед алтарем и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар, иди сначала примирись с братом, а потом принеси дар Господу Богу твоему».

Поэтому нет ничего дороже внутреннего мира, мира со своими родными, близкими. Господь именуется в рождественских песнопениях Царем мира. Поэтому давайте этот мир душевный, который мы хоть чуть-чуть приобрели в рождественские праздничные дни, сохраним хотя бы какое-то время. Дороже мира с нашими родными и близкими нет ничего. Поэтому такого душевного мира я вам от всей души желаю.

А будет мир в душе, мир с ближними – это и будет Царствие Небесное, пришедшее в силе; это и есть рай. Там, где мир, доброта, доброжелательность, – там и есть Царство Небесное. Что такое Царство Небесное? Это жизнь с Богом. Бог – это Бог любви, мира, правды. И когда мы в мире, тогда мы и с Богом.

Знаю одну семью, в которой дети, услышав совет батюшки, написали разноцветными фломастерами на листе формата А4: «Доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность» – и прикрепили бумагу на холодильник. Семья мне сказала, что это очень и очень помогает. Потому что любовь – это чувство, которое вырастает; не все сразу. Но вообще все – день, разговор, совет, просьбу, замечание – надо воспринимать с доброжелательностью.

В новом году давайте начнем с мудрой жизни. Как сказал премудрый Соломон: «Нет ничего дороже мудрости». Мне кто-то из священников сказал: «Знаешь, Мелхиседек, есть десять заповедей писаных, а две заповеди неписаные». Я говорю: «О, интересно! Какие?» Одиннадцатая: «Не зевай».

Есть русская поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Сейчас, в нашем XXI веке, пока ты семь раз меришь, другой уже отрежет. Поэтому и в духовной жизни надо никогда не зевать. Дело в том, что дьявол все время усыпляет нашу бдительность, трезвение: «Давай, этим займись, тем займись». То есть чем займись? Пустотой. Как сказал Василий Великий (память которого, кстати, мы совершаем): «Давайте сейчас делать то, что за нами пойдет в вечность». На фасаде миланского собора (собор Рождества Девы Марии в Милане. – Прим. ред.) есть такая надпись: «Ничто не достойно вечности».

Поэтому только то, что служит вечности и приводит к вечности, вечной жизни с Богом, достойно вечности. И никакие мелочи, никакая суета, никакая пустота не достойны вечности. Поэтому Василий Великий и говорит: «Давайте сразу делать то, что за нами пойдет в вечность». То есть не зевать. Кстати, Новый год – это как раз повод оценить время. Посмотрите, как пробежал, пролетел, прошел почти незаметно 2017 год. Вот так и жизнь. Каждый день надо стараться наполнить содержанием.

Вторая неписаная заповедь: «Жалейте чужое самолюбие». Вот поэтому нужна доброжелательность: совет – доброжелательный, замечание – доброжелательное, поругать – доброжелательно, наставить – доброжелательно, подсказать – доброжелательно. Настолько сейчас, в XXI веке, люди самолюбивы! Дети, взрослые, все подряд – никого не тронь, никому ничего не скажи. Ей пять лет, а она: «Я все шама».

Поэтому надо говорить, советовать, делать замечания, общаться, но – доброжелательно! И это должно стать фундаментом всех наших человеческих отношений. С доброжелательностью можно решить все, без доброжелательности не решишь ничего, даже самый простой вопрос. Опять же, доброжелательность проистекает из мира: если есть мир в душе – тогда потихонечку это будет действовать, из тебя выходить и вовне. Мирность в сердце, я думаю, дороже всего сейчас. Почему? Потому что мир сейчас чрезвычайно нервный.

– Это правда.

– Говорят, что все болезни от нервов. Как одной женщине врач говорит: «Вы не беспокойтесь так сильно, нервные клетки не восстанавливаются». А она врачу говорит: «А мне нервные и не нужны, мне нужны здоровые». Хотела с помощью нервов нервные клетки уничтожить... Вот этой мирности всем нам в наступившем 2018 году желаю.

Кто-то из святых сказал: «Я каждую неделю стараюсь полагать начало какой-то добродетели». За все сразу не возьмешься, все-таки надо в какую-то одну точку «бить», чем-то одним существенно заниматься, тогда есть толк; это уже опыт и мирской, и духовной жизни. Я думаю, что нам нужно хотя бы первый месяц, январь – месяц праздников, добрых отношений (все это тоже располагает к миру) – запомнить и постараться на этой волне мирности и радости начать год.

– Батюшка, второй мой вопрос соприкасается с вопросом телезрителей. Я его хочу начать с цитаты. Была такая известная в Москве купчиха из рода Бахрушиных, Елизавета Сергеевна (наверняка наши телезрители знают, кто такие Бахрушины). Она написала очень интересное завещание своим детям. Советую всем его прочитать, оно выложено в Интернете. Буквально кусочек из этого завещания. Она пишет: «Бедных не забывайте, помогайте чем можете. Знайте: праздность и роскошь не должны быть вашей жизнью, мы имеем право пользоваться только тем, что нам необходимо».

Представляете? Купчиха, богатая женщина, пишет это сыновьям. Удивительно! Это только небольшая цитата.

– Интересно было бы все завещание почитать.

– Она пишет: «Моя забота сейчас только о бедных, я хочу служить людям под конец дней своих и с терпением нести возлагаемые на меня Господом кресты». Знаете, когда я читала, я была просто ошарашена, потрясена: какие люди были у нас в России, богатые купцы! Сейчас, конечно, это были бы серьезные миллиардеры.

Так вот, вопрос касается милосердия, помощи, благотворительности. Ведь каждый год 31 декабря служатся молебны на начало нового года. И я знаю, что у Вас была очень интересная проповедь (которая как раз касается благотворительности) о том, как оканчивает земную жизнь губернатор и богатый человек, который строит храмы, но попадает он не в рай... А куда?

– В другое место.

– Расскажите об этом. И вообще, давайте тогда немножко подумаем. Нас ведь Церковь призывает в особые дни поста, особые дни праздников проявлять милосердие и заботу о ближних, о тех, кому хуже. Ваши сестры милосердия все рождественские дни будут ходить в дома престарелых, будут помогать. Мы совсем недавно даже сняли фильм об этом замечательном приюте для пожилых людей и о вашем сестричестве. Давайте немножко порассуждаем (и телезрители тоже об этом спрашивают), как подавать милостыню, всем ли. Иногда идешь, а возле храма стоят взрослые молодые люди, даже средних лет мужчины, не увечные, с руками, ногами...

– Я немножко хотел переключиться с внешнего на внутреннее. Вот мы все время говорим о милосердии, подразумевая милостыню. Это правильно. Говоря о милосердии, мы подразумеваем престарелых. Говоря о милосердии, мы подразумеваем людей неимущих. Говоря о милосердии, мы подразумеваем многодетные семьи, и вообще всех тех, кто нуждается во внешней помощи. Это чрезвычайно важно. И многим это доступно. И многие на этом останавливаются, этим удовлетворяются, и иногда получается так, что этим еще и гордятся: когда есть форма сестер милосердия, когда есть чисто внешнее позиционирование...

– Атрибуты такие: косынка красивая...

– Это тоже все неплохо, все правильно, но самое главное: не навешивать себе медали, ордена и не делать должником Господа: «Мы то-то и то-то делаем, и Ты про нас тоже не забудь». Все это должно быть абсолютно бескорыстно, из чувства милосердия и сострадания.

Иоанн Златоуст, память которого мы скоро будем совершать, говорит: «Как душа выше тела и ценнее тела, так милостыня, оказанная душе, больше милостыни, оказанной телу». Какая милостыня для тела? Нищего накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, больницы посетить, в тюрьму посылку передать, письмо написать, с детьми многодетной мамы посидеть, старую бабушку навестить – все это понятно, доступно и должно быть в нашей жизни. Но это только первый этап, только одна из составляющих дел милосердия. А самое главное дело милосердия – это вовремя промолчать, сдержать свой гнев, раздражение...

– Это тоже милосердие?

– Конечно. Когда мы не делаем больно чужой душе, когда мы питаем чужую душу – это тоже дело милосердия. А чем мы ее питаем? Словом истины. Когда помогаем человеку, подсказываем путь жизни, если человек запутался в простых человеческих отношениях. Мы уж не говорим о духовных вещах, хотя бы в человеческих подсказать. Добропорядочность, честность, сострадание, верность, целомудрие...

Однажды Серафим Саровский сказал, что сейчас (это тогда, в середине XIX века) вся брань в мире идет за две добродетели: молитву и целомудрие. И сейчас, в XXI веке, по-моему, эта война уже давным-давно проиграна. Какая молитва, когда люди круглыми сутками с айпадами, в Интернете, в соцсетях?.. Про целомудрие я вообще не говорю, когда уже черное называется белым, белое называется черным; уже однополые браки во всей Европе. О каком целомудрии идет речь? Ни о каком.

Поэтому, когда мы подсказали что-то родным, близким, детям, внукам, тем людям, которые находятся с нами, оказали им внимание, уделили время душе – это и есть, наверное, самое большое милосердие в наше время. Потому что, мне кажется, не сложно дать копейку (или не копейку, а какую-то цифру)... А теперь, кстати, давайте вернемся к цифрам, которые иногда от нас должны исходить.

– Батюшка, прошу прощения. О цифрах: купчиха Медведникова пожертвовала пять миллионов теми деньгами на устройство больницы святителя Алексия и богадельни.

– Что-то невероятное!.. И построили?

– Да. Пять миллионов рублей! Я не представляю даже, что это за сумма сейчас...

– Я скажу: корова стоила пять рублей.

– Как сейчас подобрать эквивалент той сумме в пять миллионов? Это фантастическая сумма!

– По-моему, корова сейчас стоит около пятидесяти тысяч рублей. А тогда она стоила пять рублей. Пять миллионов надо будет разделить на пять рублей, и получится количество коров. А количество коров умножить на пятьдесят тысяч рублей.

– Коровы тогда были нужны, а сейчас, наверное, не очень-то и нужны. Спрос на коров был...

– Это чтобы понять, какие деньги...

– Очень серьезные деньги.

– Ну, у нас таких людей нет. В смысле, где-то они есть, но в Церкви о таких меценатах с такими суммами мы не слышали. Давайте мы начнем говорить о самих себе. Вот мы идем в церковь – у храма стоят завсегдатаи: четверо-пятеро одних и тех же людей. Тот, кто редко в храм ходит, дает одному, другому. Мы ходим в храм каждое воскресенье – что нам делать? По пятьдесят рублей можно дать: в одно воскресенье – одному, в следующее воскресенье – второму, в третье воскресенье – третьему. И так в месяц каждому по пятьдесят рублей дал – цифра вроде приемлемая.

Но многие люди рассказывают, что бедные вот чем пользуются (берут, что называется, за душу): «Ради Христа прошу...» И верующий идет, опуская голову вниз, ему не по себе. На самом деле, обстановка душещипательная. Поэтому всего дать мы не можем: у нас семья, попечения, мы живем не как воробьи, птички небесные – за нами наши родные и близкие, а не дать тоже было бы неверно.

Кстати, интересная была логика рассуждения (на будущее: о том, что истина посередине и все красит мера): когда началась Первая мировая война в 1914 году, от Священного Синода во все монастыри Российской империи пришла просьба пожертвовать на дела милосердия: на санитарные госпитали, больницы и прочее. И тогда на соборе старцы имели суждение, какую сумму перечислить, например, Красному Кресту.

Спорили, спорили, спорили, а архимандрит Ксенофонт, наместник Введенской Оптиной пустыни, все время молчал. И вдруг казначей обращается к нему: «Отец настоятель, а что же Вы по этому поводу ничего не скажете? Последнее слово за Вами». И тогда он говорит: «Знаете, дать много – много, а мало – мало». Поэтому пусть это будет ни много, ни мало, а где-то посередине. Чуть-чуть надо давать, потому что не дать вообще – нельзя.

– Да, люди думают: а вдруг действительно просящему нужны деньги?

– В конце концов, мы не знаем всех тонкостей жизни человека.

– С другой стороны, сейчас столько профессиональных попрошаек, которые просто собирают деньги. И люди это знают. Поэтому, естественно, всегда борются два чувства.

– Давайте так: те, что вокруг храма, – это наша область попечения, а те, что на перекрестках, на вокзалах, – это пусть будет область попечения светских людей, которые тоже мимо не проходят, кто-то свою копейку даст. Поэтому те люди, с которыми мы сталкиваемся непосредственно вблизи храма, пусть будут на нашем попечении.

Однажды мне один старец по поводу возможности помогать сказал так (когда уже непосредственно ко мне обращаются с прошениями, с более серьезными просьбами помочь). Он спросил: «Есть возможность помогать?» Я говорю: «Ну, пока есть». И он сказал: «Помогай всем понемногу, чтобы не пропустить Христа».

Кстати, раз уж такая тема, скажу об одном случае: думаю, это будет небезынтересно батюшкам, отцам и просто нашим дорогим братьям и сестрам. Мне вспомнилось, как несколько лет назад бухгалтер в конце года подходит ко мне и говорит: «Батюшка, интересные цифры (в Церкви, к сожалению, тоже и отчеты, и бумажки). На благотворительность у нас за год ушло триста тысяч рублей. А получили от сторонних организаций (с протянутой рукой мы обращались за помощью, когда шло строительство) три миллиона рублей. Один к десяти. Посмотрите, батюшка: интересные цифры». Думаю: ничего себе!

Оказывается, не надо бояться, что от тебя что-то уйдет, оказывается, может и прийти; пусть не в таком объеме и не так, как у нас, но помощью Божией, везением благословение Божие обязательно будет на милостивом человеке. Потому что милость хвалится на суде (Иак. 2, 13) – есть такие слова в Священном Писании. Поэтому всем в новом году желаю быть милосердными к родным, близким и тем людям, с которыми мы встречаемся на нашем пути.

– Батюшка, сердечно Вас благодарю, и от имени наших телезрителей, и, конечно же, от себя поздравляю Вас с рождественскими праздниками.

– Спасибо!

– Хочу Вам пожелать хороших прихожан, доброго душевного, телесного здоровья. И конечно, как можно дольше быть с нами, нашей программой, телеканалом «Союз» и нашими телезрителями, которые всегда Вас поздравляют и просят передать Вам поклон.

– И помолимся, чтобы Господь послал телеканалу «Союз» Бахрушиных...

– Медведниковых, Рахмановых, Третьяковых... Спасибо, батюшка!

– Мира и милосердия всем вам, дорогие братья и сестры!

Автор и ведущая Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 декабря: 03:00
  • Суббота, 22 декабря: 13:00
  • Суббота, 29 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы