Таинства Церкви. Выпуск от 12 ноября

12 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым) – настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы.

– Сегодня мы продолжаем разговор с иеромонахом Клавдианом, настоятелем храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы. Мы говорим о личности преподобной Евфросинии Московской, ее значении для духовной жизни и гражданской жизни нашего общества.

Отец Клавдиан, мы с Вами остановились на том, что наши святые сейчас действительно могут стать тем самым идеалом, который все-таки ищут наши граждане. Мне кажется, что уже многие пресытились такими образами, которые нам навязываются: скажем, образом успешных бизнесменов или бизнес-леди, певцов, певиц, актеров, пародистов. Это уже как-то чересчур. И, я думаю, скоро молодые люди снова захотят стать космонавтами. В наше время, я помню, все мальчики хотели быть космонавтами, а девочки – либо врачами, либо учителями. А сейчас большинство, если спросишь, хотят обязательно быть моделями. Но уже, мне кажется, какой-то перелом все-таки происходит в жизни общества. Например, в этом году в технические вузы был огромный конкурс, тогда как буквально два-три года назад они пустовали. Даже это свидетельствует о том, что молодые люди находят какой-то правильный вектор жизни – начинают понимать, что нужно быть не только банкирами, юристами, адвокатами, а надо уже созидать страну. Ведь инженер (технический вуз) строит дороги – Вы же, батюшка, лучше меня это знаете, Вы оканчивали хороший светский вуз – мосты, дома. Вот она, Россия.

– Да, совершенно согласен с Вами. Действительно в свое время Господь дал мне возможность пройти и через высшую светскую школу: я учился в строительном институте МИСИ, сейчас он называется Московский государственный строительный университет. И конечно, в то время (это были 90-е годы) инженер писался с большой буквы. И замысел был понятен. Инженер должен обладать, наверное, всем ресурсом знаний. Хотя бы понимая внутренний процесс того или иного явления или той или иной задачи (напряженность окружающая, геополитическая напряженность), как-то самосознание русского народа просыпается. И вопрос семьи тоже становится актуальным. Все видят результат вот этой свободы без границ, без Христа, без нравственности – как она пагубна. Уже люди даже, наверное, ощущают физически, как грех страшен для судьбы человека, для его личности. И, сопротивляясь этому процессу, приходят в православие, обретают Бога. Потому что те святые, которых мы прославляем, дают этот правильный, деятельный путь.

Подвижник – от слова «подвиг», «движение». Подвижник – кто движется к Богу. Не обязательно он должен сидеть закованным в цепях, где-то глубоко в пещере, только молиться, не видеть этот мир – нет. Подвижником можно быть и в кабинете, будучи менеджером – подвижником духа, собратом своего коллектива, желая не просто для себя созидать свое имя, а попытаться как-то и других научить, и поддержать, и поделиться опытом жизни. Поэтому во многих отраслях сейчас ценятся люди, которые имеют такие навыки деятельной жизни. И в этом есть добродетель. Потому что для того, чтобы что-то делать, нужно и мужество, и терпение, и рассудительность, и доброта. Потому что вокруг нас очень много разлито несовершенств, различных других, может быть, совершенно негативных явлений, которые тоже нужно мужественно переживать, по-доброму стараться относиться к этому, преодолевая сложность жизни.

А молодое поколение не привыкло к сложностям, и, встречаясь с этими сложностями, стремится уйти в виртуальный мир – он для них более интересен, потому что избавляет от треволнений, переживаний, ответственности.

– Но они все равно никуда не денутся от этого. Рано или поздно они будут вынуждены уйти из виртуального мира и вступить в мир реальности. Не вечно же они будут ходить в школу, держаться за руку мамы или папы.

– Конечно. И вот очень приятно, опять же возвращаясь к житию преподобной Евфросинии Московской, видеть, что она, такая немощная девушка (и потом женщина), имея так много детей, воспитывала их, малолетних, и не побоялась сложностей: даже расставания с Москвой, переездов и деятельности Дмитрия Донского, своего супруга. Лихолетья тех времен даже ужасают: как было все сложно! И детей они теряли. То есть многое их родительские сердца переживали. Не меньше, чем мы сейчас. И все-таки они своей жизнью раскрыли идеал христианской жизни. О них помнят. Посмотрите, сколько уже прошло столетий, а благодарные потомки помнят их образ. Они не были затворниками, пустынниками, они были здесь, в центре Москвы, сопереживали своему народу и явили такой прекрасный пример и христианского брака, и служения своему народу, и любви к идеалу христианской жизни, даже к монашеству. Поэтому образ Евфросинии Московской сейчас для современного общества актуален именно как деятельное христианство. Именно это мне хотелось подчеркнуть.

– Вот это очень интересная мысль, которую Вы высказали, что можно быть добродетельным, праведным человеком, не запираясь в келье. Как, положим, Дмитрий Донской: ведь он же был совсем молодым человеком, он стал великим князем после смерти своего отца Ивана (Красивого), а ему было тогда девять лет. Это просто невероятно! Конечно, это счастье, что рядом был святитель Алексий, который, собственно, воспитал и выпестовал его. И в шестнадцать лет он уже построил с Евдокией Московской белокаменную Москву; он уже отбивал нашествия. Мы знаем, какие были сложные отношения с рязанскими князьями, и с Литвой, и с Тверью. Князья же враждовали, мы это знаем. И, будучи шестнадцатилетним, совсем молодым человеком, он уже славился ратным подвигом, был очень сильным бойцом. Во время Куликовской битвы ему было тридцать. Да, конечно, это уже сформировавшийся человек, личность, но не глубокий старец. У нас представления о святых, особенно у молодежи почему-то, как о каких-то древних стариках, которые где-то сидят, запершись в келье, ничего не видя. А они были молодые люди, им тоже хотелось жить: и любить, и создавать семью, и получать какие-то радости от жизни. И вот, приходилось воевать, отстаивая государственность.

Вы правы, ведь Евдокия Московская была моложе супруга на четыре года, и, будучи совсем молоденькой, она была опорой ему, создавала вместе с ним белокаменную Москву. Потом оплакивала москвичей и жертвовала свои деньги на погорельцев. А какая сила молитвы? Когда подходил Тамерлан (1395 год) – это же для Москвы была просто приближающаяся катастрофа. Тамерлан был готов снести Москву, и он бы ее снес. Какое мужество было у женщины, которая благословляет сына собирать войско (а собирать-то в Москве было и некого), и Василий I идет навстречу Тамерлану, а она остается в Москве, никуда не убежав!

– Да. Ее глубокая, искренняя вера в Господа – даже не в свои силы, не в силы народа, хотя действительно она укрепляла и подвигала, чтобы ее сын снаряжался и собирал войско. Но сила ее веры, как знак, подвигла к тому, что она и Владимирскую икону Божией Матери принесла в Москву, и эта святыня оказалась исполнена такой Божественной силы, которая защитила Москву.

Иной раз про монашествующих так говорят (я отвлекусь немножко). Старец Паисий Святогорец говорил, что монах – это радист: он сидит в окопе, он не стреляет во врага, он настраивается на молитвенную волну, чтобы привлечь артиллерию. К нему подбегают воины, говорят: «Бросай свою рацию, давай стрелять, враг идет!» Нет: упорно и мужественно сидя в келье, монах настраивается на беседу с Господом, чтобы, очистив свое сердце, молиться, – и Господь услышал его молитву за весь мир.

– Удивительно!

– И посмотрите: Евфросиния Московская могла в таком страхе, как женщина, тем более молодая…

– Я думаю, что, конечно, ей было страшно.

– …могла растеряться, могла заниматься своими детьми, собирать их куда-то в убежище. Нет, она обратилась с молитвой к Господу. И ее вера укрепила русский народ в таких тяжелых испытаниях. Наши благодарные предки особо почитали Владимирский образ Божией Матери, и монастырь построен в честь сретения этого образа. Видите, Евфросиния Московская и в этом отношении является примером доверия Богу, преданности Ему, несмотря ни на какие испытания: и собственные, личные, и испытания народа. И Господь не посрамил ее веры. Хотя, может быть, чисто по-человечески ожидать какого-то избавления просто уже было невозможно, нужно было готовиться к худшему. Поэтому в этом была раскрыта ее миссия как княгини, как матери, как человека-патриота, любящего свою Родину, свой народ, свой город.

Поэтому я все время вспоминаю это и сам вдохновляюсь, хоть я и монах. Но это меня и к монашескому подвигу вдохновляет, что и я должен быть выше этих треволнений, суеты, проблем, которые накатывают на нас в повседневной жизни, постараться на эту волну настроиться и довериться Богу. Молиться и ждать, чтобы Господь укрепил, вразумил, дал нам силы преодолевать те или иные сложности в нашем сегодняшнем времени и в нашей жизни, и нашей Родины, собственно и Церкви, потому что Церковь тоже в пути. Собственно, и прихода, который сейчас по воле Божией, по благословению Святейшего, дан мне в управление. Я думаю, что здесь нужна просто глубокая вера, надежда на Бога. И предстательством Евфросинии Московской, великой княгини, ее дело, наверное, будет продолжаться и дальше. Главное, нам стараться проникаться ее образом, постараться донести этот красивый образ другим людям, показать пример, чтобы они тоже вдохновились, не унывали, не отчаивались в своей жизни. Также утешались верой, надеждой на Бога, любовью к Нему. И тогда смысл жизни мы увидим во всем: и в горести, и в радости. Поэтому, опять же, подчеркивая важное значение прославления этого имени, будем стараться доносить это до нашего народа, чтобы он тоже вдохновлялся.

– Отец Клавдиан, я хотела бы спросить, может быть, немножко не по теме, но тем не менее. Произошли ли какие-то изменения в богослужебном расписании храма? Просто я хотела, чтобы Вы это телезрителям рассказали и пригласили бы их в храм.

– С удовольствием. У нас сохранился сайт нашего храма evfrosinia.ru. Расписание там имеется. Каждый желающий может ознакомиться и с деятельностью храма, и с деятельностью наших священников. Мы, конечно, сохранили тот ритм, который зародил отец Алексий Ладыгин. Начинал он вообще с маленьких пространств – с маленькой молельной комнатки. Приход, конечно, довольно сильно сплоченный, молодой, как я в прошлой передаче говорил. И батюшка постарался молитвенный ритм сделать таким, чтобы побольше прихожан проникалось любовью к святой.

По вторникам вечером совершается акафист. Мы читаем древний, дореволюционный акафист, хотя их несколько. Даже современные гимнотворцы пытаются писать акафисты, вдохновляясь подвигом преподобной Евфросинии Московской и красотой ее жизни. Мы совершаем молебное пение, и в конце молебна (отец Алексий установил такую традицию) мы читаем молитву. В один из вторников мы читаем молитву за Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Конечно, каждый день Церковь молится за Патриарха, за нашего Предстоятеля. И мы не нарушаем общий чин, мы также молимся за Святейшего, но здесь (по замыслу отца Алексия и его собратий) мы хотели бы просто вдохновить наших прихожан на сугубую молитву и за Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Кирилла, и за нашего президента Владимира Владимировича Путина. Потому что сейчас, в наше время, заглядывая в исторический контекст жизни нашей страны, мы видим сложности.

– Да. И очень большие.

– Видим напряженность вокруг, вообще общемировую напряженность. И, мне кажется, наше молитвенное предстояние пред Богом обязательно должно охватывать и тех людей, кто совершает свое ответственное служение, от которых многое зависит – судьбы нашей страны, нашего народа, наших детей. И это правильное решение. Поэтому мы стараемся эту традицию сохранить.

В следующий вторник мы совершаем акафистное пение уже с молитвой к Евфросинии Московской, как ходатаице обо всех матерях, о тех людях, кто, может быть, не имеет детей по болезни или по определенным обстоятельствам. И мы просим, чтобы Господь дал чад, чадородие, чтобы матери имели силу материнского чувства, чтобы и физические силы у матерей не прекращались в воспитании детей. Потому что одна из самых важнейших миссий человека на земле – воспитать свое поколение. Поэтому по старинной традиции мы освящаем пояски на мощах (у нас есть частичка мощей преподобной Евфросинии Московской) и раздаем молодым девушкам и матерям, чтобы Господь по молитвам и предстательству Евфросинии Московской им помог в этом материнском служении.

И в следующий вторник (поочередно) мы совершаем также акафистное пение Евфросинии Московской и выносим все святыни, которые отец Алексий собрал своим приходом за эти годы (практически за пятнадцать лет): мощи совершенно разных – и древних, и современных – святых. И наши прихожане имеют возможность поклониться этим мощам, этим святыням, как таким звездочкам, светочам духовной жизни, чтобы их предстательство в нашей христианской жизни укреплялось, чтобы мы могли также, подражая им, упражняться в любви к Богу и ближним. Вот такая традиция.

По воскресеньям мы совершаем акафистное пение Божией Матери ­– Параклисис. Традиционно в монастырях так делают. И отец Алексий, как воспитанник московских духовных школ и Троице-Сергиевой лавры, тоже сохраняет эту монастырскую традицию. Прихожане радуются, потому что мы обращаемся к Божией Матери, Ее заступничеству. И все чувствуют покров Божией Матери в таком пении. Поэтому богослужебный ритм нашего прихода остался прежним. Мы стараемся сохранять этот ритм.

Я считаю, что вообще богослужебная жизнь – это центр духовной жизни, важнейший аспект. Если мы отдаляемся просто в теорию, начинаем просто изучать историю, мы должны на духовном, на глубинном уровне быть в Церкви, оставаться церковными людьми, общаться со святыми в молитве и приобщаться к таинствам. Без этой силы, без приобщения к Святым Христовым Таинам и без очищения своей души очень трудно проникнуться образом святости. Для того чтобы понять что-то, нужно к этому тянуться, то есть нужно себя подтягивать, очищать свое сердце, и тогда Господь откроет Свои чудные дела, откроет Свою премудрость в людях, в личностях, которые когда-то были, которые есть, которые будут в Церкви.

Поэтому сейчас, на данный момент, мы стараемся ежедневно служить, совершать ежедневные службы и сохранять традицию почитания Евфросинии Московской в акафистном пении.

– Спасибо большое, отец Клавдиан. Если позволите, мне хотелось бы уточнить для телезрителей, что обычай освящения поясков – это действительно древний обычай, который идет еще из Вознесенского монастыря, устроенного преподобной Евфросинией в конце XIV века, и который, к сожалению, был разрушен в 1929 году. Древняя традиция – освящать пояски на ее мощах, на ее гробнице и раздавать женщинам, которые не могли иметь детей. И действительно эти чудеса помощи в чадородии преподобной Евфросинии известны уже несколько столетий, что описано в знаменитой книге Шмелева «Пути небесные». Он как раз описывает то, о чем мы с Вами говорим. Так что можно обратить внимание женщин, у которых есть эта проблема или проблема у их дочерей.

Вы знаете, я была свидетелем этого чуда: на моих глазах эти чудеса совершались, когда мы только начинали и формировали общину преподобной Евфросинии Московской. Было просто какое-то обильное излияние этого чуда. Женщины, которые много-много лет не могли иметь детей, приходили в храм, обращались к преподобной Евфросинии, и через какое-то время их дома, семьи оглашались радостным детским криком. Так что можно пригласить всех женщин сюда, и я думаю, что по молитвам преподобной они получат утешение.

Спасибо большое, отец Клавдиан, что были сегодня с нами, спасибо за программу.

– Спаси Господи!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать