Таинства Церкви. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Часть 2

12 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Сегодня мы продолжаем говорить об архимандрите Иоанне (Крестьянкине).

Отец Мелхиседек, говорят, что отца Иоанна часто называли «пасхальным батюшкой». Это правда?

– Действительно. Мое первое впечатление о нем, когда я у него побывал в 1989 году, – это «Боженька из сказки». Я запомнил белый подрясник, причем интересно, что белый цвет очень маркий, а у него все время был чистейший белый подрясник. Белая борода, пушистые волосы до плеч, из глаз струилась любовь, большие очки, ласковое обхождение… Я внутри себя его назвал: «Боженька». Именно такой образ «дедушки на небе» сложился у меня из сказок, из советского воспитания. И такая ассоциация у меня возникла относительно отца Иоанна. Любовь, милосердие, снисхождение были его постоянным состоянием.

– Как Вы говорили в прошлой передаче, он пять лет провел в лагерях, пострадал за веру. Мне кажется, человек, перенесший такие тяжелые испытания, должен ожесточиться и на весь мир, и на других людей, и на власть, и на ближних, и на Бога, естественно: «За что же я… Я так Бога любил, ради Него все делал, и вдруг незаслуженно пять лет лагерей…» А получилось наоборот. Мы с Вами часто беседуем на эту тему. И говорим, что, например, писатели в лагерях создают лучшие произведения (допустим, Александр Солодовников). Казалось бы, что хорошего можно написать в лагерях? И вдруг такие светлые, чистые строки и никакого ожесточения… Как это вообще возможно?

– В своих воспоминаниях отец Иоанн пишет: «Я очень часто был на краю, на грани жизни и смерти (будучи в лагере). Но я нигде так не молился и нигде так не чувствовал близость Божию. И потом, после лагеря, у меня почти никогда не было такой молитвы и такого ощущения близости Божией». Мне кажется, что именно воспоминание о Живом Боге, живой молитве, реальном присутствии Бога в жизни на дне ада и опыт веры давали ему возможность в самых тяжелых обстоятельствах вновь возвращаться к этой великой истине, которую он в своих письмах настойчиво повторяет: «Нет ничего невозглавленного, никто, кроме Бога, не управляет этим миром. А если Бог благ, то и свою руку предадим в любящую десницу Божию».

Никто не управляет этим миром, кроме одного Бога, – он просит запомнить эту истину. Многим кажется, что творится хаос, многие вопрошают: «А где Господь?..», кажется, что одни только силы зла управляют нашим миром. Ничего подобного. До поры до времени Бог попускает испытать те или иные трудности в жизни, но не мстя человеку, а наказывая его. При этом слово «наказ» близко по смыслу к слову «научение», то есть это не ущерб для человека, а научение. То, что всем управляет Бог, – это потрясающая мысль. И не думайте, что силам зла попущено беспредельное господство в этом мире. Ничего подобного. Мне кажется, что вот этот опыт переживания Бога, опыт услышанной молитвы давал силы отцу Иоанну идти по жизни именно таким образом.

А все его письма, все его обращения к людям можно охарактеризовать одним словом – мажор. Это всегда трезвые рассуждения; во всех наставлениях, письмах – всегда золотая середина, без крайностей. И самое главное, отцу Иоанну был дан дар рассуждения. Не раз приходилось к нему обращаться, и никогда не было однозначных ответов: «да», «нет» или «делай», «не делай». Всегда было рассуждение с объяснениями: что, зачем и почему.

Я вспоминаю такой случай, не из чьих-то писем или вопросов, а из своей личной жизни. Сейчас XXI век, все мы привыкли к тому, что у нас в карманах телефон с интернетом. А когда начинала возрождаться Оптина пустынь, туда ехали люди со всех концов страны (там была расположена воинская часть, ракеты стратегического назначения, то есть щит страны): разные делегации, военные, губернаторы, мэры, сэры, пэры, а я порой даже не знал, кто такой префект или губернатор…

– Странные названия появились: мэр, префект, субпрефект…

– Совершенно верно, всякие новшества. И в связи с тем, что мне в силу своего послушания приходилось с ними общаться (я был помощником настоятеля, архимандрита Евлогия, он мне поручал встречать часть людей), я в личной беседе обратился к отцу Иоанну с таким вопросом: «Батюшка, можно ли мне, монаху, иногда смотреть новости, чтобы быть в курсе событий, происходящих в стране?» Это было на грани фола, потому что в те времена монашество и телевидение были вещи несовместимые, с этим было очень строго. И он мне ответил несколько образно: «Знаете, батенька, у нас в советские времена был один митрополит, который отвечал за международные отношения (так сказать, наш министр иностранных дел). И вот он приехал в очередной раз за границу на конференцию по теме примерно такой – “Церковь в борьбе за мир”. Встреча прошла успешно, религиозные лидеры подписали какое-то заявление, все это имело резонанс, успех. Потом в честь окончания конференции был дан обед. Принимающая сторона была очень хлебосольной, накрыли столы, и было около двадцати перемен блюд. До последнего блюда дошел только один наш митрополит. Почему? Потому что он не накинулся сразу на ту еду, которая перед ним была, а от всего вкушал понемножку». Вот такой был ответ.

– Да. Понятен ответ.

– Всё красит мера. Нельзя всецело уходить с головой, например, в бесконечные новости, в компьютеры, ведь сейчас для многих это стало болезнью. Святейший Патриарх на одном из заседаний сказал, что современный человек в возрасте от 12 до 35 лет проводит за компьютером, гаджетом в среднем от восьми до десяти часов в день. Кстати, какое странное название – гаджеты. Попробуйте произнести по слогам: гад-же-ты!

– Я даже не задумывалась об этом.

– Я тоже не задумывался, однажды услышал от одного мудрого архиерея. Гаджеты – это страшные пожиратели времени. А еще один игумен говорит, что мобильник – это моГильник, если он связан с интернетом.

– Сейчас он у всех, мне кажется, связан.

– Засеките свое время и спросите у друзей: сколько времени мы в телефоне что-то листаем, а сколько времени читаем духовную литературу и молимся. Утренние и вечерние молитвы – с горем пополам. Я уже не говорю о том, чтобы добавить к этому канон, акафист, кафизму или страницу-другую почитать из святых отцов – того же Иоанна (Крестьянкина). Мы не можем себя так организовать. Но зато восемь-десять часов современный человек проводит в интернете.

– Причем среди абсолютно ненужной информации. Думаю, что процентов на восемьдесят она ненужная.

– Мы все там давным-давно утонули. Поэтому наша сегодняшняя передача может быть и о том, что надо возвращаться к чтению книг. И вкушать от всего понемножку. Информация не может быть бесконечна. Давайте вспомним советское время: была только одна информационная программа «Время» с 21.00 до 21.30. Потом шел фильм. За полчаса умудрялись рассказать и о международной обстановке, и обо всем.

– И даже об урожае.

– И нам этого было достаточно, мы считали, что мы в курсе событий. Давайте сейчас тоже будем тратить полчаса в день на новости – в интернете, из газет, или выберем одну из новостных телепередач, а не будем смотреть их в 15.00, в 17.00, в 19.00 и так далее, потому что новости в основном повторяются. У нас более 190 стран, несколько континентов, можно вообще 48 часов быть в новостях… Нужно посвятить этому какой-то трезвый отрезок времени.

– То есть надо добраться до двадцатого блюда.

– От всего понемножку, но ничего сверх. Об этом нам всем надо задуматься. И я не думаю, что эта мудрость отца Иоанна была взята из средств массовой информации. Она была почерпнута из личной молитвы, Священного Писания, чтения святых отцов и тех книг, которыми он наполнял свою жизнь. К этому он и призывал. Особенно он любил святителя Феофана, Затворника Вышенского. Недаром по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) издательство «Правило веры» переиздало все труды святителя, выпущенные до революции, и, кроме того, осуществило издание архивного материала, который ранее не издавался и не входил в собрание сочинений. Это уже великое дело. Поэтому я думаю, что для того, чтобы вести правильную духовную жизнь, нам нужно вновь элементарно научиться читать: не через компьютер или мобильный, а учиться работать с книгой. Потому что на компьютере (или телефоне) мы видим электронную версию книги, потом на экране появляется тот или иной сайт, на который нам хочется зайти, там раздел, подраздел, и так до бесконечности. Отец Иоанн говорил: «Всё красит мера, ничего сверх».

– Дело в том, что у нас, с моей точки зрения, сейчас намечается какая-то опасная тенденция в лице господина Грефа (я уже где только его не цитировала). Несколько недель назад он сказал: «Давайте полностью откажемся от советской школы и уберем ненужное». Под ненужным он подразумевает литературу, историю, русский язык, то есть те предметы, о которых в прекрасном советском фильме «Доживем до понедельника» сказано так: «История – это наука, которая делает человека гражданином». То есть он предлагает оставить голую экономику, математику. Но сделает ли математика человека человеком? Научит ли она его читать? Мне говорят: «Греф – это же не чиновник». Как не чиновник, когда он один из первых лиц государства? И вдруг озвучивает такую вещь… Все, конечно, повозмущались, но у нас иногда тенденция становится законом. Нам, наверное, нужно, пресекать подобные высказывания, невзирая, что называется, на лица?

– Стоит один раз «закинуть» информацию, потом другой… Сначала это покажется невероятным, затем возможным, а потом необходимым. Это известный механизм вбрасывания и осуществления идей. Но зачем нам его слушать и цитировать, мы находимся в своей области.

– Я говорю о том, что у нас, к сожалению, как Вы совершенно справедливо сказали, невероятное становится очевидным. Я так полагаю, что наш канал смотрят в большинстве своем люди, которые читают Евангелие, Апостол, духовные книги. Поэтому нам, конечно, надо обязательно на это реагировать. Потому что, если реакции не будет, скажут: «Вот видите, все согласны. Все молчат. Давайте все это уберем». Мало того, что мы не изучаем духовные предметы в школе...

Как же в этом мире вести себя родителям с детьми? Что бы Вы могли посоветовать с духовной точки зрения? Наверняка к Вам на исповедь приходят родители и жалуются на детей. Может быть, вместе начинать читать?

– В общем, да, но, с другой стороны, сейчас это почти невероятно. Пребывание в информации, которая совершенно не воспитывает школьника как человека, сразу вызывает его чрезвычайный интерес к ненужному. Простой пример. Взяли двух годовалых детей, одному из которых родители дают смотреть мультфильмы, а другому только читают, и происходит личное общение. Разложили перед детьми картинки: зайчик, мишка и лисичка. Психолог-воспитатель сразу определила, какой из двух детей смотрит мультфильмы. Мама этого малыша говорит: «Нет, я ему не даю их смотреть». Оказалось, что когда мама отдает ребенка бабушке, та, не зная, что с ним делать, сажает его перед телевизором.

Мама спрашивает: «Как вы это определили?» Психолог говорит: «Посмотрите, что делает ваш ребенок и что делает другой». Тот, который смотрит мультфильмы, берет картинки в руки и через секунду их бросает, ища что-то другое. А тот, который не смотрит мультфильмы, разглядывает картинки. Его просят: «Покажи мишку», он показывает мишку, или: «Покажи лисичку», он показывает лисичку, то есть он может сосредоточиться. Другой ребенок этого не может. Вот так психолог сразу вычислила его, посмотрев, как он себя ведет. О чем это говорит? Ребенок в один год не может сосредоточиться из-за мультфильмов.

– У ребенка начинает формироваться какое-то хаотичное мышление.

– Совершенно верно. Нет цельности, просто хаос. А что тогда говорить про приверженность к информации, которая у многих превратилась просто в болезнь?..

– Да, идет какое-то навязывание информации, которая нам совершенно не нужна.

– Восемь-десять часов человек пребывает в новостях, в бесконечном хаотичном чтении, когда он не что-то цельное читает, например какую-то книгу или статью, а все время что-то листает, листает, листает… Это болезнь нашего времени. Потому что мы всё смотрим порционно, хочется немножко об этом, немножко о том, все лёгенькое, с картинками, с музыкой, потом ролики, и все в них как-то вертятся, а до глубины никогда не дойдешь.

Кстати, о глубине отец Иоанн тоже сказал. Я у него когда-то спросил: «Батюшка, почему люди вроде бы ведут духовную жизнь или хотят ее вести, что-то начинают, но быстро остывают, бросают. А потом говорят: “Мои молитвы Господь не слышит, я не вижу плодов. Хожу в храм, имею духовника, веду духовную жизнь, а плодов ни в себе не замечаю, ни в семье: муж как пил, так и пьет, сын как не слушался, так и не слушается, бабушка как была ворчуньей, так и осталась ею. А я думала, что приду в храм, начну вести духовную жизнь – и у меня в жизни все переменится, а много лет прошло, и все то же самое”». На что отец Иоанн мне отвечает: «До революции был такой аттракцион “Живой Петр I ”. Желающие покупали билет за 20 копеек, заходили в палатку, там представительный дядя давал подзорную трубу, в которую надо было смотреть, и спрашивал: “Видишь?” – “Нет, не вижу”. – “Крути еще. Видишь?” – “Нет, не вижу”. – “Сильнее крути. Видишь?” – “Нет, не вижу”. – “А вы что, живого Петра I за 20 копеек хотели увидеть?”» Вот так обманывали народ, на мякине проводили.

– Мошенники были и в то время.

– Были, есть и будут. И вот отец Иоанн на этом примере сказал: «Вот так и у нас в Церкви: пришли, купили свечку за 20 рублей и хотят увидеть Живого Бога. Труд, труд и труд, не фантазировать по поводу того, что духовная жизнь и ее плоды даются легко, сразу, через небольшое количество времени, без большого усилия». Отец Иоанн (Крестьянкин) сразу настраивал на духовный труд. Еще он говорил так: «Выкиньте из своей головы идею найти работу, которая бы вас всецело удовлетворяла». Мы все – фантазеры. Например, люди получают образование, а работают по другой специальности. Потом их не устраивает зарплата, начальство, обстановка, обед, сотрудники, и так до бесконечности. Это происходит с человеком, который находится в мечтах, что этот мир будет идеален. Мы ничего не можем переменить в этом мире, кроме одного, и то с большим трудом; мы можем поменять только одного человека – себя.

Кстати, относительно детей. Есть такая поговорка: «Не тратьте время и силы на воспитание детей. Потратьте время и силы на воспитание самих себя, потому что дети будут почти точной копией вас самих». Вот с чего надо начать – с нашего внутреннего мира. Мы детям говорим: «Будь добрее, будь честным, справедливым, не жадным». Мать с отцом ссорятся, а ребенку говорят: «Ты ни с кем не ругайся». Как сын или дочь будут честными, если происходит такое: «Пап, тебя спрашивают по телефону». – «Скажи, что меня нет…»

Дети будут точной копией родителей. Поэтому, если ты доброжелательный, позитивный, с любовью к относишься к супруге, пребываешь в молитве, такими же будут и твои дети. Если ты с компьютером – и они будут с компьютером. Поэтому причины всех невзгод надо искать не только в учителях, на улице, во внешней обстановке – все начинается с дома, с семьи. Говорят, что дом – это крепость, поэтому давайте укреплять наши домашние крепости молитвой, учениями святых отцов. И особенно будем руководствоваться духовным наследием отца Иоанна (Крестьянкина), которое он нам оставил в своих книгах.

Всем нашим телезрителям рекомендую творение отца Иоанна «Рассуждение с советом». Замечательная книга, в которой больше четырехсот тем. Если читать хотя бы по одной или несколько страниц в день, на этом уже будет строиться ваш духовный фундамент; это совершенно верное святоотеческое направление, которое имел отец Иоанн (Крестьянкин). О нем мы с благодарностью вспоминаем. Это тот светильник и путеводитель в нашей духовной жизни, который жил учением святых отцов и является духовным авторитетом для всех нас, православных христиан XXI века.

– Спасибо огромное, отец Мелхиседек. Я сердечно благодарю Вас за беседу.

– Дорогие братья и сестры, я всех вас приглашаю в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево (станция метро «Ясенево»), чтобы вы увидели святыни этого храма, его убранство, уникальную мозаику, выложенную по византийским канонам. «Приди и виждь», как говорится в Священном Писании. До новых встреч! Всего вам доброго!

 

Ведущая Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 11:05
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать