Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 40

11 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Сегодня мы продолжаем говорить о Псалтири.

Отец Алексий, сердечно благодарю, что Вы нашли время по просьбам наших телезрителей повторить 5-й и 6-й псалмы; я думаю, теперь мы утешили многих. А сейчас я попросила бы Вас помочь еще одной рабе Божией, которая смотрит нашу передачу. Увидев меня в храме, она попросила задать Вам вопрос, а я прошу Вас на него ответить. Она новоначальная, человек воцерковляющийся. В этом году она решила попоститься и первую неделю постилась достаточно строго, потом сказала, что сил нет, и стала позволять себе мясо и прочие продукты. Но решила в качестве какого-то подвига (не знаю, как правильно выразиться) читать в течение сорока дней Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу. Она спрашивает: правильно ли она поступила и можно ли читать канон самочинно? Священника, к которому она ходила бы постоянно, у нее еще нет, посоветоваться не с кем, и она решила спросить вот таким образом.

– Для новоначального всегда рекомендуется, чтобы он избрал себе духовного отца, духовного наставника или просто обращался к одному приходскому священнику, который мог бы регулировать духовную жизнь человека, направлять его, чтобы он не сделал каких-то ошибок и не надорвался в духовном подвиге. Потому что некоторые с горячностью начинают духовную жизнь, а потом забрасывают ее и перестают даже ходить в храм Божий.

Когда человек начал поститься и почувствовал, что у него не хватает сил для того, чтобы вести свою жизнь в миру, тогда, как правило, он прекращает поститься. Но таким людям мы все-таки рекомендуем, даже если не хватает сил и физическое здоровье не позволяет отказываться от определенной пищи, соблюдать хотя бы среду и пятницу. Похвально, что осталось какое-то молитвенное правило и человек продолжает ходить в храм Божий. Господь примет и такой подвиг. Но все же мы всегда рекомендуем, чтобы был один приходской священник либо духовный наставник, который отрегулирует духовную жизнь, и тогда не будет срывов, а будет полная удовлетворенность духовным состоянием, которое будет постоянно понемногу возрастать и приведет к совершенно нормальной христианской благочестивой жизни.

– То есть было бы все же лучше, чтобы она поговорила со священником, прежде чем начинать читать канон?

– Конечно.

– Спасибо большое. Что ж, продолжим: сегодня мы говорим о 40-м псалме.

– 40-й псалом – очень глубокий, удивительный. Хотя он прививает нам любовь к нищим, но таинственно в нем говорится о Христе Спасителе, Его спасительном пути, о том, как Он взял на Себя различные человеческие прегрешения и пошел на подвиг крестных страданий для того, чтобы спасти человека, и как встретился с предательством Иуды.

Псалом называется «В конец, псалом Давиду». Почему «в конец»? Потому что заканчивается то время, когда иудеи жили до пришествия Христа Спасителя и их действия были оправданы. А когда они Его не узнали, наступило то рассеяние, которое они получили за грех неприятия Христа. То есть это действительно конец, последнее время их духовной жизни.

Псалом очень глубокий; он небольшой, но по смыслу весьма наполненный. Святые отцы говорят, что вся Псалтирь делится на пять частей, пять книг, и 40-й псалом завершает первую книгу, которая начинается с 1-го псалма – Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… – и здесь уже говорится о вещах глубоких, духовных, вечных.

Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит eго Господь. Блаженным называется тот человек, который разумно относится к нищему, и в то же время видит убогого человека. Казалось бы, чем нищий отличается от убогого? Святые отцы видят разницу: если нищему не на что кормиться, он не работает, а только просит милостыню, то убогий мало зарабатывает, но все-таки работает сам на себя, и такому человеку тоже нужно обязательно помогать. Нужно видеть не только человека неимущего, который вообще ничего не имеет, но и того человека, который трудится, но многое у него в этой жизни не получается.

Конечно, к нищему человеку всегда относились снисходительно, потому что Господь и в Ветхом, и в Новом Завете особое внимание уделяет делам милосердия. Не раз говорит и премудрый Сирах: кто подает нищему, тот дает Самому Богу. «Праведный весь день милует и взаим дает», – говорит Священное Писание. Много об этом сказал и Сам Спаситель, Который указал, что если мы не будем милосердно относиться к нашим близким, то должны ожидать Суда Господа над нами без всякого милосердия и снисхождения. Господь обязательно будет спрашивать о нашем отношении к тем, кто окружал нас. Накормили мы их, когда они алкали, напоили их, когда они жаждали, или поделились одеждою, или посетили в больнице, темнице? Все это дела милосердия, которые человеку необходимо сделать, чтобы его жизнь была нормальной здесь, на земле, и, конечно же, чтобы Господь принял его в вечные обители.

Что мы можем говорить о страннолюбии и нищелюбии? Только то, что эти дела нам необходимо совершать. В день лют избавит eго Господь, то есть такого человека, который разумно, с рассуждением, с добрым и мудрым подходом относится к нищему и убогому. Почему здесь тоже необходимо иметь мудрость? Да потому, что в жизни мы видим, особенно в наше время, различных нищих, для которых, как бы лучше сказать, это работа, ремесло. Поэтому мы должны разумно подходить к милостыне и помнить слова святых отцов, которые говорили, что «милостыня должна запотеть в руке твоей», чтобы она действительно попала в нужные руки и, конечно, не принесла вреда тому человеку, которому она предназначается.

– Уже речь идет о том, что есть мафия, целые группировки нищих, для которых это действительно работа и которые отдают часть собранного, что называется, наверх. То есть это практически преступные группировки, и попасть в их число нелегко, это какая-то закрытая организация. И потом, мы возле храмов часто видим людей, извините, просто пьяных, которые собирают себе деньги на выпивку, а затем возвращаются в храм и невесть что творят. Я помню, как Вы рассказывали, что Ваша покойная мамочка давала Вам копеечку, чтобы, идя в храм, Вы подали ее нищему и сказали, за кого молиться.

– Это очень важно, потому что тот, кто принимает милостыню, во-первых, должен возблагодарить Бога, что Господь дал ему такую возможность, а во-вторых, он милостыню тоже отрабатывает. Молитва – это труд, серьезный труд, и нет ничего тяжелее, как Богу молиться да старых родителей кормить. Поэтому пусть нищий помолится, и тогда эта милостыня, даже если человек неправедно ее собирает, послужит ему не в грех и не в осуждение. Об этом мы тоже должны помнить.

Но все равно любой, кто дает милостыню, находится на особом счету у Бога. Господь такого человека никогда не оставит, потому что он являет милосердие, и Господь к нему также явит Свое милосердие, и в день лют избавит eго Господь, то есть в день скорби, в злой день. Лютым и злым днем мы называем день, когда у нас происходят какие-то неприятности или мы теряем наше здоровье. Святые отцы называют самым лютым днем день Страшного Суда, когда каждому человеку будет вынесен приговор за его земную жизнь. Поэтому в самый страшный день каждый человек захочет быть оправданным. За счет чего мы оправдаемся? Господь говорит, что оправдаться можно тем, что мы разумно подходили к нищему и убогому, тому человеку, который нуждался в милости, и явили эту милость.

Мы говорили, что 40-й псалом еще и христологичен, здесь говорится о Христе и Его служении. Почему такое отношение к милости у Бога? Потому что Сам Господь явил милость ко всему человечеству, которое недостойно этого; Он принял зрак, пришел на эту землю, был Человеком, чтобы спасти человека, чтобы открыть ему двери в Царство Небесное. То есть Создатель уничижает Себя до Своего создания, чтобы мы имели жизнь вечную и никто бы из нас не умер.

– На нашем телеканале «Союз» идет программа «Социальная помощь», где показывают людей, попавших в трудные обстоятельства. Как правило, это мамочки, у которых очень больные детки. И я с глубочайшим удовлетворением должна сказать, что телеканал собирает средства, а деньги немалые. А наша православная аудитория, как правило, – это не самые богатые люди…

– Но самые милосердные.

– И действительно собирают необходимые деньги на лечение. Это очень отрадно, что мы, православные, при всей загруженности (сейчас всем тяжело) все равно проявляем милость и собираем деньги на лечение больным деткам. Это просто очень хорошо. Я благодарю всех телезрителей, кто своим участием помогает собирать средства.

– Я думаю, что в том числе эта передача помогает нам расположить людей к тому главному деланию, к которому мы призваны Самим Господом.

Господь да сохранит eго и живит eго, и да ублажит eго на земли, и да не предаст eго в руки врагов eго. Эти слова псалмопевца относятся к первому стиху, потому что тот, кто творит милостыню, Богом не будет забыт, Господь будет хранить такого человека на любых путях его непростой жизни. И конечно, милосердие Божие будет явлено и тогда, когда он будет немоществовать своей душой и своим телом.

И да ублажит eго [Господь] на земли. Мы уже говорили, что у такого человека будет безбедная и спокойная жизнь, достаток. И Господь не даст его в руки врагов, то есть всегда будет защищать его ради той великой милостыни, которую он являет к ближним, нищим и убогим, которые находятся в трудной ситуации. Ведь не каждый может пережить нужду. Но чтобы людям, которые несут этот крест, было легче, Господь и делает некоторых людей богатыми, но в том числе и ответственными за бедных людей. Если мы не творим эту милостыню, если мы ее творим неправильно, тогда Господь ее не принимает.

Ведь милостыня бывает разная. Бывает подаяние по отношению к нищему и убогому, тому человеку, который действительно нуждается, выживает. Но бывает милостыня или, как сейчас говорят, «спонсорская помощь» тем людям, которые занимаются неприличными делами, создают какие-то развлекательные передачи или устраивают показы мод, конкурсы красоты, развращающие человека. Такая милостыня неугодна Богу, и ее Господь никогда не примет. То есть подаяние должно иметь праведную сторону, которая приятна Богу, и благодетельного человека Господь называет блаженным.

– Я думаю, что некоторая милостыня служит гордыне, когда человек обязательно требует, чтобы его назвали в качестве благотворителя конкурса красоты (или иного), думает: «Я должен сидеть в первом ряду, вы меня обхаживайте».

– Это милостыня вне праведности, так скажем.

Господь да поможет eму на одре болезни eго. Даже отдельно говорится, что Господь не только живит его, то есть дает жизнь, но и на одре болезни не оставляет, дает ему утешение, и одр его (то есть постель, к которой человек в основном приковывается по болезни) становится местом отдохновения, а не местом скорбей и переживаний.

Все ложе eго обратил еси в болезни eго. То есть Господь переменил болезнь его на здравие, исправил болезненное состояние на состояние здорового человека, послал ему исцеление, причем скорое. И человек с благодарностью возвращается к своей обычной жизни.

Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти. Эти слова являются как бы переломными в псалме, потому что, естественно, псалмопевец Давид также молился, чтобы Господь помиловал его и исцелил его душу: «Я согрешил Тебе, Господи, Ты прости и помилуй меня, но помилуй не просто так, не просто так дай исцеление моей душе, а потому что я исполняю заповеди, повеления Твои, я всегда был милосердным и являю милостыню ко всем тем, кто нуждается». То есть псалмопевец Давид если и обращается к Господу, то просит не просто подаяния, а просит явить милость, потому что он сам милосердный через исполнение слов Священного Писания.

Но в то же время эти слова относятся и ко Христу Спасителю. И тогда возникает вопрос: почему Сам Спаситель, будучи Сыном Божиим, обращается к Богу Отцу, чтобы Он Его помиловал, исцелил Его душу, яко согреших Ти? И здесь святые отцы совершенно полноправно говорят о том, что Христос принял человеческий образ, принял на Себя человеческие грехи, чтобы взойти с ними на Крест и исцелить человеческую душу. Поэтому Он вправе говорить такие слова, показывая, что Он – совершенный Бог и совершенный Человек.

Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя eго? Здесь мы говорим и о псалмопевце Давиде, который обращается к Богу с этими словами. Он утверждает, что враги хотели, чтобы он поскорее умер и имя его погибло, чтобы никто не вспоминал о нем как о добром, хорошем человеке. Но ведь у Христа Спасителя тоже были враги – иудеи: фарисеи и книжники, которые хотели Его гибели, и не только хотели, но и предали Его на смерть. Они говорили: «Вот Он умрет и погибнет имя Его». Они думали, что сейчас, пока Он живет и творит такие дела, имя Его не сможет погибнуть, авторитет Его не сможет исчезнуть, и тропа к Нему не сможет зарасти, потому что люди будут идти за Его чудесами, Его божественными словами, Его огненными глазами, которые освещали и дарили добро. А умрет Он – и все Его забудут. Но ничего у них не вышло, и нет имени выше и святее во всей Вселенной, чем имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно наоборот, оказалось самым прославленным.

И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце eго, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе. Здесь уже говорится об Иуде-предателе, который искал случая для того, чтобы предать Христа Спасителя. И вхождаше видети, то есть Он входил везде, где бы ни находился Спаситель, он был Его учеником. Мы знаем, что за Иисусом Христом ходило очень много народу, но Иуда всегда, в любое время имел возможность пройти к Учителю, толпа расступалась. Простые люди не могли подойти ко Христу – приходилось и кровлю разбирать, и на дерево залезать, чтобы увидеть Спасителя. А Иуда везде ходил с Ним – и не ценил это. Он был очень близок к Господу, выполнял очень важное послушание при служении Спасителя на земле. Но он этого не понял и вышел вон из среды апостольской, хотя был вместе со Христом.

На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Это предательство выразилось в том, что Иуда оклеветал Господа и сам искал книжников, фарисеев и первосвященников, чтобы предать Христа Спасителя за определенную мзду.

Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути? Какое слово законопреступное? Это неправедное слово. Нарушение закона – это нарушение тех слов, которые выражены в Священном Писании. Оно говорит нам, что мы должны делать и что мы не можем делать. Если мы творим то, что разрешает нам Священное Писание, тогда мы исполняем закон. Если мы действуем вопреки, идем на какой-то компромисс ради определенной выгоды и говорим, что эта выгода святая, творим некую талмудическую хитрость, тогда мы являемся законопреступниками. Почему? Потому что мы не исполнили закон Божий.

Слово законопреступное возложиша на мя: все они говорили: «Распни, распни Его! Предай Его смерти, мы имеем закон, и по нашему закону Он должен умереть». Но это была прямая ложь, как сказал Пилат: «Ни единой вины я не обретаю в Нем». Это было видно, и иудеи понимали, что в Нем нет вины. Но была зависть, и Его нужно было убрать. И тогда люди начали клеветать на Него. Священное Писание запрещает предавать смерти невинного, поэтому израильтяне и явили законопреступное.

Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание. Здесь вновь речь идет об Иуде-предателе, о котором Иоанн Златоуст говорит, что он и был со Христом, и Христос уповал на него и видел в нем Своего ученика, но когда тот взял хлебы, тут же вышел и предал Спасителя.

Ты же, Господи, помилуй мя, и возстави мя, и воздам им. Что хочет воздать Господь? Он просит отпущения грехов: «Отпусти им, ибо не ведают, что творят». И хотя Господь Сам Себя предал до смерти, однако же за всех, кто творил над Ним суд, Он молится и за всех просит прощения у Господа.

В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Всех возлюбил Господь. И враги погибли не потому, что Господь их погубил, а потому, что они сами пошли за своими страстями.

Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред Тобою в век. За незлобие – это за то смирение, за то послушание и исполнение воли Божией, которую Сын Человеческий исполнил по совету Святой Троицы здесь, на земле.

Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди. В этих словах звучит и подтверждение, и молитва, и благодарение Бога за то, что Господь так устроил в этой жизни, что открыл человеку возможность приобщиться к будущему. Поэтому пусть будет имя Его благословенно от века и до века. Буди, буди – это вместо подтверждающего «аминь».

– Спасибо Вам большое! Очень назидательный псалом, который затрагивает многие стороны нашей повседневной христианской жизни.

 

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать