Таинства Церкви. О надежде (продолжение беседы)

11 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Александром Агейкиным.

– Сегодня с протоиереем Александром Агейкиным, настоятелем храма в честь Богоявления Господня в Елохове г. Москвы, мы продолжаем говорить о христианских добродетелях.

Батюшка, очень интересная у нас программа. В прошлый раз мы с Вами говорили о надежде, и хотелось продолжить этот разговор, потому что у меня осталось много вопросов; думаю, у телезрителей тоже. Итак, мы с Вами остановились на том, что вроде и карьера состоялась, и все хорошо, а кажется, нужно еще удачу за хвост поймать.

– Есть известная современная христианская притча, которая очень ярко описывает человеческую жизнь, основанную на каких-то земных устремлениях. В ней человек сравнивается с ребенком (ведь любой человек в глазах Божьих ребенок), который увидел огромное количество бабочек, разлетающихся в разные стороны. Кто был в современных садах бабочек, тот прекрасно понимает, насколько они красивые, уникальные, яркие. И особенно непосредственно на все это реагируют дети. И вот в этой притче бабочки разлетаются, а ребенок бежит и пытается поймать одну яркую бабочку. Потом вдруг видит другую яркую бабочку и бежит за ней. Так он часами мечется до изнеможения, пока не упадет. А в итоге у него в руках никого нет, ни одной бабочки он не поймал.

– Все разлетелись.

– Так и жизнь человеческая: хочется поймать и такую бабочку, и вот такую, и еще для коллекции собрать всех этих бабочек, а в итоге остаешься ни с чем. На пороге Суда, встречи с Богом, ты ни с чем, тебе нечего предъявить и нечем оправдаться перед Богом: ты все время бегал за какими-то бабочками, которые живут часто только один-два дня. И вот это смысл человеческой суеты. Когда общаешься с людьми и спрашиваешь с тревогой: «А почему я вас так редко вижу в храме?» – «Батюшка, семья, школа, университет, карьера, командировки…»

Ну можно найти время, чтобы прийти к Богу, быть одной семьей, одной Церковью. Потому что Церковь – это люди, объединенные единством веры. А мы бежим за какими-то бабочками, у нас нет времени ни помолиться, ни прийти к какому-то переосмыслению своей жизни, ни услышать за богослужением Священное Писание и те песнопения, которые ради нас исполняются в храме. Ведь Богу это многословие не нужно. То, что происходит в храме за богослужением, – это наше приношение Богу, и Бог нам дает богатство в тех смыслах, которые мы черпаем из богослужебных песнопений. Можно было бы выстроить богослужение из набора одинаковых молитв, но православное богослужение так богато стихирами, песнопениями, чтениями из Священного Писания, чтения паремий. Каждый день новый отрывок из Евангелия. Для чего? Это же не для Бога, это для человека, чтобы он понимал, рос, окрылялся, воспринимал надежду, выходил из какого-то повседневного рутинного состояния, имел силу выйти из уныния, депрессии. Все это для человека, а мы этим не пользуемся, бежим за какими-то красивыми бабочками, которые живут день-два-три и потом умирают.

– У Иоанна Златоуста есть дивное выражение, которое звучит приблизительно так: Господь, снисходя к немощам людей, которым тяжело слышать только слова молитвы, как раз смешал слова с мелосом, то есть с мелодией. И какие дивные, красивые песнопения бывают в храмах! Сейчас и в Москве, и в Подмосковье есть удивительные голоса. Наверное, так красиво и молились в древней Византии.

– Один человек сказал: «Кажется, что в раю никогда не говорили, а только пели». Потому что это некое отражение рая: гармония музыки, гармония нот, вообще этот порядок: поэзия, стихосложение и музыка – разные направления, соединенные в одной гармонии. Говорят, что это отражение рая.

– Скорее всего, так и есть.

– Но сейчас появляется музыка негармоническая.

– Что Вы имеете в виду?

– Музыка вне гармонии, то есть совершенно дисгармоничная мелодия, современная музыка, где в хаосе нот пытаются что-то услышать. Я не думаю, что эта музыка Божественная.

– Думаю, люди церковные вряд ли ее слушают, вряд ли она приносит им какое-то удовольствие. Все-таки люди, которые ходят в храм, живут в атмосфере высокой музыки, высокого а капелла. Поэтому слушать дисгармоничную музыку они не смогут в силу своего развития. Необязательно же иметь три высших образования, чтобы быть действительно культурным человеком. Наоборот, можно иметь образование, а увлекаться дисгармонией.

– Опять же, мы можем вернуться к теме, о которой говорили в прошлой программе: о смыслах. Потому что истоки всего искусства находятся в религиозной сфере.

– Безусловно.

– Ведь изначально музыка звучала за богослужением. Откроем Священное Писание и увидим, что музыканты сопровождали ветхозаветное богослужение, и все, связанное с пением, стихосложением, было направлено к Богу. Это потом уже произошло некое разделение на небожественные направления. Хотя нам могут привести примеры языческого Рима или античной Греции, но все равно любая поэзия, драма была связана с пантеоном богов.

– Обязательно.

– Все равно она имела некий религиозный характер, религиозное устремление или преследовала нравственную цель. Это было не просто развлечение, но она несла именно некий нравственный посыл. Потом, конечно, происходит деградация, о которой писал даже Блаженный Августин: он был так увлечен театром, что за всем этим потерял связь с Богом. Или так увлекался мастерством стихосложения или риторикой, что полностью отдавался этому и никогда не вспоминал о Боге. В его «Исповеди» это описывается очень ярко.

– В подтверждение Ваших слов. С чего начинается «Илиада» Гомера? «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына», то есть с обращения к богине, которая должна была воспеть Ахиллесов гнев.

– Музы тоже были связаны непосредственно с Олимпом.

– Кстати, в прошлой программе Вы говорили о пантеоне языческих богов: этот бог за это отвечает, тот – за то. И человек думал о боге: «Я тебе принесу некую жертву, ты только мне не мешай». А мы не бываем иногда повинны в том, что тоже пытаемся создать некий пантеон из наших святых? Скажем, кому помолиться, чтобы спина не болела? Серафиму Саровскому. О жилье – Спиридону Тримифунтскому. При болезни глаз – Казанской иконе Божией Матери. Ведь есть масса молитвословов, где четко написано, к каким святым с чем обращаться.

– Какие святые помогают в тех или других нуждах. Человек попадает в западню: сегодня он не нашел икону этого святого – и у него катастрофа. Он расстроен, огорчен, бегает со свечкой в поисках этой иконы по всему городу в разные храмы и не знает, как выйти из этого положения. Ведь до смешного доходит!

– Что это такое?

– Это пережитки языческого прошлого. Так удобнее. Как мы всегда поступаем в жизни? У нас есть связи: свой человек в магазине, в аптеке, где-то у нас есть люди, которые могут нам помочь. И мы пытаемся наложить этот земной шаблон и на вечное. У меня здесь связи, и там будут: буду вот этому святому почаще заказывать молебны, свечки ставить, а он за меня походатайствует.

– Причем без всяких усилий с моей стороны.

– Приходят люди в храм, спрашивают: на удачу кому свечку поставить? Иногда шутили: «А вам в чем удача нужна? Вот, воришки обычно перед делом святителю Николаю на удачу свечку ставили». Это, к сожалению, язычество.

– И к сожалению, уходит духовное понимание подвигов святых.

– Да, уходит вообще смысл. Ведь часто мы об этом святом не знаем ничего, кроме его имени и что ему приписали в определенном молитвослове, в чем он способен помочь: от головной боли или от зубной.

– Прозрение слепых очей – к святителю Алексию. А что за этим стояло?

– Спрашиваешь человека: почему вы хотите помолиться о своей проблеме, недуге именно святителю Алексию? Почему у него хотите получить помощь и поддержку? Человек не знает. Он не знает истории, когда святитель Алексий практически шел на смерть. Он, конечно, надеялся на Бога, как святой и как человек, подвизающийся в добродетели, но не был уверен, что Бог считает полезным ответить на его молитву. Он надеялся, верил, уповал, иначе не было бы смысла. А как хан призвал святителя Алексия? «Либо ты исцелишь Тайдулу, либо мы выжжем святую землю». И куда деваться? Святитель Алексий пошел, усердно, горячо молился, и Господь дал ему возможность спасти свое Отечество, исцелил ханшу. Кстати, через короткое время ее убили в одном из внутренних ордынских переворотов.

Поэтому мы и говорим, что это не офтальмолог, а святой, которому нужно подражать. А если ты в своей любви к этому святому достигнешь определенной меры, то и он тебя не забудет, будет оказывать тебе поддержку – и Господь на тебе явит чудо. Не святой тебе даст это чудо, а через его молитвы Господь откроет его на тебе. А мы в этом беге забываем о самом главном.

– И даже не удосуживаемся прочитать житие святого, которого пытаемся попросить о чем-то.

– Наверное, у нас будет отдельная большая программа о самой главной добродетели – о любви. Ведь все это свидетельствует о недостатке любви в человеке. Когда любишь человека, пытаешься о нем многое узнать, и даже если узнал что-то не очень хорошее, все равно покрываешь любовью. Когда любишь, стремишься быть полезным этому человеку, когда любишь, пытаешься быть похожим на него. А здесь сплошной эгоизм. Любовь и эгоизм – это антонимы. Я пришел по своей нужде, к кому мне постучаться, в какой кабинет зайти: к этому святому или к тому? И свечку какую поставить: за пять рублей или за пятьдесят? Что лучше работает? И мы идем с этими свечками к кому-то, кто нам усиливает их действие.

Что такое на самом деле свеча? Недавно мне прислали фотографию, где на двери храма написано, что свечи, купленные вне храма, просьба не зажигать, они недействительные. И мои прихожане, которые только начинают путь воцерковления, говорят: «Батюшка, а как могут быть свечи недействительные?» Пришлось устроить целую беседу о том, что такое свеча – жертва церкви и жертва Богу. Что человек приносит в жертву, если берет свечку на стороне? Ничего. Он Богу приносит гарь, копоть от свечей и остаточек, который можно сдать на переработку, потому что он приобрел свечу не в храме, потому что у него не было ни доверия к храму, ни любви. Если нет любви, отсюда множество проблем. Потому что нелюбимое не может радовать, нелюбимое не может помогать. То есть получается, ты лицемеришь. Ну а как может на эту нелюбовь ответить Бог? Он просто промолчит. А мы же ищем взаимности.

– Надежды.

– Да, должны надеяться. Если человек не работает над собой в доброделании: в укреплении веры, укреплении надежды, взращивании любви через эти добродетели, то все, что он делает, лукаво, искусственно, неестественно. Отсюда и проблемы: вот я молюсь, молюсь, а ничего не получаю. Прошу жениха уже десять лет, а его нет и нет.

– Святителю Алексию надо помолиться, как сказали бы.

Кстати, включаю где-то в конце января телевизор и вижу бегущую строку: «В московских загсах бум! На 14 февраля подано более двухсот пятидесяти заявлений». То есть чтобы расписаться в этот день. Я начала перебирать в голове, что за день 14 февраля, несколько минут сидела в размышлениях, потом вспомнила – это же святой Валентин. Вот почему бум. То есть побежали наши русские православные люди (большинство же о себе говорит: мы православные) и собираются жениться (выйти замуж) в день Валентина, надеясь, наверное, на то, что у них тогда будет хорошая семейная жизнь.

– А кто такой был Валентин и откуда он появился, никто до сих пор не может внятно ответить.

– В православных святцах такого святого нет.

– Мне тоже удивительно. 14 февраля для меня – день святого мученика Трифона. И вообще для русского человека раньше это был день святого мученика Трифона, для наших предков большой праздник. Его очень почитали. И в Москве один из самых древнейших храмов – храм святого мученика Трифона.

– Едва ли не самый древний.

– Это всегда был особый святой, для русского человека святой Трифон – это небесный покровитель наряду со святителем Николаем. Спроси сейчас молодежь про мученика Трифона, ничего не знают. А спроси про святого Валентина, они сразу скажут: ну, как же, это же такой праздник – день всех влюбленных! А в чем любовь?

– Смотрите, при содействии святителя Алексия, его ходатайстве и участии, сложился брак двух великих русских людей – Дмитрия Донского и Евдокии Московской, княжны Суздальской. Им было совсем немного лет: Евдокии – двенадцать, Дмитрию Донскому – шестнадцать. Это был брак династический, то есть тогда надо было примирить два княжества – Московское и Суздальское...

– На пользу Отечества.

– И молитвами святителя это стал брак по любви, они прожили двадцать два года.

– Доверие к святителю князя Дмитрия и тех же суздальских князей было безгранично, потому что это святитель Божий. Если этот мудрый старец советует, то лучше прислушаться к его совету. Ведь что есть семья? У мужчины должна быть жена. Она не должна быть моделью, не должна быть бизнес-леди, она не должна быть представительницей какой-то династии. У мужчины должна быть жена. И вы должны все сделать сами, вдвоем.

А если ты стоишь еще и во главе Отечества, то должен это сделать для пользы Отечества и тех людей, которых тебе доверил Господь. Ведь тогда все было выстроено очень четко. Князь понимал, что князь он не по Божьему дару, а по ответственности за тех людей, которых ему дал Бог.

А насколько тяжелые были времена! Но тогда о себе никто не думал. Дмитрий Донской выжил в этой страшной битве, хотя получил тяжелое ранение, как предполагают историки. Конечно, материальных доказательств этого (справок и бюллетеней из поликлиники) найти мы не можем, однако известно, что князь прожил после этого совсем недолго. Но он делал это ради Отечества и по доверию к святителю Алексию, который его воспитал.

– И брак получился удачливым. Они любили друг друга, у них было двенадцать детей.

– И в этом браке родилось столько святых: и князь святой, и княгиня святая, и дети.

– И род был замечательный. И брак по любви. Двадцать два года они прожили вместе.

– Опять же, они нашли свой мир во Христе.

– Так почему бы не попросить святителя Алексия, если вы хотите, чтобы у вас была хорошая семья ­– дружная, благочестивая, целомудренная, как написано в летописи о Дмитрии и Евдокии?

– У нас замечательные святые. Почему мы и говорим, что это не пантеон ответственных за какое-то направление, а пример для подражания.

– Вот в этом жизненном примере обратиться к святителю Алексию…

– Святитель Алексий, Евдокия и Дмитрий, Петр и Феврония Муромские. Они же не просто покровители, а даны нам для того, чтобы мы подражали их жизни: любви друг к другу, преданности, доверию друг к другу, глубокой вере. Вот в чем смысл.

– Да, мы идем к Спиридону Тримифунтскому и просим материального благополучия. А какой он был невероятно щедрый человек!

– Как раз от этого отталкивайся: стань сам щедрым.

– Может быть, сначала попросить у него щедрости: «Помоги мне быть щедрым, если я неожиданно стану богатым человеком».

– В таинстве Венчания священник читает три большие молитвы, и в двух из них есть великие, глубочайшие слова, когда он просит, чтобы Бог дал этим двоим, которые становятся семьей, достаток и изобилие всего в доме, в том числе еды. Для чего? Для того чтобы они уделяли это тем, кто к ним придет и попросит. В двух из трех молитв говорится об этом. Это образ Церкви, которая уделяет каждому, кто нуждается в духовной помощи, поддержке, все, что она может дать. Быть для всех всем, как говорил апостол Павел.

– Спасибо огромное! Что ж, я думаю, телезрители посмотрят нашу программу и придут к святителю. Потому что мне очень бы все-таки хотелось, чтобы не 14 февраля был бум...

– А 25 февраля, когда мы чествуем святителя Алексия.

– Или 31 января, когда Дмитрий и Евдокия венчались в Коломне. Мы недавно ездили нашим приходом в Коломну, в храм Воскресения Словущего, который сейчас, слава Богу, восстанавливается и уже есть один готовый придел...

– Тоже мудрое решение: не в Москве, не в Суздале, а в Коломне.

– Они венчались в Коломне, которая была как некий пограничный город. Слава Богу, возрождается этот храм. Мы ездили в него с иконой Евфросинии Московской. Было очень много коломчан. Замечательный день 31 января – день венчания Дмитрия и Евдокии. Это брак, который принес мир русскому государству. Брак, который дал святых. Брак, который был очень счастливым в земной жизни.

– Но это счастье они построили сами, своим доброделанием, своими подвигами, своей верой, надеждой и своей любовью.

– Вспомню очень давнюю историю. Мои знакомые, у которых не сложились прежние браки (оба были в разводе), как-то попросили меня: «Знаешь, мы хотим повенчаться в Елоховском соборе, мы нашли друг друга». И они уже очень-очень много лет живут в любви, верности, проявили действительно большую любовь и верность друг к другу.

– Замечательно.

– Вот такая хорошая история. Спасибо огромное, батюшка. Очень интересная была программа. Наша следующая передача будет посвящена любви – третьей христианской добродетели?

– Думаю, что да.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать