Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 27

10 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Прошлую нашу программу мы закончили вопросом телезрителей. Это очень важный вопрос. Мы действительно страдаем рассеянностью на молитве, естественно, я и себя отношу к числу таких людей: частенько приходится хватать себя, что называется, за мысль и возвращать к Божественной литургии. Поэтому естественно, что очень многие задают вопрос о том, как все-таки побороть в себе эту рассеянность, которая бывает у нас и в домашней молитве, и церковной.

– Конечно, реализовать призыв к тому, чтобы дух рассеянности отошел от нас и наша молитва была внимательной и сосредоточенной, очень трудно. Я думаю, что мы все проходим школу молитвы, вне зависимости от того, сколько лет мы находимся в Церкви. Например, я стал верующим человеком, начал свои первые шаги в Церкви 48 лет назад и, к сожалению, могу сказать, что сосредоточенной молитве еще вполне не обучился. Я обращал внимание на то, что бывает полное безмолвие в мыслях и помыслах, ум спокоен, нет никаких волн, никакого шторма, одна гладь. И думаешь, что сейчас как раз самое время начать молиться той же Иисусовой молитвой, которая всем нам знакома и является самой сильной из всех молитвословий. Но только начинаешь произносить Иисусову молитву, как тут же обрушивается водопад, шквал, цунами помыслов.

– И звонков.

– Да, и звонков. Это, прежде всего, свидетельствует о том, что, как говорит апостол Павел, наша брань не с плотью и кровью, а с духами злобы поднебесной. Они не спят и не дремлют, а находятся в постоянном бдении. Они читают по глазам, в каком мы находимся состоянии, и по глазам понимают, что этот человек начал молиться, тем более когда мы берем в руки молитвослов. Они все видят и чувствуют, это же психологи, существующие Бог знает сколько лет.

– И наизусть знают все Священное Писание, да?

– Да-да, они древнее каждого из нас во много сотен, а может быть, и тысяч раз. Поэтому они препятствуют нам в молитве и подстраивают нашу жизнь так, чтобы мы где-то споткнулись и перестали молиться, вообще ушли от молитвы.

Как же молиться сосредоточенно? Во-первых, я думаю, что это требует от нас напряжения, мы не должны говорить, что духи злобы поднебесной, бесы виноваты в том, что мы молимся рассеянно. Со своей стороны, мы должны сделать все возможное, чтобы молитва читалась сосредоточенно. Когда ко мне обращаются люди и говорят о рассеянности ума, я отвечаю так. Вот вы начинаете читать вечернее или утреннее молитвенное правило, предположим, читаете молитву «Отче наш». У меня был опыт, когда я сказал своим духовным детям, чтобы они возвращались к тому месту, откуда ваш ум улетел. Они поняли меня несколько превратно и возвращались к началу молитвы. У некоторых особо усердных на молитвенное правило таким образом уходило полтора или два часа. Надо делать не так.

Вот я читаю «Отче наш» и Отче наш, Иже еси на небесех! прочитал внимательно, а со слов Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое ум мой улетел в разные помыслы. Но ведь идет фиксация того, с какого момента улетел ум, и я возвращаюсь к тому месту, с которого улетел ум: Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Эта школа возвращения к тому месту, с которого я предался духу рассеяния, очень помогает нам в сосредоточении, и тогда в последующие разы мы – не могу сказать, что очень внимательно, но уже внимательнее – совершаем молитву.

Перед тем как приступить, например, к чтению Псалтири, перед сотницей или пятисотницей (у монахов), встань, сосредоточься, отгони от себя помыслы, переживания и приступай к молитве. Безусловно, это тоже очень хорошее и важное упражнение, когда мы приступаем к молитве. Но прежде всего надо обратиться к Богу и сказать: «Господи, помоги мне совершить молитвословие нерассеянное. Помоги мне, Господи, сосредоточить свой ум на молитве. Помоги мне, Господи, сосредоточить не только ум мой на молитве, но и сердце, чтобы оно было не сухо, но отвечало тем мыслям, которые заложены в молитве. Чтобы эта молитва была не просто рациональна, но связана с моим умом и сердцем». Думаю, что если мы будем искренне обращаться: «И отгони от меня духа рассеянности», Господь будет помогать нам в этом молитвословии.

Безусловно, во всем необходим навык, и даже навык к внимательной молитве. Кроме молитв со взыванием о помощи Божьей, Иисусова молитва очень упражняет нас во внимательности. Она короткая, поэтому сосредоточить ум на нескольких ее словах достаточно легко. Гораздо тяжелее сосредоточить ум на длинных молитвах, вот там ум начинает где-то и рассеиваться.

– Читать молитву советуют по-разному: и в более расширенном варианте, и в кратком. Что лучше, как Вы полагаете?

– Думаю, лучше то, что ближе конкретному человеку, что ему по сердцу. Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорит, что многие греческие святые советовали произносить Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Наши отечественные святые предлагают нам: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Мне кажется, что эта молитва гораздо ближе нашему сердцу, потому что, с одной стороны, это воспоминание о Христе, потому что мы – повторяю, повторяю и повторяю – ничего не можем совершать сами. С другой стороны, помилуй мя грешнаго, а не просто помилуй мя – в этих словах тоже заключено осознание того, что я нуждаюсь в помиловании по своим грехам, но лучше, когда мы произносим помилуй мя, грешнаго, это помогает нам сосредоточиться на том, что мы грешники и что наша греховность нуждается в помиловании Господом.

О себе не могу сказать, потому что я новоначальный, но я пробовал и сокращенную молитву, как у преподобного Порфирия Кавсокаливита, и более протяженную, которую советует преподобный Серафим Саровский, и вторая мне как-то больше по сердцу, поэтому думаю, что Иисусова молитва концентрирует и силу души, и силу ума, если человек старается внимательно ее произносить.

– Большое спасибо за разъяснение. Вернемся к Божественной литургии?

– Да, с большим удовольствием. Итак, мы остановились на молитве, которая произносится после возгласа Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Начало молитвы мы прочитали внимательно, и я уже сказал какие-то слова ее толкования. Окончание ее: Иже, пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, то есть исполнил Промысл, волю Божию о нашем человеческом Домостроительстве, Он искупил грех.

И в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот.

Что означает в нюже предаяшеся? В эту ночь, когда Господь сотворил Божественную Евхаристию и когда вышел с учениками из Сионской горницы в Гефсиманский сад, Он был предан Иудой. То есть Он добровольно, по воле Бога Отца и по воле Своей предает Себя за жизнь мира, за то, чтобы проклятие было снято Богом Отцом с человечества, за то, чтобы человечество было снова усыновлено Богу. Что Господь Иисус Христос и совершил. Если мы, отпадши от Бога в лице Адама и Евы, с царского достоинства пали до рабского, то Господь Иисус Христос возводит нас из этого рабского достоинства в Божественное – это обратный путь к Богу.

Видите, какой акцент: Сам Себе предаяше, то есть Сам. Если бы не было Его воли, Он бы не предал Себя на крестное мучение. А за что Он Себя предает? За мирской живот, то есть за жизнь мира.

И в это время Он приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив (то есть преломление хлеба), даде святым Своим учеником и апостолом, рек... Почему акцентируется учеником и апостолом? Потому что Свою первую Божественную Евхаристию Он совершил только со Своими учениками, которые стали апостолами, благовестниками Евангелия Христова всему миру.

…учеником и апостолом, рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже вы ломимое во оставление грехов. То есть за вас убиваемое, за вас предаваемое на смерть. Когда жизнь человеческая ломается? Она, безусловно, бывает сломлена смертью: человек вышел, упал, разбил себе голову и умер. У человека, который отдает свою жизнь за другого человека, его тело тоже ломится, уничтожается. А здесь Господь, приносящий Себя в жертву всему миру ради человеческого спасения. Да, это Господь, Ему не надо было произносить молитву эпиклезы – молитву призывания Духа Святого на хлеб и вино, чтобы они стали Телом и Кровью Господними, потому что Господь совершал эту Божественную литургию. Сама Пресвятая Троица участвовала в этой Божественной литургии.

Аминь – истинно. И священник – не Господь, а священник – напоминает людям, стоящим на Божественной Евхаристии, о последовательности событий Божественной Евхаристии.

Подобне (то есть по подобию) и чашу (наполненную вином) по вечери, глаголя. Во время этой Тайной Вечери в маленькой Сионской горнице собрались Господь Иисус Христос и двенадцать Его учеников, один из которых предаст Христа. Доселе никому не известная горница стала известной нам и всему миру из-за того, что явилась корнем для совершения Божественной литургии во всем мире. Она стала знаменита, величественна, славна. У нас не только есть иконы Тайной Вечери, но часто над Царскими вратами размещают образ «Тайной Вечери» с воспоминанием о Том, Кто был Автором Божественной Евхаристии, и в воспоминание о первой Божественной литургии, которую мы совершаем на протяжении двух тысяч лет в Православной Церкви.

Пийте от нея вси... – это слова Христа, которые, как и первые о Теле, так и эти о Крови. Это же удивительные слова. Мы часто не обращаем внимания на слова, которые произносится. В Русской Православной Церкви (может быть, и не только в Русской) были и есть две тенденции, которые были особенно распространены в советское время, но удивительно, что сейчас тоже говорят о редком причащении, тогда как святые отцы на вопрос, как часто надо причащаться, отвечали, что чем чаще, тем лучше.

И эти обращения направлены не просто в воздух, а к людям, которые находятся на Божественной литургии. Пийте от нея вси... – то есть все, кто присутствует на Божественной Евхаристии, так же как Христос, совершивший эту Божественную литургию, причастил всех, даже Иуду, уже претворенными хлебом и вином – Телом и Кровью Своими, преложенными Его молитвой, Его Божественной благодатью. Возможно, я повторяюсь, но повторение – мать учения. Конечно, нам нужно быть подготовленными к принятию Святых Христовых Таин: умеренно попоститься, постараться быть на всенощном богослужении, то есть существует ряд правил, которые мы должны совершить. Но если мы исполним этот ряд незатейливых правил, которые не требуют от нас какой-то особой аскезы, особого напряжения, тогда мы можем быть участниками Божественной Евхаристии. Что же вы стоите на Божественной литургии, говорит святитель Иоанн Златоуст, если не хотите причащаться Святых Христовых Таин?

– Батюшка, сложный вопрос: накануне у человека мог быть праздник, он мог принять вино, съесть кусочек мяса с сотрапезниками.

– Мы говорим о людях, которые подготовились, прочитали соответствующее правило и готовы причаститься, но думают: «А вдруг для меня это слишком часто? А вдруг я причащусь в суд или осуждение? Все причащаются не так часто, почему я должен причащаться часто? А еще я могу получить замечание от священника. А Господь говорит: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы (за вас, которые стоят в церкви) и за многих изливаемая во оставление грехов. И здесь Господом Иисусом Христом совершилась Божественная Евхаристия, после чего Он сразу же дал хлеб, вино, но уже претворенные в Свое Тело и Кровь. Это было совершено без призывания Духа Святого, потому что в этой первой Божественной Евхаристии участвовали Господь Иисус Христос, Сын Божий, Бог Отец и Бог Дух Святой.

– Спасибо, отец Владимир. К сожалению, наша программа, как всегда, очень быстро проходит. Поверьте, для меня всегда большое удовольствие и просто огромное счастье вести эти программы с Вами и, конечно, очень большая ответственность. Я всегда радуюсь, когда приезжаю в ваш Софийский храм и у меня есть возможность беседовать с Вами. Большое Вам спасибо.

– Большое спасибо Вам. Для меня тоже великая честь – говорить о таком возвышеннейшем таинстве Божественной Евхаристии.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать