Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 32

9 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма в честь Софии Премудрости Божией (что в Средних Садовниках города Москвы) и храма Трех Святителей (при ОК «Архангельское»), мы продолжаем разговор о Божественной литургии. Батюшка, добрый день!

– Добрый день, Любовь Сергеевна и дорогие телезрители!

– Я специально, батюшка, подчеркнула второй храм, Вы – настоятель этого замечательного храма, в котором мы находимся, ведем вторую нашу программу. Прошлую мы посвятили как раз этому храму, истории его создания, объясняли, почему этот храм посвящен трем святителям. Но у наших телезрителей есть возможность еще раз окунуться в небесную благодатную красоту этого храма, посмотреть внимательно фрески, совершенно замечательные, какие-то очень по-уютному домашние. Может быть, о мозаике сложно сказать, но это так: на меня фрески всегда производят такое впечатление. И еще раз, батюшка, позвольте Вас поздравить с великим освящением этого храма, с тем, что храм уже живет обычной приходской жизнью.

Вы сказали, что уже были и венчание, и крещение,  литургии и причастие. То есть  храм уже живет.

– Да, Вы знаете,  в этом храме очень легко молится, прекрасная акустика, и я не ожидал, что будет собираться, может быть, не очень много, но достаточное количество людей.

– Это сначала, батюшка, оно потом увеличится.

– Да, я думаю, что постепенно будет увеличиваться.

– Батюшка, в живом храме, где служатся Божественные литургии, мы с Вами продолжаем разговор о Евхаристии.

– Вы знаете, мы всё подходим к концу и никак не подойдем.

– Наши телезрители не возражают, отец Владимир.

– Я позволю себе напомнить: после обращения ко Пресвятой  Богородице, когда Ей воспевают песнь, священник молится вообще о всей Вселенской Церкви: о упокоении, о здравии. И позволю себе прочитать эту молитву. Конечно, я всегда стараюсь рекомендовать людям, прихожанам наших православных храмов, иметь с собой Служебник и читать эти молитвы, потому что не все священники, как я, имеют дерзновение читать молитвы вслух. Они предпочитают как-то про себя или вполголоса читать, и люди думают, что ограничивается все возгласами и песнопениями хора, который, безусловно, украшает службу, но во многом ее сокращает и мешает восприятию полноты тех молитв, которые произносятся священнослужителями, предстоятелями во время Божественной литургии.

После возгласа «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» хор поет: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

А священник в это время читает молитвы. Он молится: «О святем Иоанне Пророце,  Предтечи и Крестители…»

 Святой пророк Иоанн  Предтеча заключил ряд ветхозаветных пророков.  Христос его назвал одним из самых величайших пророков. Не было среди рожденных женами такого пророка, как Иоанн Предтеча. То есть, если исходить из этих слов, и Моисей, и Илия, Исаия и Иезекииль не того уровня пророки, которым был Иоанн Предтеча и которому выпала особая Божия  благодать, благословение и любовь Божии. Именно он должен был выйти из пустыни, по глаголу  Божиему, совершить подвиг проповеди, а потом встретить Иисуса Христа и совершить над Ним крещение в реках Иордана.

Он, можно сказать, не только последний  ветхозаветный святой, но и один из первых новозаветных святых. Хотя он не причисляется к новозаветным святым. И вот мы прославляем его, Иоанна Предтечу, прославляем святых славных и всехвальных апостолов, потом поминаем имя того литургиста, литургию которого служим: либо святителя Василия Великого, либо святителя Иоанна Златоуста, либо, во время Преждеосвященных Даров, папу римского Григория Двоеслова.

– В основном, наверное, Златоуста?

– Да. Потом перечисляются все святые, в этот день празднуемые, а потом поминаются все святые и – «ихже молитвами посети нас, Боже», то есть предполагается (и Церковь имеет такое знание), что вся полнота Церкви, святости присутствует, участвует духовно в этой Божественной литургии, молится. Молится за каждого из нас, потому что видите слова: «ихже молитвами посети нас, Боже»? То есть «посети нас, Господь,  молитвами всех святых, которые ныне были перечислены во время  окончания Божественной Евхаристии». И дальше: «Помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя. И упокой их, идежеприсещает свет лица Твоего». Еще молимся: «…помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины».

Что такое «право правящих»? Это правильно управлять Церковью и правильно, без тени еретизма, проповедовать слово, которое вручено как харизма, это по особой благодати Божией рукоположение человека в епископский сан, управление  Церковью и проповедование слова Божьего. «…Всякое пресвитерство, во Христе диаконство и всякий священнический чин. Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих; о богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея». Вот слова: «о властех и воинстве ея».

– Они многих приводят в недоумение.

– Да, но эта Божественная литургия была составлена апостолом Иаковом, сокращена святителем Василием Великим, а потом еще более сокращена святителем Иоанном Златоустом. То есть это прошение существует со времен апостола Иакова – «о властех и воинстве».

Для диссидентствующих  людей это катастрофа. Вы помните, как уже после упокоения святителя Тихона Церковь не могла восстать на святителя, он был очень почитаем иерархами, а ведь после того, как он наложил анафему на власть, через некоторое время, когда эта власть утвердилась, он подписал указ о том, чтобы молились «о властех». Его не могли укорить, но когда митрополит Сергий Страгородский, патриарший местоблюститель, стал говорить о том, что нужно почитать власти и молиться за них, его чуть  не предали анафеме. Он имел, конечно, не такое значение в то время, как Святейший патриарх Тихон, на которого не могли возвысить голос.

А сколько сейчас мы слышим: «Да почему мы должны молиться за власти?»  А сколько этих возгласов было на протяжении всей истории человеческой!

Не случайно я сказал о том, что с апостола Иакова ведется эта молитва «о властех и воинстве». Разные цари управляли государствами. Среди них были отступники от Христа,  язычники, которые не принимали и уничтожали христиан. Неужели об этом не знали святые? Неужели апостол Павел не понимал этого? Который, можно сказать, погиб от руки народа – был усечен мечом так же, как апостол Петр. Тем не менее он в своем послании все время как будто утверждает, чтобы мы молились о властех своих. Потому что через это утверждается мир и благоденствие государства, в котором мы проживаем. Тихое, безмолвное житие проживать – это не значит безмолвствовать,  уходить в пустыню. Это значит – мы в тишине, в мире и  покое будем проводить время, если  будем молиться за власти, какими бы они ни были по своему вероисповеданию, гонителями или не гонителями  Церкви.

Поэтому те, кто думает не так, не правы и должны изучить Священное Писание не только Нового Завета, но и Ветхого Завета – там говорилось о почитании царей и тех, кто возглавлял государство.

И  дальше эта фраза – «даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». А те, кто хулит власти свои, апостол уподобляет облакам, ветром носимым, или волнам моря бушующего, пенистого.

После этой молитвы, которую священник читает в алтаре, он произносит прошение о великом господине, отце нашем – Патриархе. Есть такая формула: если нет епископа, – нет Церкви. 

Кто тогда будет рукополагать нас в священники, если нет епископа? Если нет епископа и кто-то скажет, что он священник, – окажется самозванцем, присвоившим себе то, что ему не полагалось присваивать...

А Патриарх –  это лицо совершенно особое. Он не только является  епископом града Москвы, он является старшим архиереем во всей полноте Православной Церкви и всегда во всех епархиях Патриарх должен поминаться Церковью.

До меня иногда доходят слухи, что некоторые священники берут дерзновение не поминать Патриарха в силу каких-то своих собственных взглядов.

– Да, в Интернете об этом пишут.

– Эти священники не доброму учат, а направляют народ Божий на раскольнические действия, вместо того чтобы возблагодарить Бога  за то, что Господь не лишил нас патриаршества, как в свое время 200 лет мы находились без патриаршества и  патриаршего служения и назывались «вдовствующей Церковью». Сейчас мы имеем Патриарха – глубокомыслящего яркого проповедника, человека, который отстаивает Церковь, этот корабль, на протяжении его движения к Богу.

И мы молимся о великом господине, отце нашем Кирилле, Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. Если человек, священник, служит в иной епархии, то поминается имя  епископа той епархии, в которой  он служит.

И дальше: «…ихже даруй, Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». С этим прошением мы уже встречались.  Мы просим у Господа и долголетия, просим и об их честном житии и чтобы они оставались здравыми и невредимыми. И дальше хор поет: «И всех и вся»… То есть уже вся Вселенская Церковь: здесь и усопшие, и живые, и священники, и не священники, и власти, и воинство, – все уже помянуты.

И здесь священник молится не совсем за людей, хотя и за людей тоже. Это в последующем. В этом же прошении будет прошение священника: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град, и страну, и верою живущих в них».

Какую любовь Церковь проявляет дальше по отношению к своим чадам? Кто, казалось бы, для нас плавающие, путешествующие, недугующие? Есть ли среди наших родственников те, кто в этих сферах не задействован? А Церковь всех поминает и молится: «Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». И Церковь не разбирается, по какой причине человек оказался в плену. Либо защищая Родину, либо делая в своей жизни поступки, не соответствующие нравственному кодексу, либо еще почему-то.

 Церковь поминает страждущих, плененных, тех, которые страдают и которые находятся в заключении. И спасение их: «Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся  ны (то есть на всех них) милости Твоя низпосли». Вот чадолюбивая мать, которой является наша Церковь и членами которой мы с вами являемся.

И дальше опять возглас священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Когда есть нестроение  в душе, когда мы думаем: как хорошо  – человек находится в месте заключения; как хорошо – какие-то нестроения у других людей; когда мы находимся в каком-то конфликте, связанном, может быть, и со взглядами богословскими или иными другими на жизнь, вот тогда в этих нестроениях друг с другом невозможно было бы произнести этот возглас с упованием на то, что мы можем стать едиными устами,  единым сердцем и что сможем вместе друг с другом славить и воспевать пречестное и  великолепное имя Его, Отца и Сына и Святого Духа.

Только в состоянии любви, мира, терпения, великодушия (если каждый из нас будет этим состоянием преисполнен) мы можем соединиться в единые уста и единое сердце, что и требует от нас Господь и Святая Православная Церковь.

– Спаси Господи, батюшка. Только не говорите, что мы с Вами закончили беседу о Божественной литургии.

– Нет, не говорю.

Спасибо. Я думаю, наши телезрители очень расстроятся, если это была наша последняя программа. Я Вас сердечно благодарю. Как всегда, я сама слушала с очень большим вниманием, мне  самой очень интересно. Всегда  открываю какую-то новую сторону Божественной литургии. Вот это благодатное время, эти несколько лет я очень счастлива, что Господь дал мне эти годы, когда мы с Вами говорили о Божественной литургии: я вхожу в храм и молюсь на Божественной литургии уже с абсолютно другим чувством. И думаю, со мной согласятся многие наши телезрители.

Спасибо Вам, отец Владимир, потому что это очень тяжелая тема, такой разговор, по сути даже разбор  богослужения. Низкий Вам поклон еще раз от всех нас. Спасибо.

– А я благодарю за долготерпение Вас и  телезрителей, которые не один десяток передач о Божественной литургии со вниманием прослушали и просмотрели.

Записала Елена Казакова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 сентября: 03:00
  • Суббота, 22 сентября: 13:00
  • Суббота, 29 сентября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы