Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 16

9 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Сегодня мы продолжаем разговор о Божественной литургии. Отец Владимир, в пасхальные праздничные светлые дни, когда мы ходим не только в храм, но и друг к другу в гости, выбираем подарки, хочется побаловать своих близких. Мы уже однажды показывали изделия мастерских «София». Хотя такое слово как «изделия» очень трудно произносить, потому что это шедевры, произведения искусства, которые можно предложить для подарков православным людям.

Для нас всегда проблема, что подарить. Светские подарки не очень хочется дарить на Пасху, а хочется, чтобы что-то запомнилось, сделать человеку приятное. Ваши мастерские в этом смысле – большая помощь православным людям, потому что можно прийти и выбрать подарок. Я говорю не для рекламы, это так и есть, часто пользуюсь Вашими мастерскими, когда мне нужно сделать хороший подарок своим близким. И сейчас давайте мы с Вами еще раз расскажем нашим телезрителям о том, что можно приобрести в лавке Вашего храма для того, чтобы порадовать, побаловать своих родных.

– Вы уже показывали некоторые вещи, но есть и новые. Я хочу напомнить телезрителям, что мастерская «Софийская набережная», которая работает при храме Софии Премудрости Божией, занимается производством. У нас есть замечательный художник, благодаря которому мы и обязаны тем, что почти все наши вещи берут в коллекцию исторического музея.

– Поздравляю!

– Очень многие изделия получили дипломы первой степени на разных ювелирных выставках стран СНГ, России. Всяк кулик хвалит свое болото, но я не эксперт, я только священник, который радуется достижениям наших мастерских. И действительно эти изделия пользуются огромнейшим спросом, о нас знает уже вся Россия и, может быть, даже заграница.

У нас есть замечательные новые изделия, например, подвеска «Иона в чреве кита».

– Это просто чудо какое-то! (показывает изделие).

– Это удивительная разработка нашей художницы Натальи Сажиной: двустворчатая подвеска, внутри которой изображение пророка Ионы во чреве кита.

– Удивительно! Отец Владимир, это же все издается в небольшом количестве? Нельзя сказать, что это массовое производство?

– Сначала в небольшом, а потом – в зависимости от потребностей, так скажем, церковно-православного рынка.

– Мне кажется, на этом изделии даже молитва есть?

– Да.

– Поразительно! Я Вас поздравляю, батюшка, это просто уникальная вещь.

– Еще одно изделие: удивительный складень «Мария Египетская». Совсем недавно (во время Великого поста) мы праздновали память преподобной Марии Египетской (я хотел бы поздравить всех именинниц), и к этому времени выпущен вот такой складень-образок.

– Внутри складня изображение Марии Египетской и молитва (показывает изделие). Это как раз новые подарки, которые появились у вас. Еще я хотела бы показать красивый браслет.

– Это браслет с христианскими символами. Обратите внимание, какая неправильная форма, которая заимствована, наверное, из браслетов несовременных (мы сейчас любим симметрию), браслетов древних форм и абрисов.

– Еще новый нательный крест с изображением на оборотной стороне ангела-хранителя. Тоже очень красиво! И мы повторимся, что все это авторские работы, не штамповочное, не массовое производство, это не Турция, не Китай. Мне всегда хочется сказать о том, что нам, конечно, надо поддерживать своих производителей. Мы сейчас говорим, что нужно покупать свои товары, свою сельхозпродукцию. И православные люди, конечно, должны поддерживать православные промыслы, которые сейчас есть.

– Конечно.

– Мы еще раз покажем телезрителям медальоны, которые тоже удивительно хороши.

– Подвеска с псалмом «Живый в помощи Вышняго». Замечательный образок Георгия Победоносца.

– Образок древней, неправильной формы (показывает).

– Этот медальон достаточно новый, был создан в конце прошлого года или в начале этого.

– Батюшка, эти медальоны могут носить и мужчины тоже? Можно и мужчинам подарок сделать, как Вы полагаете?

– Да, конечно. Еще один замечательный медальон, на котором вместе изображены святые Киприан и Иустина.

– Батюшка, я Вас всегда поздравляла, еще раз хочу поздравить с таким замечательным производством, такими замечательными мастерскими. Я думаю, Вы еще долго будете радовать наших дорогих телезрителей и православный народ. Спасибо вам!

– Спасибо за высокую оценку.

– Теперь, я думаю, телезрители с нетерпением ждут продолжения разговора о Божественной литургии, Евхаристическом каноне.

– Вы знаете, я все время возвращаюсь к первым словам. Мы уже несколько передач говорим о Евхаристическом каноне («Евхаристия» – это благодарение), но я хочу напомнить тем, кто видит и слушает нас, что неслучайно эта часть Божественной литургии (литургии верных) названа Евхаристией. Все молитвы, которые произносятся священником в алтаре (мы стараемся эти молитвы произносить вслух, чтобы народ Божий слышал), преисполнены великим благодарением в отношении Бога, сотворившего небо и землю. Я сейчас возвращусь к непосредственному тексту этих молитв. По благословению Бога Отца Его Сыном, Сыном Божиим, был сотворен мир: «Вся премудростию сотворил еси». И Евангелие от Иоанна говорит о том, что все Им было сотворено: «Им же вся быша». Кем? Сыном Божиим. И всем тем, кто желает удостовериться в этих словах, предлагаю открыть Священное Писание Нового Завета, Евангелие от Иоанна Богослова.

Это удивительная, потрясающая часть Божественной литургии, которая свидетельствует о торжестве благодати Святого Духа, торжестве Пресвятой Троицы. Ведь эта литургия нескончаемо совершается и будет совершаться до конца времен. В одной из евхаристических молитв сказано о том, что мы во время Евхаристического канона исполняем заповедь. Что же это за заповедь Божия? Когда Господь Иисус Христос на Тайной Вечере преломил хлеб и дал ученикам вино, Он сказал: «Это есть Тело Мое и это есть Кровь Моя Нового Завета», и потом: «Сие творите в Мое воспоминание». Вот эту заповедь Господь Иисус Христос дал в последний день Своей проповеди – на следующий день Его распяли.

Когда я думаю о беседах с телезрителями, которые, безусловно, принимают непосредственное участие в наших передачах, я все время возвращаюсь к этим молитвенным словам и, если хотите, к радостному экстазу, духовному экстазу, связанному с Божественной литургией. Потому что ничего выше этого нет на земле. Это единственное древо жизни, к которому мы с вами прикасаемся, приобщаемся и благодаря которому мы не только праведники (я не причисляю себя к праведникам) и наследуем жизнь вечную, но это то, что как бы открывает в нас источники, которые ведут в вечную жизнь. Эта благодать Святого Духа (во время Причастия или с начала Божественной Евхаристии) настолько сильна, что удерживает нас, не могу сказать, от страстей, но во всяком случае от их воплощения, завершения, реализации. И если бы не было этой благодати Святого Духа, то давным-давно (говорю о себе) мы были бы в болоте, трясине, тонули и захлебывались в этой грязи человеческих страстей.

– Прошу прощения, я Вас перебью вот в связи с чем. Я слушала одну программу на нашем же канале, где приводится такая статистика: около девяносто процентов русского населения называют себя православными верующими, но из них лишь пять процентов ходят в храмы и причащаются. То есть получается, что вся остальная часть (восемьдесят пять процентов), если следовать Вашим словам и размышлениям, захлебывается? Это так?

– Нет. Вы знаете, та часть (восемьдесят пять процентов, о которых Вы говорите) на сегодняшний день спит и является в духовном смысле этого слова полумертвой частью церковного православного сообщества. Потому что Господь Иисус Христос везде в Евангелии (а потом апостолы и святые) говорит: «Покажи мне твою веру, которая без дел мертва, а я покажу дела вместе с верой». Господь все время призывает нас к деланию. Что Он говорит в Своем поучительном слове, когда делит людей на козлов и овец? Он говорит: «Жаждал Я, и вы напоили Меня; алкал Я, и вы накормили Меня; был в темнице, и вы посетили Меня», и так далее. Наша вера является деятельной, практической верой, то есть верой практикующих христиан, которые не на словах говорят: «Я – верующий, я хотел бы помочь, но не могу в связи с обстоятельствами жизни; хотел бы дать в долг, но у меня нет средств; хотел бы напоить, но мне нечем; хотел бы посетить, но у меня нет времени, но вообще я всего этого хочу».

– Господь лобзает (целует) намерение, как говорят.

– Это «маниловское» намерение: желание вырыть пруд, пустить там лебедей, построить мост – это мечты. Господь целует то намерение, которое все-таки связано с активностью душевной жизни: я хочу, я стремлюсь, я все свои силы трачу на то, чтобы… Но у меня не получается в силу каких-то обстоятельств. У меня, может быть, действительно не хватает сил, времени, и я не оправдываю себя этим, я хочу этого и что-то делаю, что-то пытаюсь реализовать в жизни. Вот это намерение Господь целует. А не когда человек думает: «Я действительно страстен, подобострастен, но я завтра, наверное, приступлю к тому, чтобы постараться побороться».

И я знаю по себе, по своему личному опыту, что когда я говорю: «Сегодня я такой, а завтра я буду другим», я уже являюсь в отношении веры лжецом. То есть я не являюсь практикующим верующим в этот момент своей жизни. Когда я во время нападения своей страсти пытаюсь бороться с ней, то я практикующий. А если я откладываю это на завтрашний или послезавтрашний день, то я не практикующий, а человек, который, если не мертв в душе своей, то, во всяком случае, болен, и являю немощь, парализацию тех свойств, которые могли бы меня направить на исправление.

В отношении практикующих и непрактикующих я в свое время вывел одну формулу, мне она очень нравится самому (не по тщеславию своему говорю). Я говорю: чем отличается верующий человек от неверующего?

– Чем же?

– Неверующий человек грешит, продолжает грешить и не знает, что он грешит. А верующий человек грешит, знает, что он грешит, и старается не грешить. Вот это самое основное отличие между верующими и неверующими людьми. Поэтому я желаю всем нам присоединиться к сообществу, которое желает не грешить.

Божественная литургия и Причастие Святых Христовых Таин помогает нам активизировать духовные силы, спящие или болеющие в нас. Божественная литургия оздоравливает нас, является лекарством для души, заражает нас своей духовностью, благодатью, святостью, вдохновляет нас на то, чтобы стать подражателями Христа. Как говорит апостол Павел: «Подражайте мне, как и я Христу».

Возвращаясь уже непосредственно к Евхаристическому канону, я еще раз позволю себе повторить эту замечательную молитву, которую после первых вступительных возгласов произносит настоятель того прихода, в котором совершается Божественная литургия, или епископ, или патриарх. Я прошу у телезрителей прощения за то, что я постоянно возвращаюсь…

А им это не мешает. Ко мне в храмах люди подходят и радуются тому, что мы так долго и тщательно все делаем. Нашему народу в этом смысле торопиться некуда.

– И мы не торопимся. Обратите внимание: почему Евхаристия? Потому что благодарение. Потому что после того, как священник возглашает: «Благодарим Господа!», он читает тайную благодарственную молитву, которая во многих церквях не произносится, либо произносится в алтаре вполголоса, либо про себя. А я стараюсь произносить это настолько громко, чтобы меня слышали:

Достойно и праведно Тя пети... То есть воспевать Тебя. Когда душа преисполняется радости, говорят «душа поет». И вот дух верующего христианина, проникнутый любовью к Богу, желает воспевать Бога, петь Его. Тя благословити, Тя хвалити... За что? За все те благодеяния, которые Господь оказал нам: Он сотворил небо и землю, Он сотворил нас с вами, Он дал нам жизнь, дал нам вечную жизнь, Он открыл через Иисуса Христа врата в Царствие Божие. Как же мы можем Его не хвалить? Человечество было из-за своего собственного греха отторгнуто от Бога, врата в Царствие Божие были заключены, но Господь пришел и спас нас. Господь открыл нам врата, ведущие в Царствие Божие, рай сладости, о котором «ухо человеческое не слышало, глаза человеческие не видели и на сердце человеческое не приходило то, что Господь Бог уготовал для любящих Его».

Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего. Мы действительно должны поклоняться Богу на всяком месте владычества Его, а оно бесконечно: весь мир земной и небесный. Поэтому мы все время должны поклоняться Господу, прославлять и благодарить Его за всё: за всё хорошее и, с человеческой точки зрения, за все плохое. Я имею в виду не грех, а болезни, скорби, печали, воздыхания, которые даются нам Богом для спасения нашей души, для того, чтобы мы стали гражданами Царствия Божиего.

– Большое спасибо, отец Владимир, за такие замечательные слова, за такую замечательную программу, которая, увы, как всегда очень быстро подходит к концу. Благодарю Вас за то, что на протяжении большого количества времени Вы с нашим каналом и нашими телезрителями. Благодарю Вас за то, что ваши мастерские подготовили такие замечательные пасхальные подарки, которыми можно порадовать своих близких.

 

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать