Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 19

8 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.  

– Добрый день! Я, Любовь Акелина, рада всем телезрителям телеканала «Союз», всем, кто смотрит программу «Таинства Церкви». Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма в честь Софии Премудрости Божией, что в Средних Садовниках города Москвы, мы продолжаем разговор о Божественной литургии.

Здравствуйте, отец Владимир!

– Добрый день!

– Наша долгожданная встреча состоялась. Должна сказать, что я получила немало упреков от наших телезрителей, которые, видя меня в московских храмах, подходили и спрашивали: «Ну что ж такое, Любовь Сергеевна, происходит? Нет новых программ «Таинства Церкви»! Где отец Владимир? Где отец Мелхиседек»? Пришлось объяснить, что есть некоторые обстоятельства, которые выше нас. Тем не менее сегодня мы продолжаем программу. Так что, батюшка, примите поклон и огромное спасибо от наших телезрителей. Сегодня мы с Вами, вернее, Вы, их обрадовали.

– С большой радостью и готовностью. Вот мы снова говорим о Таинстве Евхаристии. Очень непростая тема, поэтому мы все время возвращаемся к этому таинству и даже к его началу. Это таинство неким автором названо «вхождение в Царство Святой Троицы». Почему так? Потому что участвует вся Пресвятая Троица – Бог Отец, Который замыслил домостроительство человеческого спасения через Своего Сына – Господа Иисуса Христа; Господь Иисус Христос, искупивший первородный грех и распявший на кресте человеческие страсти и похоти, и Бог Дух Святой, без Которого невозможна – я говорю и мыслю здесь по-человечески – жизнь на этой земле и участие в таинстве всей Пресвятой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго.

Пресвятая Троица присутствует во всех семи таинствах, но ни в одном из них мы не ощущаем этого так действенно, так активно и осязательно, как в Божественной Евхаристии. Мы чувствуем во время исповеди, как Господь прощает нам грехи. Очень яркое таинство – Крещение, в котором, так_же, как и во всех других, участвует вся Пресвятая Троица. Когда человек выходит во взрослом состоянии из купели, он совершенно явно чувствует, с одной стороны, освобождение от грехов, с другой – обновление своей жизни, своей души. Многие люди в этот момент, как и я в свое время, испытывают огромную радость, огромную благодать. Наверное, с тех пор такую Божественную благодати и Небесную радость, если я и ощущал, то не так ярко и осязаемо.

Господь присутствует везде, Пресвятая Троица – во всех таинствах, но в особенности в Божественной Евхаристии – благодарении Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого за то, что Он нас искупил, дал возможность избавления от нашего греха через Своего Сына и благодатью Духа Святого. Божественная Евхаристия даже молитвенно связана с Пресвятой Троицей. Сначала произносится молитва Богу Отцу о Его Промысле, Его попечении об этом мире, потом Богу Сыну, Который совершил это искупление грехов человеческих и через Которого совершается Божественная литургия в храмах, потому что Он был первым и единственным совершителем Божественной литургии как Сын Божий и как человек. В Сионской горнице, накануне Своей крестной смерти (Его распяли на следующий день), совершая эту Божественную Евхаристию, Он сказал: «Сие творите в воспоминание Мое». То есть Его завещание в том, чтобы мы совершали то, что Он сотворил Своими руками, в Его воспоминание, Его спасительного подвига – искупления нас из царства дьявола, Его путеводительства всего человечества, которое православно верит в Господа Иисуса Христа, верует православно в Царствие Божие, Царство Пресвятой Троицы.

С каким отношением мы должны приступать к Евхаристии? С отношением глубочайшего благоговения. Вот мы приходим в какие-то присутственные места, к каким-то земным, так сказать, человеческим начальникам. Мы каким-то образом подтягиваемся, одеваемся соответственно, сосредотачиваем свои мысли, чтобы не сказать лишнего слова, выразить какое-то уважение, почтение тому или иному лицу, к которому с чем-то обращаемся. Представьте себе: мы приходим к какому-то начальствующему лицу со всеми почестями, а он нам дарит подарки за то, что мы пришли. Одаривает нас, условно говоря, как одаривает Господь, с ног до головы.

– Это было бы удивительно!

– Вот мы приходим, а нас одаривают!

– Подарками только Вы, батюшка, одариваете нашу съемочную группу, когда мы к Вам приходим. За что всегда Вас благодарим.

– Да, это вещественные подарки. А здесь такое торжество, такая радость, когда Господь дарует нам Свои Животворящие Тело и Кровь, о которых я уже много-много-много раз говорил! Господь сказал: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я и тот будет пребывать во Мне, и того Я воскрешу в последний день». Какой великий дар! Вот мы приходим, может быть, что-то просим у Бога, но изобильно получаем – при своем абсолютном недостоинстве – этот дар приобщения к бессмертию, нетлению, приобщения к Царствию Христа, которое Он вместе со Своим Отцом завещал нам. Мы приходим, можно сказать, для того, чтобы получить дар, и, безусловно, сердце человеческое и должно быть расположено к Божественной Евхаристии, как к величайшему дарованию из дарований в этой земной жизни. Каждый человек, который причащается Святых Христовых Таин или даже просто присутствует при этом, каким-то образом чувствует это дарование от Бога. Господь благодатствует сердцу каждого человека, стоящего на Божественной Евхаристии, и поэтому если мы плачем в это время, то должны плакать от радости, но не в связи с покаянием. Да, это такое смешанное чувство – сердце, душу человеческую преисполняет ощущение своего недостоинства, а здесь такое великое дарование. При твоем недостоинстве Господь дает тебе огромный дар. Ты понимаешь, что недостоин этого.

– А всегда ли мы, батюшка, понимаем, что недостойны? Как нам относиться к своему недостоинству? Ведь мы со школьной скамьи знаем знаменитое горьковское «человек – это звучит гордо»! Нас этому учили со школьной скамьи.

– Это, к сожалению, нехристианское отношение к миру. Безусловно, человек – это царь земли по отношению к тому, что ему подчинено: вся природа, отчасти животные. После грехопадения все в этом мире исказилось. Да, он царь над земным миром: так его поставил Господь, но с тех пор, как люди отпали от Бога через грехопадение Адама и Евы, «человек» звучит уже не так гордо.

– То есть надо понимать, почему гордо и в чем заключена гордость? В возможности покаяния, в том, что человек горд потому, что способен подняться после падения, после своих грехов? Или Горький так далеко не думал?

– Я думаю, что слов «гордость» и «гордо» в христианской терминологии вообще не должно существовать. Мы можем говорить, что человек – это самое великое творение Божие в мире, который создал Господь, но «гордо» – наверное, терминологически все-таки неправильно.

И вот мы преисполняемся этой благодати, этого дара. И вот снова и снова (да простят меня телезрители) возвращаемся к этим священным словам Божественной Евхаристии, которые я не премину сейчас снова повторить. Я думаю, что, так как это самое важное таинство в жизни человека вообще всего мира и так как Церковь учреждена Богом ради того, чтобы в ней совершалась Божественная Евхаристия, всегда удобно возвращаться к этому великому таинству и начинать размышлять о нем с самого начала Божественной Евхаристии.

И вот возвращаясь к самому началу: мы пропели символ христианской веры всем храмом, и диакон призывает нас к тому, чтобы мы стали добрыми, стали со страхом, чтобы выпрямились, сосредоточились, потому что в это время начинает совершаться святое возношение – анафора. В это время древняя Церковь закрывала входы в храм. Когда диакон перед пением символа веры возглашал: «Оглашенные, изыдите! (из храма)», оглашенные, то есть те, кто не был еще просвещен светом Крещения, должны были покинуть храм, где совершалась литургия верных. И двери храма закрывались.

И сейчас, несмотря на то, что двери не закрываются: мы живем в ином мире, ином отношении к Церкви и миру, двери мы не закрываем, поэтому любой внешний человек может прийти в церковь и встать в среде молящихся людей. Но люди церковные, знающие, что такое Божественная литургия, или хотя бы отчасти знакомые с богослужением и правилами жизни православного христианина в церкви, уже должны находиться в храме как бы при дверях затворенных. Они не должны выходить из храма, не должны ходить по храму, отвлекаться на беседы, отвлекаться на какие-то мысли. Они должны полностью затворить себя от окружающего мира и полностью погрузить себя в молитву и в это возношение, потому что каждый из нас входит в Царство Пресвятой Троицы. Это настолько ответственно!

Еще раз возвращаюсь к сравнению с присутственным местом. Когда мы идем к какому-то значимому во власти человеку, мы всегда оставляем иные мысли, иные рассуждения, шутки, смех и многое другое за стенами кабинета, в который мы пришли. Мы полностью сосредоточены на том человеке, к которому приходим с тем или иным прошением или с той или иной беседой. А уж тем более в храме, когда мы пришли к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому, должен быть покой и мир в душе человека. Мы должны ни о чем не думать, ни о чем не размышлять, кроме как только о том, что совершается сейчас во время этого богослужения.

И после возгласа диакона «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!» хор поет. Если бы не было хора, то пели бы мы. И сейчас в некоторых храмах устраивают народное пение. Есть такая практика, когда прихожане участвуют в богослужении. Это очень правильно, и я тоже мечтаю, что когда-нибудь наш храм тоже будет участвовать в этом народном пении. Потому что не только молитвенное, внутреннее участие в богослужении, но и внешнее, через пение, создает какую-то особую атмосферу в душе и особое отношение к совершаемому богослужению.

Хор отвечает: «Милость мира, жертву хваления». Милость мира… Господь Иисус Христос говорит: «И Я вам даю мир, не так, как мир дает, но как Бог дает». Это действительно величайшая милость мира Божественного. Он снисходит на каждого человека, стоящего в церкви, вне зависимости от возраста, от пола. Милость мира…

Вот мы называем жен мироносицами. Почему они мироносицы? Не потому что были в мире со многими окружающими людьми, с которыми они были в каких-то отношениях, а потому, что они первыми возвестили о мире, который ниспослал через Свою Крестную смерть и воскресение Господь Иисус Христос.

«Мир Мой даю вам; не так, как мир дает». Это небесный мир, мир Царства Пресвятой Троицы, мир, который мы должны были бы по возможности все ощутить и к которому должны были бы стремиться, – ощущение мира с Богом. Я всегда враждую со Христом, враждую всегда с Богом, не потому, что хочу этого, а потому что страсти часто растаскивают человека, и поэтому я нахожусь во вражде с Богом, не желая этого. «Стяжи мир, – говорил преподобный Серафим Саровский, – и вокруг тебя спасутся тысячи людей». То есть стяжи благодать Пресвятого Духа, стяжи любовь Бога по отношению к себе, и вокруг тебя спасутся тысячи людей. Тот мир, который мы можем дать даже молча, не проповедуя о нем. Если мы стяжали благодать Святого Духа, этот мир, то мы уже становимся апостолами, проповедниками, миссионерами, святыми, преподобными – людьми, которые имеют этот мир, свет и соль.

– Аминь. Спасибо сердечное, отец Владимир. Я думаю, что сегодня телезрители с особым вниманием смотрели нашу программу после перерыва, после долгожданной встречи с Вами.

– Храни всех Бог!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать