Таинства Церкви. Ответы на вопросы

7 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Сегодня с архимандритом Мелхиседеком мы продолжаем отвечать на ваши письма. Вопросов скопилось немыслимое количество. Но прежде всего я хотела бы сказать, что нас смотрят и в Прибалтике в том числе. Я недавно была на Корфу, ко мне подходили отдыхающие из Прибалтики и тоже просили передать Вам поклон. Сказали, что для них телеканал «Союз» значит очень много, что это связь с исторической родиной, русским языком, православием.

Знаете, я очень рада. И когда я гуляла по Корфу, ко мне столько подходило и паломников, и отдыхающих!.. Это просто свидетельство того, что телеканал «Союз» нужен. И думаю, что мы все вместе поможем собрать недостающие деньги для вещания канала. Эта проблема у нас всегда возникает...

– Это то, что питает наши души.

– И второе. Помните, в прошлой программе мы зачитывали письмо одной женщины из Австралии, у которой было много проблем, и просили наших телезрителей молиться? Знаю, что Вы, батюшка, молились. И произошло просто чудо, мы получили радостное известие от нее. Она написала, что после нашей программы, наверное, когда начали всем миром молиться, ей предложили очень хорошую работу. Я так понимаю, что это государственная работа.

Она была крайне удивлена. Работодатели практически не посмотрели ее резюме. Она сама этого не ожидала и благодарит Вас, благодарит всех наших телезрителей. Я тоже хочу поблагодарить всех, кто горячо, сердечно воспринял боль нашей телезрительницы, нашей соотечественницы, молился за нее. Видите, пришло такое хорошее известие. Дай ей Бог здоровья!

– «Где двое или трое согласятся просить во имя Мое, Я то сотворю». Наше братское, сердечное общение дает свои результаты.

– Приступим к вопросам. Первый вопрос я сама отобрала и хотела бы, чтобы мы с него начали. Телезрительница говорит о православном женском одиночестве. Признаться, я не совсем понимаю, что такое православное одиночество, но женское одиночество понять можно. Давайте попробуем разобраться, что такое православное женское одиночество.

– Во-первых, это словосочетание немыслимо. Потому что православный человек не может быть одинок. Григорий Богослов сказал: «Если бы мы, кроме Бога, не имели ничего, мы с Богом уже имеем все». 1 сентября я был в православной гимназии «Радонеж», к которой я имею отношение как настоятель храма в честь Иоанна Богослова. В каноне Андрея Стратилата, который я утром читал, были такие слова: «Аще вся веси, Бога же не веси, ничесоже не веси». Если все знаешь, Бога не знаешь – ничего не знаешь. Можно и дальше продолжить эту мысль: а если Бога знаешь, то все знаешь.

Православный человек Бога знает в той степени, в какой Он ему Сам открылся. Но сама вера уже нам дает безграничные возможности, дает чувство сопричастности вечности, будущей жизни, и в этой жизни – Царства Небесного, которое внутри нас. Поэтому полезнее говорить об уединенности, а не об одиночестве. Многие из тех, кто находится в суете, об этом мечтают. Вот я, например, мечтаю об уединенности, но ее нет.

Человек оказался в таких условиях для чего-то. Женщина или находится в разводе (подробностей не знаем), или еще не вышла замуж, или не выйдет вообще. В этом ничего страшного нет. То есть к лучшему надо стремиться. Если человек не был в семье, пусть ищет и молится. Старец Зосима говорил: «Ищите мужа или жену не глазами, а слезами», то есть молитвой. Но в то же время не надо себя считать каким-то ущербным человеком, считать, что это какая-то неполноценная жизнь. Если так думать всю жизнь, это, конечно, приведет к апатии, депрессии, что совершенно неправильно.

Надо в этом найти положительные моменты. В конце концов, все дается для пользы души. Может быть, еще не время, может быть, вы не справились бы с обстоятельствами семейной жизни, потому что из-за большого эгоизма не смогли бы потерпеть другого человека. Выйти замуж не напасть, как бы замужем не пропасть.

Каждому дается то, что он сможет понести. Поэтому надо искать душевный мир, спокойствие. Через молитву, через церковную жизнь, через доброделание, через помощь другим людям надо искать радость в этой жизни, независимо от того, в браке ты или не в браке. Нельзя назвать человека, живущего в браке, счастливым во всей полноте. Это бывает, но редко. И нельзя человека уединенного назвать несчастным человеком. Рай и ад внутри каждого из нас, что у женатых, что у неженатых, что у семейных, что у несемейных, – все зависит от нашего отношения к жизни.

Поэтому чувствуется, что человек находится в состоянии уныния, если просит объяснить, что такое православное женское одиночество. Этого одиночества не станет, когда будет внутренний стержень. Вспомним слова Спасителя: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но чтобы послужить». Вот когда человек поймет, что наша жизнь – не место отдыха, а место подвига, тогда поводов к подвигу станет сколько угодно. А когда человек ищет только отдых, он редко будет его находить. Не того ищет.

Человеческая мудрость рассыпана везде. Мне понравилось одно выражение Сократа, и сейчас оно стало часто цитируемым мною, потому что это очень правильная мысль: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя». Вот когда телезрительница или те, кто смотрят нашу программу, начнут жить не только для себя, тогда одиночество пройдет.

 «Истинная жизнь – жизнь не только для себя». Если бы мы все так жили! Кстати, посмотрите, как интересно: Сократ и себя не забыл. Это правильно, потому что все равно все начинается с нас. Но нами не должно заканчиваться. Если так будет, тогда не станет никакого одиночества, обязательно найдется кто-то, кому надо помочь, послужить. А там, глядишь, и все завязалось...

У нас в храме работал мужчина, ему 42 года. Девушке было 38 лет, она приходила в издательский отдел, спрашивала: «Может быть, этим помочь? А может быть, тем помочь?.. У меня есть свободное время. Может быть, это распечатать? Это отредактировать?» И что Вы думаете: через полгода они поженились.

– Вот как!

– Наш отец Сергий говорит: чтобы правильно выйти замуж или жениться, надо молиться и делать добрые дела. Потому что во время добрых дел и рождаются благодатные, хорошие знакомства. А если только дома сидеть, то одиночество не пройдет. Выходи делать добрые дела – и обязательно какой-нибудь Сережа, Алеша или Саша найдется.

– Спасибо, батюшка. Вопрос противоположный. Я специально их так выстроила. Сейчас, как говорят, погода плохая, люди депрессией страдают...

– Дожди, солнца мало. Кстати, при отсутствии солнца отец Алексей Мечев, наш святой, советовал: будьте друг для друга солнышками.

– Батюшка, очень интересный вопрос: «Здравствуйте, отец Мелхиседек! Где границы юмора в жизни верующего человека, если душа радуется, а в смиренничество одеваться не хочется?»

– Дело в том, что в жизни верующего человека так мало юмора, что здесь границы, по-моему, устанавливать не надо.

– Главное, чтобы юмор добрый был.

– Тут про юмор, не про сарказм.

– Батюшка, можно так съюморить, что человек обидится.

– Нет у нас никакого юмора. Я юмор читал и наблюдал у великих святых. Старец Амвросий Оптинский, почти парализованный человек с тридцати семи лет, инвалид I группы, говорил: «От ласки у людей бывают другие глазки». Или: «Сестра Минодора, держись среднего тона: возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко, а ты, Минодора, держись среднего тона».

«Не ситцева – не полиняешь», – говорил он кому-то, когда жаловались на то, что люди говорят напраслину. Дело в том, что вовремя сказанное ласковое слово, особенно с юмором, во время обиды или спора – это, конечно, лекарство для ситуации. Поэтому все время надо просить и молить Бога о том, чтобы Господь даровал мудрость.

А в тяжелых ситуациях логика уже не действует (кто-то сказал, что женская логика – это крах для мужской психики), и тогда надо включать чувство юмора. Когда оно уместно, когда оно в точку, вовремя, тогда многие вещи сглаживает. Сейчас вспомнил одну ситуацию, привожу пример. У одной семьи, которая прожила пятнадцать лет в счастливом браке, спросили: «Что вам помогло сохранить семью благополучно?» Супруги говорят: «Отец Мелхиседек помог». – «Каким образом? Он монах, он этими делами не занимается». – «А он нам посоветовал просить у Бога чувства юмора».

– Батюшка, простите, перебью. Я обратила внимание, что действительно очень много вопросов Вам задают о личной жизни.

– Потому что мы с утра до ночи только этим и занимаемся. Кто-то приходит в храм на исповедь, кто-то рассказывает просто в человеческом общении – уже столько судеб прошло. Кое-что видишь, знаешь, наблюдаешь, делаешь какие-то выводы.

Та вот, муж просил у Бога чувства юмора. Дело было Великим постом. Едут с супругой в машине в воскресный день причащаться. Но так бывает – в машине поругались. Он понимает, что нельзя с этого начинать воскресный день, впереди богослужение. На пороге храма он вдруг поворачивается к ней и говорит: «Таня, а что у тебя со щеками случилось?» Дело было зимой. Она, подумав, что обморозила щеки, пока шла, спрашивает: «А что случилось?» Он говорит: «Слушай, они у тебя так раздулись, что ты и в храм-то не войдешь!..»

Вы смеетесь. И она заулыбалась. Вот и все. Доброе слово, какой-то неожиданный поворот событий – и простили друг друга. То есть не было объяснений, ничего, просто шутка. Златоуст говорил: мы унылого человека должны поддержать. Как Христос «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит».

Поэтому иногда юмор – как лекарство. Балагурство – это уже празднословие, уже не без греха. А унылого человека поддержать какой-то историей, добрым анекдотом – это можно и будет уместно. Я даже однажды анекдот рассказал на проповеди. Могу и сейчас им поделиться. «Утром просыпаюсь, на асфальте белой краской написано: “Таня! Я наконец-то готов на тебе жениться”. Я ликовала от радости, не находила себе места от счастья, перемерила все платья. Когда померила последнее, вспомнила, что я Оля...

Поэтому и в радости, и в горести, и даже когда стресс, держите под контролем мозги, язык и вес.

– Спасибо, батюшка. Следующий вопрос – словно некий ответ на предыдущий, по поводу смиренничества, уныния и прочего. «Здравствуйте, дорогой батюшка. Спаси Господи за Ваши мудрые проповеди, дай Бог Вам здоровья на долгие лета. Меня зовут Марина. Я болею уже тридцать лет. Мне сейчас сорок один год. (То есть с одиннадцати лет она болеет.) Слабость всего тела, я не могу ходить, сижу или лежу. За мной ухаживает моя мамочка. Я воцерковлена с начала болезни, соблюдаю посты, молюсь, читаю Евангелие, духовную литературу. На дому надо мной совершают все таинства. Что мне полезно будет сделать еще, чтобы Господь услышал меня и мои молитвы? Может быть, вера моя слаба? Помогите с ответом. Я буду ждать. Спаси Господи!»

Тем не менее оптимистичное письмо. Есть ощущение покоя и даже какой-то внутренней радости. Согласитесь, батюшка?

– Только непонятно, она пишет: «Что еще надо сделать, чтобы Господь услышал мои молитвы?» В чем? Если человек пишет в этом состоянии, то это уже нормальная внутренняя позиция, правильная оценка своей жизни. Чувствуется, что человек от Бога принимает то, что есть. Может, вопрос Марины состоит в том, что она просит, чтобы эта болезнь прошла, а она не проходит, и она спрашивает, какие молитвы усилить, чтобы исцелиться?

Дело в том, что, может быть, надо молиться и об этом, но самое главное, надо молиться о том, чтобы Господь даровал силы, мудрость, терпение донести жизненный крест до конца. Потому что, может быть, если Вы болеете уже тридцать лет, то конца и края этой болезни не будет. И лучше настраиваться на то, что так это и будет, а если вдруг придет облегчение – это будет дополнительный жизненный бонус, и тогда от этого будет радость.

А когда человек не воспринимает это как свое и все время думает о том, как бы стало по-другому, а иначе никак не становится, – даже в этом положении надо найти положительные моменты и понимать, что маленькой бедой Бог избавляет нас от большей. Кто-то из святых отцов сказал, что Господь не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. И одни к этому моменту приходят через здоровье, другие – через испытания, третьи – через болезни, а иные вообще рождаются слепыми, инвалидами, парализованными, даунами, аутистами.

Наталия Сац написала книгу с потрясающим названием (я ее не читал, но был поражен одним названием): «Эта полосатая жизнь». Наша жизнь – полосатая, не бывает все время только белого, и не бывает все время черного. И еще: для того, кто идет вдоль черной полосы, эта полоса никогда не кончится. Поэтому с верой мы уже имеем все. Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей.

Когда я однажды болел воспалением легких, у меня наконец-то появилось свободное время, появилась возможность уединиться (я был один, но не был одинок), чтобы усерднее почитать. Я читал любимого Златоуста, которого не заменит никто. Многие говорят, что очень пространно, витиевато и архаично. Но знаете, есть такие мысли, как говорил Маяковский...

– «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

– Совершенно верно. Или про ту же руду: один алмазик на тонны руды приходится. Так вот, читаю Златоуста: двадцать страниц он рассуждает о скорбях, болезнях, безвременных смертях, о смерти детей, мужей, кормильцев... Я все это в жизни вижу. Как будто зло царствует в мире. Читаю и думаю: где же ответ? И он сам ищет этот ответ о смысле страданий. И вдруг где-то на двадцать пятой странице у него мысль, к которой он пришел, наверное, своей жизнью и нам оставил это завещание.

Он говорит: у Бога польза больше, чем наказание. Эти слова надо написать большими золотыми буквами и прикрепить на холодильник. Наказание большое? Да. Скорбь большая? Да. Проблема большая? Да. Но польза будет больше, чем наказание. И не только там, на небе, а уже здесь. Но должно пройти какое-то время, чтобы все это осознать.

Надо довериться Промыслу Божию, молиться и просить о том, чтобы Царствие Божие пришло на эту кровать, на которой Вы лежите; не в храм, не в часовню, а на эту кровать. Почему? Потому что Бог дышит, где хочет; и квартира может и должна стать храмом и часовней.

Далеко ходить не надо, вспомним старца Амвросия Оптинского, парализованного с 37 лет, а прожил он 79 лет, в 1812 году родился, в 1891 году почил. Почти пятьдесят лет он лежал на одре. В одной статье какой-то социалист писал о нем: этот на одре лежащий и еле дышащий человек принес столько пользы народу и обществу, сколько не принесли все «бытоулучшители» этого общества...

Поэтому дай Бог, чтобы был внутренний мир, твердость и крепкая вера, чтобы свой крест пронести до конца. Этого Марине желаю, и дай Бог, чтобы вера и надежда никогда ее не покидали. А если Промыслом Божиим Господь дарует силы, крепость и здравие восстать от одра болезни, то пусть и это тоже послужит во славу Божию.

Про болящего старца Карпа в Оптиной пустыни говорили: Карп хоть слеп, да видит свет. Какой? Божий. Когда про старца говорили, что он несчастный человек, потому что он парализованный и слепой, он отвечал: «Я не нечастный человек. Я хоть и лежу, да на Бога гляжу». Когда мы с Богом, мы уже имеем все. Вот этого укрепления, познания и наполнения Вашей жизни Господом Вам, Марина, от всей души желаю.

– Две минуты осталось до конца передачи. Задам короткий вопрос. «Моей маме 87. Она не знает, крестили ли ее. Раньше считала, что, скорее всего, крестили, а сейчас сомневается. Всегда о ней молюсь, подаю молебны. Надо ли ее крестить?»

– Скорее всего, в те годы, конечно, крестили. Но когда сомнение уже неотступное, и оно все больше и больше увеличивается, то, может быть, это уже голос свыше, который подсказывает. Есть такая форма крещения: аще некрещен, крещается раб Божий (раба Божия)... Если внутренне колеблет мысль и есть большие сомнения, то, может быть, надо пригласить батюшку (если мама не ходит). Можно у родственников расспросить, хотя ей уже 87 лет, никто и не подскажет...

– И годы были такие, что могли и не крестить.

– Если ей 87 лет, значит, она родилась в 1930 году. Разгар безбожия. В общем, к батюшке в храм, пусть потихоньку разберется.

– Спасибо большое, отец Мелхиседек. Программа подошла к концу, но вопросы не завершились, их очень много. Мы продолжим на них отвечать в нашей следующей программе.

– Бог в помощь! И помолимся о Марине, чтобы Господь укрепил ее в этой нелегкой тридцатилетней болезни. Как впрочем, и каждого из нас.

Ведущая и автор программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать