Таинства Церкви. Духовное наставничество

7 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Андреем Алексеевым.

– Сегодня мы беседуем с протоиереем Андреем Алексеевым. Так получилось, что передача выходит 7 января, в необыкновенно красивый праздник, который все очень любят. Я рада, что дорогие телезрители присоединились к нам и смотрят. Я хотела бы, чтобы Вы начали нашу программу, наверное, с поздравлений, пожеланий нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, конечно, как можно в этот день не произнести главных слов! Сердечно приветствуя вас, поздравляя с праздником Христова Рождества, я хотел бы сказать вот о чем. Праздник этот и проникновенный, и радостный, и для многих непонятный, потому что у большого числа людей он ограничивается только внешней радостью. Господь не лишает нас и этой малости и дает нам утешение, но как важно от внешнего перейти к внутреннему – к  пониманию значения и смысла для человека, для всей истории человечества прихода в мир Спасителя. Ведь это чудо, это глубочайшая степень самопожертвования. Бесплотный Дух воплощается, рождается в этот мир. Бог ограничивает Себя, выходит в пространство взаимодействия с людьми, этого не знает ни одна религия. Это глубочайший акт Божественной готовности отдать всего Себя.

Господь рождается не во дворце, окруженный почестями, Он рождается в глубокой пещере. Пастухи, домашние животные… Вместе с тем – приходящие цари, волхвы с Востока, приносящие дары. Столько символизма, столько проникновенности! Хор ангелов, восклицающий: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» Сколько всего перед нами сразу открывается… И если человек не будет пытаться хоть в малой степени войти в глубокое духовное понимание значения, смысла этой Жертвы Бога ради нас, в празднике Рождества он ничего не поймет. К сожалению. Но вот какая удивительная деталь: даже того, кто, может быть, не готов сегодня это воспринять, но проявляет какой-то интерес и внимание этому событию, Господь не лишит возможности войти хоть в малое понимание духовного содержания этого события.

Перед нами день рождения Бога как человека, совершенного человека. День рождения Того Бога, Который был всегда, и приходящего с Неба, чтобы открыть дверь Царства, даровать величайшую радость возвращения на Родину нам, потомкам Адама, который когда-то пал. И вот новый Адам рождается в этот мир, для того чтобы ценой Своей жизни, отданной на позорном древе – кресте, и Воскресением Своим вернуть нам небесное Отечество и гражданство неземное. Вот с этой радостью и хочу вас, дорогие, поздравить. Мы имеем возможность, которую можно обесценить, а можно воспользоваться. Желаю всем вам не останавливаться и, вкушая от малого (чего мы с вами не лишены) – и подарков, и внимания, и снеди на столах, идти к внутреннему, духовному пониманию значения для нас дня Рождества Христова. Праздника, призывающего к труду, борьбе со страстями, к нашей готовности переродиться, принеся Богу наши особые сердечные дары и духовные плоды – веру, надежду и любовь, которые являются в этом мире жизнью по вере, то есть исполнением Божьих заповедей. Дорогие, всех вас с праздником Рождества Христова!

– Сердечно благодарю Вас, батюшка. Ваши поздравления наталкивают на размышления и подводят нас к теме сегодняшней программы – «Духовное наставничество, руководительство». Это очень важно в современном мире, поскольку люди склонны, к сожалению, искать себе наставников на стороне.

Недавно у нас выходили интересные программы, где рассказывалось о таких «духовных наставниках», как Кузя и так далее. Посмотрите, ведь за ним шли и православные люди! Это удивительно! То есть понимали, что это лженаставник, который обирает их, забирает квартиры, уже написал себя на иконах. И среди этих людей встречаются православные. Недавно я прочитала заметку, что в одной из московских школ Новой Москвы родители возмутились, что им преподают урок, связанный с православием, причем факультативно, среди них оказались и православные родители. Для меня это было совершенно непонятно. Чем они руководствовались? Сказали, что, мол, у нас же Новая Москва, у нас люди другой веры, почему же мы такие нетолерантные и преподаем православие нашим детям? Нет слов… Думаю, у Вас они есть.

– Любовь Сергеевна, рассуждая о таинствах Церкви и избрав основной темой наших передач семью как малую Церковь, мы говорим о значении направления семьи в должное русло, как некоего корабля. Если он плывет не в ту сторону, если гребцы, изо всех сил превозмогая течение жизни, отдавая всех себя, принося немалые жертвы ради достижения некоей цели, будут все-таки плыть не туда, тогда и жизнь пройдет напрасно, обесценится тот подвиг Христа, о котором мы говорим. Подвиг Спасителя мира обесценится нашим беспечным отношением и бездарным проживанием времени в этом мире, недостижением Небесного Царства. Но, что самое страшное, ведь мы и детей воспитаем не в той традиции, передавая им иное состояние.

Увы, в Писании подчеркивается, что в последние времена (а мы живем в эти времена) люди будут искать себе учителей по своему разумению, которые льстили бы их слуху, потакали бы их страстям. Нередко встречаешься с ситуациями, когда люди, что называется, от ветра головы своя или пользуясь советами таких же духовно незрелых, неукрепленных, а нередко и безнравственных людей, покупаются на то, что, казалось бы, должно отпугнуть или хотя бы насторожить. Но это принимается людьми. Причина – незнание основ христианской веры и отсутствие того, о чем мы сейчас рассуждаем, – духовного окормления. Ведь как важно прийти в храм и искать духовного наставника!

У преподобного Иоанна Лествичника читаем: «Испытай сего кормчего». Он обращается к мирянину, который должен читать Евангелие, открывать жития святых, поучения духоносных отцов Церкви, чтобы смотреть, соответствует ли пастырь, к которому он идет, готовности учиться так жить. Никто из нас не соответствует, это правда, но ищем ли мы возможности, хотим ли, желаем ли? Ведь семейное окормление, связанное с приходом в храм и обращением к священнику о помощи, с готовностью этот совет воспринять и учиться по нему жить, – это целое искусство. Может, не получится пообщаться в одном храме или, пообщавшись, найти точки соприкосновения, духовную связь, которая так желанна человеку, – так пойди в другое время, поищи, посмотри, ведь это процесс, связанный с желанием человека, с его поиском Бога и готовности обрести того, через кого с тобой будет говорить Бог.

Признаюсь, в моей жизни было большое чудо, огромная радость. Вначале это было общение с первым духовником, ныне покойным протоиереем Георгием (Строевым). Батюшка был замечательный, образованный, рафинированный, интеллигентный. Вместе с тем с тонким чувством юмора, церковным умением обратить внимание на такие особенности нашей жизни, где показывал высоту духовную. В какие-то моменты жизни поддерживал, как пишет преподобный Паисий Святогорец, добрым словом, доброй шуткой.

– То есть не был угрюмым?

– Он был радостным. Это был пример для меня, тогдашнего юноши, начинающего свой путь в Церкви. А после того как Господь призвал отца Георгия в иной мир, чудесным же образом Он послал мне моего второго духовника, тоже не так давно отошедшего туда, где, верю, он имеет радость общения с Христом. Это человек святой жизни, старейший насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Виссарион (Остапенко). Два разных человека. Один – книжный, образованный, интеллигентный, начитанный. Другой – простой, искренний, духовный поэт (у отца Виссариона есть стихи, замечательные, простые, очень похожие на молитвы, когда человек читает их, от сердца обращаясь к Богу). Человек не столь выдающегося образования, хотя и имевший за плечами то, что получил. Но самое главное образование было получено им в монашестве, которое он впитал в сердце, будучи истинным монахом. Отец Виссарион, не лишая приходящих к нему мирян возможности борьбы со страстями и не расслабляя, в то же время не накладывал на них бремена неудобоносимые.

– Монашеские подвиги, так скажем, да?

– Да, это ведь тоже талант. Ощущая, что Господь говорит с тобою через этих людей, ты торопился к ним, готов был ждать, стоять, тратить время, казалось бы, на ожидание в очереди или необходимость поехать очень далеко (потому что порой добраться из Москвы до Сергиева Посада бывает непросто, особенно в часы пробок). И открывался целый мир – в ожидании встречи, в путешествии к этому храму, где совершалось таинство встречи, а вместе с тем и таинство семьи, ведь мы окормлялись у духовника всей семьей. Это важно, хотя, конечно, не жесткое правило. Бывает, что супруги окормляются у разных духовных наставников, но, по совету тех же отцов Церкви, желательно, чтобы духовный наставник был один и возникающие вопросы были обсуждаемы каждым из них с одним и тем же священником.

– Услышаны обе стороны.

– Да, и был дан совет важный и нужный. Вот откуда рассуждения преподобного Иоанна Лествичника о том, чтобы «испытать сего кормчего», стремится ли он сам жить по Евангелию. Вот почему священнику важно, ежедневно открывая Божье слово и душеполезное поучение, напитываться ими, для того чтобы приходящему к нему дать верный совет не от себя. Ведь это известная традиция в Церкви, когда приходящему человеку открывают в его сердце то, что связано с Божьим словом, и наполняют это сердце неземным – той радостью, которая требует труда и готовности поработать над собой. Когда люди приходят к врачу, то интересуются, что изменилось в результатах анализов за время лечения, стало ли что-то иначе. Ведь я не хожу всякий раз к разным врачам, а есть лечащий врач, которому я доверяю, он знает мои немощи и он мне подскажет: тут надо поменьше вкушать вот этого, а здесь больше внимания уделять прогулкам, движению или еще что-то. Это врач земной. А если речь идет о главном Враче этой больницы Христе, кто подскажет, кто преподаст верное направление? Священник, которого нужно искать, к которому нужно торопиться и иметь у него регулярное духовное окормление. Частая исповедь – это очень важно. Мы исповедуемся в сердце своем Богу каждый день, но в то же время ищем возможность прийти в храм и припасть к этому источнику.

– Освободиться от своего греха.

– Конечно, от обузы, бремени. Это важно. Как часто? По потребности, конечно, но не реже одного раза в месяц. Хотя бы так. И конечно, рассуждая в эти праздничные дни о состоянии человека, надеюсь, что и вы, дорогие, говоря о духовной составляющей, нашли возможность в эти святые дни причаститься и найти возможность в Святки напитаться внутренне, собравшись вместе, разделить радость праздника.

– Что греха таить, очень часто эту духовную радость мы подменяем радостью физической. Нет, это понятно, потому что Новый год, елки, детские праздники, нам хочется все убрать, детей, кому правнуков отвести… Все это, наверное, захлестывает? Особенно если учесть, что за границей так гуляют…

– Согласен, согласен!

– Выезжая за границу, иногда попадаем в эти дни.

– Это есть: мы несовершенные люди. Мера должна быть соблюдена. Нельзя вдруг сразу перестать совершать что-то из внешнего. Это неверно. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: постепенность и постоянство. Нельзя сразу убрать всё. Не выдержишь, сорвешься, бросишь, вот почему необходимо духовное окормление. Посоветоваться: вот сейчас, учитывая мое состояние, как мне быть? Сейчас мы с супругом поговорили, хотим, чтобы дети наши тоже постились, а вместе с тем радовались, когда пост заканчивается. Какова мера, куда стоит пойти, что посмотреть, что почитать, во что погрузиться умом и сердцем, пока ты находишься в пути, пока несовершенен, пока ты едва в малой степени начинаешь свой путь в этом движении к свету? Как правильно вести себя, кто подскажет?

Вот поэтому мы спешим в храм и ищем здесь пастыря Церкви, с которым можно разделить глубокий внутренний диалог с небом, получить в сердце эту закваску, семя и потихонечку взращивать его. Конечно, Господь нас не лишает и внешней радости, есть и праздники, и елки, и подарки, и встречи, и это правильно. Но вот меру с духовником определить нужно, чтобы потом не было стыдно, что ты как-то растратил себя…

– …переборщил.

– …истощил, а может быть, и вообще впал в непотребство, что нередко бывает в нашей жизни. Дорогие, будем осторожны, будем аккуратны, чтобы в этом движении поступательного развития иметь руководство, советоваться.

– Отец Владимир (Волгин), хорошо Вам известный, которого очень многие любят, почитают, вообще всегда крайне осторожен в вопросах о выборе духовника, в своих советах. Он часто говорит об этом, знаю, что своих духовных чад, если они куда-то надолго уезжают, он призывает идти на исповедь аккуратно, предупреждая о том, что сейчас очень много молодых (уж извините, отец Андрей, не Вас имею в виду, Вы батюшка молодой, но очень опытный) неопытных священников, которые возомнили себя старцами, что ли, дают иногда неудобные ответы, отлучают людей от Причастия. Очень много таких случаев, люди потом приходят и не знают, что делать, а отлучают их по полной, что называется, программе – не на день или два, а чуть ли не на годы.

– Знаете, есть важная тема, которая обсуждается и в духовных школах. Являясь преподавателем духовной семинарии, я обращаюсь к будущим священникам, которые пока студенты, но должны знать актуальные проблемы Церкви. Важно, чтобы, входя в это пространство, ты привел человека не к себе, а к Христу. Начиная свой путь, я должен понимать, что есть то, чему я не соответствую как священник, – той высоте, к которой каждый из нас призван. Но как важно, чтобы, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), не было бы «пагубного актерства и печальной комедии». Это он рассуждает о пастырях, которые надевают личину святости, не являясь таковыми. Мы обязаны стремиться к святости, но не играть в нее.

И более того, что касается старчества. Это особый дар, это харизма. Этих людей всегда были единицы, их знала вся Церковь. Я знаю печальные истории и сам очень аккуратен в отношении того, когда люди приходят за советом, куда и к кому съездить. Здесь необходимо глубокое трезвение, потому что, как отмечают многие отцы Церкви XIX, XVIII и еще более ранних веков, всегда был некий дефицит таких священников и потребность в тех, кого всегда было немного. То, что связано с внутренним окормлением, должно быть связано с трезвением человека в отношении такого выбора, иначе можно впасть в большой соблазн и повредиться, придя не к тому, кто является носителем этой харизмы, а к лжецу. Именно поэтому у преподобного Иоанна Лествичника сказано: «Испытай сего кормчего» – по Евангелию ли он старается и учится жить, действительно он встал на путь назидания самого себя в первую очередь или что-то о себе возомнил?

Вот почему Церковь дает нам мудрые советы о том, как человеку правильно войти в эту воду, как наполниться глубоким духовным смыслом, чтобы не повредиться. Есть проблемы, мы их видим и предупреждаем. Вот почему есть то учение Церкви, те глубокие духовные назидания, питаясь которыми мы можем определить, куда же двигаться, как отличить одно от другого, как не ошибиться и не повредить себе и своим близким. И вместе с тем поиск духовного наставника для семьи значим и важен, вести его с молитвой должен каждый христианин.

– Мы говорим о духовном окормлении. Не будем забывать, что еще есть так называемое бытовое окормление. Очень часто прихожане идут к своему священнику с вопросами о том, к какому врачу пойти, продать ли машину, съехать ли с квартиры, какую марку машины выбрать, в какую школу отдать ребенка… Это же есть. Я не могу назвать это духовным окормлением, но, с другой стороны, это, наверное, уже совет. Вы разделяете эту грань между духовным советом и советом бытовым, нужно ли вообще обращаться за бытовыми советами к своему духовному наставнику?

– Важна рассудительность. Потому что есть вопросы, которые мы обсуждаем, так как они в обиходе нашей жизни. Но давайте не опрофанивать, не сводить все к тому, чтобы спросить священника: «Мне сегодня пожарить картошку или сварить?»

– Но, согласитесь, бывает?

– Мера должна быть, рассудительность. Есть то, с чем стоит идти посоветоваться, но есть и вопросы, которые люди должны решать сами, они естественны. Давайте не принижать высоты. Это очень важно.

– Спасибо. Как Ваш приход будет отмечать Рождество? Я знаю, что у вас всегда невероятно красиво.

– Много событий… Они, конечно, не должны перекрыть главного, внутреннего, но в то же время мы же в пути, здесь много детей. Это и рождественский спектакль, и выступление младшего хора, и концертная программа старшего хора, и фестиваль творчества духовных семинарий города Москвы, который будет чуть позже. Встречи с детьми дошкольного возраста в нашем лицее, общение и вертеп на улице, к которому приходят люди. Есть искреннее, живое, настоящее, к чему стремятся люди, и мы сами на пути к этому, призываем Господа и учимся искусству встречи праздника. Мы в пути, мы еще очень несовершенны, но стараемся. И ощущаем присутствие Божие в нашей жизни.

– Сердечно благодарю Вас.

– Спасибо, помощи Божией вам и еще раз с праздником.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Маргарита Попова

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать