Таинства Церкви. Выпуск от 5 ноября

5 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым) – настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы.

– Сегодня я рада представить вам нового настоятеля храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке – иеромонаха Клавдиана.

Отец Клавдиан, поздравляю Вас с назначением на эту высокую должность. Сегодня в нашей программе я хотела бы поговорить с Вами о перспективах работы храма, о тех программах, связанных с именем преподобной Евфросинии Московской, которые были здесь и раньше, и о том, что бы Вы хотели видеть в дальнейшем.

– С удовольствием об этом поговорим. Конечно, благодарю за поздравления. В связи с моим назначением настоятелем жизнь моя, конечно, несколько поменялась, потому что сначала она была связана с сугубо монашеской жизнью, но по благословению Святейшего Патриарха я вступил в эту должность, и уже прошло достаточно времени – больше месяца, – для того чтобы увидеть то, что здесь уже создано. И конечно, сердце отзывается радостью. Очень хороший, процветший цветок – этот молодой приход, прекрасный храм в честь такой великой святой подвижницы, покровительницы Москвы.

В начале нашего разговора мне хотелось бы подчеркнуть те труды, которые положил здесь настоятель протоиерей Алексий Ладыгин, по указу Святейшего Патриарха назначенный сейчас на другое место. Мне кажется, что уместно было бы воспользоваться прекрасным случаем, чтобы поблагодарить прихожан и батюшку за многолетние созидательные труды в укрепление и прославление имени преподобной Евфросинии: строительство храма, замечательного и с архитектурной, и с художественной точки зрения, и организацию приходской жизни. Потому что и хоровое пение замечательное, и социальная работа настолько обширная, что не хватает сил даже просто познакомиться с теми людьми, с которыми сотрудничал отец Алексий. Поэтому вновь и вновь я хотел бы поблагодарить его за такие труды.

Конечно, я глубоко понимаю ответственность, которую возлагает на меня Святейший Патриарх при назначении именно в этот храм, чтобы постараться продолжить дело, начатое отцом Алексием. Буду молиться, чтобы Господь укрепил меня и моих помощников и мы смогли достойно нести это дело, которое нам поручено, эту эстафету, которую мы сейчас принимаем.

Что касается самих мероприятий или уже начатых проектов, которые мы хотим продолжить, основная веха, к которой, как мне кажется, мы сейчас должны стремиться и на что должны быть нацелены, – 30 июня, когда, на праздник преподобной Евфросинии Московской и Дмитрия Донского, Святейший Патриарх планирует приехать и освятить храм. Соответственно мы постараемся пригласить много гостей, в том числе попечителей и представителей государственных властей, попытаемся достойно встретить этот праздник и завершить строительство храма патриаршим освящением. Вот это сейчас основная наша задача.

Что касается мероприятий, по уже сложившейся традиции прославления Евфросинии Московской, распространения памяти о ее имени, думаю, будет обозначена программа, мы это обсудим, взвесим и продолжим.

– Отец Клавдиан, я думаю, преподобная Евфросиния – фигура для Вас не чуждая (такое светское слово), не совсем новая. Вы были насельником, если я не ошибаюсь, Троице-Сергиевой лавры – это преподобный Сергий. А как мы знаем, преподобная Евфросиния – единственная женщина, которая была ученицей преподобного. Вообще. Это очень интересный век: преподобный Сергий, преподобная Евфросиния, Дмитрий Донской. Какую связь Вы здесь сами для себя ощущаете?

– Конечно, я был тронут образом Евфросинии Московской. Признаться честно, за множеством различных послушаний в Троице-Сергиевой лавре мне не приходилось близко сталкиваться с ее житием, она для меня как бы оставалась в некой тени. Я знал ее имя, слышал о ней, но когда познакомился с ее житием, то увидел, что глубокая духовная связь с преподобным Сергием была стержнем жизни Дмитрия Донского и Евфросинии Московской. Личность святителя Алексия, митрополита Московского, также присутствовала в их жизни.

Конечно, авва Сергий для каждого насельника Троице-Сергиевой лавры является духовником, покровителем. И моему сердцу радостно, что я, хотя и попал в центр Москвы, но остаюсь в некой незримой, невидимой связи с делом преподобного Сергия. Поэтому, конечно, для меня очень отрадно и является большим утешением, что Евфросиния Московская притекала к преподобному Сергию как к духовнику. Он вдохновлял ее, был крестным ее детей. И конечно, подвиг супруга, которого она укрепляла и в непростом княжеском правлении, в княжеской жизни, и в военных ратях. Очень важная связь преподобного Сергия, даже общемировая, и для России очень важная. Поэтому как насельнику Троице-Сергиевой лавры мне, конечно, особенно отрадно. Тем более когда я выхожу из приходского дома, вижу мозаику с изображением преподобного Сергия, напоминающую один из древнейших сохранившихся его образов, и, конечно, для моего сердца это отрадно.

Начинала дело на этом пятачке земли в Котловке Ефросиния Московская, и физически она присутствовала здесь, здесь совершилась ее встреча с иерархом – митрополитом Московским Киприаном. Поэтому это место освящено и ее физическим присутствием в те древние времена.

Поэтому, наверное, совершая служение в этом храме, мы в какой-то мере с Божьей помощью продолжаем ее дело, стараясь привлечь людей к духовной жизни, полюбить преподобного Сергия, как заступника нашей земли, посмотреть вглубь значения духовной жизни для нашей страны, для каждого человека. Личность преподобного Сергия многогранна, и трудно в двух словах описать его подвиг. А Евфросиния Московская оказывается ближайшей его ученицей.

– Как говорят историки, она единственная женщина, которая не просто была его духовной дочерью, а именно ученицей. Знаете, я думаю, что, может быть, преподобный Сергий, как провидец, как святой человек, наверное, знал, какое ей уготовано будущее, что после кончины князя Димитрия она фактически будет управлять Москвой. Я думаю, что, может быть, он даже готовил ее к такому тяжелому государственному и духовному подвигу. В то время, в XIV веке, было совершенно не в традициях – женщине чем-то управлять, тем более Москвой. Вот это он, может быть, даже чувствовал, как Вы думаете?

– Безусловно. Потому что, несмотря на то что преподобный ушел в лес, на гору Маковец, и посвятил свою жизнь служению Богу, очищению своей души, почувствовав также свое предназначение как собирателя Русской земли, как человека, который вступил в некое служение русскому народу, он выходил из обители, примирял князей. И конечно же, он был вдохновителем, покровителем, молитвенником за тех князей, которые понимали важность единства Русской земли. Поэтому двери его были открыты и княжеским особам, и простым людям. Думаю, что, безусловно, это плод преподобного Сергия, его молитвенных трудов, духовной заботы о своих чадах.

И вот Евфросиния Московская была верным чадом преподобного. Потому что если мы посмотрим на ее жизнь – это проста палитра христианских добродетелей, начиная от послушания родителям, которые, может быть, заставили ее вступить в брак по государственному расчету. Но, понимая важность христианского брака, супружеского подвига, которые должны укреплять в жизни супруга, она явилась его опорой и утешением. Она родила двенадцать детей, воспитала их.

В связи со скоропостижной кончиной мужа она достойно приняла вдовство, была примером подвижнической жизни и верности своему супругу и так же воспитывала своих малолетних детей, управляя при этом государством, что действительно было тогда необычным явлением. А потом, уже в завершении своего пути, она раскрыла в себе образ и монашеской жизни. Несмотря на то что в монашестве она была только несколько месяцев, вся ее жизнь была горением в любви к Богу и ближнему. Поэтому иной раз мы ее называем преподобной или великой княгиней, но она, наверное, может быть также названа и мученицей, потому что те непростые годы лихолетья заставили ее очень много страдать. Даже ее сын находился в Орде два года в мучительном ожидании…

– Два года в Орде, а потом сбежал из плена и еще два года скитался. То есть преподобная Ефросиния четыре года ждала, когда он вернется, ничего не зная о нем.

– Годы ожиданий страданий, молитв. Ефросинию Московскую можно назвать в какой-то мере и святителем, потому что она, как первосвятители, способствовала основанию многих монастырей в России и в центре Москвы – основав в Кремле Вознесенскую обитель. Поэтому каждый раз, читая акафист Евфросинии Московской и на службе, и в келье, я особо стараюсь проникнуться ее подвигом. Я удивляюсь широте личности этой святой. Наверное, не случайно Евфросиния Московская особо почиталась до революции. Может быть, в советское время как-то пытались заглушить память о ней, как и вообще о царских мучениках, князьях. Конечно, Дмитрия Донского было трудно затмить, потому что он был ратоборцем и послужил в судьбоносном изменении русского народа своим ратным подвигом.

– И даже Сталин вспоминал его в 1941 году. Он же сказал: мы пойдем громить врага под знаменами Александра Невского и Дмитрия Донского. Провожая войска на фронт, Сталин с трибуны мавзолея произнес имена и Суворова, и Александра Невского, и Дмитрия Донского. Ведь была и танковая колонна имени Дмитрия Донского, которая показала просто героические подвиги. Раз Сталин сказал, куда же всем деваться!..

– Конечно. И любая супруга, жена, которая является хранительницей домашнего очага, конечно, является частью личности мужа. И ее тихий, скромный, но мужественный подвиг, наверное, тоже действовал. И сила ее любви к супругу и Отечеству позволила Дмитрию Донскому все-таки совершить этот подвиг: вступить в неравный бой и стать тем замечательным полководцем, который сумел сломить врага, и судьба России изменила свой ход уже в освободительном значении, когда мы уже практически освобождались от татарского ига путем этой судьбоносной битвы. Поэтому не случайно Евфросинию Московскую называли покровительницей Москвы.

– Я иногда рассуждаю и думаю: 1907 год – это совсем рядом, не так давно в масштабах нашей Вселенной. Праздник в честь 500-летия со дня блаженной кончины преподобной Ефросинии был огромнейшим торжеством в Москве, когда она была буквально наводнена гостями, приезжали практически из всех городов Святой Руси. Приезжали игумены, игуменьи, приезжали из храмов, из деревень… То есть вся Москва торжествовала и радовалась этому дню. И это был чуть ли не государственный праздник, потому что от имени государя императора возглавляла торжества преподобномученица Елизавета Федоровна. То есть как ее имя было популярно тогда и в Москве, и в России! И вдруг потом такое ощущение, что кто-то взял и, что называется, выдернул его из истории, настолько забыли это имя…Как это могло произойти за столь короткий срок?

– Трудно сказать. Наверное, носители исторической памяти были неугодны новому времени, новому строю. И поэтому цвет общества был, по сути, загублен. Множество носителей культуры, духовной истории как-то затерялись в толпе, так сказать, новых людей. Но я думаю, что это тоже чудо, когда, начиная по крупицам вспоминать подвиг этой святой, мы находим отклик многих сердец. Как я узнал, и Вы тоже приложили много сил, времени и переживаний в прославлении имении Евфросинии Московской. Даже мощи преподобной Евфросинии Московской были обретены. Сейчас они находятся в Кремле, можно им поклониться.

Мы находим отклик у многих людей, может быть, даже не столько церковных, сколько государственных чиновников. Видимо, это генетически: какие-то семена были посеяны в таком добром отношении к людям, которые исторически для Руси были очень дороги. Поэтому сейчас наша память, видимо, воскрешает их, и мы, возможно, потихонечку приходим к силе такого же торжества и прославления этой святой. Потому что в наше время подвиг Евфросинии Московской актуален, и, читая ее житие, каждый может почерпнуть для себя очень многое. Начиная с семейных пар, вступающих в брак, которые могут увидеть здесь образ христианской семьи, образы отца и матери, которые воспитали детей, даже несмотря на то, что занимали такие серьезные посты.

Можно увидеть в них образы строителей и благоукрасителей святых Божьих церквей, основателей монастырей. Кто сейчас может похвалиться, что имеет возможность заложить или построить храм? Но в то время, думаю, Россия не была в процветании. Если вспомним, тогда были нашествия татар, которые продолжались бесконечно. Разоряли так, что приходили голод, холод. И несмотря на то, что мысли человека, наверное, были обращены в молитве к Богу о спасении, они находили силы увековечить, быть благодарными Богу и святым угодникам, строя в их честь храмы. Поэтому, конечно, они выступали как созидатели, строители, архитекторы, основатели монастырей.

И потом, будучи правителями, они не бросили Москву, не сказали: у нас так много детей, давайте будем заниматься ими. Может быть, Евфросиния имела все возможности, остававшись вдовой, отойти на задний план, в тень, и воспитывать своих малолетних детей, а она последовала тому служению своего супруга, которое он не успел завершить. Потому что его цель все-таки была направлена на то, чтобы Москва укреплялась, русские города процветали – и Суздаль, и Переславль-Залесский, и Коломна. Поэтому, конечно, ее подвиг очень многогранен.

– Я думаю, сейчас общество находится в такой стадии поиска идеала. Русский человек все же отличается тем, что он ищет идеал, хотя нас уже несколько десятилетий пытаются отучить от этой «дурной привычки». На Западе, понятно, с идеалами все достаточно просто. А русский человек многогранен и все равно ищет. И в связи с этим нам пытаются навязать и такие идеалы, и сякие, и эдакие (мы знаем, какие нам предлагает телевизионный экран). А мне кажется, сейчас такое интересное время, когда храмы, особенно посвященные русским святым, еще и напоминают людям об истории. Потому что если мы откроем учебники по истории – что мы там увидим? Неужели там написано что-то серьезное о Сергии Радонежском, Кирилле Белозерском, Феодоре Симоновском, святителе Алексии? Нет. Строчку напишут, и всё.

А храмы (или где есть приделы) напоминают русскому человеку о такой могучей, потрясающей, интересной, духовной русской истории. И это дает возможность людям найти эти идеалы, эти образы для подражания. Как Вы полагаете?

– Совершенно верно. Я думаю, что для того Святая Церковь и прославляет угодников Божиих, чтобы они светили светом Христовой любви, вдохновляли нас на подвиг христианской жизни. В этом значение прославления святых. А для того чтобы рассказывать об их личностях, например о преподобном Сергии, не хватит ни передач, ни слов, можно бесконечно углубляться и удивляться, какие это были замечательные люди, сумевшие раскрыть в себе образ Христа.

– И я размышляю так. Вот нам сейчас говорят: давайте введем «Основы православной культуры» и так далее. Все-таки это какая-то урезанная форма. Все же нам надо, наверное, стремиться к тому, чтобы современные учебники в полноте представляли историю. Например, сегодня утром я включила телепередачу «Утро России», хотя я не так часто смотрю, и порадовалась: совершенно неожиданно обсуждают с историком, преподавателем личность Ивана Грозного, выясняют, убивал он сына или не убивал. Мы уже знаем, что это было случайное убийство, то есть в современной юриспруденции оно не было бы квалифицировано как убийство. Знаем, что он толкнул сына сгоряча, что это не прямое убийство. Нас учили постоянно, что он целенаправленно шел и убил его. Нет, это было не так. Многое в русской истории было не так, как нам все это время показывали. И вот этот историк призывал к исторической объективности. Вот почему нам было бы неплохо иметь такие учебники истории.

– Я думаю, для этого есть специалисты, которые работают над архивами, над историческими описаниями, анализируют сохранившиеся материалы, артефакты. Наша задача, внимательных христиан, священников, попытаться донести само зерно святости и значения человеческой жизни, того, как в жизни человека раскрывается образ Христа, что Господь хочет от каждого человека, в чем замысел, красота его жизни. И, конечно, святые, которых прославляет Церковь, являются неоспоримым свидетельством святости, чистоты, веры, любви и надежды на Бога, деятельной любви.

Конечно, существуют спорные моменты в истории. Я думаю, в свое время Господь откроет истину. Ничего не бывает скрыто под спудом, когда-то Господь все равно откроет людям истину, какова она была. И конечно, заслуги того же Иоанна Грозного в строительстве монастырей, крепостей, укреплении государства Российского неоспоримы. С другой стороны, может быть, недостаточно фактов, которые раскрывают трагические страницы, связанные с его личной жизнью. Поэтому мы должны успокоиться и принимать все. Знаете, есть даже такой совет: если, допустим, ты в чем-то сомневаешься, что-то не знаешь, то и не принимай, и не отвергай. Положись на волю Божью, Господь откроет в свое время. Если мы смиримся, будем молиться Господу, то самое важное для нашего спасения Господь откроет нам. Те святые, которые тем или иным образом связаны с нашей жизнью – именем, или местом, или даже действием, потому что святые порой входят в нашу жизнь каким-то знаками, чудодействиями, – помогают нам обрести путь спасения. В этом сердце наше сомневаться не будет. Мы будем молиться им и просить у них милости, заступления, молитвенной помощи, предстательства, чтобы наша жизнь выстраивалась по христианскому пути.

Поэтому, конечно, детям надо вкладывать в разум значение веры и показывать образы святости, образы добродетельной жизни. Но существуют разные институты воспитания, современное общество, может быть, в каких-то аспектах не готово воспринимать православие, как нам бы хотелось. Поэтому мы должны учитывать законы взаимодействия Церкви и государства. И мы учитываем. Я думаю, на разных слоях это нам сейчас удается. Удается делать не вероломно, а по-доброму, раскрывая красоту истории нашей страны, ее личностей. Поэтому и называется этот курс «Основы православной культуры». Как и Христос в Заповедях блаженств постоянно напоминает: блаженны нищие духом, но никого не заставляет. Поэтому я думаю, что всему свое время. И Церковь имеет свое значение как воспитательный орган и в богослужебной жизни, и в окормлении, и в школе.

– Спасибо большое, отец Клавдиан. Увы, наша программа подошла к концу, но я надеюсь на продолжение нашей беседы.

– Благодарю! Всего доброго!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать