Таинства Церкви. Храм Трех Святителей при ОК «Архангельское»

2 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Добрый день! Я, Любовь Акелина, рада всем зрителям телеканала «Союз», всем, кто смотрит программу «Таинства Церкви». Не так давно мы вам рассказывали о великом освящении храма с весьма редким посвящением в честь трех святителей Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Этот храм расположен в Архангельском, и его настоятелем является протоиерей Владимир Волгин.

Батюшка, я рада, что сегодня наши телезрители могут воочию убедиться в красоте этого храма. Мы об этом с Вами говорили в одной из наших программ, но вскользь. Я говорила, что было великое освящение, о том, какое  это было радостное, замечательное событие, а теперь есть возможность увидеть, каков же на самом деле этот замечательный храм, каково его замечательное внутреннее убранство и как красив он внешне. Отец Владимир, я уже сказала, что храм с достаточно редким посвящением… Знаете, я много фильмов сняла о храмах Москвы  и Московской области – где-то около трехсот – и  не помню ни одного храма с посвящением в честь трех святителей. Но иногда бывают приделы. Ваш храм посвящен трем святителям. Почему?

– Ну, я раскрою эти тайны. В 1999 году я встретился с директором Дома отдыха «Архангельское» (Царство ему Небесное, он умер) Василием Александровичем Малышевым.

 Потом он был членом попечительского совета и первым старостой этого храма. Он был крепким хозяином – примерно с 24 лет занимал директорские, высокие должности. Когда был здесь, ему было около 60 лет. Я говорю: «Василий Александрович, у Вас всё есть на этих дачах. Это же государственные дачи, в которых проживают люди высокого чиновничьего ранга: правительства, Администрации президента и других направлений в правительстве и в управлении государством». Он говорит: «А чего недостает?»  – «Недостает храма». 1999 год. Ну и, надо сказать, несмотря на то, что прошло уже восемь лет…

– Кризисный  год.

– Да. И восемь лет прошло с выхода закона о совести и вероисповедании, но психология наших соотечественников так резко никогда не меняется. Здесь мы встречали разных лиц, и  все-таки государство выбрало несколько иное направление, во всяком случае – не уничтожать Церковь, а, наоборот, как-то помогать ей возродиться, но немногие успели перестроиться, немногие задумались о смысле жизни и почему это происходит в нашем Российском государстве. Ведь национальную идею не надо искать – она в православии…

– Безусловно…

–  Поэтому люди немножко как-то растерялись, наверное. Тем не менее этот человек выразил искреннее и ревностное желание построить здесь храм. И мы стали с ним продумывать эту идею, как построить. В частности, я подумал каким-то образом увековечить имя его святого... Мне показалось, что не очень правильно и мудро было бы назвать храм только в честь Василия Великого, тогда как есть три святителя. И, надо сказать, три святителя (дерзаю так говорить) принимали и принимают участие в моей жизни. В частности, святитель Иоанн Златоуст тоже. Почему я так говорю? Потому что меня рукоположил в Курской епархии в диаконское служение  и через неделю в священнический сан архиепископ Хризостом, ныне митрополит, здравствующий, но находящийся на покое. Его последняя кафедра была Виленская и Литовская.

Благодарю Бога за то, что Господь послал такого епископа, который дерзновенно смог рукоположить нас в то непростое советское время, когда уполномоченные это запрещали. Но он рукоположил и очень заботился о таких священниках, как я. Мы празднуем его именины в день святителя Иоанна Златоуста. Я подумал: «Как бы хорошо назвать храм не в честь Василия Великого, а в честь трех святителей. Почему? Это вселенские учители, они проповедовали Евангелие и имели свое святительское служение в столетия, когда ереси потрясали Церковь. Они были высокообразованными людьми, и их проповедь обрела вселенские масштабы в Церкви.

Я подумал: как хорошо было бы назвать храм в честь трех святителей. Кстати говоря, когда владыка Хризостом меня рукоположил во священники, то направил меня в храм (это был первый храм под моим настоятельством) Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Я подумал, что сейчас Россия находится именно в таком положении, когда нуждается во вселенской проповеди. И в честь таких святых было бы хорошо утвердить и учредить храм. Уже само название могло бы располагать  людей к изучению их жизни, а в конечном итоге, может быть, к обращению к их глубокомысленным проповедям и словам, которые прославили Православную Церковь, православие во всем мире. И на этом мы утвердились. Директору Василию Александровичу понравилась эта идея, он согласился и предложил: «Давайте мы построим „храм-часовню”». Я спросил: «А почему Вы так хотите?»  – «Ну,  когда мы говорим “храм”, “церковь”, то представляем себе более-менее существенное  строительство, а храм-часовня – это как бы храм, но маленький, для того чтобы не отпугнуть людей».

И стали разрабатывать план. Я помню, праздновалось 80-летие (я, может быть, очень длинно рассказываю, но это история храма) Дома отдыха «Архангельское». Был один высокопоставленный человек  уже из Администрации президента (во-первых, уже были собраны подписи проживающих здесь людей, которые выразили желание, чтобы храм был построен: 70-75% людей выступили за строительство храма), уже патриарху было направлено прошение, уже будущий председатель попечительского совета Дмитрий Анатольевич Медведев (тогда он был первым заместителем в Администрации президента) тоже списался с патриархом. И мы получили благословение на строительство. Этот человек, занимающий высокий пост (не буду говорить его фамилию; в общем-то, приличный человек; наверное, замечательный в своем роде), говорит: «Давайте, отец Владимир, мы организуем попечительский совет, я его возглавлю – и в путь: будем строить храм!»

 На радостях я встречаюсь с директором, будущим старостой этого храма… А я же не знаю людей ни в Администрации президента, ни в Управлении делами президента – в этих структурах я совершенно не разбирался и до сих пор не разбираюсь…  И называю фамилию… И вдруг с Василием Александровичем происходит что-то невероятное, он говорит: «Нет, только не этого человека! Если он станет председателем попечительского совета, то загубит все дело. А вот обратились бы Вы, Церковь обратилась бы к Дмитрию Анатольевичу Медведеву; может быть, он согласится возглавить попечительский совет».  

Знаете, как в воду смотрел: Дмитрий Анатольевич после обращения к нему церковных людей стал председателем попечительского совета. Мы собрали членов попечительского совета, людей, которые согласились участвовать: это министры, заместители министров и так далее. Все они рухнули. В силу определенных обстоятельств нет ничего постоянного в жизни, многие потеряли свои ответственные должности и сейчас занимаются другим, не менее, может быть, ответственным делом в жизни, но уже не на такой, скажем, высоте.

А Дмитрий Анатольевич, по милости Божией, все возрастал, и я хочу выразить, конечно, ему глубочайшие слова признательности, потому что, безусловно, если бы не он был председателем попечительского совета, то храм был бы заморожен. Стоял бы остов храма и остов дома причта – и больше ничего. А Дмитрий Анатольевич проявлял очень большую заботу об этом храме. И поэтому он стоит и так дивно украшен мозаиками.

Какой  же построить храм? Нам выделили сербов – в Управлении делами президента сказали, что они могут построить, прекрасно строят и так далее. Я говорю сербам: «Составьте эскизный архитектурный проект; мне предоставьте, пожалуйста». Они приготовили, и у меня заныло сердце – это был крайне неуклюжий, эклектичный тяжеловесный храм, смесь какой-то византийской архитектуры и современной…

– С готикой…

– Да. Я ужаснулся: такой храм здесь, в таком месте – ни в коем случае! И вот я в расстроенных чувствах... Моя дочь в то время училась на греческой филологии – изучала византийскую литературу и искусство; она говорит: «Папа, ну что ты расстраиваешься? Давай посмотрим, ведь нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое».

Согласна.

– Давай, говорит, посмотрим с тобой книжку по архитектуре и выберем какой-нибудь древний храм. Открыли «Историю искусств» и увидели храм ХII века Преображения Господня в Переславле-Залесском, в котором крестили преподобного Александра Невского.

– Дивный храм.

- Да, она говорит: «Может быть, вот этот храм?» Я понял, что он впишется в это место. Это, в общем, золотой век церковной архитектуры. Совершили обмеры храма, чертежи были приготовлены. Единственное, архитектор увеличил барабан в высоту на полтора метра, а так это точная копия. Конечно не в плане строительных материалов...

– Безусловно.

– И вместо луковицы, которая не была свойственна ХII веку, поставили шлем. Таким образом мы вышли из этого трудного положения. И когда я Василию Александровичу показал на этот храм, он испугался.

– Почему?

– Он мне сам признавался, что ходил на попечительский совет и у него колени дрожали. Почему? Потому что выходил не храм-часовня, а храмище – 37 метров на вершине креста. Но, надо сказать, был очень демократичный попечительский совет, они всё приняли, я убедительно сказал в каком-то смысле о том, что это особое место  (если хотите, царское место), что князь Юрий Долгорукий проживал тоже в Переславле-Залесском, что Александр Невский крестился в этом храме и так далее.

И все приняли очень спокойно  идею освоения такого величественного храма.

Храм построили. Естественно, нужно было украшать стены храма. Мы думали сначала украшать стены живописью. У меня была очень хорошая бригада художников, которые расписывали храмы, работали у нас в области реставрации, в храме Софии Премудрости Божией укрепляли фреску Комаровского. Они работали в престижных древних храмах. Я попросил эскизный проект. Когда они предоставили эскизный проект, я заплакал внутренне и понял для себя одну простую истину, что есть наверняка авторы, художники, которые, может быть, отличаются большим талантом… Да, это красиво, но это мертвечина. Эти фрески, я понял, будут только красивыми, но не будут отображать той внутренней наполненности, духовной экспрессии, что должно нести в себе любое изображение в храме.

 Ведь помните (а я, кстати говоря, буду, наверное, сюда присылать людей, потому что все, кто посетил этот храм, в восторге от мозаик)…

– Я в восторге. Это правда: изумительные мозаики.

– Преподобный Иоанн Дамаскин, святой VII–VIII веков, когда его спрашивали, что такое православие, говорил: «Идите в Софию Константинопольскую и увидите, что такое православие». Не случайно делегация, которая была послана в Константинополь равноапостольным князем Владимиром, сказала о том, что они не знали, на небе или на земле присутствовали во время богослужения.

– Батюшка, прошу прощения, я Вас перебью, но мозаики очень сложно передать. С моей точки зрения, более сложно, чем живопись: все-таки внутреннее состояние святых, святых образов… Вы не боялись этого? Все-таки живопись легче, да?

– Да, сейчас я к этому подойду. Мне предоставили этот проект, и я понял, что к живописцам не надо обращаться. Я долгое время находился в переживаниях. Приехала одна моя духовная дочь с Кипра (она вышла замуж за киприота, он искусствовед) и говорит: «Батюшка, не переживайте, я совсем недавно познакомилась с исключительным мастером, он Вам наверняка понравится. Александр Давыдович Корноухов, мозаичист».

– Получается, лучшим он сейчас считается, да?

– Да, он в Равенне стал лауреатом на конкурсе среди мозаичистов – это родина мозаик. Он стал первым лауреатом. Он украшал храмы фрагментарно, в разных частях Европы, в России...  Но вот совокупного храма у него не было никогда. Самое удивительное то, что мастерская его находится в десяти минутах ходьбы от храма Софии Премудрости Божией.  И когда я пришел и увидел, то обомлел.  Я понял, что это тот самый художник, который должен украсить наш храм своими мозаиками. Они жили внутренней какой-то совершенно удивительной, наполненной духовностью, если вообще можно говорить об образах так, как я говорю. И они меня наполняли: мою душу и мое сердце.

 Я обратился к нему с этим предложением, он согласился. И вот – храм украшен мозаиками. Когда еще храм не был освящен, еще все в лесах стояло, большинство мозаик было закрыто. Но все равно то, что видел глаз человеческий,  удивляло, восхищало, и я понимал, что храм уже живет, несмотря на то, что освящения еще не было.  До освящения нужно было дожить. А надо вам сказать, что мы строили храм на протяжении 14 лет – с 2003 года по 2017 год. Храм пережил много бурь, много неприятностей, много нестроений и в связи с зодчими, и в связи со многими разными препятствиями на пути к освящению и завершению строительства, но сейчас сияет благолепием, красотой. И, не побоюсь этого слова (и не нам, а Тебе, Господи, слава!), является памятником архитектуры и искусства.

– Отец Владимир, может быть, Вы определите значение для нас сейчас, для Русской Церкви, трех святителей? Для простых православных людей, которые приходят в церковь?

– Вы знаете, если просто смотреть на трех святителей как  на образ, – это одно. Любой  иконографический образ несет в себе большую духовную энергию, заряд. И уже сам по себе проповедует Христа. Но если смотреть вне контекста их творений, то тогда непонятно становится. Я считаю, что нужно прочитать этих святителей, прежде всего Иоанна Златоуста. Вот он, Иоанн Златоуст, творил со мной невероятное: благодаря чтению святителя Иоанна Златоуста я стал по-настоящему православным человеком; я понял, что такое православие и как оно отличается от западного христианского мировоззрения.

– Огромное спасибо, отец Владимир. Я просто хочу пожелать долгой жизни вашему храму, чтобы он наполнялся прихожанами. Ну и, я думаю, хорошего духовного развития. Вам огромное спасибо за труды, за этот прекрасный храм, за эту прекрасную мозаику. Я понимаю, что был попечительский совет и было много помощников у Вас, но у меня есть любимая фраза: «роль личности в истории никто не отменял». Конечно, всегда должен быть один человек, который движет всем процессом. Этим человеком, безусловно, были Вы. И Ваша матушка всегда была рядом и несла тяготы по такому очень тяжелому служению, как выдвижение храма. Большое Вам спасибо и многая лета!

– Благодарю Вас! Всем тоже многая лета!

– Спасибо. Сердечно благодарю всех, кто смотрел нашу программу «Таинства Церкви». Я, Любовь Акелина, с вами прощаюсь, желаю вам всего самого доброго и жду вас каждую субботу в 13.00 по московскому времени.

Записала  Елена  Казакова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать