Таинства Церкви. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец. Часть 2

2 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Александром Агейкиным. 

– Мы продолжаем разговор с настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове, где покоятся чудотворные мощи одного из самых почитаемых людей в истории нашего Отечества – святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Это очень важная тема, потому что историческое прошлое нашей страны сейчас находится в некоем забвении. То, что сегодня изучают наши дети в школе, лично у меня вызывает, мягко говоря, печаль и тоску, поскольку имена многих людей, сыгравших важную роль, пропали из учебников истории.

Принято считать, что советская школа была одной из самых лучших в мире по качеству образования, духовному отношению педагогов и учеников. Наверное, это так и было, но ведь и тогда мы тоже не знали имен великих людей нашего Отечества. Нам вскользь рассказывалось о Дмитрии Донском, мы кое-что слышали о преподобном Сергии Радонежском и то лишь потому, что он сыграл роль в Куликовской битве, но мы ничего не знали ни о святителе Алексии, ни о его родных сестрах, ни об Евдокии Московской. Нам многое было неизвестно, и то, что сейчас телеканал «Союз» восстанавливает этот пробел, очень хорошо.

В прошлой программе мы уже начали с Вами говорить о Зачатьевском монастыре, сегодня хотелось бы продолжить беседу. Это уникальная обитель, которой пришлось многое пережить, у которой менялось название, – раньше монастырь назывался Алексеевским.

– У этого монастыря удивительным образом несколько раз менялось название. Он был основан как первый Девичий монастырь, потом появился Новодевичий, и он был назван Алексеевским, позже появляется другой монастырь с таким же названием, и у обители возникает новое имя – Ново-Алексеевский. В конце концов, тот первый Девичий монастырь в Москве получает другое название, и теперь известен всем как Зачатьевский. Он возродился из небытия, воскрес из пепла, потому что от обители мало что осталось. В 90-х годах прошлого столетия сохранились лишь надвратная церковь и часть трапезных палат с трапезным храмом, все остальное было уничтожено, стерто с лица земли. Словно поставив окончательную печать атеизма, в центре монастыря безбожные власти построили школу. В хрущевские годы на месте разрушенных храмов осознанно строили школы, и точно такая же школа, как в Зачатьевском монастыре, была построена и в Сретенском. Кстати, они возводились практически одновременно.

Но Господь поругаем не бывает, и то, что уничтожили коммунисты, сейчас возрождается. Они говорили, что это невозможно, но обитель возрождена, восстановлен и Сретенский монастырь. Чудо Божие действует через нас, когда мы переосмысливаем свою жизнь, когда мы изменяем свой ум. Истинное покаяние рождает в нас изменение. Что такое покаяние? Это не просто сожалеть о том, что ты когда-то сделал ошибку. «Покаяние» на греческом языке звучит как «метанойя», то есть «изменение ума». Как только ты изменяешь направление своей мысли, устремляешь ее вектор к Богу, небесам, меняя в связи с этим жизнь, то вокруг тебя все становится иначе, происходит то невозможное, что мы сегодня именуем чудом.

Недавно мы были на Афоне, и один из старцев-настоятелей рассказал нам удивительную историю. К ним приехал вдохновленный паломник и начал спрашивать, происходят ли у них в обители чудеса, а старец ему на это возьми и скажи: «Слава Богу, нет!» Когда приезжий пожил несколько дней при монастыре и начал что-то видеть, то снова подошел к старцу и спросил: «А это разве не чудо?» И услышал в ответ: «Для Вас, может быть, это и чудо, а для нас это явление милости Божией». Так что не нужно гоняться за чудесами, потому что чудо начинается именно с тебя, твоего преображения, твоего покаяния, изменения твоего ума.

Давайте вернемся к разговору о Зачатьевской обители, основанной святителем Алексием. Она находится на том же месте, где и была изначально, несмотря на тяжелейшую историю, которую ей довелось пережить: эпидемии, запустение, пожары, время, когда монастыря уже практически не было...

– Это когда при Иване Грозном Москва горела?

– Да, и тем не менее монастырь был возрожден. Казалось, все безнадежно. Ведь часть сестер ушла оттуда, основав новый монастырь – Алексеевский – на том месте, где сейчас стоит храм Христа Спасителя. Смотрите, той обители уже нет, а Зачатьевский монастырь стоит! Почему же он носил название Алексеевского? Дело в том, что святитель Алексий заложил храм в честь своего небесного покровителя – святого праведного Алексия, человека Божия, а один из приделов был посвящен Зачатию праведной Анной Пресвятой Богородицы. По этим двум престолам мы сегодня и вспоминаем о Зачатьевской или Алексеевской обители в Москве.

Нужно сказать, что для благочестивой семьи боярина Федора Бяконта, переехавшего со своими родными в Москву при князе Данииле Александровиче, такое переселение было спасением. Родной Чернигов был тогда уничтожен полчищами Батыя, а земли, на которых находился их город, переходили из рук в руки: вначале к смоленскому князю, а потом к литовскому. Хотя Москва в то время была маленькой деревенькой, в центре которой стояла небольшая деревянная крепость, а никому не известный князь собирал под свою руку всех, кто приходил к нему. И родители преподобного Сергия Радонежского, и семья боярина Федора Бяконта оказались теми, кто пришел сюда и у кого здесь родились сыновья. Нужно сказать, что из семи детей боярина Федора трое почитаются как святые: святитель Алексий Московский и его две сестры, основательницы Зачатьевской обители – преподобные Иулиания и Евпраксия.

– Мы недавно отмечали пятнадцать лет со дня их прославления.

– Есть интересная икона XVIII века, которую можно увидеть в музее обители. На ней изображен святитель Алексий, стоящий над гробом своих сестер. Образы, подобные этому, писались. К примеру, известна икона, где преподобный Сергий стоит у гроба своих родителей: схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Интересно, что тогда еще не прославленные Евпраксия и Иулиания были изображены с нимбами.

– Они почитались как местночтимые святые.

– Их почитали, и над их гробницей еще в XVI веке была возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», затем был построен придел в честь Казанской иконы Богородицы – такая палатка, а чудеса совершались во все времена.

– Это те самые чудеса, которых все ждут?

– Конечно, нужно было дождаться канонизации, которая является всего лишь административным подтверждением того, что уже происходит. Поэтому мы отмечали пятнадцатилетие канонизации, которую совершил ныне покойный Патриарх Алексий II в возрожденной Зачатьевской обители. Когда-то она была сильно изуродована, осквернена, а сегодня представляет собой прекрасный цветущий сад.

– Я помню, каким был Зачатьевский монастырь раньше, и когда я увидела его возрожденным, то не поверила своим глазам. Те люди, которые были раньше знакомы с обителью, удивляются не меньше моего. И иногда, проезжая мимо обители, я думаю: «Сейчас заеду в монастырь матушкам поклониться и хлеба вкусного купить». В монастыре выпекают потрясающе вкусный хлеб!

– Вернемся к разговору о святителе, о роде Федора Бяконта. Мы назвали трех святых из этой семьи, но и остальные четверо братьев внесли не меньший вклад в строительство государственности нашей страны: они стали родоначальниками известных дворянских родов. Их дети и внуки были боярами, служили своему Отечеству. Можно вспомнить, к примеру, знаменитую фамилию Плещеевых, основоположником которой стал брат святителя Алексия – Александр, по прозвищу Плещей. Другой брат – Феофан, по прозванию Фофан, стал основателем рода Фофановых. Или известная фамилия Басмановых... Все они происходят от рода бояр Федора и Марии Бяконтов. Это удивительная семья, давшая нашей стране многих известных деятелей, о которых мы помним и сегодня, хотя прошло уже почти семьсот лет.

– В прошлой программе Вы начали говорить о том, что в создании женской обители была исключительная новизна, и святитель Алексий тогда мог восприниматься реформатором. А в чем это заключалось?

– Нужно вспомнить о тяжелейшем времени, которое переживала тогда наша страна. После XIII века были уничтожены практически все населенные пункты; в новом столетии они стали постепенно возрождаться, однако от эпидемии чумы в нескольких городах умерло почти 90 процентов жителей. И в это самое время при митрополите Алексии трудами преподобного Сергия Радонежского, воспитавшего многих учеников, стала возрождаться монашеская жизнь. Часть обителей была основана непосредственно при участии святителя: это Спасо-Андронников монастырь, Благовещенская обитель в Нижнем Новгороде, Чудов монастырь в Москве и многие другие монастыри, которым покровительствовал святой Алексий. Я уже говорил, что обитель преподобного Сергия получила общежительный устав, но нужно знать, что многие из братьев ушли оттуда, потому что не каждый хотел жить, владея общим имуществом, ведя общую жизнь.

– Поясните, что это значит?

– Для нас сегодня общежительная традиция монастыря стала нормой, а для XIV века это было не так: каждый жил обособленно, со своим имуществом, сам себя кормил, сам себя одевал. Кто-то был побогаче, кто-то – победнее. У кого-то были даже свои слуги. И вот от такой жизни нужно было отказаться и привыкнуть к тому, что все общее.

– То есть начать жить, невзирая на то, какого ты рода – боярского или княжеского, понимая, что ты просто монах и ты такой, какой есть пред Господом.

– Мы знаем из жития преподобного Сергия Радонежского о том, как он нанимался к братии за корочку плесневелого хлеба, что говорит о том порядке, который был до введения общежительного устава. Константинопольский патриарх дарует обители Сергия это право, и Русь приняла устав, который был принесен и адаптирован для наших людей трудами святителя Алексия, образованнейшего человека. Ведь он занимался не только богословским переводом Священного Писания. До 1917 года в Чудовом монастыре хранилось Евангелие на славянском языке, переведенное, сверенное и написанное рукой святителя. Это было так называемое «Чудово Евангелие». К сожалению, оригинал рукописи до нас не дошел – он бесследно исчез в 1917 году, но благодаря тому, что в конце XIX века было сделано около ста фотокопий, мы можем его видеть. Я не удивлюсь, если когда-нибудь историки откроют, что тот общежительный устав, который принял преподобный Сергий, был переведен на славянский язык святителем Алексием.

– Он был очень образованный человек для своего времени.

– Самое главное, что это образование святитель Алексий получил в Москве, в Богоявленской обители, там, где был похоронен его отец. Я не знаю, сохранилось ли его надгробие до наших дней, но на фотографиях конца XIX века можно увидеть, как оно выглядело.

– Простите, что перебиваю, но мне бы хотелось сказать, зачем я попросила сделать Вас акцент на образованности святителя. Дело в том, что существует мнение, легенда, что средневековая Русь была дикой, варварской страной: безграмотные попы и необразованные святители ничего не знали и не умели в отличие от образованных священников Европы. Но мы с вами прекрасно знаем о том, что когда дочь Ярослава Мудрого приехала во Францию, то она ужаснулась, увидев, что ее супруг, король, вместо подписи ставит крестики, в то время как и она сама, и ее отец, и ее братья с племянниками были образованными людьми. К примеру, Всеволод, сын Ярослава Мудрого, знал пять языков.

– Святитель Алексий неоднократно ездил в Константинополь и удивлял своей образованностью патриархов, которые, несколько раз сменяя друг друга из-за политических интриг, подтверждали его право быть митрополитом Киевским и всея Руси. Здесь нужно уточнить, что святитель был Киевским митрополитом, хотя въезд в Киев был для него закрыт.

Мудрость и образованность святителя послужили делу возрождения монашеской жизни на Руси. Казалось бы, какое может быть монашество, если нужно жизнь возрождать, потому что все разорено, но митрополит Алексий целенаправленно создавал монастыри, строил храмы. Он основал первую женскую обитель, независимую от мужского монастыря. А ведь до этого женские монастыри были придатком, частью мужского монастыря. Мы знаем из жизни преподобного Сергия Радонежского, что его престарелые родители были пострижены в иночество в Хотьковском монастыре, и сегодня их честные мощи там и почивают, однако это была общая монашеская обитель, разделенная на мужскую и женскую половины. Туда можно было попасть вдове, но для этого нужно было внести какую-то сумму на свое содержание, надо было жить на свой куш. В общем монастыре братья совершали богослужения, а женщины занимались обслуживающим трудом. Такие монастыри были типичными для Древней Руси, их было, правда, немного, но они существовали.

И вот впервые в XIV веке Евпраксия и Иулиания основывают женский монастырь со своим общежительным уставом, который был написан святителем Алексием специально для этой обители. Это была очень дерзкая реформа. А ведь сам женский монастырь оказался одним из самых востребованных, потому что в первые годы его существования в обитель пришло более 30 сестер. Раскопки, проводившиеся здесь, доказали и значимость монастыря, и его связь с государственными деятелями: с Кремлем, великим князем и его семьей, члены которой, я верю, дружили и молились в обители, являлись ее покровителями. Если мы посмотрим на план древней обители, то увидим, что кельи как игуменьи, так и простой сестры были абсолютно одинаковыми: небольшой деревянный сруб с маленьким погребом и одинаковым набором посуды. Это было раскрыто при археологических раскопках, которые убедительно доказали, что монастырь изначально был общежительным.

– Но если вспомнить XI век, Киевскую домонгольскую Русь, то случаи создания чисто женских монастырей возникали уже тогда. Первой попыталась создать такую обитель княжна Анна, внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, более известная под именем Янки. Она основала женский монастырь в честь апостола Андрея Первозванного в Киеве. Значит, такие примеры были?

– Эти попытки были прерваны ордынским нашествием. В то время монашество было практически уничтожено нашествием Батыя, который сравнял с лицом земли и Ярославль, и Киев, и Чернигов. Если мы возьмем Почаевскую лавру, которая является столпом православия, то ее основателями были убежавшие, спасшиеся монахи Киево-Печерской лавры, которая была разрушена монголами. Тогда одна часть монахов бежала на запад, другая – на север. Они жили совершенно разрозненно, потому что в такой ситуации сложно было выживать. Преподобный Сергий является основоположником возрождения русского общежительного монашества, тех традиций, которые были заложены Антонием и Феодосием Печерскими.

– Мне святитель представляется очень современным человеком. И знаете почему? Вот иногда спрашивают: «Скажите, кому нужно молиться, чтобы в супружестве все было хорошо, все ладилось, мы жили дружно и не разводились?» Так ведь молиться нужно святителю Алексию, который создал, по сути, династический брак между князем Дмитрием Донским и княгиней Евдокией Суздальской! Они не знали друг друга, были детьми: ей было двенадцать лет, ему – шестнадцать. Они венчались в Коломне.

– Их венчал святитель Алексий.

– Но каким стал их союз! Он стал браком по любви, потому что Дмитрий и Евдокия были воспитаны в благочестии и христианской традиции. 22 года счастливой супружеской жизни, двенадцать детей… Как пишет летописец, это был образец семьи.

– И дальнейшая жизнь княгини во вдовстве была сообразна монашескому аскетичному житию – Евдокия Московская носила на себе вериги.

– Значит, можно обращаться к святителю Алексию за помощью в устройстве семейной жизни, чтобы она действительно сложилась. И не надо бежать и обращаться к гороскопам, доводя ситуацию до абсурда: нам сегодня можно выйти из дома, сходить в церковь и даже повенчаться.

– Главное, чтобы было с кем повенчаться!

– Но ведь иногда происходят такие абсурдные ситуации.

– На примере святителя Алексия мы видим, как Церковь в лице своего Предстоятеля мудро устраивает и государственные дела: примиряет враждующие дома, созидает благочестивые семьи, закладывает фундамент будущего государства и в то же время занимается духовным: строит монастыри, вводит общежительные уставы, поддерживает иночество, печется о духовенстве, его благочестии. Вспомните ту вражду, которая была между суздальскими и московскими князьями. Она закончилась браком между князем Дмитрием Донским и Евдокией. А как смирялся Нижний Новгород? Святитель Алексий не раз обращался к нижегородскому князю, чтобы тот смирился под руку московского князя: «Не будешь повиноваться так, буду использовать духовный меч!» И кого он отправляет в Нижний Новгород? Преподобного Сергия, который смиренно идет к князю и пытается уговорить его. Что делает святой Сергий, ничего не добившись вначале? Запечатывает, закрывает все храмы, и только тогда до князя доходит предупреждение святителя Алексия.

– Я уверена, что после наших бесед многие захотят прийти в Елоховский собор. Скажите, когда он бывает открыт, можно ли подойти к мощам святителя, когда читается акафист и совершаются молебны?

– Наш храм всегда открыт для людей. Можно подойти и приложиться к мощам святителя Алексия, как и к чудотворной Казанской иконе Божией Матери. В пасхальный период по воскресным дням мы служим акафист Воскресению Христову с пасхальным чином богослужения. После отдания праздника Пасхи вечером по воскресным дням совершается акафистное пение святителю Алексию у его святых мощей.

В будние дни литургия в соборе совершается в 8:00, а вечернее богослужение в летнее время начинается в 18:00. В воскресенье служатся две Божественные литургии: в 6:30 и в 9:30. Мы всегда рады и паломникам, и жителям нашего города, которые приходят к нам, всем тем, кто вспоминает святителя Алексия в своих молитвах, избирая его в свои небесные ходатаи и тем самым связывая свою жизнь с древними поколениями, молитвенниками, нашими благочестивыми предками. Я очень прошу не забывать святого Алексия и возносить к нему свои молитвы как к ходатаю и покровителю нашего государства и первопрестольного града.

– Напоследок мне хочется сказать, что такие исторические программы как сегодняшняя будут весьма интересны нашим телезрителям, потому что иногда, к сожалению, бывает так, что зарубежную историю и литературу мы знаем лучше, чем свою собственную.

 

Ведущая Любовь Акелина
Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать