Святое Причастие

7 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях доктор богословия, врач, клирик ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

- Мир и Божие благословение, дорогие телезрители.

 

- Тема нашей передачи "Святое Причащение".

Скажите, пожалуйста, чем является по своей сути Причастие?

- Можно говорить о Причастии как процессе и как Таинстве, которое носит название Таинства Евхаристии. Само Причащение - литургический и богословский процесс, за которым верующие люди причащаются Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Наша тема посвящена именно этому Таинству и тому, как оно применимо к жизненному опыту и ситуации в Церкви, когда к нему прибегают люди, страдающие болезнями, немощами. Наша сегодняшняя тема предполагает разговор именно в таком контексте.

 

- Как следует причащаться больным людям: чаще или, наоборот, реже?

- "Чаще" или "реже" - это понятия условные и, с точки зрения богословия, в корне неверные. Мы являемся православными христианами, а значит, имеем в нашем жизненном и церковном опыте определенные правила и нормы, которые прописаны Правилами святых апостолов, Правилами Соборов, святоотеческими рекомендациями. Причем, святые отцы должны иметь определенный статус церковных учителей. Святых много, но одних мы слушаем, используем их богословское мнение, к другими прислушиваемся, читаем их частное богословское мнение, которое не является обязательным к исполнению для всей церковной полноты.

Такие святые, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов - это учителя Церкви, мнение которых очень важно и необходимо для всей полноты Церкви. Их правила и постановления побуждают всех православных христиан: и клириков, и мирян к их исполнению.

Вопрос "чаще" или "реже" причащаться неправилен, потому что мы должны знать, как нам советуют это делать церковные правила, которые передают нам святые отцы.

Святитель Василий Великий свидетельствует о том, в какие дни Евхаристия совершалась в Кесарии Каппадокийской: "Мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, то есть в воскресение, в среду, пятницу и субботу, а также и другие дни, когда бывает память какого-либо святого. Таким образом, в IV веке Литургия в Каппадокии совершалась как минимум четыре раза в неделю.

Во II веке Игнатий Богоносец говорит: "Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога". Собираться для Евхаристии - значит, причащаться, так как во времена Игнатия Богоносца причащались все православные христиане, находившиеся на богослужении. Литургия переводится как "общественное богослужение". Все христиане приходили, пели гимны, вместе молились, вместе отвечали на возгласы священника, просят и благодарят Господа, и, в конце концов, причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

В IV веке Кирилл Иерусалимский, мнение которого для всей полноты Православия очень весомо, увещевал свою паству: "От Причастия сами себя не отлучайте".

Мы должны прибегать к опыту и других отцов. Например, преподобный Нил в IV веке говорит: "Воздерживайся от всего тленного, и каждый день причащайся Божественной вечери, то есть принимай Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим".

Конечно, речь не идет о ежедневном причащении, но мы должны выбирать важное для нашей души. Каждый православный христианин может причащаться каждое воскресение. За неделю подготовиться: помолиться, вспомнить свои грехи, очиститься от них в Таинстве исповеди. Священник выслушает, примет пастырское решение и благословит, чтобы человек подошел к Чаше и приобщился. Конечно, есть такие грехи, которые не могут сочетаться с приобщением Тела и Крови, на таких людей накладывается епитимья, то есть определенное молитвенное правило. Это не отлучение, но своего рода "таблетка" для кающегося грешника, чтобы он осознал свой грех, подумал над ним, совершил определенный молитвенный подвиг, что, в конце концов, привело бы его к осознанию греха. За это время он бы преобразился и достойно подошел к Святым Таинствам.

 

- Не может ли частое причащение вызвать такой эффект, как "привыкание к святыне"?

- Наши люди часто любят оправдывать свое невежество и неуважение к Святым Таинствам. Если святые отцы, которые имеют мистический опыт тайнозрения, который они достигли святым жизненным поведением и непрестанной молитвой, рекомендуют: воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся Тайной Вечери, ибо таким образом Тело Христово бывает наше, то думаю, здесь нет и намека на то, чтобы нам, православным христианам, внушить, что это якобы охладит наше рвение или умалит достоинство Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

В IV веке также сложилось представление, что по причине своего недостоинства христианин не должен часто приступать к Святым Тайнам. Против такого представления высказывался Кирилл Иерусалимский, святой отец с большим богословским авторитетом и общецерковное признание во всей полноте Православной Церкви, который говорил: из-за скверных грехов не лишайте себя сих священных и духовных Таин.

Человек, который не хочет работать над собой, живет эмоциями, различными движениями души и тела, и которому Святое Причастие будет мешать вести греховный образ жизни, то для него слова о недостоинстве - хорошая отговорка. Абсурд, когда человек не хочет работать над собой и считает Святое Таинство "таблеткой". Оно действительно является духовной таблеткой от греха, но не является таблеткой физической. Когда человек приобщается Тела и Крови, здесь начинает "работать" Святой Дух. Когда мы принимаем таблетку, то со временем дозу надо повышать, но, тем не менее, мы не перестаем их принимать.

Люди любострастные, живущие восхищениями, подготавливающие себя в течение какого-то длительного времени, часто имеют фарисейское установление. Он вычитал монашеское правило, тщательно оберегает себя от всех и вся, считая себя готовым, то есть достойным. Но такой человек как раз и недостоин Святых Таин, потому что их преподает нам Господь. Мы, священники, поставлены смотреть, может ли человек подойти к Тайнам. Например, мусульманин или баптист не может подойти к нашему православному Причастию, такой человек должен вступить в ряды православных христиан.

Также мы должны окормлять нашу духовную паству. Паства бывает разная, некоторые люди в течение года ходят по разным храмам города, причащаясь в них по храмовым праздникам. Плохо ли это? Нет, если он адекватен, подготовлен, то пусть делает так.

 

- Как правильно подготовиться к Причастию, чтобы оно не было в осуждение?

- Прежде всего, правильная подготовка - это подготовка внутренняя. Необходимо само желание и необходимо понимание. Каждый православный христианин должен помнить слова Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна, в VI главе, 53-58 стихах сказано: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек".

На Тайной Вечере Христос показал образ этого Таинства, как Первосвященник и Великий Архиерей Сам совершил Евхаристию: преломил хлеб, раздал вино, и нам заповедал делать так же, как Он.

В Евангелии от Иоанна, в III главе, 36-м стихе написано: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на  нем". Евангелие от Матфея, XXVI глава, 26-28 стихи "И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое". И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все, ибо сия есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Эти стихи в точности повторяются священником во время Литургии Верных.

В Послании апостола Иоанна, V главе, 12-ом стихе сказано: "Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия  не имеет жизни". Каждый православный человек должен знать посыл Господа нашего Иисуса Христа, который никто не отменял, и который невозможно отменить никаким постановлением.

Как каждый человек твердо знает, что для тела ему необходимо есть и пить, также он должен знать, что для своей души он нуждается в этом истинном питии и истинном ястии, как об этом говорит нам Сам Господь. Каждый человек должен знать и свои права, и свои обязанности.

 

- Что главное в подготовке к Причастию?

- Главное - это знание этих слов Господа. Внутреннее освобождение от своих грехов, то есть их осмысливание, внутренний разбор: что я сделал, зачем, как я хочу измениться, буду ли это делать. Если я понимаю, что это плохо, и даю Богу слово, что больше не буду так делать и изменюсь. Я должен себя "переформатировать" в определенных понятиях. Рассказать обо всем этом священнику и получить от  него пастырское наставление. Таким образом, человек является тем, кто может приобщиться.

Существует определенное молитвенное правило: это утренние, вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению. Если человек не может осилить это за один-два дня, можно разбить его на неделю. Сейчас пост, и мы живем в строгости, прежде всего, в гастрономическом плане поста, то человек может готовиться и причащаться в любой день. Если человек хочет причаститься в воскресение, и дни непостные, то человек должен знать, что он должен каждый день молиться, читать правило.

Если человек не знает церковнославянский язык, то может молиться на том языке, который понимает. Существуют и дореволюционные, и современные переводы. Но лучше всего, чтобы люди знали и постепенно привыкали к высоте церковнославянского языка. Можно смотреть и переводы непонятных мест. Главное, чтобы человек открыл свое сердце Богу.

Тем людям, которых я знаю, я всегда рекомендую читать утренние и вечерние молитвы, вычитывать правило,  каноны: Покаянный Господу Иисусу Христу, Молебный Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, затем канон ко Причащению Святых Христовых Таин. Люди, которые любят помолиться особо, читают Акафист ко Причащению Святых Христовых Таин. Непосредственно в день причастия после утреннего правила они вычитывают молитвы ко Святому Причащению и идут в храм одухотворенные.

Для чего существует такое большое количество молитв? Во-первых, для того чтобы человек начал "форматировать" свое сознание. В них говорится одно и то же, но с разных позиций, с разных углов зрения, чтобы "переформатировать" с образа грешного человека на образ праведности. Человек живет в формате грешного мира и бытия, существует в определенных социальных группах, которые часто нецерковные, нерелигиозные и даже языческие, безбожные. Человек живет категориями этих групп.

Православные люди, прежде всего, должны отличаться от мира. Правда, их часто считают за дурачков, но мы никогда не будем ходить в клубы, говорить на темы, которые нарушают нашу нравственную, духовную позицию. Мы против этого, поскольку у нас иной формат мышления, восприятия информации: мы смотрим на мирские вещи под определенным углом зрения.

Для того чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, мы должны настроить свой формат мышления, восприятия, дать возможность Духу Святому поработать над нами, чтобы мы настроились на "одну волну" с Богом. Конечно, это выражение образное. Человек должен перенастроиться, отвлечься от своих материальных проблем или даже духовных, если он ходит к экстрасенсам, гадалкам. Человек должен отойти от всего этого, то есть изменить формат мышления. Это происходит, когда человек занимается богомыслием, молитвенным правилом, это определенный духовный труд, в результате которого происходит метанойя - перерождение.

Человек начинает жить духовными категориями, осознавать, что нуждается в Господе нашем Иисусе Христе. Он начинает находить в себе процесс, который говорит: я должен причаститься, чтобы Господь вошел в меня посредством Святых Таин, опалил терния моих прегрешений, сделал таким человеком, который мог бы воскреснуть в последний день. Возникает потребность в том, чтобы Господь нас узнал. Ведь не все люди попадут в Царство Небесное. Господь говорит нам, что не все говорящие "Господи! Господи!" войдут в Царствие Его, но те, кто будут достойными делателями. Мы готовим себя к этому последнему дню и должны знать, что наша душа должна питаться истинным хлебом и истинным питием - Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Без этого человек не спасется.

Пусть сейчас некоторые богословы говорят, что мы будем судимы по закону совести, но мы, православные священники, знаем, что не спасемся без Тела и Крови Христовой. Например, лютеране считают, что это символы тела и крови, но мы знаем, что никакого символизма здесь нет, но это истинные Тело и Кровь. У каждого священника, когда он берет в руки Тело, меняется сознание. К богословам, которые говорят, что это хлеб, в котором потом происходят какие-то невидимые изменения, мы относимся аккуратно и с любовью во Христе. Когда священник берет преложенное Тело, то уже здесь происходит претворение, когда одно стало другим. Истинно православные люди, которые православные не по газетным вывескам или выступлениям митрополитов или профессоров, но живут церковной жизнью, живущие больше духом, а не душой и плотью, знают, зачем они приходят в храм Божий и для чего причащаются.

 

- Есть ли послабления болящим людям при подготовке к Причастию?

- Церковь ко всем относится с любовью, уважением и заботой. Люди, которые часто болеют, бывает, не могут прийти в храм Божий по немощи или по старости. Есть много болезней, которые делают это невозможным. Если такие люди живут церковной жизнью, то они молятся дома, совершают правило и приглашают священника. Естественно, что им делается послабление. Бывают заболевания, при которых врачами предписана определенная диета, и священник не вправе вмешиваться в лечение. Если больному необходимо получить определенное количество белка, съев мясо или рыбу, то священник не должен учить тому, что надо или не надо есть такому человеку. Надо делать упор на духовную составляющую: как человек помолился, что сделал полезного для своей души, как осмыслил свою жизнь с момента последней исповеди.

Если есть опасения смерти, такого человека стараются причастить быстрее. Даже рассматривалась такая ситуация: священник пришел в больницу причастить умирающего, а в этот момент родился ребенок, которому угрожает смерть, и которого надо срочно крестить "страха ради смертного". К кому в первую очередь должен пойти священник. Ответ: к умирающему, чтобы напутствовать его и причастить Святыми Тайнами. Покрестить ребенка может даже мирянин, а причастить только священник.

 

- Может ли больной человек читать молитвы ко Святому Причащению лежа?

- Можно сидя и лежа. Правило могут читать и родственники, и сестры милосердия. Но причащаться может человек, только находясь в сознании. Конечно же, он должен быть крещен, должен принести краткую исповедь, и над ним будет прочитана разрешительная молитва. Тогда он может причащаться. Нет запретов на частоту причащения. Больной в тяжелом состоянии, при условии, что он находится в сознании, может причащаться даже ежедневно. Если это невозможно, хотя бы раз в неделю.

Если говорить простым языком (который я не очень люблю), больному человеку надо причащаться часто. Надо давать работу Духу Святому. Бывает, что причастившись во время болезни, поправившийся человек приходит потом в церковь через год и больше. По церковным правилам такие люди даже не могли считаться членами Церкви Христовой. Мы живем во время церковной икономии, стараемся всех простить, увещать и сделать все, чтобы люди стали достойными прихожанами храма.

 

- Причастие лечит душу. Лечит ли оно тело? Имеет ли оно "медицинские" аспекты?

- Опыт говорит о том, люди после тяжелых операций, травм, с тяжелыми заболеваниями, которые причащаются, лучше переносят лечение, быстрее восстанавливаются, улучшается качество медицинской помощи. Здесь налицо благодать и работа Духа Святого.

Давно замечено, что больные люди, которые исповедуется и причащаются, находясь в больнице, быстрее поправляются. Можно даже написать об этом научную работу, поскольку действительно существует большое число положительных наблюдений. Вероятность того, что такой человек поправится быстрее, гораздо больше.

Бывает, например, что у человека остеомиелит развился до такой степени, что гной сочится из раны, врачи собираются ампутировать руку или ногу. Но человек приходит к Богу, над ним совершают Таинства: соборуют, причащают, исповедуют - и он вдруг начинает поправляться. Лечение уже не помогало, готовили ампутацию - и вот человек, обретший веру, остается с сохраненной ногой. Есть очень много подобных наблюдений. Что бы ни говорили о психотерапии, мы понимаем, что это работа Духа Святого, и она делает свое дело.

Конечно, Причастие помогает и телу. Грех рождается сначала в мыслях, душе, а после начинает страдать и тело. Здесь обратный процесс: тело получает видимую часть Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Исцеляется дух и начинает исцелять и тело.

 

- При каких болезнях можно причащаться не натощак?

- Существует довольно много таких заболеваний и предписаний врачей. Человек может принимать антибиотики, препараты, отвечающие за жизненные функции: свертываемость крови, сердечный ритм, сахар. При гормонозаместительной терапии бывает, что если человек не пример лекарства, у него возникнет сердечная аритмия, угрожающая жизни. Получается, что мы ставим таблетку выше Таинства. Такие вопросы человек должен решать со своим духовником и причащаться у него, чтобы священник знал. Если есть предписания врача больному человеку, то они не должны нарушаться священником.

Мы должны помнить историю Таинства Евхаристии. Как говорит митрополит Илларион Алфеев, сейчас произошла некая метаморфоза. В первые века христианства, так как люди собирались после работы, они сначала кушали, а затем преломляли хлеб  и выпивали определенное количество вина в память Господа Иисуса Христа. После чего совершали Литургию, то есть она была окончанием братской трапезы. Со временем Литургия выкристаллизовалась в определенное Таинство Евхаристия.

В какой-то момент стало получаться так, что те, кто приходили раньше на братскую трапезу, съедали все, а последним доставались лишь крошки. Люди стали жаловаться апостолам, и тогда они приняли такое решение о Таинстве Евхаристии.

Почему надо приходить к Таинству Святого Причащение натощак? Во-первых, из-за величины Таинства, во-вторых, чтобы все были в равных условиях. Все болеть не могут, и не всем прописаны таблетки. Но для людей, которым прописано подобное регулярное и постоянное лечение, это не должно быть препятствием.

 

- Чем отличается говение от поста?

- К сожалению,  у нас эти слова стали синонимами, хотя это не так. Говение - это особенная молитвенная, духовная и душевная подготовка к посту, определенное делание. Пост - это более глубокое делание: и воздержание от пищи, и ограничение себя во всем, и пребывание в Духе и истине, постоянная работа над собой.

Такой пример. Если мы живем в миру и во время поста должны ехать в храм на Литургию в  общественном транспорте, то мы должны "закрыть" наши глаза и уши, чтобы доехать без осуждения, различных искушений перед Причастием. Говение состоит в том, как если бы мы "закрыли" уши и смотрели глазами. То есть здесь полнота и важность попроще.

Человек хочет подготовиться к Таинству Святого Причащение в воскресение. Сейчас выходит много книг разных священников о том, как это надо делать. Пишут, что надо поститься три дня. Значит, человек должен поститься начиная с четверга. Но у нас есть постные дни на неделе: среда и пятница. Существуют апостольские постановления, запрещающие христианам поститься по средам и субботам. Субботний пост принят лишь во время сплошных постов и в специально обозначенные субботы. Когда человек постится в субботу, он уподобляется иудею или католику.

В дни подготовки ко Святому Причастию требуется как раз говение. Если это супружеская пара, то они воздерживаются от отношений, но вместе молятся, вместе идут в храм. Если кушаете и борщ, и котлеты, то в дни подготовки скушайте только борщ, а вместо котлет скушайте зелени. То есть, говение - это частичное ограничение, пост же - полное. Пищевые запреты не должны умалять подход к Святому Таинству. По словам Иоанна Златоуста, пост не приближает нас к Богу и не отдаляет от Него.

Говение также подразумевает исповедание наших мыслей духовнику, поэтому мы должны знать, что, подходя к Таинству Святого Причастия, должны соблюдать и апостольские постановления как христианские нормы. Должны помнить, что цель говения в подготовке человека к Причастию.

 

- Целесообразно ли человеку брать на себя усиленный пост?

- Часто подходят люди, которые хотят поблажить. Но хочу привести пример: целесообразно ли человеку, занимающемуся тяжелой атлетикой, взять сто килограмм сверх нормы - и поднять? Поднимешь - и надорвешься или станешь инвалидом. Так и здесь. Человек, который накладывает на себя подвиги, выше тех, которые рекомендует Церковь, может надорваться. Бес может так посмеяться над таким человеком, что он перестанет ходить в храм Божий, перестанет причащаться и молиться, а начнет насмехаться и кощунствовать.

Таких примеров много и в святоотеческом наследии, и в моем личном опыте: люди, которые хотят сделать что-то не ради спасения, а ради тщеславия, гордыни даже перед самими собой, очень часто надрываются. Они не дают работать в себе Духу Святому, считая, что смогут все сделать сами.

 

- Как определить меру в посте, чтобы и не перегрузить себя и не дать себе послабления?

- Когда я служил в монастыре, то смотрел за людьми, приходящими из мира в монастырь. Люди, которые имеют Духа и действительно предрасположены к этому, будут ходить в храм каждый день, готовиться. Таких людей сразу видно. Как сразу видно и тех людей, которые блажат. У них сразу возникают какие-то проблемы: все время что-то мешает прийти в храм.

Христос сказал, что тот, кто берется за плуг и озирается назад, тот недостоин Царства Небесного. Очень часто люди хотят взяться за "плуг", но тут же озираются назад.

Если я не знаю человека, то никогда не даю благословения на особые подвиги. Если ты считаешь, что призван к сугубым подвигам, иди в монастырь, испытывай себя. Очень часто бывает, что пожив и поработав в монастыре, люди понимают, что не предназначены для этого, возвращаются в мир. Могут продолжать ходить в церковь,  но бывает, что и перестают.

 

- Можно ли помочь людям, которые "озираются назад"?

- Мы все время помогаем таким людям. Часто бывает, что приходя в церковь, человек думает, что в ней все святые. Враг рода человеческого отвращает человека от храма, внушая ему: "Ты такой грешник, иди в храм Божий там праведники!" Он приходит, а там бабушки злые, замечания делают, знакомые в храм ходят, а его обижают. Оказывается, что там все такие плохие, не святые, а подлецы и грешники. И человек решает: "Нет, в церковь я ходить не буду". Таким образом сатана сделал свое дело: отлучил человека от церкви, от Таинств. Такие люди могут погибнуть.

Мы говорим людям: "Когда вы приходите в храм, видите золотые купола, то видите лишь отражение и образ Царства Небесного. Насколько это красиво здесь, но в Царствии Небесном это будет во много-много раз лучше и краше. Здесь мы лишь стремимся к этому". Надо помнить слова Христа, Который сказал, что пришел спасать не праведников, а грешников. И должны помнить, что храм Божий - врачебница, и люди приходят сюда лечиться. Когда мы приходим в больницу, то не рассчитываем встретить там здоровых людей. Если бы это было так, зачем  нам приходить туда?

Человек должен помнить, что, идя в храм Божий, он направляется во врачебницу для души: примириться с Богом, научиться молиться. Приходит, для того чтобы научиться жить правильной духовной жизнью. Если человек придет в больницу и скажет: "Там столько больных, я лечиться не буду!" Это же абсурд!

Когда я привожу подобные примеры, люди начинают понимать, что приходят в церковь для исцеления своей души с молитвой к Богу. В таком случае мы, как священники, выполняем свою маленькую работу: люди начинают открывать свои сердца Богу, примиряться с Ним посредством Таинств, общественной молитвы. Они начинают работать над собой. Вот в чем корень.

Священник тоже человек. Как врач может болеть и лечиться, так и священник может быть немощным. Поэтому не надо смотреть на батюшек: кто на какой машине ездит или с какими людьми общается. Каждый ответит за свое. Ты приходи в храм и получай, что тебе нужно. Когда ты приходишь в больницу, то хочешь, чтобы стало легче тебе, а не смотришь, как лечат другого. Смотри  на себя: стало тебе легче. Получив благодать в храме, неси ее домой, чтобы не растерять ее и не погасить свечу в своей душе.

 

- Большое спасибо, отец Александр. Время передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

- Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

 

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать