Святость

25 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 25 июля 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик Храма в честь святого пророка Илии на Пороховых в Петербурге иерей Константин Морозов.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. Милость Божия да будет с вами.

 

- Дорогие друзья, тема нашей сегодняшней передачи «Святость».

Батюшка, скажите, пожалуйста, почему эта тема показалась Вам более актуальной?

 

- Во-первых, в этом году мы празднуем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, который явил собой пример святости для русского народа, основанная им Лавра стала духовным центром всего русского православия. Недавно прошли торжества, в которых мне также довелось принять участие. Некоторые мысли о святости, восприятие ее народом иногда бывают очень далеки от церковных.

 

- В миру есть даже негативное представление о святости, как о «святоше», некоем юродивом. Почему существует такое восприятие?

 

- Думаю, что зачастую это бывает от неправильного поведения того или иного человека, который стремится буквально подойти к тому, что написано в Евангелии или у святых отцов, не понимая, что за этим стоит гораздо большая глубина, нежели кажется на первый взгляд. Отсюда получается карикатура на святость.

 

- Тогда скажите, что собой представляет индивидуальная святость?

 

- Во-первых, слово «святость» от «освящение» и «посвящение». Это однокоренные слова, и святым человеком считается тот, кто освящен Духом Святым и посвящен Богу. Два этих критерия: освящение и посвящение говорят о том, что человек свят. В первую очередь мы это видим на Таинстве крещения, когда благодать Духа Святого освящает человека и когда он через Иисуса Христа посвящается Святой Троице. В чине Крещения это отражается не только в погружении, но и в пострижении волос, когда говорится, что человек посвящается на служение Христу. В этот момент мы можем говорить, что человек свят, потому что он освящен и посвящен. Тоже можно сказать о пострижении волос в чине посвящения в чтеца и монашеский чин, когда человек посвящается на большую степень служения Богу.

Понятие святости неотделимо от того, что человек является церковным. Мы не можем говорить о светской святости, можем лишь говорить о порядочности, нравственности. Но нравственность и мораль – понятия очень шаткие. Я всегда привожу пример с Соединенными Штатами, где совсем недавно белое население ездило в передней части автобуса, черное население – в задней части автобуса, и это считалось моральным нравственным. Прошло не так много времени, и сейчас ситуация изменилась почти на противоположную. Мы видим, что понятия морали и нравственности изменяются.

Понятие святости никогда не будет меняться, потому что является укорененным в Боге. То, как человек служит Богу, показывает, насколько он свят. Неслучайно Церковь всегда напоминает об этом христианам на Литургии в возгласе «Святая святым». «Святая» - это Тело Христово, святые – те, кто стоят на службе. Церковь устами священника произносит, что Тело и Кровь Христовы предназначены для собрания святых, которые сейчас подойдут и будут причащаться.

 

- Но мы отвечаем на это: «Един Свят, Един Господь».

 

- Мы святы, потому что свят Бог и свята Церковь, к которой мы принадлежим, и главой которой является Иисус Христос. Это если разбирать основные понятия святости. Хотя восприятия святости, как отношений человека с Богом, были не всегда одинаковы. Мы знаем книгу Иова, в начале которой Господь говорит дьяволу:

- Видел ли ты раба моего Иова?

Оставлю за скобками, возможен ли такой диалог, и почему с него начинается книга Иова – это тема для отдельной передачи. Дьявол же отвечает Богу:

- Иов свят потому, что ты все даешь ему. Он благополучен, потому что Ты как бы покупаешь его святость, потому что он понимает, что все, что он имеет, от Тебя. Если бы он лишился всего, то он потерял бы и святость.

И тогда Господь говорит:

- Испытай раба Моего Иова.

И происходят все испытания от дьявола, где Иов остается верным Богу, хотя не понимает, почему Господь его наказывает. И это парадигма Ветхого Завета: я праведен, значит, я должен быть в благополучии. Мы помним диалоги друзей Иова, которые говорят ему, что он, наверное, в чем-то виноват перед Господом, раз Он его так наказывает. Заканчивается книга интересным моментом, Господь является Иову и говорит:

- Кто сей, кто обращает провидение без смысла?

И Иов говорит:

- Господи, мне не надо ничего знать, потому что я только слышал о Тебе, а теперь я вижу Тебя, и этого достаточно.

Те риторические вопросы, которые Бог ставит Иову о том, как создана Вселенная, заканчиваются покаянием Иова:

- Господи, я успокаиваюсь, потому что я вижу Тебя.

Эта книга интересна тем, что говорит о посмертной жизни человека, притом что Ветхий Завет нигде больше не говорит о ней. В начале книги есть перечисление о том, сколько у него было сыновей, сколько дочерей, сколько разного скота, а в конце книги мы видим, что скот удвоен, а вот сыновей и дочерей остается столько же. Можно тогда поставить вопрос, почему у Иова не рождается в два раза больше детей. Но дело в том, что у него уже есть семь, они же не умерли, а живут в вечности. И когда у него заново рождаются еще семь, так получается, что они удваиваются. Это интересная книга Ветхого Завета, которая говорит еще и о посмертной участи человеческой души, что она не умирает. И показывает святость Ветхого Завета.

В Новом Завете мы видим святость совсем по-иному. Мы видим, что Христос, в принципе, нарушает все установления Ветхого Завета, и более того, когда звучит фраза «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вы». Очень часто можно слышать, что этой фразой Господь призывает всех, кто много трудится, устал, обременен какими-то житейскими проблемами, и говорит, что с Ним им будет хорошо и покойно. В проповедях некоторых священниках можно услышать, что мир лежит во зле, а вы приходите в храм, здесь свечи горят, пение, запах ладана, и вам здесь будет очень хорошо, покойно, отдохнете душой. Хотя, на самом деле, слова, сказанные Христом, относятся к тем, кто трудится над законом Моисея. Христос говорит этим: Придите ко мне все, кто носит на себе закон Моисея, кто обременен им, и Я, а не Моисей, дам вам покой, то есть новую жизнь. Ибо Мое иго – благо, и бремя, которое Я наложу на вас, будет удобно для вас.

Христос довольно четко говорит: Не идите к Моисею, не трудитесь над его законом, идите ко Мне, и Я дам вам новую жизнь и закон, который будет для вас благ и удобен. И это уникально, потому что мы понимаем, что Христос все делает в новом виде, представляет новое Царство Небесное.

Как-то у меня был разговор с одним молодым человеком, который говорил:

- Я не могу быть, как вы, не могу все это исполнять, потому что я очень амбициозен, я не смогу быть таким кротким и смиренным, не смогу все это исполнять.

На что я ответил ему:

- Знаешь, я более амбициозен, потому что ты стремишься к тому, чтобы стать благополучным человеком в этом мире, а я стремлюсь к обожению, к тому, чтобы достичь единения с Богом.

И он согласился с этим. Святой человек – это человек, который стремится к общению с Богом. И это стремление – самый важный момент. Эта посвященность нас Богу, к сожалению, забывается многими людьми, даже ходящими в храм и слышащими Священное Писание. Они считают, что посвящен Богу только священник, есть образцы святости, но я никогда их не достигну, но Господь увидит меня, и я, может быть, спасусь.

Хотя если бы человек воспринял, что он уже посвящен Богу и уже освящен им, то в этом моменте он бы понял, что на него налагается очень большая ответственность и что Царство Божие для него открыто, и даже Бог не может его закрыть для человека. Закрыть его может только сам человек. Поэтому нам все дано для спасения и для того чтобы мы были святы.

 

- Мне кажется, что проблема в том, что представления о святости у нас стали очень шаблонными, либо это преподобный, либо мученик, и поэтому воспитанное житиями представление кажется совершенно недоступным. Как Вы считаете, насколько реально воплотима индивидуальная, личная святость?

 

- Евангелие радикально воплотимо в наши дни, поэтому личная святость воплотима в жизни каждого человека. Думаю, что если говорить о наших житиях, то, во-первых, это не историческая, а нравоучительная литература. В ней представлены описания для научения христианскому благочестию. С другой стороны, язык житий давно устарел, он уже не воспринимается современным человеком. Нам надо менять язык житий, чтобы современные люди могли воспринимать их. Это видно по тому, как люди слушают, когда чтец читает житие святого и как они же слушают чтение проповеди, особенно выдающегося проповедника, вроде владыки Антония Сурожского или отца Александра Меня. В проповеди язык живой, подача в современном духе, а жития слушают очень плохо, потому что они, к сожалению, не отвечают на потребности современного человека.

 

- Вопрос телезрительницы: Насколько антураж, в котором мы совершаем молитву, например в темноте с зажженными свечами, приближает нас к боговедению?

 

- Это все очень индивидуально. Конечно, внешний момент играет большую роль. Допустим, в кельях некоторых подвижников мы не видим мелких икон, а в основном видим одну, две большие иконы Христа и Богородицы. Это для того, чтобы взгляд не разбегался, так легче фокусировать свое внимание и молиться первообразу. И для аскетического опыта человека это важно.

Важно, чтобы человек не только причащался, но и помнил о причастии. Святые старцы на Афоне говорят, что важно не только причастие, но и память о причастии. Бывает очень часто, что человек причастился, вышел из храма и зажил своей обыкновенной жизнью, никак не связанной со Христом, забывая, что он только что он соединился со Христом, и Христос живет в нем.          Поэтому воспоминание о причастии не менее важно, чем само причастие. Так часто бывает, что после причастия люди устраивают застолья с огромным опиванием, входят в хмельное состояние, что недопустимо после причастия. Есть определенные принципы.

Насколько свет играет роль, мы видим в богослужении. В какие-то моменты свет зажигается, в какие-то гасится, подчеркивая важность моментов. Во время Шестопсалмия везде гасится свет, можно находить этому различные аналоги, на самом деле в темноте люди лучше фокусируют внимание на молитве. Иногда в церковной молитве бывает и то, что мешает молитве, например партесное пение. В одном из писем Чайковский писал киевскому митрополиту, что, хотя очень любит его богослужения, не может находиться на них, потому что в то время, когда священство причащается в алтаре Святых и Страшных Таин, а верные должны сосредоточиться на том, что они сейчас примут Христа, клирос устраивает такой концерт с бурными овациями, что людям становится уже просто не до Христа.

 

- Вопрос телезрителя из Петербурга: Как можно отличить святого от не святого? И в чем различие между святым и просветленным? И еще вопрос: когда священник переходит в другое служение, зачем он меняет имя?

 

- В святости не убивается личность человека, ведь и Христос вочеловечился. Все святые индивидуальны, кто-то более аскетичен, кто-то менее, но от этого момент святости не меняется. В святых есть любовь, думаю, это то основное, что помогает отличить святого от не святого.

Вспоминаю историю, как мы, будучи молодыми людьми, подошли в Псково-Печерском монастыре к отцу Иоанну Крестьянкину и спросили, как он, не налагая на себя дополнительные молитвенные и аскетические подвиги, достиг от Господа такой благодати. Как бы в шутку он ответил: «Таким надо родиться». Но я думаю, что, в первую очередь, благодать Божия была на отце Иоанне, потому что он был абсолютная любовь. Святой человек – тот человек, который передает ту любовь, которую дает Христос. Ведь, на самом деле, человек ждет не счастья, он ждет того, чтобы его любили.

И самое важное, что делают святые, они передают нам ту любовь, которой нас любит Бог. Они являются свидетелями этой любви в нашей жизни, и люди это замечают.

 

- Хотелось бы вспомнить эпизод из жития Силуана Афонского. Его современники говорили, что он был хорошим монахом, хорошим работягой, но единицам он открывался как глубокий старец.

 

- Видите ли, на Афоне такая практика, когда не рассказывают о своей духовной жизни никому, кроме духовника. Может быть и молодой монах, но которого Господь одаряет теми дарами, о которых другой монах молится уже сорок лет, но Господь ему этого не дает. Чтобы не искушать его, духовная жизнь закрывается друг для друга и открыта лишь для духовника монастыря.

Силуан Афонский, конечно, не открывал свою духовную жизнь и свои духовные откровения никому, кроме своего ученика отца Софрония Сахарова, который написал об этом только после смерти старца.

Что касается жития святого, я всегда думаю, что когда человек молод, он руководствуется тем, что он красив, силен, и у него все в первый раз, но в конце своей жизни он может опираться только на то, стяжал он в себе духовный опыт или нет. И когда его руки разбиты артритом, а спина сгорблена, и когда к нему приходит множество людей, молодых людей, им хорошо в его орбите, потому что он имеет то, чего молодость им не дала и не может дать, а он в своей старости это имеет. И это притягательность горнего, которым дышит старость. Такие люди редки, но они бывают, и в этом заключается святость человека, когда своей жизнью он показывает то горнее, к которому стремился.

То, что касается перемены имени, об этом писал в своей работе Павел Флоровский: имя отображает сущность, в Библии это отражено в том, когда Адам нарекает имена всему сотворенному Богом. С другой стороны, имя отражает соподчиненность одного другому, поэтому Адам является господином всего сотворенного. Подобно тому, когда рождается ребенок, и родители дают ему имя, это означает, что ребенок подчиняется своим родителям.

Заметьте, что имя Ева дается Адамом только после грехопадения, до этого она называется просто женою. Имя Ева является отображением сущности женщины – давать жизнь. Но это уже не получается на их сыновьях. Рождается сын Каин, имя которого переводится на русский язык, как «Богом данный», и он убивает своего брата.

В Апокалипсисе мы читаем, что Господь каждому даст белый камень, на котором будет написано его имя, знать которое будет только тот, кому он дан и Сам Господь. То есть нам будет дано имя, которое будет непосредственно отражать всю нашу сущность.

Когда меняется имя, это говорит о том, что человек начинает новую жизнь. В Церкви имя меняется только у монашествующих: это показывает, что они отрекаются от всего, что было в их жизни раньше и что теперь начинается новая жизнь.

 

- Вопрос телезрительницы из Челябинска: Господь дал нам заповедь любить ближнего, а что значит любить людей по-божески: так, как это заповедует Христос?

 

-  В одном из псалмов есть строка «Суд без милости не оказавшему милости, ибо милость превозносится над судом». Мы зачастую судим о человеке, обстоятельствах с точки зрения нашей правды, а это несовершенно. В мире правды нет, правда есть только у Бога, отсюда происходят всяческие искажения.

Христос в Евангелии многократно подчеркивает, что милость превыше суда. Например, когда к Нему приводят блудницу, Он говорит: кто сам без греха, пусть первый бросит в нее камень. Христос говорит о личных отношениях человека с Богом, что не мыслилось Ветхим Заветом. Подлинно любить означает милосердное отношение ближнему. Именно от милосердного состояния мы будем все больше и больше восходить в степень любви, но это на мой взгляд.

Господь каждый день учит нас, как любить ближнего. Все мы просим, чтобы Господь дал нам в сердце любовь, дал нам смирение, терпение, и Господь посылает ситуации, где мы можем проявить себя терпеливыми, смиренными, проявить свою любовь. Если мы не усваиваем эти уроки, то те же ситуации даются нам вновь и вновь, как нерадивым ученикам.

 

- Существует представление о том, что она лишает индивидуальности, разнообразия.

 

- Сама жизнь разнообразна, у всех своя жизнь, и каждый человек может по-разному проявить свою святость. Когда в 1971 году на Поместном соборе была канонизация святителя Николая Японского, был запрос от Синода японскому правительству, чтобы открыть могилу святителя Николая, омыть его мощи и положить для поклонения в Токийском соборе. Японское правительство ответило на это, что святитель Николай является достоянием не только православной, но всей Японии, и изъятие его из могилы ограничит доступ к нему не православных японцев. Человек иного менталитета, иной культуры, иного языка становится достоянием страны, чуждой по менталитету, культуре, языку. В чем? Потому что он привносит очень многое в культуру Японии благодаря христианизации, к которой он стремился. Он переводит на японский язык Евангелие, богослужебные книги, делает для Японии очень многое. И для того чтобы выполнить эту миссию, он усваивает японскую культуру.

Господь проводит каждого человека своим путем, каждый встречает Бога своим образом. Я убежден также в том, о чем говорит владыка Антоний: человек не сможет поверить в Бога, если не увидит в глазах хотя бы одного человека сияние вечной жизни. Приход ко Христу всегда происходит через какую-то личность.

Конечно, мы должны воцерковлять своих близких, начиная со свой семьи. Если мы не являемся примером для своих окружающих, то каков смысл нашей христианской жизни.

 

- Вопрос телезрительницы: При каких условиях Церковь причисляет человека к лику святых?

 

- Прежде всего, у нас существует Комиссия по канонизации.  Во-первых, требуется наличие христианской жизни человека, во-вторых, зафиксированные чудеса, например, исцеления по молитвам, обращенным к нему. И, конечно, почитание этого человека многими людьми, даже еще не канонизированного. Таким почитанием пользуется архимандрит Иоанн Крестьянкин и митрополит Антоний, хотя они не канонизованы. Люди молятся об их упокоении, но мы знаем, что обращаясь к этим людям, они получают Божию помощь.

 

- Вопрос телезрителя: Можно ли достичь святости в наше время?

 

- Думаю, что вопрос о возможности достижения святости связан с тем, для чего тогда Церковь Божия, если нельзя достичь святости в наше время. Ведь благодаря тому, что мы соединяемся с Церковью, мы становимся святыми и можем достичь святости в любое время.

 

- Предначертано ли это от рождения или для любого человек путь открыт в любое время?

 

- Христос всегда ждет нашей встречи с ним. Об этом пишут очень многие церковные писатели. Например, протоирей Александр Мень пишет, что у сына священника может не возникнуть вопросов о том, надо ли молиться утром и вечером и о перемене еды со скоромной на постную, но все равно он должен почувствовать реальность Христа, реально встретить Его в своей жизни. До этого момента все это лишь атрибуты его жизни, но не жизнь во Христе. Встреча лицом к лицу со Христом обязательно должна произойти в жизни каждого человека.

 

- Расскажите, пожалуйста, о жизни и служении Игоря Цезаревича Мироновича, который, я не сомневаюсь, предстоит перед Престолом Божиим. Ведь это не типичный пример, поскольку он был мирянином.

 

- Игорь Цезаревич преподавал нам с Вами в Духовной семинарии, и был для семинаристов образом человека, который живет всем Священным Писанием, которое знал наизусть. Как-то мы шли с Игорем Цезаревичем, к нам подошел молодой человек, который принадлежал к евангелистам, и предложил поизучать Священное Писание. Игорь Цезаревич с радостью откликнулся и на каждый аргумент этого молодого человека приводил убедительный контраргумент. И хотя молодой человек так и не смог расслышать истину и ушел, в этой беседе было столько любви Игоря Цезаревича к нему, ищущему Бога и Христа, но забредшему в секту, что я был поражен этой снисходительной любовью.

Игорь Цезаревич являл собой ту интеллигенцию, которую сейчас редко встретишь даже в Петербурге. Вырос он в Иваново, там встретил человека, который помог ему прийти ко Христу, затем учился в Московской академии. Во время хрущевских гонений пошел в армию, а когда вернулся, ему велели в 24 часа покинуть Москву, и он приехал в Петербург к владыке Никодиму Ротову, который сделал его преподавателем в тогда Ленинградской Духовной академии.

Встречи с такими людьми оставляют след навсегда. Это, наверное, момент святости человека, когда понимаешь, что благодаря такой встрече, меняется вся твоя жизнь.

 

- Телезрительница просит срочно ответить на вопрос, соглашаться ли ей быть крестной, если семья ребенка является невоцерковленной и не собирается воцерковляться. Грех ли отказывать?

 

- Греха нет. Если человек знает, что семья не собирается жить церковной жизнью, зачем тогда вообще крестить. Это прерогатива Церкви решать, достоин человек крещения или нет. Так было всегда. В Александрийском училище людей готовили к принятию крещения три года. И только после того, когда Церковь решала, что человек достоин стать ее членом, она крестила его.

Конечно, никакого греха в том, что человек откажется быть крестным, нет. Крестные появились во времена гонений, это был тот, кто приводил с собой знакомого, желающего стать христианином, и поручался за него, что тот не предаст и будет учиться христианской вере. Так складывался институт крестных.

Если ты знаешь, что человек не будет входить в христианскую общину, не будет разделять с христианами Евхаристию, какой толк в том, чтобы быть крестным. Церковь говорит, что иногда люди выпадают из освящения и посвящения, когда перестают быть участниками христианской общины. Есть канон, в котором говорится, что если человек не посещал церковь без уважительной причины четыре недели подряд, он сам добровольно отлучает себя от Церкви. То есть своим поведением он свидетельствует, что не имеет с Церковью ничего общего.

Мы знаем мудрую русскую пословицу «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Это очень резонно, потому что Христос оставил после себя не книгу, но своих последователей. Христианство, вообще, не представимо без Церкви. Если человек не будет членом Церкви, он лишается освященности и посвященности. Некоторые обижаются на это, но ведь если, к примеру, я очень хочу быть акционером «Газпрома», но у меня нет этих акций, какой же я акционер. Точно так же с причастием. Если я не причащаюсь, какой же христианин.

Если же наша телезрительница уверена, что она сможет воцерковить этого ребенка, пусть становится крестной. Однажды так я стал крестным у людей, которые потихоньку воцерковлялись.

 

- Как, по-Вашему, соотносятся святость и порядочность?

 

- Смотря что мы вкладываем в эти понятия. Что такое «порядочный человек»? Мы уже говорили, что мораль и нравственность – понятия шаткие. Если мы рассматриваем порядочность человека с точки зрения мира, тогда никак не соотносится со святостью. Если мы говорим о порядочности с точки зрения соблюдения заповедей, то они связаны друг с другом тесным образом.

 

- Бывают такие перекосы в сознании человека, когда стремление к святости не делает человека порядочным.

 

- Бывает, что человек вычитывает правила, но не приобщается к культуре поведения, культуре общения.

 

- Христос убрал из своего вероучения культ. Заметьте, что в христианстве все храмы различны, даже в нашей православной традиции, нет общего стиля постройки храмов.

Основное, что дал Христос, это то, что Царство Божие уже наступило, и все мы дети этого Царства. Мы творим добрые дела не для Бога, мы творим их для себя, Богу наши добрые дела не нужны, Он самодостаточен. Добрые дела нужны нам, чтобы приготовить нашу душу к Царствию Божию.

Поэтому когда люди вычитывают огромные правила, совершают говения и бдения, должна быть поставлена конечная цель: для чего я это делаю в своей духовной жизни. В духовной жизни очень важно ставить вопрос цели. Для чего я совершаю ту или иную молитву, к чему меня должна подготовить та или иная аскетическая практика,  и что я в итоге хочу получить. Если я раздражителен, то я понимаю, что мне необходима аскеза в этом плане, я должен воспитать в себе смирение. Если я алчен, то я должен разными способами воспитывать в себе щедрость. Если я делаю это без цели, только потому, что так написано, возникает вопрос: зачем все это?

 

- Спасибо большое, батюшка. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

 

- Господь да будет со всеми вами. До новых встреч.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать