Святитель Феофан, затворник Вышенский

24 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 24 апреля 2014 г., тема: Святитель Феофан, затворник Вышенский.

 

Христос Воскресе, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».  Но сегодня у нас снова особенный выпуск и в гостях у нас матушка игумения София (Силина). Здравствуйте, матушка!

 

Приветствую Вас и хочу поприветствовать в эти Пасхальные дни наших телезрителей: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! И пожелать Пасхальной радости, конечно, всем в эти дни,  Святые светлые дни.

 

Спаси Господи, матушка! Дорогие друзья, наш сегодняшний выпуск посвящен Святителю Феофану, Затворнику Вышенскому.  Матушка, расскажите, пожалуйста, почему у нас сегодня такая тема, и какие события предстоят.

 

В 2015 году, в следующем году, будет общецерковное празднование 200-летия со дня рождения святителя Феофана. Это общецерковное торжество, и даже год назван годом святителя Феофана в нашем церковном календаре. И в преддверии этого торжества будущего года по благословению Святейшего Патриарха частица мощей святителя Феофана Затворника, а также чудотворная Вышенская икона Божией Матери, будут принесены (и уже совершаются принесения и крестные ходы) в различные епархии, прежде всего в те места, где святитель Феофан нес свое служение, архипастырское, пастырское и потом уже, можно сказать, и преподобническое, там, где сейчас его находятся святые мощи – место, особенное связано с его памятью – это Вышенская Обитель, где он провел более 20 лет в затворе.  

Петербург – это место, где святитель Феофан был сначала преподавателем Духовных школ, затем был  ректором Духовной академии, и, конечно, этот город,  Петербург, который не всегда воспринимается как колыбель монашества и не всегда ассоциируется со строгим подвижничеством, это на самом деле город, где святитель Феофан формировался и как монах, и как пастырь, и как добрый делатель на ниве Христовой. И по благословению правящего архиерея, именно в наш монастырь будут принесены из Вышенской Обители – это ковчег с частью мощей святителя Феофана Затворника и чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Кроме этого торжества принесения для почитания, для молитвы перед этими святынями, будет и наше такое сугубое монастырское торжество - возвращение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», которая находилась в нашем  монастыре в XIXвеке, которая была главной святыней нашей обители, которая была благословением Горы Афон и русских старцев Пантелеимоновой Обители нашему монастырю. Эта икона после революционных лет находилась в частном владении, и мы считали, что она утрачена, что она сгорела во время пожара как раз в том доме, в котором она находилась. И вот такое неожиданное чудо для нас  - эта икона была обретена, по-другому вряд ли можно назвать это событие – обретение, второе обретение этой иконы. И вот в предстоящие дни, уже совсем в скором времени  - 26 числа [26.04.2014] эти святыни прибывают в Петербург, в нашу обитель, а 27 числа будет официальная передача, официальное подписание акта о возвращении этой иконы из Вышенской обители, где она как раз и находилась последнее время, в наш монастырь.

 

Матушка, скажите, пожалуйста, а как Вы считаете, какая реакция будет православного народа на появление этих святынь в Санкт-Петербурге? Будет ли такой же отклик, как, например, от появления в городе Даров Волхвов или от привезения пояса Пресвятой Богородицы? Или все-таки более спокойная предполагается…

 

Я думаю, что реакция вызвана объективными возможностями людей и теми обстоятельствами жизни, которые сопряжены с паломничествами. Дело в том, что на Святую Гору Афон не может попасть значительная часть нашего церковного народа – прихожанки. Поэтому, конечно, к святыням, которые привозят со Святой Горы Афон, очень много женщин, которые понимают, что туда невозможно попасть. Ну и, конечно, объективные причины – как визы, паспорта, дорогостоящие билеты – авиабилеты, для того, чтобы прилететь к тем святыням, которые  находятся в дальних весях и странах, в том числе и на Горе Афон. К святителю Феофану, конечно, многие думают, что они могут добраться и до Рязани, и до Вышенской обители, где находятся мощи святителя Феофана постоянно. И, тем не менее, я думаю, что эти люди, знакомые с творчеством святителя Феофана, которые читают как руководство, духовное руководство в жизни, его творения – аскетические, нравственные,  экзегетические - они, конечно,  придут поклониться, придут помолиться перед этими святынями. А у нас будут и молебны, и акафисты совершаться по череде приходами Санкт-Петербургской епархии, духовенством. Поэтому, думаю, что отклик, духовный и молитвенный, эта святыня найдет среди людей воцерковленных, знающих на собственном опыте, что такое молитва у мощей угодников Божиих.

 

Спасибо. Матушка, расскажите немножко подробнее о таком виде подвижничества как затворничество – что это и как это сочетается с тем, что святитель  является святителем, общественным деятелем, и при этом Затворником.

 

Дело в том, что святитель Феофан оставил кафедру и принял служение, которое нельзя назвать святительским служением, хотя мы его почитаем как святителя и он канонизирован как святитель, т.е. как епископ по тому сану, который он имел до того, как ступил на поприще затворничества. Затворничество - это делание сугубо монашеское. По канонам церковным епископ, который принял схиму, уже не совершает Литургию и не совершает Литургию как архиерейское служение, архиерейским чином. святитель Феофан не принимал схиму, он просто ушел на покой.

Сначала он получил Вышенскую обитель для управления и стал её настоятелем, но потом почувствовал, что стремление к  такому особенному пути – ведь он Затворником не сразу стал, он потихоньку, в течение какого-то периода приспосабливался к необыкновенным, необычайным, чрезвычайным условиям, в которых он провел последующие 20 лет: сначала он на весь Великий Пост затворялся, сначала он выходил на балкончик, для того, чтобы пообщаться с братией и посмотреть, для того, чтобы просто воздухом подышать, а потом рамки его жития все более и более становились еще более строгими, более аскетичными. В этом смысле это был подвиг прежде всего как монашеский подвиг, не святительский, хотя, с другой стороны, архиерейство – это тоже монашеское служение, это один из видов монашеского служения.

Я помню, мы обсуждали тему «Виды монашеского подвига и виды монашеской жизни» на комиссии по делам монастырей. И вначале был представлен на проекте такой документ, где архиерейское служение не упоминается как монашеское служение, но вот один из архиереев, постоянных членов Священного Синода, сказал, что архиерейское служение  - это тоже один из видов монашеского служения. Так что у Бога многообразие служений, а Дух один.

 

Спасибо, матушка. Но вот я читал, что святитель Феофан в день получал от 20 до 40 писем и на все он обязательно отвечал. Это ведь можно назвать общественным служением – и как это сочеталось с его затворничеством, как Вы считаете?

 

Дело в том, что затворничество – это ограждение человеческого духа от некоторых внешних факторов, как то от обилия общения с людьми, от всего того, что развлекает или может развлечь наши органы чувств, молимся – «Просвети чувств простую пятерицу». И то, что известно из истории подвижничества православной церкви – это как раз стремление в затворе оградить вот эти «чувств пятерицу» от внешних некоторых факторов. Писание – это очень традиционное делание монашеское, которое не вызывает тех реакций, которое вызывает личное общение с человеком, встреча с человеком или даже при современных технических возможностях это телефоны, телевидение, электронные средства общения. И вот эта переписка вполне укладывалась в то делание и в тот образ жизни затворника, потому что слово обращено, прежде всего, к уму человека и в наименьшей степени к чувствам, причем, говоря об уме, мы подразумеваем не разум, интеллект, а ум как духовную часть человека. И это писание и переписка святителя Феофана она, вместе с тем, сочеталась с его писательской деятельностью, потому что, например, книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», другие сборники писем  - они были опубликованы потом для общего назидания. Ведь и в древности монахи, которые находились в пустынях каких-то, пропастях, в крайне удаленных местах от людей – в этом смысле они не были затворниками, но были пустынножителями. В общежительных монастырях затворничество тоже существовало. Но всегда это сочеталось с просвещением ума, с чтением Священного Писания, с чтением и сверкой своей души и совести как со своим духовным отцом, так и с творениями других отцов.  Пожалуй, редкостный случай могу только вспомнить, когда Макария Великого спросили «Авва, как же у тебя нет книг?» И он отвечает вопросом  - «А что прежде было – ум или книги?». И совопросник этот ему отвечает –  «Да, конечно ум» - «Ну вот поэтому у меня нет книг». Но в целом мы знаем, что  в традиции монашеской всегда это было чтение келейное - чтение Святых Отцов.  И та переписка, которую святитель Феофан вел, стала и плодом его духовного делания, плодом его молитвы о его духовных чадах, о тех адресатах, которые к нему обращались за советами, так и плодом духовных размышлений над теми Святоотеческими творениями, которые он изучал, которые он переводил, и которые он применял в собственной жизни.  Поэтому я думаю, что это очень сочетаемые моменты.

 

Матушка, а как Вы думаете, возможно ли в наши дни такое служение – служение затворничества? Или вот одна из Ваших монахинь вдруг захотела бы стать затворницей – как бы Вы отнеслись?

 

У меня никто еще из монахинь не просил в затвор. Хотя у Бога всё возможно. И иногда вот задают вопрос – возможно ли какое-то особое делание  наше время? Наверное, можно только вспомнить слова батюшки Серафима Саровского: «Отчего в наше время нет таких подвижников, как прежде?» - «Оттого, что нет решимости». Наверное, Бог может воздвигнуть таких людей, имеющий такую пламенную решимость, которые и понесут такой подвиг. И этот подвиг будет спасительным для них и будет полезен для всей Церкви. Другое дело, что человек любой, живущий церковной жизнью, участвующий в Таинствах, он понимает, что восхождение к высотам такого делания  - всегда очень индивидуально. И в то же время имеет свою последовательность, свою этапность. Святые Отцы не рекомендуют и не советуют уходить в пустыню тем людям, которые только пришли в монашескую жизнь. Почему? Потому что в человеке страсти могут спать. Вот удалился, взялся за некий подвиг, а ведь взявшись за орало,  не оглядываются назад, хуже будет, если человек взялся за высокий подвиг – пустынножительство, затворничество, а потом почувствовал, что это совсем не его, он не выдерживает. Потому что сначала страсти будут спать, потому что нет собрата, который его страсти  трогает, затрагивает, ему будет казаться, что у него действительно высокие духовные состояния, и молитвы, и радость, и любовь к людям, которых он не видит. Потом другой уже может начаться этап, когда человек, впавший в прелесть, он либо начнет такие «прелестные» состояния испытывать, либо страсти, действующие в человеке, который не очищен от страстей, они начнут его съедать, ему там очень худо придется. Поэтому из наших сестер, я думаю, я бы сказала, что вряд ли кто-то сейчас способен к такому житию, а во всей Церкви – у Бога все возможно! У нас один батюшка, архимандрит, когда братья начинают говорить, что им кажется, что в их монастыре не спасаются, чего-то все им не хватает для спасения, он говорит – «Ну, хорошо, проведи один день, выполняя каждый пункт нашего Устава и каждое мое благословение. И если ты хоть один такой день проведешь, я тебя благословлю в какой-нибудь еще более высокой жизни монастырь».  И он говорит, что  за все это время [никого] даже не нашлось. Потому что даже то, что  малое благословляется,  - и то очень непросто выполнить.

 

Спасибо, матушка.  И хотелось бы узнать о Вашей личной жизни и жизни насельниц Вашего монастыря. Какую роль играет Феофан Затворник? Читаете ли Вы его творения или, может быть, слушаете за трапезой?

 

Конечно, творения святителя Феофана, я бы сказала, многие доступны для разного возраста, духовного возраста, для разного образовательного уровня всегда найдется у святителя Феофана доброе слово – как новоначальному послушнику, так и человеку, пришедшему в совершенство. Мы и за трапезой с сестрами читаем творения святителя Феофана, многим прихожанам, которые обращаются ко мне (либо это прихожане, стремящиеся к монашеской жизни, либо просто душа жаждет духовной жизни), я всегда советую читать книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Очень простые жизненные советы. Написаны они были к одной особе, которая не хотела выходить замуж, но и не решалась еще в монастырь.  И вот святитель Феофан ей очень добрые простые советы дает: «Пусть тебе родители будут как игумен, или игуменья, пусть каждый твой сродник в доме будет как брат или сестра монастырская, монастырские насельники, и ты так приучишь свою душу относиться, как если бы ты в монастыре жила».

Конечно, когда-то в юности мы тоже приходили все в церковь, воцерковлялись. Поучения святителя Феофана, Толкования на Евангелие, на Апостол, дневные толкования – очень простым доступным языком излагаются истины христианские, даются толкования на дневное Евангелие. Я  помню, что, не имея возможности каждый день бывать в храме и слышать Евангелие,  дома мы с моими подругами, с близкими читали Евангелие дневное и Толкование святителя Феофана - простое, доступное и очень назидательное.  Поэтому я думаю, что творения святителя Феофана – это и азбука христианской жизни, а его переложения Святых Отцов и переложение «Невидимой брани»  очень  назидательно для любого человека, живущего уже и не первый год в монастыре.

 

Спасибо, матушка. Раба Божия Галина спрашивает о поклонах в период Светлой Пасхи.

 

Отменяются.

 

Земные поклоны отменяются и в монастыре?

 

И в монастыре тоже. Дело в том, что, наверное, имеется в виду Пятисотица  - такое  правило монашеское. Или вообще за богослужением. За богослужением, мы знаем, что до Троицы отменяются земные поклоны, на Троицу читаются первые коленопреклоненные молитвы.  В монастыре  согласно традиции в русских монастырях (традиция восходит к Саровскому уставу) Пятисотница, такое правило Иисусовой молитвы, как раз в Пасхальный период земные поклоны не совершаются. Поэтому мы не отходим от традиции нашей церкви даже из аскетических соображений.

 

Спасибо, матушка. Скажите, пожалуйста, есть два святителя, которые постоянно сравниваются – свт. Игнатий Брянчанинов и свт. Феофан Затворник. И вот как-то так складывается в последнее время, что миряне больше уделяют внимания свт. Игнатию, который писал для монахов, а свт. Феофан, который писал в основном для мирян, остается мало узнанным или совсем не узнанным. Как Вы думает, почему это происходит и что делать с этим?

 

Я думаю, что в нашей церкви такое богатство духовной литературы наших русских подвижников и такое наследие, которое может  напитать любую душу. У свт. Игнатия, кстати, в Назидании для монахов, то, что любят читать наши миряне, очень делается правильный акцент, что читать надо не всю подряд литературу, а надо читать то, что благословлено духовным отцом для пользы конкретного данного человека. И, кроме того, некая выстраивается иерархия той литературы духовной, которую в определенной последовательности и следует читать, в том числе и монахам, вернее, прежде всего монахам, потому что действительно, свт. Игнатий об этом пишет в правилах для монашествующих, в уставе монастырском пишет, в творении для новоначального инока. 

И вот думается, что в любом чтении духовном очень важно не просто наполнить свой ум различными знаниями из различных областей, думается, что цель любого чтения духовного – это духовная работа конкретной души конкретного человека.  И чтобы человек не уклонялся ни влево, ни вправо от такого должного пути «золотого», он должен обращаться к своему духовному отцу, что ему духовный отец посоветует  - посоветует ли читать то, что написано для монахов прежде всего, свт. Игнатия, или посоветует он ему читать свт. Феофана.  Хотя я бы не сказала, что абсолютно все творения свт. Игнатия только к монахам обращены. Например, «Аскетические поучения».  По-моему, из наших отечественных  духовных писателей-проповедников  одно из самых замечательных творений, это аскетическая проповедь – проповедь, которая начинается на Евангельские чтения, подготовительное к Великому посту, и заканчивается Страстной седмицей. Я думаю, такое чтение очень интересно и назидательно читать и мирянам. И в то же время у свт. Феофана и для мирян, и для монахов эти поучения – очень тонкое наблюдение за духовной жизнью. 

Но, повторюсь, как любое духовное чтение, оно может принести и пользу, но, к сожалению, иногда может принести и вред. Вот приведу такой пример. Один современный проповедник, духовник большого женского монастыря (в Екатеринбурге находится монастырь), отец Авраам, он окормляет большое сестричество, и он подметил одну интересную особенность. Делая даже выписки из Святых Отцов, (а я думаю, что многие люди, и миряне, и монахи, и тем более семинаристы, и батюшки – они имеют такую практику, и я сама люблю выписывать какие-то полюбившиеся высказывания), он подметил, что выбираются те моменты, которые каким-то образом льстят нашим страстям.  Не те, которые предлагают нам бороться с какой-то страстью,  а наоборот. Причем все это может приобретать такой благочестивый вид. Если мы заговорили о том, к кому обращены Писания? свт. Игнатий Брянчанинов пишет – к монахам. О милостыне, пишет в связи с Евангельским чтением о милосердном самарянине: наше дело, монахов, оказывать невещественную милостыню. Невещественную милостыню – это молитва, прежде всего, это слово духовного назидания тем, кто несет пастырское или духовническое служение. Вот представьте себе – мирянин, который только пришел в церковь, он читает – «наше дело – невещественная милостыня». А разве мирянам не вменяется в обязанность делать вещественную милостыню? Почему человек выбирает из писаний то, что ему удобно? А потому, что иногда вот кто-то болеет дома из сродников, кто-то лежит в больнице, где-то какой-то человек, нуждающийся в нашей помощи, может быть, многодетная семья какая-то. И вот такой мирянин, горе-разумный чтец, решает, что я лучше помолюсь, чем я пойду помогу постирать белье немощному человеку, или принесу лекарства больному, или навещу кого-то в больнице. Я помолюсь – вот будет ли это разумно? Вт для этого в церкви и существуют духовники, существуют священники, которые подскажут человеку, что спасительно, правильно ли он понял, что прочел, относится ли это служение и нему. А так, конечно, есть те писания, которые общий характер носят – это Толкования священного Писания – конечно, это любому христианину надо понимать, любому христианину это полезно для души, это есть у Феофана Затворника, есть святителя Игнатия, тоже мы встречаем духовные Толкания. Но, конечно, направленность у свт. Игнатия прежде всего на жизнь монашескую – то, для кого он прежде всего писал.

 

Матушка, у нас есть звонок из Самары, Р.Б.Сергий: «Слово «монах» происходит от слова «один», греческого, в переводе. В чем состоит монах  общежительном монастыре?»

 

Монашество общежительное имеет свой образ в Апостольской общине: Христос Спаситель и 12 Апостолов, учеников. Монашество в том смысле, что «монос» (один) – это, прежде всего, подразумевается, что человек не создает семью. А в общежительном монастыре – это братство или  сестричество – это предстояние людей перед Богом таким образом, чтобы во многих телах была душа одна и была одна воля. Какая это душа, какая воля? Говоря словами о. Ефрема Ватопедсткого, - «Христоволя», т.е. Христова воля. Поэтому в общежительском монастыре – это такой идеальный образ монашества, который имеет образ Господа и Его общины, Апостолов.

 

Спасибо, матушка. Вот Вы говорили, что необходимо часто советоваться со своим духовным отцом. Но как Вы считаете, может ли писание святых Отцов заменить духовника?

 

Я думаю, что нет. Дело в том, что обстоятельств, при которых бы человек не мог бы найти для себя руководителя и совершенно не с кем было бы  посоветоваться, попросить благословения и проверить свою совесть – это если только человек на Антарктиде живет, причем -  не выезжая никогда оттуда, или на космическую станцию его забросили на всю жизнь.  Но сейчас в России у людей есть такая возможность – везде есть храмы.  И, кстати, я хочу сказать, что у святителя Феофана Затворника, который жил в затворе, был духовник (этот духовник был настоятелем Вышенского монастыря), и он всегда сверял свою совесть с руководством.  И Священное Писание, и руководство своего  духовного отца, или священника, исповедующего на приходе, - это действительно два крыла, которые помогают лететь душе христианской к небесам.

 

Спасибо, матушка. Вопрос от Валентины из Санкт-Петербурга: «Я сама в Санкт-Петербурге живу, часто бываю в монастыре, и я знаю, что у них много матушек молодых, которые, наверное, имеют родителей. Приняв монашеский сан, каким образом они общаются? Какую деятельность они проводят не только в монастыре, но и занимаются ли какими-то вот такими делами? Спасибо большое».

 

Наверное, два вопроса – как они общаются с родителями, с родственниками и второй - чем они еще занимаются? Я скажу таким вот образом. У нас, конечно, древняя традиция. И удивительное свидетельство и о подвижниках, например, которые живут на Горе Афон, они говорят о том, что очень часто люди оставляли родителей навсегда и не имели вообще никакой связи с ними. И есть затворнические монастыри, я знаю, что  в западной церкви, где уже действительно, уйдя в монастырь, человек уже и не встречается, и не переписывается, не созванивается. У нас немного другая традиция. Как-то так складывается сейчас такая эпоха, когда люди часто либо из семей невоцерковленных, либо даже из семей, где люди вообще не верующие. И приходят в монастырь. С другой стороны, для того, чтобы людям подать руку помощи тем, которые крещенные, православные, в том числе наши родители,  другие родственники, мы даем такую возможность, чтобы они участвовали в нашей жизни. Каким образом. Если родственники живут в Петербурге, они могут придти в определенные дни, в определенные часы, по благословению игуменьи, и встретиться с сестрами. Но по традиции для молодых, для новоначальных, конечно, желательно в присутствии кого-то из старших сестер. Для родственников, родителей, которые живут в других городах, может быть, в тех городах, где совсем нет монастырей, они приезжают и с большой радостью принимают участие в нашей монастырской жизни, на послушаниях монастырских – и на трапезной помогают сестрам, и в богослужениях участвуют, как, конечно, богомольцы, как паломники. И отчасти – мы так щадим чувства сродников, потому что важен перед Богом мотив – почему мы что-то делаем и чего-то не делаем. Не сам по себе факт ограничения и не сам по себе факт отказа от чего-то нас делает и монахами, и христианами, и делает этот поступок угодным Богу -  мотив – «почему?». Если мы сидим в монастыре, скучаем, унываем, нам не хватает общения с нашими сестрами во Христе, и тут вот родственник приехал – «О! Сейчас я ему все расскажу, сейчас я узнаю новости мира, утешусь, на плече поплачу у мамы, бабушки, сестренки или тетушки благочестивой». Какой мотив перед Богом нашей встречи? Получить утешение для себя. Это не по-монашески. Если к нам приезжают наши сродники, которые сами нуждаются в утешении, в поддержке, особенно в сегодняшнем мире антицерковном, зачастую – агрессивно антицерковном, они приезжают и могут получить от нас поддержку, в разной форме, это не всегда слово, хотя и слово иногда дорого. Увидев, как мы молимся, увидев наше малое делание, увидев наше братолюбие друг к другу, люди утешаются сами, укрепляются. И, я считаю, что на том этапе жизни нашей обители, нашей общины, думается, что это тоже служение народу Божию,  в том числе нашим сродникам, которое Богом благословляется. Может быть, мы когда-то достигнем такой степени, какой  достигают Афонские подвижники. Например, о. Ефрем Ватопедский на одной встрече, на которой я присутствовала, говорил, что монах должен от всего отречься. Он даже своей маме, которую он постриг в монахини и духовником которой является, сказал: «Мама, я на твои похороны не приеду». Представляете, какая степень отречения и аскезы. Но мы пока сами еще не выросли в эту меру, для того, чтобы к этому подвигу и к этой мере подвига и наших сродников подвигнуть.

 

Спасибо, матушка. Следующий звонок из Архангельской области: «Хотелось бы узнать Ваше мнение о монашествующих в миру».

 

Исторические обстоятельства были разные. В истории нашей церкви монашество в миру было вызвано гонениями. Монастыри закрывались, и людей не прописывали, людей выгоняли, людям не давали пению, паспорт, другие чинили препятствия. В то время это было оправдано и обосновано. В наше время – я могу сказать, что моего какого-то личного мнения нет, есть позиция Церкви – время монашества в миру миновало. Владыка Иоанн (Снычев) покойный, с которым тоже имела возможность общаться, говорил, что сейчас время монашества в монастырях. Есть ряд причин, обстоятельств, скажем, если человек совсем пожилой, больной, монахиней хочет быть, парализованный, например, не в каждом монастыре ему могут условия обеспечить, он просто ляжет тяжелой обузой на сестричество – надо организовывать особые условия пребывания человека. Даже у нас были случаи, когда у нас нет лифтов, только сестры, и если что-то с человеком случается, даже со второго или третьего этажа  по узкой лестнице просто не спустить человека, на носилках не перенести. Но если человек имеет достаточное здоровье, чтобы себя обслуживать, передвигаться, какая причина, какая необходимость. У нас разве мало монастырей? У нас почти 900 монастырей в РПЦ, из них, наверное, добра половина – женских. И потом, для души человека, когда живешь в общежительном монастыре,  - много вещей. Первая вещь - в общении с сестрами познаешь свои немощи. Был ты добрый в квартире, а оказывается, когда ты начинаешь с человеком другим сталкиваться, близко, бок о бок живешь, оказывается, гнев есть, и раздражительность, и мнительность, и претензии на властолюбие, и любоначалие есть – все вскрывается в общении с людьми. Может быть, такие вещи вскрываются именно в межличностном общении.

Есть и другая сторона, радостная, утешительная. Сейчас Пасхальные дни. Нигде так не чувствуется радость Пасхи, как когда ты вместе с сестрами христосуешься на праздник. Иоанн Златоуст говорит: «Подходим, братию, друг друга лобызаем и приветствуем их со словами «Христос Воскресе!». Нигде так не радостно, во всяком случае, монаху, как за трапезой Пасхальным яичком разговеться, послушать чтение Пасхальное, Пасхальное слово, Пасхальное поучение, Толкование святых Отцов. Нигде так не радостно, как в общежительном монастыре, когда ты идешь Крестным ходом вместе со своими сестрами и братьями в мужском монастыре, которые пронесли подвиг Четыредесятницы в свою меру, а теперь вошли в радость Пасхальных дней. Поэтому я, например, думаю – огромная ценность и огромный дар для всех нас, и какой-то дар не заслуженный, он заслужен теми поколениями монахов, которые были изгнаны из своих обителей, которые жили по квартирам, которые были в лагерях.  Я читала про одну монахиню, послушницу Дивеевской обители. Ей старица блаженная, юродивая Дивеевская пророчество сказала: «Будешь с мужиками спать и девой останешься». О чем это было: она оказалась в лагере в Караганде, их выселили, выбросили из вагона в чистом поле при морозе 40 градусов. И вот все, кто в этом поезде был,  они все рядом легли на ночевку, жались в каком-то разрушенном сарае, продуваемом ветрами при 40 градусах мороза, и так грелись. Вот, что имела в виду старица. И вот все эти люди, мне кажется,  вымолили для нас радость иметь возможность обители, общежительной обители.

 

Спасибо, матушка.  Тамара Николаевна, 78 лет, спрашивает, может ли она поступить к Вам монастырь, что есть силы, здоровье  и возможность. Скажите, с чего начинается поступление в монастырь и как это происходит?

 

Конечно, надо и личное общение, надо, чтобы человек паломницей приехал, паломницей в индивидуальном порядке, трудницей на какое-то продолжительное время.  Надо взять рекомендацию у священника, у которого человек на приходе окормляется. И батюшка, который окормляет эту Р.Б. Тамару, он должен преподать ей свое благословение. Конечно, в любом возрасте человек может придти к Богу. Пожалуйста, вот таким образом.

 

Спасибо, матушка. Возвращаясь к теме духовников, хотелось бы задать  Вам вопрос. Часто общение с духовником подразумевает исповедь помыслов и полное руководство над жизнью. Возможно ли это в миру? В монастыре?

 

В монастыре это не только возможно, но и необходимо, потому что монах, который ищет своей воли, он чаще всего получает такой ответ – делай, как хочешь. Монах, который готов исполнить благословение, он получит и конкретный ответ,  совет, и благословение.

Если говорить о людях, живущих в миру, я думаю, что копировать во внешних проявлениях монашескую жизнь – это бессмысленно и невозможно. Почему, живя в монастыре, люди могут руководствоваться конкретными советами игумена монастыря, духовника монастыря? Потому, что он знает обстоятельства их жизни – знает их взаимоотношения с другими братьями, как он ведет себя на послушании. Мы ведь все какие? Мы все о себе очень высокого мнения. А если мы что-то рассказываем своему духовнику, то мы хотим иногда выгородить себя. И даже, кода мы ругаем себя, оказывается, что мы тем самым тоже стараемся показать тоже иногда какие-то стороны хорошие в своей жизни. Но в монастыре все это очень видно, как на ладони. И Устав Феодора Студита подразумевает, что игумен знает от старших на послушаниях обстоятельства того, как ведет себя на послушаниях какой-то брат, послушник, монах. И как он относится к другим братьям, и что он сказал. И все это такие моменты, которые позволяют не только давать вопрос-ответ на Исповеди, когда брат спрашивает, а игумен отвечает, но и в целом понимать, как человек живет. В обстоятельствах мирской жизни это практически не возможно. Я помню, мы были на одной встрече, и один кипрский священник, он русскоговорящий грек, которому пришлось окормлять русских, которые либо живут, либо работают, а может быть  отдыхают на Кипре. И его поражали многие вещи. Вот, например, его поражал вопрос, почему русские берут на каждое материальное начинание благословение: «Благословите купить машину… благословите продать машину…» – «Послушай, какая мне разница, что ты будешь делать со своей машиной? Это не относится к вопросу духовника». И более такой серьезный вопрос был. Жена приходит к мужу и говорит: « Я не поеду с тобой в отпуск, мне духовник не благословил».  Один старец Афонский говорит, когда его спрашивали, как на это реагировать: «Скажи своей жене, пусть живет с духовником, а не  с мужем тогда». Должно быть понимание. А вот вопрос, чего мы ищем в окормлении, открываем ли мы действительно в  полноте совесть своему духовнику. Это все относится и к мирянам, а уже умный духовник постарается разобраться, где нужно на то, чтобы чихнуть человеку преподать благословение, где просто сотворить молитву перед началом доброго дела, а в церкви есть такой чин. Мы вот не видим, что какое-то дело очевидно не богоугодное, греховный элемент содержит – человек приходит «Благословите открыть казино», «А можно ли молебен на строительство бара под стенами монастыря?» – очевидно греховное дело. А те вещи, где мы не видим этого – мы испрашиваем Божией помощи, Божиего благословения. Для этого в церкви есть чины определенные – чин благословения дома, например, чин на начало доброго дела, молебен на путешествия.

 

Спасибо, матушка. Феофан Затворник писал о том, что человеческое рассуждение и ум, очищенный от страстей, он должен всегда быть цензором. Вы тоже сторонница того, чтобы человек рассуждал перед всяким действием.

 

Человеку ведь дам разум Богом, а уже насколько он очищенный, человек должен сверять свои поступки и со Священным Писанием, и с благословением духовника, потому что иногда человек под каким-то таким своим собственным углом смотрит на дело, что может найти оправдание и греховным поступкам. Бывают разные странные и необыкновенные вещи, когда человек говорит – «Я пойду украду что-нибудь», или «Скрою какое-то имущество от моих родственников, оно им все равно не нужно».  Зато часть отдам на церковь, Робин Гуд такой. Или другие мотивы. Вот мне рассказывали – одна женщина богатая, миллионер, она шла на улицу, где шли очень дорогие товары ювелирные, покупала за безумные деньги этот товар, и говорила: «Я ведь делаю доброе дело, потому что я обеспечиваю работу стольким людям, они получат зарплату». Вот поэтому нам нужен духовник, священник, который нам пробудит нашу совесть. Действительно, ты покупаешь эти золоченые вещи, украшения, по мотиву, что ты заботишься о людях, или же ты себе хочешь доставить удовольствие, а уже зарплата людей и их благополучие – это приятный элемент для самооправдания. Вот такой наш разум иногда бывает.

 

Спасибо, матушка. Не так много времени осталось нашей программы. Хотелось бы Вас попросить озвучить программу визита святынь в Ваш монастырь.

 

26 числа [26.04.2014] в 18 часов у нас начнется Всенощное бдение, как раз примерно к этому времени прибудут святыни, которые будут встречать Преосвященный Владыка Маркел и делегация, которая сопровождает святыню – это Епископ Шацкий и Скопинский  Владыка Владимир, матушка игуменья Вера, настоятельница Вышенского монастыря, и сестры, которые приезжают со святынями.  У нас будет Всенощное бдение, когда богомольцы смогут поклониться святыням, помолиться за Всенощным бдением.

На следующий день, 27 числа [27.04.2014], у нас будет соборное архиерейское служение, которое возглавит Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит Варсонофий в сослужении еще четырех архиереев, прибывающих в гости в Петербург на эти торжества по его приглашению. И будет Божественная Литургия в 10 часов утра, встреча правящего архиерея. По окончании Литургии будет совершен молебен перед иконами, которые передаются, и мощами святителя Феофана,  и совершен Крестный ход с этими святынями вокруг нашего Казанского храма, где святыни будут находиться.

На протяжении последующих  дней эти святыни будут доступны с 9 утра и до 19 вечера. Храм в этот период не будет закрываться, и святыни мы никуда не будем переносить. И в течение дня по череде духовенством практически каждый час будет совершаться молебен одним из приходов петербуржской епархии.

В эти же дни, можно будет смотреть на сайте нашего монастыря и на сайте епархии, будут совершаться круглые столы, просмотр фильма о Святителе Феофане в помещениях нашего монастыря. В первый же день дважды будет показан фильм «Путь спасения», о Святителе Феофане.

Приглашаем всех желающих.

Также силами нашего духовенства и преподавателями Духовной Академии очень интересные будут проходить столы, посвященные учению святителя Феофана о страстях. И будут принимать участие в этом и православные психологи, которые тоже ориентируются на учение святителя Феофана в своей деятельности, в своих трудах. Мне кажется, это будет интересно, открытые круглые столы.

В последующий период у нас эти святыни в течение нескольких дней будут приноситься для поклонения в разные медицинские, социальные учреждения, и даже в следственный изолятор. Мы подготовили с помощью наших благотворителей и прихожан 10 000 брошюрок, интересных, утешительных для людей, которые находятся в больницах - в хосписе, где много онкологических больных, уже умирающих, и в онкологическом диспансере. Туда будут принесены святыни, отслужен молебен, а также вот эти брошюрки будут раздаваться болящим, которые находятся в этих учреждениях. При участии детской миссии в несколько детских домов эти святыни будут принесены.  И в следственный изолятор. В сопровождении наших священников, сестер Вышенской обители, сестер нашего монастыря святыни будут принесены в эти учреждения. Так что если кто-то захочет помочь в этом добром деле -  чем можно помочь. При посещении следственного изолятора  большая такая потребность в молитвословах, в духовной литературе. И каждый наш слушатель сегодняшней передачи может приобрести или, может быть, в доме есть лишние духовная литература или молитвословы, и передать в наш монастырь, для того, чтобы при поездке в этот следственный изолятор мы могли людям эту литературу передать. Цена этого молитвослова в материальном измерении может быть небольшая, плод сторицей принести.

 

Спасибо большое, матушка. Прошу Вас сказать пару слов на прощание нашим телезрителям.

 

Хочется поблагодарить всех наших слушателей, которые с терпением слушали сегодня и меня, и слабую попытку рассказать о том духовном богатстве, которое оставил святитель Феофан.  И хочется пожелать, чтобы то, что мы читаем, чтобы это чтение было не чтением для разума, не чтением для наших знаний, для совопросничества, хочется пожелать, чтобы это было живое слово святителя Феофана, которое нас укрепит, которое будет поддержкой в нашей жизни, а, может быть, поддержкой какому-то человеку страждущему, нуждающемуся, потому что страждущий человек – это не только человек, который болен телесно, это и человек, который болен духовно. А часто болен такими страстями, в исцелении который может святитель Феофан помочь. И конечно, будем молиться Святителю Феофану, будем читать ему Канон, Акафист, будем своими словами молиться этому великому учителю нашей Церкви, чтобы его молитвы помогли нам приобрести те добродетели, которые он имел. Меня спросили на пресс-конференции, о чем Петербуржцам молиться, спрашивали светские люди: вот Спиридону Тримифунтскому молимся о жилье,  Пантелеимону – при телесном здоровье, о чем молятся Святителю Феофану? В нашу эпоху всеобщей духовной болезни, мы будем ему молиться о духовном исцелении. Мы больны такими страстями, в которых нам нужны такие помощники, которые сами в своей жизни это все преодолели, благодатью Божией и своим подвигом. Вот  об этом мы будем его просить.

 

Спаси Господи, матушка. Дорогие друзья, я напомню, что сегодня с нами была настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина), ведущий - Михаил  Кудрявцев. Всего доброго, до новых встреч. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

 

Расшифровка:

Восковцева Надежда

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать