Святая Земля в словах и жестах. Часть 9

9 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Кто такие фарисеи, саддукеи, зилоты, ессеи? Об устройстве общества времен Христа рассказывает Рафаил Мусан-Леви, гид паломнической службы "Радонеж", сурдопереводчик - Николай Соколов.

Рафаил Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж»

– Вифезда. Это место упомянуто в Библии. В Евангелии от Иоанна написано, что у Овечьих ворот была купель. Что это означает – купель? Для чего она? Дело в том, что мы, живущие в России, знаем, что каждый берег построен на берегу реки, например Волги, Днепра и т.д. На Святой Земле такой возможности нет, потому что здесь нет таких рек. Поэтому необходимо обрабатывать разные резервуары, источники – в древности была целая система водоснабжения. Расширялись природные источники и создавались пруды, которые иногда сообщались друг с другом по каналам. К временам Христа была уже целая система, которая имела начало в Хевроне. Из Хевронских гор вода текла в сторону Вифлеема и из Вифлеема до Иерусалима.

В окрестностях Иерусалима также были разные пруды. То, что мы видим сейчас под нами  (пространство в виде ямы со слоями разных периодов), и есть Овчая купель. Только в наше время воду в ней не собирают. Там есть развалины разных церквей, я вам потом покажу церковь времен крестоносцев, которая построена на месте византийского православного храма в память об исцелении расслабленного. В наши дни есть одна цистерна, в которой находится вода.

В Евангелии говорится об одном расслабленном, который 38 лет лежал на своей постели и мечтал получить исцеление. Дело в том, что в эту купель временами сходил ангел, который возмущал воду, и после возмущения воды любой человек, который окунулся, получал исцеление. Но этот человек всегда лежал на своем одре и никак не мог окунуться, потому что всегда после возмущения воды кто-то успевал окунуться прежде него.

Когда Христос увидел расслабленного, то сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». То есть Господь Сам исцеляет его, не надо было окунаться в воду. После этого фарисеи стали возмущаться тем, что человек в субботу идет и тащит свою постель – это считается работой. Этого нельзя делать в субботу. Фарисеи говорят ему: «Сегодня суббота, что ты делаешь?» Вместо того, чтобы удивиться, как это может делать человек, который был инвалидом. Для него это не труд, а радость – все эти годы он лежал и наконец смог взять постель и пойти. А ему говорят: «Что ты делаешь? Кто тебе сказал, что так можно делать? В субботний день по закону Моисееву этого делать нельзя». Человек отвечает: «Тот, Который меня исцелил, Он и сказал: «Возьми постель твою и ходи». – «Кто тебе сказал такое?»

Иисус в это время укрылся в народе – фарисеи искали Его убить за то, что Он исцеляет людей в субботу. Что за общество было во времена Христа? Если мы не будем иметь о нем представления, нам будет очень трудно понять, о чем рассказывается в Евангелии, почему Христос был арестован, почему для священников было плохо то, что Он проповедовал.

Был такой историк – еврей, священник, который, однако, писал свою историю по-гречески, – Иосиф Флавий. Его симпатии были проримские, потом он даже получил римское гражданство. Изначально он участвовал в войне против Рима, но потом сознательно решил принять именно римскую позицию, поэтому некоторые иудеи до сих пор считают его предателем. Тем не менее он был еврейским священником и историком. Кстати, на Руси эта книга была всегда очень популярна. Первым, кто ее переводил, был Ярослав Мудрый. Его книги «Иудейские древности» и «Иудейская война» были известны еще в Киевской Руси.

Почему нам это важно? Иосиф Флавий дает нам очень интересную картину времен Христа. Он считает, что общество было разделено на разные партии: идеологические, политические, религиозные. Иногда называет их разными мнениями, разными философиями.

Флавий пишет, что были саддукеи – олигархи, богатые люди, несколько семей, которым в основном принадлежала вся власть. Они не верили в воскрешение мертвых. Они считали, что надо слушаться римской власти, презирали простых людей. Они не ожидали прихода Мессии и не верили в жизнь после смерти, не верили в присутствие ангелов. Тогда во что же они верили? Для них Библия была культурной, исторической традицией, литературным произведением искусства.

Среди саддукеев были священники, но священнодействие было для них лишь красивым чином с красивыми словами, где все должно быть по порядку, но никакого внутреннего содержания в нем не было. Саддукеи были приближенными к Ироду – это тоже надо иметь в виду. Когда Ирод пришел к власти, он уничтожил все духовенство, которое было до него, и поставил своих людей – тех, которые были ему нужны и полностью от него зависели. В более поздний период римляне владели даже облачением, находившимся недалеко отсюда, в башне Антония. То есть священники даже не имели собственного облачения, а должны были получать его у власти. Ирод создал полный контроль над народом, религией.

Но не всем это нравилось. Были также фарисеи. Слово «фарисей» происходит от слова «паруш», что означало «я отделяюсь», то есть это были люди, которые отделялись от всего этого – они, наоборот, шли к народу. Некоторые из них были богатыми, некоторые бедными, то есть они не были олигархами. Фарисеи считали, что спасение – в законе Божьем, в соблюдении ритуальной чистоты иудеев. В принципе, это путь более правильный, чем у саддукеев, но тоже со своими проблемами. Фарисеи верили в воскрешение мертвых, ожидали прихода Спасителя, то есть верили, что будет Мессия. Они проповедовали среди народа, но не призывали к бунту против римлян – это то, что их отличало от партии зилотов.

«Зилоты» по-гречески означает «ревнители». Эти ревнители считали, что надо соблюдать закон, как правильно говорят фарисеи, но этого недостаточно – надо иметь политическую власть. Зилоты прекрасно поняли, что Рим – это самая большая держава, но тем не менее верили, что если соберутся вместе, то смогут победить даже Рим. Зилоты призывали людей не платить римлянам налоги и найти среди иудеев, священников тех, кого они называли предателями, и давить на них. А если этого не получается, даже убить их. Среди зилотов были даже будущие ученики Господа (Симон Канонит). «Канонит» означает «зилот», а необязательно то, что он происходит из Каны Галилейской, – есть разные версии.

Мы видим три основные партии: фарисеев, саддукеев и зилотов. Среди зилотов были некоторые, названные даже разбойниками, то есть более радикальные – люди, которые занимались тем, что можно назвать терроризмом. Варрава скорее всего был среди них. В Евангелии мы читаем, что Варрава был разбойником («бе же Варрава-разбойник») и что народ просил выпустить именно его. Мы думаем, что люди совсем обезумели – им нужен был разбойник. Но это был не простой разбойник, а идеологический – зилот. Зилоты верили, что если они будут заниматься таким разбоем, Господь им поможет и даст им вождя, который победит римлян, восстановит царство царя Давида – и евреи станут самой великой нацией в мире. Такой у них был неправильный патриотизм.

Иессеи же были своего рода сектантами: они не молились в главном в храме, считая, что он безблагодатный. В каком-то смысле они были даже правы, но их выбор иногда был крайним.

Когда мы смотрим на эти направления, то пытаемся понять, к какой партии принадлежал Иисус Христос. Он не подходит ни к одной из них. Есть некие элементы от фарисейства, но фарисейства истинного – как религиозного движения, которое лишь со временем превратилось в ложный путь. Так же, как зилоты – люди, которые любят свою родину, хотят делать что-то хорошее. Но если мы вникаем, то видим, что Господь, наоборот, говорит: «Царство Мое не от мира сего». Исцеляет людей в субботу, вроде бы нарушая закон, общается с мытарями, с Закхеем, что для фарисеев невозможно – такие люди, как Закхей, для них просто грязь. Фарисеи также не имели учениц, они считали, что не только общаться с женщинами, но даже смотреть на них – это уже осквернение. В Талмуде написано, что кто общается с женщиной, унаследует геенну. А у Христа были ученицы: жены-мироносицы, Мария Магдалина, что могло возмутить фарисеев.

Теперь мы понимаем, почему некоторые из последовавших за Господом могли кричать: «Распни, распни Его». То есть они разочаровались, поняли, что Он не тот, кого они хотели. Зилоты ждали сильного человека, который будет бороться с римлянами, организует армии, а Господь никаких партизан вокруг себя не собирал.

Эти основные идеологии, тенденции, в принципе, существуют и сейчас в любой стране мира, в том числе и в России. Конечно, это очень упрощенные определения; думаю, что во времена Христа было намного больше партий, чем описывает Иосиф, но эти основные.

Итак, кто такие фарисеи? Фарисеи – люди, которые хотят выполнить закон Божий. Это могут быть самые лучшие прихожане. Но когда человек опирается только на закон, а любви нет, тогда это превращается в фарисейство в плохом смысле. Есть хорошее фарисейство и  плохое. Хорошее – это соблюдение правил, порядка, домостроя, что иногда необходимо: мы не можем все время жить просто свободно. Тем не менее когда это без любви, то это неправильно.

Что такое саддукейство? Когда человек говорит, как сказал о себе в интервью один российский артист: «Я православный атеист. Православие – это наша культура, это очень важно...»  Это уже саддукейство. Потому что вера не идеология, а истина, общение с Богом. Человек не может быть православным атеистом, ты или атеист, или православный.

Зилоты – это как бы больной патриотизм. Патриотизм необходим, но когда человек из-за него становится жестоким, это никому не нужно и ничего хорошего из этого не получается. Как раз зилоты привели к тому, что храм был полностью разрушен, еврейская государственность полностью уничтожена, и ничего хорошего из этого не вышло.

Неужели сейчас у нас есть иессеи? Иессеи – это сектанты, которые говорят: епископы и священники плохие, благодати в храмах нет, будем молиться сами дома, всё будем делать сами. Даже если в чем-то эти люди правы, сам этот путь неправильный.

Поэтому, изучая историю Израиля двухтысячелетней давности, мы видим многое из того, что происходит сейчас и у нас. Хотя мы сейчас живем совсем по-другому: у нас машины, самолеты, космические спутники, но по сути все то же самое. Поэтому единственное, что нас может избавить, – это обращение к Живому Богу, Господу нашему, Который выше всех наших умственных, идеологических представлений. Потому мы с вами и ходим по этим местам.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы