Свет невечерний. Голос женщины

8 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Последние годы в церковной общественности происходит ряд изменений, на которые мало кто обращает внимание. Одно из них – это все возрастающая роль женщины в церковной среде. Женщины как будто бы обретают голос, чаще заявляют о себе.

Раньше мы говорили о том, что Церковь спасли «белые платочки». Это слова одного из наших патриархов, который, оценивая период гонений на Церковь, сказал, что своим существованием мы обязаны как раз тем женщинам, чаще всего бабушкам-пенсионеркам, которые не дали закрыться последним храмам, отстояли их, на своих плечах вынесли всю тяжесть церковного существования в годы гонений на Церковь, длившихся не одно десятилетие.

Кроме того, наблюдая за речью некоторых чиновников, я как-то заметил, что у них проскальзывает фраза о том, что нужно прийти в церковь потому, что там соберутся бабки. Бабки – это не денежные знаки, а женщины преклонного возраста. То есть у ряда товарищей, которые извне наблюдают за жизнью Церкви, сложилось впечатление, что в основном там находятся старушки, что это место для пожилых людей.

Когда я учился в семинарии, перед нами как-то выступал один из чиновников Сергиева Посада, баллотировавшийся в депутаты и искавший себе избирателей. Когда семинаристы спросили его о том, как он видит будущее Церкви и как может ответить на вопрос, зачем нужна Церковь, он со всей искренностью и непосредственностью сказал: «Ну, надо же где-то собираться пожилым бабушкам». То есть для человека светского церковь – это по большей части женский клуб, причем для женщин пожилого возраста. Некоторых это отпугивает, для других, особенно для людей, выросших в Церкви, это факт, который не входит в поле рефлексии, то есть мы над этим не размышляем, а просто принимаем как само собой разумеющееся.

Но в последние годы мы видим не бабок, не старушек, а женщин успешных, хорошо образованных, верующих, занимающих вполне активную позицию в церковной жизни. В книжных и церковных магазинах мы видим книги, написанные женщинами, причем не монахинями, а очень часто многодетными мамами, которые размышляют над Священным Писанием, над нравственным богословием, дают оценку каким-то событиям церковной жизни. Мы видим богословские учебники, написанные женщинами. Есть женщины-библеисты, есть женщины специалисты по догматике, по сравнительному богословию, женщины-религиоведы, женщины-философы, причем специалисты по религиозной философии, женщины – знатоки устава, и я видел несколько учебников по церковному уставу, написанных женщинами.

Не секрет, что женщины очень активно публикуются в печатных изданиях, в социальных сетях, на разного рода православных сайтах. Есть качественные тексты, написанные женщинами, есть видеопрограммы, записанные женщинами. То есть это вполне светские, успешные, довольно часто молодые женщины и в то же самое время православные, верующие, воцерковленные, занимающие очень активную позицию в жизни Церкви.

И наряду с этой возросшей активностью женщин… Я не скажу, что активность только у женщин, потому что и мужчины, не только в священном сане, тоже очень часто заявляют о себе. Для нас просто интересен этот феномен – как именно в наше время вдруг возросла роль женщин, обретших голос, и насколько это не вызывает у большинства людей никакого отторжения. То есть в православной традиции мы воспринимаем это как нечто естественное.

Если в Западной Европе мы знаем некую революцию, которую произвели женщины, – движение феминисток, которое было поддержано, например, столпами французской философии, когда появились женщины-философы, писавшие просто фундаментальные труды по философии феминизма и не только. И самое интересное, что писали они очень качественные, глубокие тексты.

В русской традиции мы не видим никакой революции. С чем это связано? Можем быть, с тем, что у нас никогда не было проблемы отношения к женщине как к чему-то скверному. То есть всегда существует бытовое женоненавистничество, как есть бытовой антисемитизм, – вещи, которые совершенно нельзя искоренить. Но в общественном сознании к женщине всегда относились с великим почтением, и у нее всегда была возможность как-то о себе заявить.

Неслучайно самые первые школы для девочек появились именно на Руси, в раннем Средневековье. Самая первая из них была основана в Новгороде. Может быть, из этой терпимости и толерантности, привычной в раннем Средневековье для русских людей, и идет эта традиция, которая привела к тому, что сейчас мы имеем праздник жен-мироносиц как международный православный женский день.

Когда я школьником начал ходить в церковь, никто и не знал о том, что день жен-мироносиц (это второе воскресенье после Пасхи) является днем православной женщины. То есть как день православной женщины праздник жен-мироносиц появился совсем недавно, это новодел. Если кому-то хочется кого-то обвинить в обновленчестве, то, пожалуйста, вот один из тезисов. Мы даже противопоставляем этот праздник светскому празднику 8 марта, причем никто не протестует, не поднимает голос против принятия этого праздника как дня православной женщины, то есть это совершенно естественно.

Мне кажется, дело в том, что в сердцевине нашей русской культуры – это не какое-то мистическое воздействие, это просто факт – есть очень теплое, нежное отношение к женщине. И даже воздействие некоторых очень жестких текстов, которые мы находим в Ветхом Завете, не сломали эту толерантность. Женщина всегда оставалась женщиной, и для русских мужчин это всегда была святыня. Я сейчас говорю о русских мужчинах, имея в виду людей не по крови, а тех, кто говорит по-русски, принадлежит к русской культуре. И почтение к женщине, преклонение перед мудростью женщины, перед ее служением, ее нелегким трудом, внимание к этому труду – это родовые черты и русской литературы, и русской культуры.

Заметьте, как внимательно, относились к женщинам, например,  журналисты, описывавшие события послевоенного периода, когда женщины поднимали сельское хозяйство, работали на производстве, женщины, потерявшие своих мужчин, сами перенесшие тяжелое горе. Дело не в том, что женщины вынесли этот подвиг послевоенной разрухи и возрождения страны в этот период, а в том, что их подвиг был замечен. Вот на что я хотел бы обратить ваше внимание. Ведь для того, чтобы заметить этот труд, в культуре уже должны быть определенные основания, определенные предпосылки, которые приковали бы взгляд журналиста или писателя к этому образу –  к образу страдающей матери, к образу героической женщины, к образу женщины, которая поднимает страну из разрухи, рожает детей, воспитывает их правильно.

То есть мне кажется, что почтение к женщине, которое присуще современному православному богословскому дискурсу не нововведение, не некоторый тип обновленчества, но обнаруженная и раскрывшаяся именно в наше время предпосылка, всегда существовавшая в русской культуре. И это только делает ей честь и показывает, что не только душа человека по природе христианка, но и культура нашего народа в своей глубине очень крепко держится христианских основ.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 22 мая: 02:30
  • Среда, 23 мая: 13:15
  • Четверг, 24 мая: 09:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы