Свет невечерний. Шум бытия

27 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Даже взрослые люди иногда задают себе вопрос: как жить, чему себя отдать, чему себя посвятить, где мой путь, где моя дорога? Представьте себе, как звучит этот вопрос, эти требования в ушах подростка, если даже взрослые люди цепенеют от этого вопроса, от этой проблемы! Потому что мы живем в очень пестром мире, в котором предлагается много сценариев жизни, и всякий раз нам говорят: «Живи и ориентируйся на этого успешного человека. Посмотрите на Стива Джобса, а вот Уоррен Баффетт, а вот даже Рональд Рейган, а вот Джефферсон». Есть дневники, есть прекрасные литературные иллюстрации о том, как человек регламентировал свой день, как он успевал все делать. Остались ведь записи из дневников, есть мемуары. Есть замечательная книга Даниила Гранина об одном из советских ученых, который научился так управлять своим временем, что успевал писать статьи, диссертации, переписываться со всем ученым миром и в это же время прочитывать огромную массу книг, посещать театры, спектакли, концерты, вести очень активную общественную жизнь.

Мы читаем все эти истории и думаем: «Боже мой! Ну что же я так живу!» Утром проснулся – и думаешь: «Полежу-ка я еще часок». Обязательно съешь лишний пирожок, непременно будешь просто смотреть в окно полчаса и надевать носок еще следующие полчаса, потом следующий носок полчаса… И бывает так, что день проходит с таким успехом, что ты не можешь ничем похвастаться. У меня есть приятель, который в своем дневнике непременно пишет о своих достижениях, успехах в течение месяца (сколько он написал статей или отправил писем). Я всегда чувствую себя в его компании немножко неполноценным человеком, потому что меня пугают все эти достижения.

Как нам быть? Есть ли какая-то, может быть, единая метода по организации своей жизни? Или многозадачность, которую нам всегда бросают в лицо, – это нечто рассчитанное на сверхчеловека? Этот вопрос имеет свое духовное измерение не только в религиозном смысле, но и в сфере универсальной духовности, потому что наша очень шумная и очень быстрая цивилизация требует от нас некоторой продуктивности. Этой продуктивности от нас требуют иногда даже работодатели, и люди чувствуют себя как-то закомплексованно, ведь я должен что-то предъявить (даже в своей духовной жизни), а я не умею. Что это – признак неполноценности, распущенность, лень? Или же у меня есть свой какой-то особый путь?

Мой любимый автор Рэй Брэдбери в одном из своих романов, который называется «Вино из одуванчиков», вывел фигуру прабабушки. Ей посвящено не так много страниц, как другим персонажам, но она – гений дома, в котором живет большая семья, списанная с семьи самого Рэя Брэдбери. Прабабушка начинает утро на кухне и целый день, как дух этого дома, парит на кухне, создавая какие-то совершенно невероятные блинчики, каши, котлеты, окорока. То есть происходит что-то совершенно невероятное – вплоть до того, что нормальные дети никогда не любят суп, а тут едят даже ее невероятные супы! Так вкусно она готовит! Но у нее особый стиль: она готовит по наитию, по интуиции, то есть где-то схватывает щепотку перца, тут бросит лавровый лист, там подмахнет какими-то крупами... Этому она не училась, она не знает, как это все происходит, не может никому объяснить, как правильно нужно готовить, но получается просто невероятно вкусно.

И вот к ним приезжает погостить тетя – женщина очень рациональная, успешная, как мы бы сейчас сказали. Увидев это колдовство на кухне прабабушки, ее чары, ее музыку кулинарии, которая действует на нее просто как вызов, она тут же покупает бабушке специальные весы, кулинарную книгу, распределяет продукты по баночкам с надписями. Она требует, чтобы бабушка работала строго по методике, по рецепту: здесь нужно 100 граммов, здесь нужно 20 граммов, тут щепотка соли (причем щепотка сыпется специальными тщательно дозированными ложечками). И старенькая бабушка уже не может сопротивляться, не хочет никого расстраивать, поэтому пытается послушно действовать так, как говорит тетя – женщина волевая, успешная. И что получается? Бабушка теряет способность готовить, и все, что она делает по рецепту, невозможно взять в рот. Домочадцы из вежливости, конечно, сидят за столом, продолжают кушать, хвалят, но есть это невозможно, и бабушка совсем теряется. В конце концов кто-то из ребят предпринимает усилия, собирает чемоданы этой важной тети и выставляет ее за дверь, попутно сокрушая все коробочки, весы, дозаторы и так далее. И бабушка возвращается к своему обычному ритму.

Мне этот образ симпатичен, потому что я сам очень интуитивный человек, не рациональный, и как я ни пытался себя прикрепить к какому-то дневнику, расписанию, где есть время для того, чтобы читать, а здесь нужно вставать, тут нужно писать, – этого у меня никогда не получалось. Потому что есть люди рациональные, которые действуют строго по схеме, а есть музыканты, которым нужно идти за своим чутьем, за интуицией. Я думаю, стилей жизни, стратегий, практик очень-очень много. Это необязательно интуитивный тип или рациональный; мне кажется, их гораздо больше, чем два, больше, чем десять (сколько людей, видимо, столько и стилей). И чем раньше мы найдем этот ритм, тем лучше.

Мне очень близка музыкальная метафорика, потому что я много лет управлял хором. И каждый хоровик знает, что хороший певец, нужный человек в хоре – это человек, который слышит всю палитру звуков партитуры, интуитивно чувствует, где его партия, сколько голоса ему нужно дать, насколько громко, с какой динамикой, с какой драматургией, где нужно уйти, спрятаться, а где нужно вывести свою партию, потому что он подхватывает свой мелодический рисунок, чтобы вторить другой партии. Так и человек должен найти в этом шуме бытия свой собственный ритм и мелодический рисунок. Он может быть рациональный, может быть интуитивный, может быть синкопированный (совмещающий рациональный и интуитивный стили). Я думаю, их очень много, как много музыкальных жанров, но человеческих стратегий еще больше, чем музыкальных жанров.

Поэтому, друзья мои, свойство, навык чувствовать свою партию, свой ритм и идти за своей интуицией, за своим чутьем – это важнейший навык, без которого нам очень сложно в этой жизни найти себя. Если ты не нашел свою партию, свой музыкальный рисунок и свой ритм, ты никогда не сможешь полностью раскрыться, тебе нужно будет постоянно доказывать другим, что ты нормальный человек, достойный член общества. Поэтому, друзья мои, как это ни странно, мы должны научиться слушать свою партию, найти свой истинный голос, свое истинное звучание в этом шуме бытия.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 15 августа: 13:15
  • Четверг, 16 августа: 09:30
  • Вторник, 21 августа: 02:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы