Свет невечерний. Внешнее и внутреннее

20 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Мне очень повезло, потому что я учился в советской школе. У меня были замечательные учителя, со многими из них я дружу до сих пор. И мне повезло общаться с учителем математики – у нас была замечательная учительница, которая преподавала алгебру и геометрию, и на каждом уроке она несколько раз обязательно повторяла: «Нужно жить идеями». И она говорила это с таким энтузиазмом, что поневоле задумаешься над смыслом этой фразы – жить идеями.

Надо сказать, что это поколение учителей, которое мне посчастливилось застать,  в большинстве своем как раз жило идеями. С ними было очень интересно спорить, интересно общаться, узнавать что-то новое. Они всегда были открыты к диалогу и иногда, что меня очень сильно удивляло, были способны менять свою точку зрения, если ты представил достойные аргументы в споре. Это было очень интересно. Я общался с идейными людьми в хорошем смысле этого слова. Почему я говорю «в хорошем смысле этого слова»? Потому что есть некоторая крайность, которую иногда называют идеализмом, платонизмом, то есть это оторванность мысли и жизни человека от внешнего.

И мы эту оторванность иногда наблюдаем в том числе и в нашей религиозной жизни, потому что ведь и апостол Павел, и другие авторы, религиозные, христианские, учат нас тому, что нужно уделять внимание внутренней жизни. Сокровенный сердца человек – вот что интересно, об этом писали наши апостолы, наши учителя. Сокровенный сердца человек, наша внутренняя жизнь важней того, что происходит вовне. Правильно ли это? Правильно. Потому что если твоя жизнь достаточно интенсивна внутри, если ты по-настоящему живешь идеями, внутренне растешь, развиваешься, то внешние вещи обретают свою настоящую цену. Они смотрятся иначе, совсем по-другому.

Но очень часто это приводит к некоторому конфликту с внешним миром. Он проявляется у людей по-разному. Особенно болезненно он дает о себе знать в жизни так называемых неофитов, то есть людей, которые только недавно воцерковились, пришли в Церковь. Они тоже хотят жить идеями. Они тоже хотят стяжать внутреннюю молитву. Им тоже интересен путь внутреннего развития личности, как его описывает христианство, им тоже интересно вступить на эту лествицу духовного развития. Но тут их подстерегает множество опасных путей, капканов. Один из них – это презрение ко всему внешнему.

Когда я вспоминаю свою жизнь неофита  (а пришел я в Церковь подростком, школьником и тут же жадно стал читать книги духовных наставников), самое первое, что мне приходит на память, и приходит с некоторой даже горечью, это то, что начал я с презрения. Это так смешно сейчас вспоминать. Мне очень понравилась идея презрения к миру. Мир нужно презирать. А что такое мир? Это все внешнее. Мама говорит тебе о том, что надо морковку купить, хорошо бы поквасить капусту, а сходи-ка ты (это дело было в перестроечные годы) в магазин, у нас есть купоны на сахар, по два пакета дают в одни руки.

Я к этому относился как любой духовный человек. Как духовный человек относится к морковке, капусте, сахару, талонам и так далее? С презрением. Все это так низко, все это такой тлен, какие-то глупости. Люди спорят о политике, говорят о повышении цен – это все так неважно. Дружба, любовь, отношения между людьми, новые постановки в нашем театре, свежий анекдот – это все низко, это все мерзко, это все такое внешнее.

«Почему же ты не прибираешься у себя в комнате? – спрашивает меня мама. – Почему ты в очередной раз не застелил свою постель?» Но мне же так сложно ей объяснить, что это все тлен, это все такая глупость, такие внешние вещи. Одежда, прическа, порядок у тебя в комнате, сделанные или несделанные уроки, получение диплома или хороших оценок – это все тщеславие, тлен, это все такая суета, которая достойна только презрения человека, живущего идеями, сокровенного сердца человека.

Это, конечно, смотрелось или смотрится сейчас очень забавно и смешно, потому что со временем ты понимаешь, как на тебя влияют внешние вещи. Конфликт внутреннего и внешнего нельзя упускать из виду. Было такое исследование о жизни замечательного философа Карла Ясперса о том, как ландшафт местности, в которой он провел детство, повлиял на его философские взгляды. Я это очень четко почувствовал, когда однажды оказался в Петербурге и просто целый день гулял по Невскому проспекту. И понял, что люди, которые живут среди таких зданий, совсем другие. Человек, который окружен внешней красотой  (красотой архитектуры, красотой природы, прекрасных людей, красивых разговоров, мягких и нежных манер, что, конечно же, является чем-то внешним),  внутри себя меняется. Оказывается, внешняя благоустроенность очень важна для нашего внутреннего созревания, как раз для вызревания того сокровенного сердца человека.

Только человек, который уже достиг определенной интенсивности внутренней жизни через десятилетия духовного опыта и подвига, может позволить себе некую небрежность в отношении внешних вещей. Обычный человек нуждается во внешней упорядоченности –  не только во времени, но и в пространстве, в одежде. Как говорила одна мудрая старушка: «Докторская диссертация в голове не дает вам основания эту голову не мыть».

Внешняя чистота, внешняя прибранность очень важна для нашего внутреннего состояния. Я это очень чувствую особенно в Белоруссии, потому что у нас на протяжении уже нескольких десятилетий сложилась такая манера к болезненной, что ли, чистоте на улицах. Это чувствуют все люди, которые приезжают в Белоруссию. И всякий раз, когда я попадаю в другую страну, в соседние страны, когда вижу, как там не совсем прибрано, как заросло бурьянами поле, газон или просто обочина дороги, как грязно, какие страшные, неухоженные дома, меня это поражает очень глубоко в сердце, внутри. Потому что я себе не могу представить, как можно жить, как можно терпеть эту грязь, этот мусор, эти неухоженные дома. Ведь это очень сильно поражает наше внутреннее состояние.

Поэтому, мне кажется, очень важно, если мы хотим достичь некоторого развития нашей внутренней духовной жизни, начинать с очень доступных вещей – прибраться вокруг. Причем не только у себя дома. Если вы люди влиятельные или способны на работу в команде, работаете в организации, нужно искать возможности, чтобы все вокруг в вашем городе или в вашей деревне, в вашей стране было чисто и прибрано, потому что это очень сильно влияет на уклад мыслей, на манеру жизни, даже на принципы нравственности, на наш внутренний нравственный облик. Внешняя грязь – это повод и провокация к внутренней грязи, которая имеет способность накапливаться от недостатка уборки или даже любви к чистоте. Поэтому, друзья мои, конфликт внутреннего и внешнего для нас неприемлем. Всегда нужно начинать с доступных вещей и не терпеть никакой грязи – ни снаружи, ни изнутри. 

Записала Ксения Будченко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать