Свет невечерний. Зачем Христос хорошему человеку

31 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы снова встречаемся, чтобы поговорить о Боге, о вечном, ведь мы верующие люди. По крайней мере, в своей жизни я еще не встречал ни одного неверующего человека, хотя и попадались люди, которые пытались так себя позиционировать, очень хотели быть атеистами или неверующими… Я думаю, что человеку совершенно естественно верить в Бога. И мы совершенно естественно стремимся привести наших близких и, конечно, самих себя к Богу.Радостно и хорошо на душе, когда знаешь, что человек, которого ты любишь, уважаешь, тоже предстоит рядом с тобой перед Богом, молится, читает Священное Писание.

Иногда мы задаем себе вопрос, если человек хороший, добрый, зачем ему Христос? Как будто бы он и так справляется, как будто у него и так все хорошо. Этот вопрос звучит в связи с тем, что мы, как ученики Христовы, призваны благовествовать Евангелие Царства Божия. Мы ищем мотив этой проповеди:я говорю не только потому, что так сказал Господь, но и надо найти этот последний, предельный мотив, где бы нам самим было понятно, зачем мы это делаем. И для многих мотив этой проповеди – жалость. Появляется этот мотив, когда спасение – эту категорию, которая находится в самой сердцевине богословия и делает любую философию богословием – мы воспринимаем в отрицательном измерении, то есть спасение как избавление от ада. Жалко, если хороший человек в ад попадет, и неприятно. И я говорю ему о Христе, чтобы он в ад не попал. А с чего вы взяли, что он в ад попадет? Ведь есть даже люди, которые утверждают, что некрещеные младенцы идут в ад. Друзья мои, Америка была открыта в 1492 году, то есть до прибытия христианских миссионеров прошло почти полторы тысячи лет, в течение которых на этих двух континентах сменялись царства, цивилизации, рождались люди, и они ни слова не слышали о Христе. Вы что думаете, что они все пошли в ад? Господь попустил этим народам населять землю, радоваться, скорбеть, умирать, любить, ненавидеть, страдать за своих детей, за свои убеждения, ради того, чтобы затем всей своей цивилизацией отправиться в ад? Зачем вы так плохо думаете о Боге? Конечно, так нельзя говорить о Боге, Который любит всех младенцев и вообще всех людей. Потому что Он есть Бог-Любовь, об этом нам говорит Священное Писание. Разве в Нем меньше жалости, чем во мне, если Он всех некрещеных просто из-за того, что они не успели закрепиться или «прописаться» в Церкви, непременно отправляет в ад? Глупости, конечно! Нельзя так думать. Это просто кощунственно по отношению к Богу-Любви. А если в ад они не идут, не слышав ни слова о Христе, может быть, не следует тогда им и говорить? Зачем их тогда спасать? И тут мы должны сказать, что эта отрицательная теория спасения неудовлетворительна.

Мы говорим о Христе не потому, что хотим избавить людей от ада, хотя это и очень важный момент, но не он находится в центре нашего благовестия, нашего ощущения спасения. Наша жизнь, наша радость быть со Христом – вот сердцевина нашего евангельского благовестия. Я благовествую о Христе не потому, что хочу избавить человека от ада, а потому, что хочу поделиться своей радостью, что быть с Богом – хорошо.

Обратите внимание, как часто евангелист Лука говорит о том, что совершенно разные люди различных народов угодны в очах Божиих. Вспомните историю Корнилия сотника из книги Деяний, которую написал евангелист Лука. Апостол Петр, строгий законник, воспитанный в страхе Божием на иудейском законе, но верный ученик Христов, получает повеление пойти к язычнику – человеку по-своему благочестивому, дающему милостыню, но не иудею – и рассказать ему о Христе. И Петр идет с большой опаской, взяв с собой шесть человек, да еще трех человек, которые пришли от Корнилия. Десять человек идут в Кесарию. Апостол Петр подозрительно выспрашивает, что такое, зачем позвали. Ведь ему, как иудею, нельзя общаться с язычниками. Да, он христианин, да, он видел Христа распятого, воскресшего, вкушал от трапезы Господней, от Евхаристии, но тут язычник. Однако раз Дух Святый послал – хорошо, приду. И вот он рассказывает о Христе этому хорошему человеку Корнилию сотнику, в книге Деяний это замечательно описано. Всем рекомендую перечитать самое начало Деяний, где есть несколько проповедей апостола Петра, которые являются Символом веры первой Церкви, и где говорится, Кто Такой Христос и что Он Судия живых и мертвых, что мы спасаемся именем Его. Не так, как говорят свидетели Иеговы: «С именем Иеговы спасаемся». Апостол Петр четко и конкретно говорит: «Именем Его спасаемся», «ради имени Его благовествуемся», «Он Судия живых и мертвых». И пока Петр говорит к сотнику, Дух Святой сходит на все семейство Корнилия. Иудей Петр в изумлении: Дух Святой сошел на язычников, которых он еще не крестил.

Обратите внимание: в книге Деяний говорится, что Дух Святой сходил только при рукоположении апостолов. Даже специально приглашали первоверховных апостолов, которые возлагали руки, и тогда Дух Святой сходил. Был даже один персонаж, который хотел за деньги купить право низводить Духа Святого. А тут Петр рук не возлагал и даже еще не крестил, потому что сомневался: это язычники, можно ли им доверять, как Дух уже сошел на этих людей, уже принял их, и они заговорили языками, прославляя Бога. И для апостола это было самым высшим знаком того, что эти люди тоже нуждаются в усыновлении Бога. В богословии апостола Павла этот термин «усыновление Богу» является центральным в вопросе осмысления, что такое спасение.

Была такая история. На Востоке мусульмане дружили с христианами, так как нормальные люди в нормальных странах всегда дружат между собой. И некий мусульманин, богатый, уважаемый человек, очень благочестивый, часто приглашал к себе в гости христианского священника, старца. Они пили чай и разговаривали о высоком, о Боге.Однажды мусульманин говорит:

– Послушай, вот я выполняю весь закон: людей не обижаю, подаю милостыню, любой человек найдет приют в моем доме. Зачем мне верить во Христа? Почему ты хочешь, чтобы я был христианином?

И батюшка отвечал ему:

– В твоем доме много слуг. Среди них есть верные, на которых ты можешь положиться?

– Да, точно, есть такие люди.

– А каковы твои сыновья? На кого ты с уверенностью положишься: на своих слуг или на детей?

– Честно говоря, все-таки на слуг: они-то меня точно не выдадут, а сыновья – народ вольный, свободный, балованный.

– Хорошо, – говорит батюшка, – а когда ты помрешь, кому достанется твое имущество? Слугам твоим верным или детям?

– Детям, конечно!

– Вот так и во Христе мы становимся сыновьями. Может быть, мы не очень соблюдаем закон: не всегда у нас получается. Но во Христе мы усыновляемся Богу и поэтому мы наследники Царства Небесного.

Вот такая речь.Поэтому даже самый хороший человек нуждается в усыновлении Христу и Богу. Именно поэтому – ради единения с Богом, ради того, чтобы видеть наших близких людей в единстве с Богом, мы и благовествуем о Христе, зная, что каждый человек нуждается в том, чтобы быть сыном и дочерью Господа.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать