Свет невечерний. О том, что важно и нужно изучать свою веру

26 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В хорошее время мы живем, разве не так? Для верующего человека есть всё обилие благодати: храмы открыты, служатся службы, можно открыто исповедовать свою веру, деток приобщать к Святыне, самим приобщаться Святых Христовых Тайн, тайно исповедоваться, то есть совершать то, что было так вожделенно в те далекие времена, когда не было книг, каких-то периодических изданий, не было лекций, таких телепередач о вере, как наша с вами, когда не было разговоров о вере, когда люди боялись о ней говорить. И вдруг пришло время, когда есть и книги, и молитвословы, и передачи, и лекции, и есть возможность учиться, и всё это делается открыто. Мы действительно должны сказать, что в благодатное время живем!

Это очень хорошо, ведь были времена, когда люди прожили очень тяжелую жизнь верующих людей, вынуждены были скрывать свои убеждения, таиться, прятаться, тайком крестить своих деток, тайком ходить в храм Божий. Мне эти люди показывали тетрадочки, свои рукописные «сшитки», как в Белоруссии говорят, в которые они переписывали книги, целые богословские сочинения; многие из них даже переписывали целую Библию, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, чтобы хоть что-то иметь перед глазами, что-то читать. Я встречал монахинь, которые, пережив гонения, приучили себя священные тексты заучивать наизусть. Одну из таких монахинь я знал, и она наизусть цитировала целыми страницами акафисты, молитвы, Священное Писание.

Слава Богу, эти времена уже минули, и Церковь с достоинством вышла из искушения гонений, и сейчас мы, по словам одного известного русского философа, переживаем искушение торжеством, и вот одним из элементов искушения торжеством является некоторый спор, который то затухает, то разгорается между верующими людьми разных поколений относительно необходимости духовного образования, относительно видения в вопросах веры.

Один очень умный человек, имеющий научную степень, как-то мне сказал, что ему предпочтительнее вера простой, невежественной, безграмотной бабушки, которая в деревне трудится, молится, читает какие-то простые молитвы и не погружается во все наши богословские премудрости. Вот ее вера настоящая, ее вера истинная, а все наши премудрости духовной семинарии, духовной академии, богословские диссертации и журналы, богословские исследования текстологии, истории церковно-богословских вопросов, по его словам, это всё не нужно, это всё отвлекает, это мешает вере. И я знаю очень многих людей, которые считают, что вера созревает, достигает своего расцвета только на почве невежества, на почве неведения. Может быть, они не так остро это формулируют, как я это изложил, но, друзья мои, этот вопрос очень важный, поскольку это вопрос нашей духовной безопасности.

Мне кажется, что вера и знания не противоречат друг другу, а подразумевают одно другому. И первый аргумент, который я привел бы в защиту своего убеждения, – это то, что времена изменились. Те времена, когда простая бабушка могла в своем смирении и кротости, даже в таком блаженном неведении помолиться утром простой молитвочкой, поставить свечку, положить тысячу поклонов и идти трудится, – эти времена уже прошли. Мы живем в эпоху тотальной грамотности: каждый обучен грамоте, мы разбираемся в сложных устройствах, мы читаем книги, сами что-то пишем, посылаем сообщения и т.д.

Невозможно в нашем обществе быть безграмотным, поскольку, если ты безграмотен, если ты невежественен в каких-то основных вопросах, мировоззренческих, религиозных и даже политических, это чревато некоторыми последствиями, и самое главное из них – это то, что тобой будут манипулировать, ты будешь вынужден принимать точку зрения людей, которые более сильны в знании, чем ты сам. Периодически я сталкиваюсь с такими эпизодами, когда нами манипулируют и за христианство выдают некоторую подделку. Например, совсем недавно мне принесли красиво изданную листовку, в которой говорится о том, что каждый христианин должен в канун памяти Архангела Михаила ночью встать и помолиться особой молитвой, которая была записана 11 августа 1906 года на паперти собора Архангела Михаила Чудова монастыря.

Почему я должен был эту молитву прочитать? Потому что в канун памяти Архангела, который мы празднуем два раза в году, Архангел Михаил спускается в ад и опускает свое правое крыло в огненную реку, и она застывает, и те, кого мы поминаем в эту ночь с призванием помощи Архангела Михаила, спасаются, вскарабкиваясь на его крылья. Вот такой распространенный сюжет, который очень активно пропагандируется, и эти листовки вы можете найти и прочитать. Очень многие люди уверены, что именно так и есть. Я, кстати, не вижу в этом ничего плохого, но это ведь невежество, эта та форма, которая недопустима в наше просвещенное время!

Архангелы изображаются на иконах с крыльями, но это не значит, что у них есть перья, это не значит, что они летают, – это некоторый образ, образ духовного существа, которое преодолевает и пространство, и время, который находится рядом с нами, который видит наше рождение и кончину. Мы, на самом деле, очень мало знаем о природе ангелов.

Древние христиане по постановлениям апостольским (есть такой древний документ), действительно, в то время должны были молиться шесть раз в день в определенные часы, и в один из часов, в двенадцать часов ночи, они должны были творить краткую молитву не потому, что Архангел Михаил опускает свое крыло в огненную реку, а потому что всё творение, как учит этот документ, в этот час славит Господа, то есть здесь совсем другое толкование.
В общем-то нет ничего плохого в том, что народное творчество всегда неудержимо разрастается новыми сюжетами и образами, но это по своей сути безвредное мифотворчество невозможно в наше время. Мы не можем довольствоваться такими образами, потому что такое творчество очень часто неудержимо занимает место, которое должны занимать церковные догматы, и созревают такие учения, которые просто выдаются за подлинное христианство, хотя это подделки.

Один мой приятель говорил: «Отец Савва, как же Вы говорите, что можно работать за компьютером, можно общаться с католиками, звонить по телефону, когда вот в этом видеофильме про старца Николая Гурьянова (очень уважаемого человека и мною лично почитаемого) есть сюжет, где бесноватый во время отчитки кричит диким голосом, что все в ад пойдут: и католики, и те, кто работает за компьютером, и те, кто разговаривает по телефонам иностранным и т.д.?»

Вот такой сюжет, и никто почему-то не задает вопрос, почему мы должны слушать беса. Почему мы должны верить и правда ли, что кричит бесноватый? А как относился сам отец Николай к этим словам? И почему никто не задает вопросы, кто записал эту молитву Архангелу Михаилу на паперти собора Чудова монастыря? А если бы манифест коммунистической партии был записан на паперти собора, он приобрел бы какой-то вес и авторитет? Кто записал эту молитву и кто ее распространяет? Мы должны задавать вопросы, друзья мои, мы должны учиться правильному сомнению, и, самое главное, мы должны изучать свою веру, потому что обязательно появится человек, который будет выдавать свою поддельную, фальшивую версию за истинное христианство.

Поэтому, друзья мои, вопрос веры и знания – это вопрос своей личной духовной безопасности. Не дайте себя запутать, не дайте себя запугать. Это нас вынуждает к работе с текстами, к работе со знаниями, ума острого, бдительного, порой сомневающегося, но непременно стремящегося к просвещению, потому что мы должны ценить наше хорошее время, когда есть возможность читать и слушать, и должны очень много узнать о своей вере, церковной истории и о богословии.

 

Расшифровка: Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать