Свет невечерний. Взаимоотношения верующих внутри христианского мира

19 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, мои друзья!

Совсем недавно я узнал, что некий российский миллиардер пожертвовал неунывающему Стивену Хокингу огромную сумму для проекта по поиску внеземной цивилизации. Это ведь очень интересно: есть ли жизнь на Марсе, как вращаются планеты в далеких созвездиях и какого уровня достигли таинственные внеземные цивилизации. Вы знаете, что многие ученые протестуют против этих исследований, потому что нам неведомо, к чему это приведет, так как, если есть где-нибудь в созвездии Лебедя внеземная цивилизация, кто знает, может быть, они нас опередили в развитии и захватят, поработят, и мы боимся, пугаемся: может быть, не стоит идти на контакт?

И вот когда я размышляю на эти модные и очень интересные темы, меня охватывает не азарт исследователей или любителей фантастики, к которым я себя тоже отношу, а просыпается практик-христианин, потому что эти исследования, и этот интерес, и этот испуг напоминает взаимоотношения верующих внутри христианского мира.

Мы, русские православные люди, знаем, что христианская цивилизация неоднородна: есть на свете католики (их большинство), есть православные (причем очень разные, есть Восточная Церковь, есть Церковь Эфиопии, причем очень древняя, но с которой мы не имеем евхаристического общения; древняя красивая, интересная, многострадальная, мученическая Церковь Армении, с которой тоже нет евхаристического общения, хотя мы почитаем армянских святых, нам нравится армянское искусство, архитектура, но мы не можем вместе с ними молиться); мы знаем, что есть расколы, что есть целая огромная, пестрая ветвь протестантских церквей, которые развиваются, имеют свои университеты, традиции, берущие начало с богословия Мартина Лютера в XVI веке, и мы с ними тоже не имеем евхаристического общения; в конце концов, внутри русского православия есть незаживающая рана – старообрядческая Церковь, тоже неоднородная (Новозыбковская, Белокриницкая иерархия, есть беспоповцы, федосеевцы – их очень много), они не меряются между собой, но и с Московским Патриархатом не дружат, не общаются.

И вот мы с вами, как люди, читающие Священное Писание, дети Христа, которые в Евангелии от Иоанна читают призыв: «Да будем все едины!», не можем понять, как получилось, что христианский мир расколот, как так сложилось, что мы, люди, призванные к смирению (об этом говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Люди призваны быть солью земли»), мы не мир несем, не добрее его делаем, не милосердие проповедуем, а наоборот, являем расколы, распри и подозрительность.

Как быть в этой ситуации нам, простым людям? Мы понимаем, что вопросами уврачевания расколов должны заниматься в Церкви богословы и иерархи, но как-то не получается у них. И как нам быть вот в этом сложном мире?

Времена Советского Союза, изоляции русских людей от иного мира, например западной культуры, прошли: мы можем путешествовать, принимать гостей, мы видим разные лики православия: греческое, сербское, румынское, есть православные Церкви с другими календарями, которые празднуют Рождество с католиками, а не с нами. Как быть, как относиться к ним, стоит ли нам идти тем путем, который мне указал один старичок, посоветовавший доверительно: «Ни в коем случае, парень, не ходи в костел! Никогда не разговаривай с католиком»?

Можем ли мы сейчас позволить это себе, друзья мои: не разговаривать с католиком, не ходить в костел? Мы не будем разговаривать с ними, но они будут разговаривать с нами, потому что нас окружают люди других вероисповеданий. Они живут рядом с нами, к ним относятся даже наши родственники; мы читаем их книги и смотрим их фильмы, и я никогда не поверю, что если вы поедете вдруг в Париж, то никогда не зайдете в костел, Собор Парижской Богоматери, в котором каждый день совершается католическая литургия. Мы посетим это место и даже приложимся к святыне, которая там есть, – Терновому венцу; более того, если вы вдруг окажетесь в Бари, в католическом храме, выстроенном в норманнском стиле, вы, конечно же, посетите мощи святителя Николая, которые там хранятся. Мы не можем больше жить в изоляции.

Но что же нам делать? Может быть, махнуть рукой на все различия, которые между христианами существуют? Давайте будем молиться вместе с католиками, причащаться? Какая разница, в какой ты вере, в какой общине ты родился, к какой Церкви приобщен! Ни в коем случае!

Если ты родился здесь, в Белоруссии или России, если тебе Господь доверил быть сыном или дочерью Русской Православной Церкви, то ты за нее в ответе, ты не можешь быть предателем или индифферентным верующим. Ты принадлежишь этой общине, но это вовсе не значит, что остальных верующих, другие общины и конфессии нужно предавать анафеме и проклятию.

Друзья мои, служение примирения, о котором говорит апостол Павел, распространяется и является обязанностью не только богословов и церковных иерархов, но и каждого христианина, и мы на своем бытовом уровне должны это служение примирения совершать. Что это значит? Это значит относиться к людям другого вероисповедания терпимо, с добротой, с расположением и любовью. Нас призвал Господь благословлять всех людей, всю тварь, все живое, в том числе и тех людей, которые верят несколько иначе, чем мы с вами, но относиться к ним нужно по-доброму.

И вдруг открывается человеку, который пытается избавиться от этого религиозного изоляционизма, от этого испуга перед другими вероисповеданиями, что «есть жизнь на других планетах», что есть католики такие же благочестивые, как и мы, что у нас есть чему у них поучиться и есть чем поделиться с ними. У нас есть богатый святоотеческий опыт русского православия, о котором мы можем рассказать, также опыт новомучеников. И мы видим, что среди них есть молчальники и подвижники, среди протестантов – миссионеры, много мучеников, исповедников; среди католиков много людей бескорыстных, которые отдают последнюю копейку ради бедных детей, ради миссии где-нибудь в Бразилии или Африке, и мы должны этот труд благословлять, потому что, я думаю, и Господь это принимает.

И «есть жизнь на других планетах», и есть люди святые и в других Церквах, поэтому мы призваны к доброму, добрососедскому, благословенному, радостному и благодарному общению друг с другом, чтобы этот мир, который утопает в распрях, хотя бы среди христиан наладился, привел к любви, доброте, взаимопониманию, потому что христианам надо держаться друг друга!

 

Расшифровка: Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать