Свет невечерний. О молитве

20 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

 

Здравствуйте, друзья мои!

Когда мы читаем Священное Писание, очень часто проецируем события евангельской или библейской истории на себя: как бы мы себя вели, как бы поступили на том или ином месте. Не секрет, что отдельные эпизоды евангельской истории вызывают у нас недоумение, а порой даже негодование. Сейчас я зачитаю хорошо известный вам отрывок Евангелия от Марка, который вызывал у меня и у некоторых моих друзей недоумение и озадаченность, даже желание порицать поведение апостолов в той ситуации, которую описывает евангелист. Это 14 глава Евангелия от Марка, говорящая о последних минутах жизни Христа перед Его арестом, преданием на казнь, пытками, жутким несправедливым судилищем.

Пришли они [Христос и Его ученики] в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отошед, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. [Мк. 14:32]

Такую трагическую минуту, такую историю, богатую оттенками, богословскими смыслами, евангелист передает очень лаконично, простыми лапидарными фразами; нет подробного психологического анализа поведения Христа, Его мыслей, каких-то сомнений или борений учеников, нет подробного описания пейзажа, ландшафта, освещения и так далее, потому что сама суть всего происходящего –– в тайне служения Христа, в Его мессианском подвиге, в Его добровольном предании Себя на смерть ради человека, ради нашего спасения.

Но что у меня всегда вызывало удивление –– это поведение апостолов. Взял с собой верных учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Они были с Ним всегда и везде, даже там (например, на горе Преображения), куда не допускались остальные ученики. Они видели великие чудеса, были участниками тайн. И вот, когда Христу пришел час изъявить Свое добровольное согласие на смерть за человека и Он просил их молиться вместе с Собой, бодрствовать, они заснули. Три раза Он возвращался и три раза находил их спящими: никак люди не могли совладать с этой сонной дремой. И мы задаем себе вопрос: что, собственно, за апостолы такие, что за ученики, если они не могли по-человечески помолиться, разделить эту чашу страданий со своим Учителем?

Конечно, мы должны сказать, что они, с одной стороны, не знали того, что мы знаем сейчас, и неоднократно в Евангелии указывается на то, что они не понимали, Кто перед ними, что происходит, что должно произойти. Они не совсем понимали, что Он будет казнен и на эту казнь идет добровольно, и то, что Он воскреснет.

Но у нас с вами есть личный опыт молитвы, который не позволяет нам порицать апостолов.

Когда я читал эти строки много-много лет назад, будучи еще школьником, я негодовал. Потом пришло время, когда я стал осваивать обычную практику церковной молитвы (не кабинетное чтение из интереса или из-за азарта спорщика, любителя словесных дуэлей, а человека, который должен молиться за этот мир) и понял, как это трудно: бодрствовать и молиться.

Я думаю, вы со мной согласитесь, друзья мои, что молиться очень тяжело. Большинство из нас полагает, что молитва должна происходить в каких-то чрезвычайных обстоятельствах: например, у вас заболел ребенок, при смерти супруг, или же что-то произошло с родителями, или на работе какие-то нелады. Конечно, в ситуации эмоционального потрясения молиться проще, проще всю ночь провести в слезах или в чтении каких-то текстов. Второй момент, который у нас ассоциируется с понятием молитвы: мы часто отождествляем это действие, очень напряженное, сложное, –– бодрствование и молитву –– с вычитыванием текста. И частично это верно, но на самом деле текст молитвы и молитва –– это не одно и то же. Молитва –– это все-таки беседа с Богом, это наше к Нему бодрственное обращение даже без надежды быть услышанными, хотя мы понимаем, что Господь знает, чувствует и слышит наше прошение до того, как мы начнем Его о чем-то просить. Но в чем здесь аскетическая сложность? В том, что молиться регулярно, как того требует церковная дисциплина, очень тяжело. Попробуйте молиться так, как положено каждому православному человеку, то есть каждое утро, каждый вечер, перед едой и после еды, посещать богослужения. Раз в неделю каждый православный человек должен быть в церкви, хотя бы на Литургии, иначе какой же он православный?

И вот вы приходите на Литургию или на всенощное бдение. Служба не короткая, и вы понимаете, что мысль ваша далека от той, что можно назвать божьей, от чистоты намерений. Текст молитвы, даже очень понятный, ускользает. Вы сходите несколько раз в церковь, на нескольких службах побываете и осознаете, что, на самом деле, 90 процентов того, что происходит в церкви, понятно, стоит просто немножечко проявить усердие. Сложно удержать внимание, сложно держать какой-то естественный ритм сердечных помышлений. На молитве просто засыпаешь и начинаешь понимать Петра, Иакова, Иоанна, которых попросили молиться, но даже они не смогли сразу совладать со своим сном. Вот валит с ног сон: надо бы молиться, а не получается.

Мы с вами на собственном опыте осознаем, что молитва –– это огромный труд и что те люди, у которых есть этот дар, не просто восприняли его от Бога –– они еще и несут молитвенный подвиг за всех нас. Нашей земле очень нужен подвиг. Есть такие люди, благодаря чьим молитвам наша Земля жива, потому что молитва –– позволение Богу участвовать в нашей жизни. Господь знает все, что нам нужно, но Он как будто спрашивает у нас, свободных существ, позволения участвовать в нашей жизни, в нашей истории, а мы, молитвенно призывая Его, позволяем Ему участвовать в этом. Поэтому так ценны молитвенники, так важно учиться молитвенному бодрствованию.

Начинай с малого: с простой дисциплины, чтения обычных, может быть, маленьких молитв, но регулярно, ежедневно, и тогда постепенно, смиряясь и трудясь, мы с вами хотя бы чуть-чуть прикоснемся к тому молитвенному подвигу, к которому призван каждый из нас.

 

Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать