Свет невечерний. Путь следования за Христом

6 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

 

«Кто мне служит, тот мне да последует», – это слова Христа, обращенные к ученикам. Слова, которые записал евангелист Иоанн Богослов – один из Его вернейших учеников. О каком пути говорил Христос в Евангелии? Что Он хотел сказать Своим ученикам? Он хотел сказать, что путь, которым пойдёт каждый Его последователь, каждый Его ученик, каждый христианин, - это путь страданий, скорбей, боли, путь зерна. Если зерно не упадет в землю, если оно не умрет, то плода не принесет. Сегодня о пути страданий, пути зерна мы и поговорим в этой передаче.

Крест есть символ христианства. Христианство – религия распятого, воплощенного и воскресшего Бога, Победителя смерти. Он призвал Своих учеников следовать его путем – путем страданий, путем мужественного противостояния злу в этом мире. И мы знаем, друзья мои, что история христианства – это история скорбей и гонений. Первые три века вообще история мученичества. Из семени мученического возросла Церковь, и периоды гонений на христиан периодически появлялись в церковной истории. Так и совсем недавний наш опыт – это опыт Церкви русской XX века, когда были замучены за веру во Христа сотни тысяч людей, исповедавших Бога воскресшего. Это были не только епископы, священники и монахи, но и миряне. И сегодня мы должны сказать, что гонения на христиан продолжаются во всем мире, это объективный, даже научный факт: самая гонимая религия в мире – это христианство. Ежегодно за исповедание веры во Христа убивается сто тысяч человек просто за то, что они христиане. Это статистика. Вдумайтесь в эту цифру! И эти кровавые гонения не прекращаются.

Конечно, убивают христиан в основном в странах исламских или там, где исповедуют другую религию, например индуизм: в Индии много фактов сожжения целых христианских деревень. Несмотря на все эти безобразия, ужасы, убийства, издевательства над христианами, мы видим, что в европейских странах, где христианство является родной религией, даже государствообразующим, культурообразующим элементом, где христианство настолько вошло в историю, что его совершенно невозможно отделить от истории той или иной страны, мы с вами наблюдаем, что сейчас, возрастает количество эпизодов, когда и над людьми, и над христианскими святынями позволяют себе издеваться уроженцы вполне христианских стран.

Они говорят нам, что в этом нет ничего плохого, потому что это эксперимент творческий (из высказывания художника), и мы не должны на него посягать – это «святое». И нам говорят, что христианам не должно быть больно. Верующим не должно быть больно, потому что мы, верующие, должны понимать, должны осознавать, должны, по большому счету, учиться у свободных художников форме самовыражения.

Мы сами себе задаем этот вопрос: да, Христос призвал нас к страданию, но должны ли мы его искать или должны ли мы смиряться с этим издевательством, которое позволяют себе люди, наделенные сейчас властью, авторитетом, люди, чье мнение мы должны непременно слушать? Ведь страдания физические, безусловно, страшны и ужасны, но страдания душевные, нравственные, моральные не менее сильны, не менее мучительны. И вот, друзья мои, в этом вопросе, может ли верующему человеку быть больно, есть сразу несколько моментов, которые мы должны учитывать: как мы, христиане, должны относиться к кощунству, как мы должны выстраивать свой диалог с этими людьми, или же спор, или же дискуссию. Прежде всего, нам следует понять этих людей, а им уважительно относиться к христианским святыням, потому что эти издевательства, кощунства порождают не только боль, но иногда и сложную реакцию среди тех людей, которые не всегда способны управлять своими чувствами.

У Чингиза Айтматова, нашего гениального киргизского писателя, есть произведение, которое нам поможет разобраться с этой проблемой. Оно называется «Белый пароход». Это история мальчика, который живет со своим дедушкой, расторопным Мамуном, где-то на границе заповедного леса в горах. Живут они не одни: их приютил лесник, который взял себе в жены дочь Мамуна, тетю этого мальчика. Лесник - человек очень агрессивный, бессовестный. Он браконьер, издевается над природой, не любит лес. И вот дедушка вынужден терпеть все эти издевательства и над лесом, и над самим собой ради того, чтобы мальчика, которого он приютил, как-то пригреть, согреть, защитить от этого мира.

Дедушка рассказывает мальчику историю их древнего рода, большой семьи, которую, как говорит старинное предание, сохраняла, защищала всегда белая мать-олениха, и она является символом, родовой иконой этой семьи. Но давно уже в этом лесу нет оленей, давно уже не встречали белую мать-олениху, потому что люди посягнули на святое: они стали убивать этих священных зверей. В один из грустных и печальных дней, наполненных прозаичностью, будничностью, мальчик увидел у горной реки олениху, олененка и оленя – вот такая семья. Белая олениха вернулась. Мальчик в восторге от этого видения стал молиться, чтобы она дала деток этому грозному леснику, чтобы она помогла дедушке, чтобы она просто была вместе с ними. Очень интересный момент отмечает Чингиз Айтматов: мальчик увидел этот символ божества, хранителя их рода и стал молиться, зрение священного изображения вызвало у него молитву. Тут же писатель передает оптику кощунника: лесник вместе с компанией браконьеров тоже увидел этих священных животных, и первыми его словами была фраза: «Это сколько же центнеров мяса!» Дело в том, что мальчик был способен видеть священное, у него было чувство сакрального. У лесника, в силу каких-то причин, этого чувства совершенно не было, он видел перед собой только мясо.

Наши с вами оппоненты тоже видят в христианстве, например, политическую силу, организацию. Видят в наших святынях в лучшем случае произведения искусства, а может быть, просто игрушку для своих экспериментов. Мы должны понимать, что у этих людей нет ничего святого, ничего священного за душой. Но чем закончилась эта история у Чингиза Айтматова? Мальчик заболел, а когда он очнулся от болезни, от высокой температуры, то вышел во двор и увидел, что вокруг царит какое-то неистовство, даже дикое торжество. Ему предлагают отведать мяса, и вдруг он видит, чье это мясо. Оказывается, белую мать-олениху подстрелили. Дядя его, лесник, пытается вырвать ее ветвистые рога из ее черепа, оскверненного убийством. Мальчик, который не хочет жить в этом мире, где нет ничего священного, бросается в воду и погибает. Это очень грустная повесть. Она говорит нам о том, что кощунством можно убить человека, сделать неимоверно больно другому человеку. Поэтому, друзья мои, те, кто позволяет издеваться над христианскими ценностями, не делайте нам больно, не нужно этого делать, мы ведь тоже люди и умеем страдать. И то, что мы видим иначе, чем вы, вовсе не значит, что мы ниже вас, не так прогрессивны, не так развиты. Мы тоже люди. Не делайте никому больно.

 

Расшифровка: Татьяна Пономарева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать