Свет невечерний. Цель и смысл Великого поста

18 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы снова находимся в библиотеке Никольского монастыря и сегодня поговорим о цели Великого поста. Для каждого христианина такие духовные упражнения, как: пост, молитва, чтение святых отцов, исповедь, участие в Таинствах — практически ежедневная необходимость. В чём состоит смысл пощения в этот период? С какой целью мы должны держать этот пост?

Великий пост хронологически располагается накануне Святой Пасхи. Начинается он с Прощеного воскресения, когда на вечернем богослужении вспоминается изгнание Адама из рая: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше, — это песнопение повторяется несколько раз во время Всенощного бдения, также поются покаянные тропари «На реках вавилонских», «Покаяния отверзи ми двери». Таким образом мы осознаем себя в начале поста «у ворот рая» в качестве изгнанников. Все помнят особенности богослужений пасхальных дней: всю Светлую седмицу, начиная с Пасхальной полунощницы, в любое время суток открыты Царские врата и все двери алтаря, и это неслучайный символ. Мы как бы «исходим из рая», захлопываются его двери перед нами, а потом, пройдя путь Великого поста, мы оказываемся перед открытыми райскими вратами. Пасхальный крестный ход тоже имеет эту символическую особенность: все верующие, по уставу, выходят из храма под пасхальный перезвон, неся хоругви, поют особые, пасхальные песнопения, и, обойдя храм, оказываются у закрытых дверей церкви. И только после возглашения священником молитвословия «слава Единосущной и Животворящей Троице!» поются пасхальные тропари, и двери церковные отверзаются.

Символика врат очень важна в осознании смысла поста, его подлинного значения. Великий пост — это не просто традиция, измождение, аскетический эксперимент над нашим телом и душой, а упражнение для подготовки духа, души и тела перед вхождением в дни Священной Пасхи. На что следует ориентироваться? Почему ни в один из дней Великого поста нельзя выпускать из виду этой конечной цели — образа открытых Царских врат Священной Пасхи? Как только мы это забудем, пост теряет смысл. То состояние, к которому нас готовит весь 40-дневный пост, — это опыт созерцания Страстей и Пасхи Христовой. Богослужения Страстной седмицы — это тот духовный маяк, на который мы должны ориентироваться все это время. Эти богослужения отличаются от служб Великого поста тем, что молитвы и песнопения, которые поются на Страстной неделе, абсолютно «бескорыстны», то есть мы не просим ничего для себя, они — это отражение созерцания страстей Господних.

Вот Господь входит в Иерусалим, и мы слышим, как народ выкрикивает «Осанна сыну Давидову!»; слушаем Его притчи в храме, упоминание истории Иосифа; созерцаем предательство Иуды, даже чувствуем холод серебряных монет в его ладонях; видим как Христа предают, суд Пилата; слышим звук бичевания… Это мы созерцаем, и молитвы не учитывают нас. Великий пост подготавливает к моменту этого созерцания, когда мы забываем сами себя. Вот это и есть задача поста. Если мы себя не забыли, всё еще ищем какой-то корысти, то, значит, мы неправильно постились.

Как воспоминание в церкви служатся пассии: читается акафист Страстям Господним, ставится крест посреди храма. Это «маяк», напоминающий, что цель наших духовных упражнений — выработка особого настроения для того, что нам предстоит увидеть. И только тогда упражнения будут иметь смысл. Когда подойдет время Страстной седмицы, время Светлого Христова Воскресения, мы будем способны созерцать удивительное событие, которое невозможно объять умом. Только языком поэзии, языком слез мы можем участвовать в этом чуде, забывая при этом самих себя.

Расшифровка: Алексей Мельников

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать