Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков, вернии возопиим «Боже, помилуй нас».
«Триодь постная» — это книга замечательная во всех смыслах и особенно любимая монашествующими, потому что писали ее монахи в разных монастырях, и Константинополя (например, Студийского монастыря) и Палестины. В нее вошли тексты, написанные старцами Божиими, которые жили в древних византийских монастырях и описали в ней свой монашеский опыт пощения.
Книга эта употребляется за богослужением начиная с подготовительной Недели о мытаре и фарисее и до Недели Всех Святых. Текст ее ценен не только тем, что структурирует наше богослужебное время, когда мы пытаемся построить устав постного богослужения: как совершать вечернюю, утреннюю службы, читать часы. В ней можно найти и моменты, посвященные устроению трапезы. Но самое главное, за что эту книгу любят не только священнослужители и монашествующие, но и миряне, которые, познакомившись с ней однажды, уже никогда не расстаются, — это то, что она отражает то духовное состояние, которое должно быть совершенно естественным и нормальным для человека постящегося.
Не секрет, что пост для нас — проблема, мы не знаем, как это делать и постоянно совершаем одни и те же ошибки. Мы не знаем, что кушать, как себя вести, на какие службы ходить, а что можно было бы и пропустить; что можно применить к себе, как к мирянину, к человеку молодого или пожилого возраста. К сожалению, у нас нет четко сформулированной традиции поста, нет документов, на которые можно было бы опереться, они только формируются. Например, то, что написано в календаре о сухоядении или употреблении масла — это не только рекомендация, которая не является абсолютной, но является элементами устава одного из палестинских монастырей. И возникает вопрос, какое отношение это имеет к обычному мирянину, который живет в наше время в городе, у него квартира и работа, например, он учитель или занимается тяжелым физическим трудом. И в этом положении вы чувствуете, что не можете обойтись без молочной пищи, пищи с маслом или рыбы. Эти правила не абсолютны, но
Надо отметить важность в этом книги «Триодь постная», которая является не только ориентиром, но камертоном постного упражнения абсолютно для всех: мирянина или священника, студента или бизнесмена. Если ты христианин, то должен в своем духовном упражнении ориентироваться на те традиции, которые нам передали святые отцы.
Самая главная особенность этой традиционности состоит в том, что пост никогда не ограничивается правилами, связанными только с приемом пищи. Если вы ограничили себя от вкушения мясной, молочной, рыбной пищи или даже масла — это еще не значит, что вы поститесь. Именно поэтому пост неудобен для людей, склонных к лицемерию или фарисейству. Ты можешь соблюдать все эти ограничения, но это еще вовсе не означает, что ты постишься и встретишь Пасху так, как ее должен встретить тот, кто постился.
«Триодь постная», которая отражает святоотеческий опыт пощения, говорит, что ограничение в пище есть не цель, но средство, мы делаем это для того, чтобы научиться, например, легкости мышления, сдержанности в гневе, научиться молиться и находить время сосредоточиваться на текстах Священного Писания.
В первый понедельник Первой седмицы Великого Поста поется стихира, которая является одной из подсказок к тому, что есть пост. «Постимся постом приятным», — говорит автор стихиры, то есть для нормального человека пост — это приятное и радостное времяпрепровождение. Человек, правильно постящийся, всегда улыбается, весел, рад общаться с людьми, бодр. Если в вас нет бодрости и веселости, значит, вы поститесь неправильно.
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». И перечисляется, какой пост является благоугодным. Мы хотим услышать об ограничении в пище, но читаем: «истинный пост есть злых отчуждение», то есть от всякой злости, безобразия, гнева и ярости. «Воздержание — и мы готовы услышать от молока, но читаем — языка». Может быть, далее говорится о колбасе? Нет: «ярости отложение, похотей отлучение». То есть мы не позволяем себе много мечтать о
Поэтому, друзья мои, призываю вас внимательно читать «Триодь постную», сверять с ней свои духовные упражнения и свое духовное настроение, чтобы нам не потрудиться понапрасну и чтобы Господь и близкие наши, увидев нас, сказали, что приятно смотреть на правильно постящегося человека: бодрого, улыбчивого, любящего людей, потому что только такие люди постятся правильно.
Расшифровка: Лариса Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!