Свет невечерний. Не судите, да не судимы будете

7 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

– Здравствуйте, дорогие друзья! «Не судите, да не судимы будете», – говорит нам Священное Писание, и это одна из заповедей Нагорной проповеди, которую мы читаем в Евангелии от Матфея и которой пронизано все Евангельское учение.

Почему Христос обратил внимание на такую простую заповедь? Почему он так много внимания уделял именно этой добродетели – способности не судить ближних? Дело все в том, что «никто не знает о человеке, кроме Духа, живущего в нем», – такую фразу мы читаем у святых апостолов. Это действительно верно, потому что жизнь каждого из нас учит тому, чтобы бережно и очень благоговейно относиться к человеку, ни в коем случае не позволять себе «взвешивать» его жизнь и сердце, выносить жестокие суждения. Пока человек жив, у него есть шанс не только исправить свои поступки или страсти исцелить, пороки уврачевать, но еще есть шанс просто даже объясниться, шанс проявить что-то прекрасное, что хранится внутри каждого из нас. Вот об этом и будет сегодняшний разговор.

Друзья мои, хотел бы вам напомнить жизнь одного из почитаемых святых в православной Церкви – святого мученика Вонифатия. Его память мы празднуем прямо на Новый год, гражданский Новый год. Как жалко, что большинство людей светских и нецерковных не знают жизни этого человека.

Жил он очень давно, в III веке в Риме. Этот город мы все хорошо знаем, многие туда стремятся. В середине же III века, когда и происходили описываемые события, это было захолустье. Император переехал в другое место, патрицианские семьи вырождались, традиции куда-то уходили, но в то время в Риме жило очень много христиан. Одна из них, христианка Аглая из патрицианского рода, обладавшая имуществом, наследством, землями, держала при себе раба, красивого, услужливого, юркого, рыжеволосого, которого назвали Бонифаций, или, по-нашему, Вонифатий, то есть «тот, кто делает очень хорошо». Между Аглаей и Вонифатием возникла связь, симпатия, и, несмотря на то что она была христианка, женщина набожная, она не устояла перед этим человеком. Они любили друг друга, хотя это, конечно, было беззаконное сожительство с точки зрения христианского и римского права.

И вот Аглая, хотя и жившая во грехе, но все-таки имевшая чуткое благочестивое сердце, однажды попросила Бонифация съездить в Малую Азию: она услышала, что там устроили страшные гонения на христиан. Почему она решила отправить своего раба туда, тем более дать ему задание привезти мощи святых угодников Божиих? Мы это поймем, если очень хорошо прочувствуем атмосферу самой эпохи и стиль благочестивой жизни того времени. Иметь у себя в доме мощи святых угодников Божиих и просто похоронить на своей земле человека, который с честью и достоинством отстоял веру во Христа, не отрекся, не убоялся никаких мук и испытаний, было благословлением для этого дома. Аглая хотела такое благословение, хоть и понимала, что она женщина грешная и нет ей никакого оправдания (но сердце даже самого закоренелого грешника хранит в себе память о чистоте и святости).

Она снарядила целый экипаж, несколько человек свиты во главе с Бонифацием, которые отправились в Тарс. Бонифаций был человек расторопный, молодой, живой, собрал средства, работников, скот, и с таким экипажем они двинулись в сторону Тарса. Аглая напутствовала своего любимого, говоря: «Веди себя хорошо, мы же тебя знаем. Ты любитель выпить, погулять, покричать песни. Ты едешь на святое предприятие, веди себя благочестиво, то очень важно». Бонифаций, балагур, весельчак, выросший в деревне и не испорченный лукавством, говорит: «А если, Аглая, вместо мощей тебе привезут мои святые останки?» Аглая говорит: «Не кощунствуй, нехорошо. Дело святое, иди с Богом».

И вот Бонифаций, весело напевая, отправился в это красивое путешествие. Для него это было просто приключение. Когда же они пришли в Тарс, остановились в гостинице, Бонифаций пошел посмотреть город. Неожиданно он оказался на центральной площади: там было огромное скопление людей, и все чего-то ждут, перешептываются. Вывели на казнь христиан. Судья зачитывает приговор, начинаются пытки: вырывают пальцы, мучают огнем, особенно ревнивым заливают в горло олово, и все это происходит под приветственные крики народа. В то время это было своего рода развлечением. Когда не было других зрелищ, люди с удовольствием ходили на казнь смотреть на эти пытки. Вонифатий же был этим шокирован: он никак не ожидал, что людская жестокость может принимать такие дикие формы. Он никак не мог помыслить, что такое огромное количество горожан, хороших, приличных людей, может одобрять эти пытки и издевательства над совершенно невинными людьми. Его открытое, честное сердце взволновалось, он бросился вперед, стал расталкивать людей и кричать: «Что вы делаете?! Зачем вы мучаете этих людей?!» Он бросился к палачу, встал между ним и христианами, пытался что-то говорить; его, конечно же, стали избивать, кричать, ведь он прервал такое зрелище. В конце концов судья ему говорит: «Что же ты вышел защищать этих отступников от отеческих обычаев? Может быть, ты тоже христианин?» На это Вонифатий ответил: «Да, я тоже христианин», хотя он не был даже и крещен, не был даже и научен азам христианской веры и жил, как говорят в народе, как трава растет. Жил как придется, любил покутить, любил красиво отпраздновать какой-то праздник, просто порхал по жизни, как звереныш, как мотылек. Здесь же, в этот ужасный и жуткий момент, он встал на сторону слабых, на сторону истины встал этот человек.

Вонифатия тоже стали пытать, эти пытки описаны в его житии, это были страшные испытания. В конце концов ему отрубили голову.

Слуги, которые сопровождали Вонифатия, долго ждали его в гостинице, а он все не приходил. Они, по старому обычаю, решили, что он остался в какой-нибудь таверне, нашел себе дружков, пьет, весело проводит время и, может быть, даже пропивает хозяйские деньги. На следующий день решено было устроить экспедицию на поиски Вонифатия, стали обходить все злачные места, нигде его не находили и никто не видел молодого рыжеволосого паренька с большими деньгами. Тут кто-то в городе сказал, что будто на площади мелькал один такой чудак, который кричал, цеплялся за руки палача, пытался что-то кому-то доказать, но никто не разобрал, а в конце концов ему отрубили голову. Друзья Вонифатия не поверили, подумали, что это не про него, что такого быть не может: Вонифатий – мученик. Их отвели на место, куда бросали тела святых христиан и показали им расчлененное тело святого мученика Вонифатия. Тут им стало очень стыдно. Они отвезли останки святого мученика Аглае, она приняла их с честью и удивлением, похоронила у себя дома, и от этих мощей стали совершаться чудеса.

Эта история говорит нам, друзья мои, о том, что нельзя судить людей за их жизнь, за их поступки, потому что мы не знаем, что на самом деле в сердце каждого человека, чем он живет, чего он по-настоящему хочет и что по-настоящему является смыслом его жизни.

 

Расшифровка: Юлия Кириллова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать