Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Христиан называют людьми книги, причем одной книги – Библии. Действительно, мы всю жизнь читаем один и тот же текст, потому что в этой книге все символично и знаково и все имеет отношение к каждому из нас.
Сегодня мне хотелось бы поговорить об одном из сюжетов Священного Писания. Речь идет об эпизоде, который называется «Усмирение бури» или «Хождение по волнам». Это событие описывается у трех евангелистов, когда Господь Иисус Христос благословляет своих учеников сесть в лодку и отправиться в море, чтобы переплыть на другой берег, причем Он знает, что бушует шторм и дует сильный ветер, но тем не менее заставляет своих учеников отправиться в это сложное путешествие, а Сам поднимается на гору, чтобы помолиться. И вот ученики не понимают, что происходит, для чего Он им это заповедует, но садятся в лодку и всю ночь пытаются переплыть море.
Штормит, лодку заливает волнами, ученики борются со стихией, и вдруг уже перед рассветом, когда ночь пошла на спад, когда тьма выдохлась, они видят, что с другой стороны берега по волнам к ним идет Христос. Они думали, что это призрак, и даже вскричали от ужаса, потому что кругом бушевала стихия, шум от волн, рев от ветра, и вот этот образ Христа, идущего по волнам, он был оглушительно тих, он невероятным образом контрастировал с тем, что происходило вокруг – они испугались, но Он им сказал: «Не бойтесь – это Я», и самый пламенный из учеников, апостол Петр, спросил у Христа: «Господи, повели мне идти к Тебе по волнам, навстречу Тебе!» – «Иди!» И вот Петр становится на воду, как на твердую почву, и идет, идет! Не тонет! Но тут, увидев вокруг себя шум морского волнения, начал тонуть. «Господи, спаси меня!» – и Господь подошел, и протянул руку, и вытащил его из воды, сказав: «Маловерный, зачем же ты усомнился?» И тут ученики увидели, что они уже совсем близко подплыли к берегу.
Почему эта история волнует наше воображение и стоит некоторым вопросом перед нашей христианской совестью и христианской мыслью? Потому что каждая евангельская история есть символ, эмблема нашей с вами жизни, все это произошло неслучайно, все это имеет знаковый смысл, символическую нагрузку, прямое отношение к жизни каждого из нас.
И совершенно неслучайно этот и многие другие эпизоды Евангелия легли в основание мысли о нашей жизни, как о бушующем море. В православной Церкви есть такое песнопение: «Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой…»
Наша жизнь действительно похожа на море, где благоприятная погода и штиль очень быстро сменяется штормом, где мы в нашей суете, неожиданных неприятностях, болезнях, скорбях можем быть поглощены этой житейской стихией, можем потерять себя, погибнуть.
И нам, христианам, иногда кажется, что в такой ситуации, когда нас настигли скорби и напасти, Бог нас оставил, как и в случае со святыми апостолами; кажется, что Он где-то там… ушел на гору помолиться, что Ему не до меня, что Он слишком далеко и высоко.
И мы задаемся вопросом, почему же нас, как и святых апостолов, Христос, зная, что на этом море очень опасно, тем не менее одних отправляет в путь? Почему Он допускает нас войти в это морское волнение? Ответ на этот вопрос состоит в том, что Христос никогда не оставляет нас, поэтому даже если нам кажется, что мы одни, Он всегда рядом с нами, всегда протягивает свою руку, даже когда мы усложняем свою жизнь, как это сделал апостол Петр, спросив у Господа разрешения вопреки всем законам природы идти по волнам. Оказывается, и это мы сможем сделать с Божией помощью. Христос приходит нам на помощь тогда, когда нам кажется, что мы уже совсем утопаем, что выхода из ситуации нет. Господь всегда рядом: утихает ветер, море успокаивает свои волны, и мы видим, что берег очень-очень близко.
Преподобный Антоний Великий, как сообщает его житие, – первый монах, не имеющий учителя, не знавший, что такое сражаться с собственной падшей природой, что такое бросить вызов князю века сего. Он ушел в пустыню, и мы знаем, что его постигли такие нечеловеческие искушения, которые мог вынести только такой гигант духа, каким был преподобный Антоний. Но в этом житии великого человека, подвижника с большой буквы, есть знаменательный эпизод: после бесовских нападений, когда они не просто духовно его терзали, но и физически издевались над ним, избивали его, израненный, измученный преподобный Антоний лежал в своей пещере, в келии, не в силах подняться после нападения нечистых сил; он был не силах промолвить даже слово, не в силах был молиться, настолько сильно он был изможден, выдохся, устал от этой непрестанной борьбы, от этих как будто бы морских волнений своей жизни… И он буквально вскричал, взмолился Господу, чтобы Он помог ему, и увидел Свет, который вошел в его пещеру. Он не видел никакого лица, он не слышал никакого звука, просто был свет и спокойствие, и он понял, что Господь пришел утешить его. Антоний сказал: «Господи, где же Ты был, когда я мучился, когда я был при смерти, когда некому было помочь? Никто не видел, как мне было тяжело, и больно, и плохо! Где Ты был, Господи, когда мне было так плохо?» И Господь сказал ему: «Антоний, Я был рядом с тобой, Я всегда был рядом с тобой! Я вместе с тобой страдал и пил чашу скорбей, но надлежит испить человеку ровно столько скорбей, боли, сколько ему положено, сколько ему надлежит пройти».
Человек должен помнить, что всегда вместе с ним эту чашу скорбей и болезней пьет, переживает, проживает наш Бог. В самую сложную минуту, на самом пике скорбей Он всегда протянет руку, никогда не бросит даже того человека, который, кажется, уже совсем поглощен волнами отчаяния. Поэтому история с хождением по волнам, с преодолением житейского моря на самом деле является ободрением жизни, ободрением в самых сложных скорбях.
Друзья мои, если вам кажется, что вас настигают, поглощают волны житейских скорбей, перечитайте этот отрывок Евангелия и помните, что, даже если вы совсем погрузились в эти волны боли и отчаяния, Господь протянет вам руку помощи.
Расшифровка: Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!