Свет невечерний. Христианство и наука

15 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Христиане – народ тревожный и очень впечатлительный. Нам очень нравится, когда мы получаем какое-то свидетельство извне о правоте нашей веры. Это совершенно естественно, ведь это так окрыляет, когда какой-то человек извне похвалил нас или поставил в пример, а еще лучше нашел какое-то подтверждение нашей правоты. Что я имею в виду? Это проблема некоторого комплекса всех верующих людей, некоторого чувства неуверенности перед лицом науки. Нам всегда хочется найти подтверждение правоты нашей христианской веры со стороны физиков, биологов.

Поэтому среди христиан разных конфессий есть даже движение, которое ищет подтверждение, например, креационизму – теории сотворения всего сущего на протяжении библейских дней, особых периодов. Или же доказательств, которые ниспровергают теорию эволюции, или же экспериментов, в которых ученые работают с предметами и явлениями, относящимися к сфере религиозного опыта. Например, когда ставятся опыты, связанные с душой, с состоянием молитвы.

Я думаю, вы неоднократно читали статьи или даже смотрели документальные фильмы, где говорится о том, что ученым наконец-то удалось взвесить душу человека. Взвешивали умирающего, как только он делал последний вздох и смерть была установлена. Как будто какие-то доли, проценты его массы исчезли – и удалось их определить.

В свое время был очень популярен фильм о структуре воды, где говорилось, что вода чувствует человека или чувствует определенные слова. Например, вы говорите какие-то плохие слова – и вода в замороженном виде приобретает определенную структуру. Ученые это установили и просили при воде «не выражаться». А также якобы особую структуру имеют воды, которые были освящены молитвой, особым чином Крещения и т.д.

Еще есть очень известный пласт исследований, связанный с духовными состояниями. Якобы ученые в конце концов выяснили, что молитвенное состояние – это особое состояние между сном и бодрствованием, очень полезное для здоровья, укрепляет иммунную систему, повышает выносливость организма, очень благоприятно воздействует на работу внутренних органов и выравнивает давление у пожилых людей. То есть молиться полезно.

Когда я только начал ходить в церковь, в разных газетах появлялись статьи о пользе колокольного звона. А совсем недавно вполне образованные люди – преподаватели из школы – во время экскурсии на нашу монастырскую колокольню говорили мне, что они знают, насколько это полезно, и что колокольный звон убивает всех микробов.

Какова ценность этих доказательств? Как мы должны к этому относиться? Надо ли христианам искать доказательства извне, со стороны науки? Для меня все эти тексты и сюжеты являются образцом просто дурного вкуса и невежества. Почему-то считается, что верующий человек – это человек по определению легковерный, доверчивый, он должен всему этому доверять. Как будто бы у нас со вступлением в Церковь должна атрофироваться способность задавать вопросы. Как будто мы должны стать чуть-чуть глупее или наивнее.

Но это вовсе не так! Потому что чем глубже человек погружается в веру Христову, чем больше книг он читает, тем больше у него возникает вопросов и тем больше белых пятен он видит даже в нашем богословском знании. Вера не требует отречения от разума! Мы можем задавать вопросы. Эти вопросы возникают сами собой. Потому что если проводятся научные исследования, например, молитвенного состояния, дайте мне научное определение того, что есть молитва. Ведь нельзя исследовать то, чему ученый не дал определения. А какая это молитва: буддиста, мусульманина, христианина? Все эти три варианта будут настолько разными, что мы должны будем для каждого из них придумать отдельный термин.

Если вы исследуете молитву христианина, тогда скажите: как установить, что человек в этот момент молится? Я сейчас молюсь или не молюсь? А то, что я рефлексирую по поводу собственной молитвы, является молитвой или нет? Вот сейчас я молюсь и осознаю, что я молюсь. Меня обвешали проводками, разными присосками, бдительная медсестра следит за кардиограммой, профессор жует карандаш, и я в этот момент сижу в кресле как испытуемый. Профессор в конце концов машет розовым платком и говорит: «Начали». И я начинаю молиться. Потом он меня вдруг резко останавливает: «Подождите. У нас тут сбился барометр. Вы сейчас не молитесь... А вот сейчас молитесь!»

Что за глупости! Что это за исследования? Как вы себе это представляете? Как можно исследовать эти состояния? Как можно вообще молиться по заказу исследователей, находясь в лаборатории? Что это такое? Неужели такие вопросы ни у кого не возникают? Если мы говорим об опытах с водой, что значит «плохое слово»? Сказать в присутствии воды «ты уволен» или, например, «гильотина» – это сказать плохое слово? Если наши молитвы над водой, которые имеют метафизическое, а не физическое значение, могут быть измерены такими физическими опытами, если можно в пробирках путем капания фенолфталеина установить, что эта вода крещенская, а это – нет, что же тогда получится? Во что мы себя превращаем?

Сейчас существуют целые каналы телевидения и интернет-каналы, которые тиражируют псевдонаучную чепуху о том, что пирамиды построены инопланетянами, а среди нас живут звероящеры, которые управляют всем… Есть всякие глупости, связанные с хронологией, историей и т.д. Существует столько разных диких теорий, связанных с астрономией, которые кочуют из журнала в журнал, из книги в книгу! Это все тиражируется, пропагандируется. Это очень грустно! Очень грустно от того, что в число пропагандистов всех этих псевдонаучных теорий попадают верующие люди, даже священники.

Мы компрометируем веру Христову, которая не воспринимает науку как конкурента. У нас совершенно разные плоскости. Находка денисовского человека, его зуба, исследования ДНК, его челюсти или фаланги пальцев никак не могут подорвать библейские устои, потому что Библия написана языком поэзии. Это не научный трактат. У нас нет конкурентов в сфере науки. Так и наука тоже должна успокоиться и не видеть в Христовой вере конкурента или какое-то гнездилище суеверий и предрассудков. Но мы сами даем повод так думать! Сами даем повод тиражировать истории про малиновый звон или египетские пирамиды.

Надо все-таки помнить, что наша религия – религия воплощенного Бога, воплощенного Логоса. Логос! Именно так евангелист Иоанн Богослов называет Христа, вторую Ипостась Святой Троицы. От этого слова происходит, например, слово «логика». Таким образом, Логос – это разум. Как мы, служа Логосу, требуем вдруг от себя отключить разум, перестать рассуждать, перестать задавать вопросы, действовать нелогично? По-моему, это явное противоречие, порожденное недоразумением и невежеством. Наука – не враг религии! Христианство – не враг науке! Среди ученых есть немало христиан, потому что мудрый человек понимает, что Господь премудростью сотворил мир, но Его откровения изложены языком поэзии, который доступен не только докторам наук, но и каждому простому человеку, даже ребенку.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 19 февраля: 02:30
  • Среда, 20 февраля: 13:15
  • Четверг, 21 февраля: 09:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы