Свет невечерний. Между проклятием и благословением

25 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

У меня есть одно небольшое хобби: я люблю смотреть альбомы с детскими фотографиями моих друзей или даже людей, которых я не знаю. Потому что фото молодых людей хранят то удивительное выражение лица, которое можно встретить только у детей, только в юности: огромная надежда в глазах, открытость миру. Посмотрите на фотографию молодого человека в 17 лет и на его же фото в 30, 40, 45, 50 лет. Какие происходят изменения, каким «рельефом» морщины покрывают лицо некогда молодого человека.

Но не это важно, потому что во взрослом состоянии есть своя красота. Даже у стариков, у старух, у людей, которые уже не могут похвастаться ни пышностью волос, ни гладкостью кожи, есть удивительная красота и мудрость, иная красота, которой нет у детей. Но этот детский взгляд, распахнутый навстречу миру, навстречу надеждам, уже никогда не повторится. Это так прекрасно, это так красиво!

Особенно ясно этот взгляд можно увидеть на школьных фотографиях. Все дети, которые идут в школу в первый раз, первоклассники сияют этим предвкушением чего-то нового, красивого. Взрослые, которые призваны сделать детей счастливыми, не могут насмотреться на эти цветы. Почему первого сентября дети всегда идут с цветами? Потому что их лица как цветы, они сами как букеты. Тем более ужасно, когда надежды и открытость растаптываются жизнью.

В 2004 году первого сентября дети тоже шли на линейку в школу с цветами вместе с родителями, бабушками. Это была большая радость, большое торжество, и на эту школу, которая находилась в Беслане, напали террористы. Нам сейчас очень хорошо известны подробности этой истории, как были растоптаны надежды детей. Детство, его чистота, его невинность – священны. И когда на территорию этого священного, невинного, чистого сердца приходят ненависть и злость, когда над детьми издеваются, их пугают, убивают, что может быть чудовищнее? Мы знаем, что террористы, которые захватили школу, повесили бомбу посреди спортивного зала, издевались над детьми, не давали им пить, очень страшно напугали их всех.

Этими людьми руководило, как они сами высказывались, «религиозное чувство». Они совершенно искренне полагали, что тем самым служат своему Богу. До какой степени должно быть извращено богословское сознание конкретного человека, его представление о Боге? Как можно думать о Боге, что Ему угодны слезы и кровь детей? Но тем не менее это именно религиозная мысль! Конечно же, за спинами этих людей находились циники, которые и организуют огромные геополитические игры, дергая за ниточки религиозного фанатизма.

После этого нападения на школу, на детей погибли 334 человека. Три сотни! Представляете, какая это огромная цифра! В этот священный для детей день они получили такой удар, им нанесли такую страшную рану! Мир в самый первый день открытости навстречу этому миру нанес такую непоправимую рану огромному количеству детей. Не только погибшим, но и выжившим. И у этой раны, как ни прискорбно, есть своя религиозная подоплека. Это не просто политический терроризм. Он окрашен религиозными тонами, которые на самом деле никакого отношения и к исламу-то не имеют!

Дело в том, что в любой религии время от времени появляются люди, которые почему-то считают, что Богу приятна кровь жертв, которые почему-то полагают: чтобы быть угодным Богу, нужно убивать людей. В христианстве тоже это было. Мы знаем такие жуткие эпизоды из истории, когда, например, в XIII веке при захвате одного из альбигойских городов христианский епископ в ответ на вопрос рыцарей, как они, врываясь в город, разберут, где христиане, а где неверные, сказал: «Убивайте всех. Бог Своих разберет». Это сказал пастырь, христианин! На самом деле таких эпизодов в нашей христианской истории немало. Очень много злодеяний, которые мы совершали во имя Бога, а иногда даже от имени Бога! Очень много такого было. Но это не имеет никакого отношения к Евангелию, не имеет никакого отношения ко Христу!

Дело в том, что эта темная, совершенно дикая, инфернальная религиозность всегда живет, теплится где-то, может быть, в скрытом состоянии в любой религиозной практике. К сожалению, это так. Поэтому мы должны ей противостоять, мы должны постоянно с ней сражаться. Сейчас мы, конечно, не сжигаем еретиков, не захватываем альбигойские города. Мы устраиваем диспуты или просто живем своей общиной. Все Церкви, все религиозные структуры мирятся в цивилизованных государствах.

Но эта наша темная религиозность проявляет себя сейчас совершенно иначе. Я неоднократно сам себя ловил на мысли, что мне хочется проклясть какого-то человека. Например, меня, как священника, вдруг оскорбил какой-то человек или же меня обидели в поликлинике, обидел милиционер, со мной несправедливо поступил адвокат или еще кто-то. В некотором порыве гнева, ярости – ведь мы обычные люди – иногда хочется проклясть человека, пожелать ему чего-то плохого: «Вот, ты подумай о своих детях или что тебя ждет», или, как высказывался один мой приятель: «Панихидку бы по тебе послужить и землю бы запечатать».

Друзья мои, у христиан нет права на проклятие! Нам дана только власть благословлять. В Евангелии от Луки есть очень важный эпизод, как Христос, идя с учениками в Иерусалим, зашел в самарянское селение. Он хотел там остановиться, но Его прогнали, потому что у Христа был вид совершающего паломничество в Иерусалим, а самаряне не дружили с иудеями. И апостолы Иаков и Иоанн, обращаясь ко Христу, говорят: «Господи, хочешь мы, как Илия, сведем огонь с небес на этот город и уничтожим его жителей за то кощунство, которое они себе позволили?» А Христос их останавливает и говорит: «Не знаете, какого вы духа». Потому что Христос пришел, чтобы спасти людей, а не погубить их. «Не знаете, какого вы духа», – какие важные слова произнес Спаситель!

Даже в ответ на кощунство, на какие-то явные оскорбления, пренебрежение мы не имеем права проклинать. Причем спустить огонь с неба предложил будущий апостол любви Иоанн Богослов! Это, кажется, звучит как-то неправдоподобно. Ведь он потом писал, что Бог есть любовь. Мы очень любим его Первое соборное послание. Мне кажется, что в тот момент, когда Господь произносит важнейшую фразу: «Вы не знаете, какого вы духа», и начался рост этого апостола, развитие его как апостола любви. Он был по-настоящему вразумлен словами Спасителя.

Для нас это важнейший урок! Господь наш не хочет крови других людей. Он не послал нас проклинать, а только благословлять! Только милосердие, только доброта, только снисходительность; снисходительность ко всем, даже к тем людям, которые нам причиняют горе, досаждают нам. Даже к оскорбителям, кощунникам мы должны проявлять наше человеколюбие, доброту и любовь. Руки у христианина для того, чтобы обнимать, лицо для того, чтобы улыбаться и побуждать к жизни и доброте других людей. Мы должны заражать других людей этим даром благословения, доброты. Вот наше апостольское служение в этом мире! И если вдруг на нас нападет чувство ярости, негодования, обязательно вспомните эту фразу Спасителя из 9-й главы Евангелия от Луки: «Не знаете, какого вы духа». А дух, которым Господь нас наделил, – это дух доброты и благословения.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать