Свет невечерний. Друг тела

31 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

– Здравствуйте, друзья мои. Каждый христианин, принимаясь за духовные упражнения, видит, что большинство из них посвящены вопросу воспитания тела. И здесь мы сталкиваемся с неким парадоксом тела, потому что в святоотеческой литературе тело довольно часто аттестуется как враг духовного порыва. Даже в Евангелии есть фразы, которые мы можем истолковать как некоторую оценку тела, как помехи на пути спасения: Дух бодр, плоть же немощна. 

И в житиях святых угодников Божьих мы видим немало эпизодов, которые описывают борьбу подвижника со своим телом. Если мы с телом боремся, можем ли мы сделать вывод, что тело – наш враг? Можем ли говорить, что тело мешает спасению, оскверняет дух? В одной старинной книге XIII века так и говорится, что когда душа входит в тело, она оскверняется от тела. 

Но так ли здесь все однозначно? Ведь мы встречаем в житиях тех же подвижников благочестия и совершенно другие акценты, которые говорят о том, что тело – это не враг, а друг. Или, может быть, самый известный образ тела – образ ослика, который везет человека. Это ослик, которого нужно направлять, подкармливать, за которым нужно ухаживать, которого нужно лелеять. Но ни в коем случае тело не враг. И ни в коем случае нельзя становиться рабом своего тела, тело не должно занимать позицию хозяина в духовной жизни человека. 

Парадокс тела должен восприниматься именно как парадокс, потому что если мы займем одну из этих крайних позиций, наша духовная жизнь может исказиться. Тело – однозначно не враг, ведь мы же почитаем мощи угодников Божьих и говорим о воскресении тела, то есть, согласно Евангелию, тело достойно того, чтобы войти в вечность. Тело может быть сосудом святости. Поэтому в христианстве появляется совершенно непонятная для античного человека традиция чистоты телесной. Хотя есть параллели, например в философии неоплатонизма, но о святости тела, о его освящении заговорили именно христиане, которые применили образ чистоты – чистоты как идеала святости. 

Нужно искать чистоты, хорошо «соблюдать свою деву», как говорит апостол Павел. С чего начинается эта чистота? Мы найдем множество рецептов в святоотеческой литературе. Но, руководствуясь только монашеской литературой, мы можем, пожалуй, зайти в тупик. Особенно это касается мирян. Монахи – это все-таки люди безбрачные, которые часто жили отшельниками, вне городских стен, вне круговерти социума. Поэтому их рецепты, их духовные упражнения часто неприменимы к нам. Тем более что монашество, особенно в раннем Средневековье, было склонно к радикальным формам подвижничества, которые не подходят для регулярного пути благочестия. 

С чего начинается чистота? Чистота духа, чистота тела – это метафоры, которые созрели из наблюдений за обыденной жизнью. И чтобы их пояснить, я обращусь не к святоотеческому наследию, а к роману Джека Лондона «Мартин Иден». Это замечательное произведение, которое часто дают читать людям, неуверенным в себе: оно вдохновляет, помогает человеку раскрыться, попробовать себя в другом качестве, вырасти над собой. 

В самом начале романа мы видим молодого человека по имени Мартин, которому всего двадцать лет, но с одиннадцати лет он зарабатывает себе на жизнь очень тяжелым трудом. Он моряк, вырос среди людей грубых, неотесанных, которые умели отдыхать, только предаваясь пьянству и разврату, которые знали только грубые шутки, кулачные бои и другие непотребства. Но в этом молодом человеке происходит переворот после того, как он случайно оказывается в хорошем доме, видит девушку необыкновенной красоты и 

вдруг понимает, что ничего более прекрасного в своей жизни он не видел. Его поражает все в ней, и прежде всего та чистота, которая окружает девушку. 

Девушку зовут Руфь, она из состоятельной семьи, студентка университета, читает книги. Мартин не имел возможности приобщиться к культуре, но он имеет дар – необыкновенную чувствительность к прекрасному. После этой встречи с чистой, доброй, милой девушкой приходит домой, смотрит на себя в зеркало и первое, что он замечает, – какие грязные у него руки. И он думает о том, что есть на свете люди, которые чистят зубы, опрятно одеваются. Почему на нем все сидит так мешковато? Почему он такой страшненький и почему она так прекрасна? И первое, что он делает после встречи с девушкой, – идет и покупает себе зубной порошок, щетки для ногтей. 

Второй момент, который его поразил, – как эта девушка общается со своей мамой. Встречая маму, она поцеловала ее, обняла и сказала ей ласковые слова. Мартин Иден, проснувшись утром, видит свою сестру, которая тоже прожила горькую, тяжелую жизнь: она была прачкой, и ее руки превратились в куски сырого мяса. Вот он видит ее с самого утра стирающей, замученную работой, в пене, и неожиданно для себя говорит ей: «Привет, сестренка! Как же я рад тебя видеть! Давай поцелуемся!» Это настолько поражает и сестру, и самого Мартина, что она сначала смутилась, потом дала себя поцеловать и заплакала, потому что это было так неожиданно, так странно. 

И вот Мартин начинает свое духовное развитие с того, что все приводит в чистоту: приводит в порядок руки, лицо, рот, заказывает себе костюм, узнает, что на свете существует утюг. Он избегает каких-то грязных разговоров, сплетен, нечистых мест, бросает пить – так поразила его чистота этой девушки! Мы, конечно, можем сослаться на то, что это светский сюжет, но секрет освоения духовной чистоты начинается именно с самого простого – с приведения в чистоту своего тела. Не с метафоры чистоты, а с самой настоящей чистоты. 

Поэтому меня так приводят в замешательство высказывания некоторых христиан о том, что нельзя, например, чистить зубы перед причастием; христиан, которые дышат на других людей чесноком, луком, потому что пост, не моются, потому что некоторые святые отцы тоже это практиковали. Если мы не освоим чистоту тела, чистоту нашей комнаты, если у нас в комнате будет грязно, на столе не прибрано, то же самое будет у нас в душе, такое же смятение будет в мыслях, такая же грязь будет в чувствах. Поэтому самое первое, с чего нужно начинать упражнение в духовной чистоте, – это чистота тела, потому что тело – наш друг. 

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать