Свет невечерний. Время зрелости

3 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

– Здравствуйте, друзья мои! Взрослый человек знает, что жить – это больно. Кроме того, не только в классической античной культуре, но и во всякой традиционной культуре непременно существовал в том или ином виде обряд инициации, то есть посвящение молодого человека во взрослое состояние. Чаще всего этот обряд был связан с перенесением боли. Например, спартанских юношей клали на камень и секли с особой жестокостью, провоцируя их на то, чтобы они кричали и просили о пощаде. Но мальчик знал, что он должен перенести все это с достоинством, так как это было его посвящение во взрослую жизнь. Если ты способен переносить боль, значит, ты человек зрелый, ты повзрослел.

Наша современная цивилизация идет несколько иным путем – путем, который называется неуклюжим и не очень вместимым в русские уста словом «инфантилизм». Инфантилизм – это попытка задержаться в детстве, скрыться, спрятаться в нем от своих проблем, тревог, неудач, возможных «острых углов», и, конечно же, прежде всего от боли. Человеку естественно прятаться от боли: глупо искать поводов к страданию. Но есть вещи неизбежные, среди которых болезни, предательство друзей, обман, манипуляции, жестокость близких и в конце концов смерть.

Мы прячемся в детство, продолжаем быть детьми, седеющими малышами с залысинами, толстеющими, делающими карьеры, защищающими диссертации, но непременно малышами – чтобы спрятаться от боли. И самая последняя боль – это смерть. Не только наша смерть, когда легче убедить себя в ее отсутствии, в том, что нас это не коснется. Но гораздо труднее спрятаться от смерти близких, тех людей, которые рядом.

Совсем недавно мои друзья рассказали мне о женщине, которой в сорок лет поставили диагноз «рак поджелудочной железы». Она очень красивая женщина, у нее четверо детей, прекрасная жизнь, и ее большие планы остались незавершенными. Диагноз еще не приговор к смерти. Но интересно, что сама женщина приняла этот диагноз с гораздо бо́льшим достоинством, чем ее окружающие, которые, несмотря на то что люди верующие, христиане, тут же принялись роптать и задавать вопросы: «Ну как так можно? Почему она? Куда смотрит Бог? Что за несправедливость по отношению к хорошему человеку?» И ее близкие до сих пор ссорятся, спорят, некоторые даже записываются на прием к психологам, психоаналитикам, принимают таблетки, при этом ходят в церковь, пытаются молиться, заказывают акафисты, ездят в святые места, но с обидой на Бога за то, что Он попускает такое.

И я задаю вопрос этим людям: «А как бы вы хотели, чтобы было? Разве вы не знали, что она умрет? Разве она не знала, что умрет?» Мы все знаем, что умрем. «Но не так же! Не в сорок лет, в самом расцвете! И дети еще не подросли!» Очень важное духовное упражнение, которое я иногда применяю к себе: попробуйте написать сценарий смерти, не своей, а того человека, которого вы любите, тот сценарий, который вас устраивает. Пусть это будет ваш ребенок, или лучший друг, или любимая женщина. Но ведь все они обязательно умрут, раньше или позже вас. Конечно, хотелось бы, чтобы мои близкие умерли после меня, чтобы я этого не видел, чтобы не расстраивался, чтобы не мне пришлось закрывать им глаза. Но уж как получается.

Так вот, напишите сценарий смерти, который устраивает вас. Вот ваш ребенок или ваш друг – в каком возрасте вы хотите, чтобы он умер? В шестьдесят пять лет? В восемьдесят? В девяносто? Каким образом? Кто должен его окружать? От какой болезни он умрет? Альцгеймер? Рак? Его собьет машина? Он погибнет в огне? Вывалится из окна? Просто внезапно оторвется тромб? Он умрет во сне? Как вы хотите, чтобы это произошло? Что должно произойти перед этим? Напишите этот сценарий, покажите этому близкому человеку и спросите, согласен ли он на этот сценарий. А другие его друзья согласны? Его близкие хотят, чтобы было именно так?

Мы увидим, что сценариев будет множество. У каждого есть свои представления о том, как бы он хотел закончить жизнь. Кроме того, эти сценарии будут меняться каждый день, а может быть, и в течение дня. Если вы поругаетесь со своим близким, то можете внести некоторые поправки в сценарий относительно продолжительности его жизни и тех пыток, которые он должен перенести перед тем, как умрет. Так вот, Господь из всех вариантов выбирает самый лучший. Если мы верующие люди, то должны это понимать. Каждый человек, как нам кажется, умирает не вовремя. Ничего подобного! Он умирает тогда, когда ему следует умереть.

Есть благородный христианский фатализм, хотя его можно с большой натяжкой назвать христианским, – это общечеловеческая мудрость по отношению к смерти и боли. Мудрость, которую воспитывали в традиционном обществе с детства, давая человеку понять, что взрослеть нужно как можно раньше, позволяя умереть ребенку в себе, причем умереть вовремя, не продолжая его жизни дальше в 40-летнем возрасте, в 50-летнем. Если мы себе не позволяем эту мудрость, то на самом деле страдаем гораздо больше. Мы истязаем себя ложью, глупыми утешениями, уговорами, попытками оглушить себя чем-нибудь: может быть, какими-то новостями, развлечениями, новыми знакомствами. Обилием впечатлений мы пытаемся добиться того, чтобы ребенок в нас остался, чтобы было куда спрятаться – в какой-то шкаф, комод, угол – и не знать, что на свете существуют страдание, боль, несправедливость. Но все это есть – такова жизнь.

Поэтому, друзья мои, путь мудрости – это путь определенных духовных упражнений и всегда путь боли. Может быть, поэтому Господь нам иногда и попускает такие сложные времена падений, предательств, неустройств. И, пройдя через это горнило испытаний, в конце концов, может быть, за очень короткий срок ты становишься тем самым мудрым, зрелым человеком, которым надо было бы стать еще тогда – в позднем подростковом возрасте, когда каждому человеку и надлежит принять свою меру взросления.

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 20 ноября: 02:30
  • Среда, 21 ноября: 13:15
  • Четверг, 22 ноября: 09:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы