Свет невечерний. Этика меньшего зла

12 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! У меня была приятельница – древняя старушка, которая обожала смотреть новости. Если среди новостей не было наводнений, смертоубийств, каких-то зрелищных катастроф, эта бабушка разочарованно кивала головой и говорила: «Нема новостей» – и уходила к себе в комнату дочитывать какой-нибудь очередной акафист. Очень расстраивалась, что новости не порадовали ее в этот раз никаким зрелищным пугающим событием. Так устроен человек, что ему хочется видеть и слышать что-нибудь яркое, а если оно недостаточно яркое, то непременно к этому что-то прибавляется.

Но жизнь наша так щедра на бедствия, что порой не нужно их и приукрашивать. Вот, например, сюжет из недавней истории: мужчина собственного сына, маленького щупленького одиннадцатилетнего мальчика, выбросил с 4-го этажа. Вы себе можете представить ситуацию, когда зрелый, здоровый, нормальный мужчина, отец своего семейства, уважаемый на работе, любимый женой и детьми, своими собственными руками выбрасывает в окно с 4-го этажа своего ребенка! Ничего не подозревающего малыша бросает в окно! Мальчик, слава Богу, выжил: он зацепился за карниз, и это как-то смягчило удар, попал в реанимацию, и врачи долго боролись за его жизнь. Но он выжил!

Как мы должны оценить этот поступок? Ведь это же самое настоящее зверство! Как мужчина может собственного ребенка выбрасывать в окно? Если мы вспомним, что дело было в апреле 2018 года в Кемерове, в торговом центре, который был охвачен огнем… В огне оказался и этот мужчина с женой, детками, и единственное, что он мог сделать для своего ребенка, – это выбросить его в окно и тем самым спасти ему жизнь. Это совершенно жуткая история, когда тебе приходится выбирать между огнем и окном и ты принимаешь решение не относительно себя самого, речь идет не о спасении тебя, взрослого человека, – прыгать тебе в окно или идти через огненную стихию, а тебе нужно принять решение за своего ребенка. И мужчина принял это решение, потому что из этих решений состоит наша взрослая жизнь, и мы выбираем чаще всего между бо́льшим злом и меньшим злом.

Можно сказать, что мудрый человек вообще не должен попадать в такие ситуации; он должен как-то просчитывать наперед, чтобы ни в коем случае не измазаться злом, потому что человек по своей природе – существо духовное, доброе, хранит в себе начало идеальной жизни и никогда не должен смешиваться с той грязью, которая в миру. Но чем дольше мы живем, тем больше понимаем: то, что нам очень часто говорили в детстве, что читали в книгах и видели в фильмах о том, что нам предстоит делать выбор между добром и злом, – это такая редкая птица, что не у каждого в жизни бывает с ней встреча. Истина состоит в том, что взрослому человеку чаще всего, в 90 процентах случаев, приходится выбирать между бо́льшим злом и меньшим злом. И этой этикой меньшего зла пронизана абсолютно вся наша жизнь.

Если мы говорим о воспитании детей, то это тема, которая сейчас облюбована философами, социологами, психологами. И как мантра звучит слово «насилие», «насилие над ребенком». Вы навязываете ему свои стереотипы, вы его крестите в детстве, вы навязываете ему свою мораль буржуазного общества, навязываете свои взгляды, и это все – насилие над человеком. Вся педагогика есть насилие. Да, мы должны сказать: действительно, если я приучаю ребенка к горшку, если учу его мыть руки перед едой, пресекаю его капризы, я на самом деле проявляю насилие. И бывают такие истории, когда меньшим злом будет отшлепать ребенка, чтобы он успокоился и понял в конце концов, что правильно, а что неправильно. Родители очень часто потом мучаются, не могут заснуть, потому что обидели ребенка, но другого выхода не было и то, что они сделали, было меньшим злом.

Та же самая ситуация не только у нас с детьми и близкими. Посмотрите, как живет государство. Мы говорим о нашем благочестивом воинстве, о том, что оно благословляется Церковью на ратный подвиг, даже освящаются знамена, но мы понимаем, и очень хорошо понимают именно мужчины, что каждый солдат – это профессиональный убийца, как говорил один мой приятель, «машина для убийств». Чему учат солдата? Убивать. Это его долг, он обязан это сделать. Более того, не только солдат – убийца, но и полицейский, милиционер. Если говорить шире, то каждый мужчина должен уметь убивать, как ни страшно это звучит, потому что он берет на себя это бремя меньшего зла. В каком же жутком состоянии находится человечество, когда меньшее зло – это убивать другого человека! Но жить по-другому мы не научились. Можно себе представить, что будет бо́льшим злом…

Поэтому в Уголовном кодексе существует смертная казнь, и поэтому существуют войска, танки, самолеты, ракеты, есть солдаты, а у солдат есть ружья, пистолеты, автоматы, ножи и прочие орудия убийства, без которых никак нельзя. Потому что каждый мужчина должен себе ответить на три важнейших вопроса своей жизни: ради чего он живет, ради чего он готов умереть, и третий, самый тяжелый, – ради чего он готов убить. Потому что иногда ради того, чтобы сохранить жизнь своим детям, любимым, чтобы защитить свою страну, нужно убивать.

И какими бы красивыми фразами мы это ни называли, как бы ни говорили, что это священный долг, люди, прошедшие войну, прекрасно понимают, что они совершили зло. Точно так же как, я думаю, и этот мужчина, погибший в Кемерово, выталкивая своего ребенка в открытое окно, понимал, что он совершает зло, но это меньшее зло. Это совершенно не говорит о том, что зло перестает быть злом. Зло есть зло, и люди, которые прошли войну, убивали, каются всю жизнь и несут на себе эти раны, потому что зло меняет человека. Даже меньшее зло меняет человека, но это тот крест, который мы несем. И когда Евангелие говорит о том, что нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих, то имеет в виду как раз это. Что, идя на это меньшее зло, ты калечишь свою душу, навсегда ее меняешь, наносишь ей такие раны, которые иногда несовместимы с жизнью. Но таков наш мир, и принимать его нужно с мужеством. Только те люди, которые не действуют, не работают, – не ошибаются. Но если вы хотите жить и защитить жизнь своих близких, вам придется принять этот крест меньшего зла и научиться отличать бо́льшее зло от меньшего.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать