Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Многие люди, которые не ходят в церковь и относятся к нашей религиозной жизни не только с непониманием, но даже с критикой, которые критикуют Церковь, иерархию, священников, наш образ жизни, наши взгляды, на самом деле в своем большинстве имеют большую надежду именно на нас, христиан. Эта надежда еще связана с тем, что современные люди очень жаждут настоящей мудрости.
Мы живем в эпоху, когда подавляющее большинство жителей Земли тотально грамотны. Как-то так получилось, что никогда в истории человечества такое большое количество людей не отличалось способностью читать и писать. А у нас есть доступ к книгам на разных языках, доступ в мировую сеть Интернет, где мы можем посмотреть лекции практически любого известного преподавателя, политика, оратора, посмотреть интервью с любым актером, даже задать ему вопрос, написать письмо своему любимому композитору и получить от него ответ. И это все в течение нескольких минут, хотя вы будете находиться в Вилюйске, а ваш любимый композитор в Лос-Анджелесе.
При этом изобилии, при этой доступности информации как-то особенно остро чувствуется потребность в мудреце и мудрости. В настоящей мудрости. Ведь мудрость – это не многознание, когда вы обладаете огромным массивом информации (может быть, даже заучили ее наизусть), а это, наверное, знание самого главного. Может быть, не многого, но самого главного. Мудрость происходит из опыта. Мудрость – это плод боли, страдания.
Я неоднократно сталкивался с тем, как смотрят на нас светские люди. Когда ты, священник, заходишь в магазин или едешь в поезде, летишь в самолете, ты ловишь на себе какой-то внезапный, неожиданный стыдливый взгляд светского человека, который вдруг смотрит на тебя как на мудреца, и тебе становится стыдно, потому что ну откуда во мне мудрость? Откуда? Разве я знаю жизнь, как знает ее человек, который вырастил столько детей, воспитал несколько поколений своих учеников или сделал что-то очень важное для страны? Но люди смотрят на нас с надежной увидеть мудрость.
Так грустно бывает от того, что мы, христиане, оказываемся не мудрее наших светских визави. Получается, наша вера, наша церковная жизнь и даже церковный стаж вовсе не гарантируют мудрость. А ведь мудрость обнаруживает себя не в каком-то остроумном ответе на каверзный вопрос. Мудрость – это всегда ответ не на вопрос, а на боль этого мира, на то событие, которое с нами случается.
Например, вы – благополучный человек, ходите в церковь, у вас все замечательно, и вдруг внезапно на ваших глазах погибает ваш ребенок. Вы ничего не можете сделать. Вы видите, как ваша девочка тонет, но ничего не можете с этим сделать. В этот момент все внутри переворачивается. И необязательно вашей девочке тонуть в реке, может случиться что-то совсем неожиданное. Просто в жизни есть не только болезнь, но и плохая компания, дурные привычки и иные происшествия: обман, страдания. Внутри все переворачивается: ну как же так? «Я ведь, Господи, всего себя Тебе отдал, а Ты мне вот этим отвечаешь: меня увольняют с работы, гибнет моя семья, от меня отказываются близкие, я оказываюсь у разбитого корыта. Как это может происходить со мной, с христианином, который Тебе верил, Тебе доверял?»
Иногда, конечно же, все эти происшествия проходят и без ропота на Бога, но оказывается, что не хватило у человека его христианской мудрости, чтобы пережить эти удары судьбы, которые испытывает каждый человек. Ведь всякий, кто живет на белом свете, не застрахован от любых происшествий. В конце концов мы все умрем, и дети наши тоже умрут. Хоть сейчас смерть, может быть, далека, как говорил один польский поэт:
Мой гроб еще шумит в лесу.
Он – дерево. Он нянчит гнезда.
Может быть, этот гроб еще шумит в лесу, но рано или поздно мы с ним встретимся. Не хватает мудрости это все пережить.
Это отсутствие мудрости еще проявляется в том, что мы имеем склонность во всем видеть конец света. Например, вы хотели, чтобы ваш ребенок поступил в какой-то университет. Вы готовились несколько лет. Вы наняли ему лучших репетиторов. Он занимался. Вы знаете, что он занимался. Вы же деньги платили и проверяли. Все было хорошо, все было замечательно. А он не набрал нужный балл. Человек годами ходит в церковь, читает Писание, наизусть знает акафист святому Николаю, но то, что его ребенок не поступил в этот вуз, на который он рассчитывал, разрушило его жизнь до основания. Оказывается, христианство не дало ему мудрости. Церковный стаж ничего не значит.
Мы должны искать мудрость! Мудрость еще связана с развитием зрения, с углом обзора. Один мудрый человек говорил, что некоторые принимают конец своего мировоззрения за конец света. Но на этом институте свет клином не сошелся; может быть, важно было, чтобы этот ребенок туда не поступил. А может быть, и не важно. Может быть, это событие нужно пережить как испытание, выйти из него более сильным. Но мы не хотим! Мы хотим оставаться детьми, чтобы у нас все было хорошо, и детей довести до пенсии так, чтобы ничего ни в коем случае не случилось.
Конечно, мне бы надо привести в подкрепление своих мыслей и идей какой-то пример из святых отцов, старцев, которые как раз обладали этой житейской мудростью. Они были настоящими скалами духа. Но мне здесь вспоминается история, которую рассказал мой любимый режиссер и актер Ролан Быков. Он вырос в московском дворике среди блатных и работяг, в типичном рабочем районе. Он был маленьким, невзрачным, ничего особенного в нем не было, но он очень хотел быть артистом.
Он поступил в театральное училище и показал хороший результат. Когда он уже получил диплом и должно было произойти распределение, его внезапно пригласил главный режиссер театра Вахтангова. Представляете, молодой актер, у которого нет каких-то особенных данных (и лицом он не очень вышел), а режиссер обещал ему взять его в этот благородный престижный театр. Но режиссер куда-то уехал и забыл про это... И вот Ролан Быков выпустился и оказался в подвешенном состоянии. Без работы, без каких-то надежд. Его все забыли. Вместо того чтобы попасть в театр Вахтангова, он оказался недалеко от кремлевских стен в саду лежащим на траве.
Он рассказывает, что вот он пришел в сад, когда тот закрылся, лег на траву и просто стал плакать. Плакать в голос, реветь. Потому что вся жизнь закончилась. Больше ничего нельзя было ждать, потому что вся его надежда на театр Вахтангова рухнула. И тут он услышал, что кто-то требует, чтобы он встал. Оказалось, что это милиционер, который застал его в закрытом саду. Он посчитал его террористом, который хочет взорвать кремлевскую стену или еще что-нибудь. Но Ролан Быков был настолько расстроен, что начал рассказывать этому молоденькому милиционеру, что с ним произошло, что его жизнь сломалась, в жизни ничего больше ждать не приходится. Милиционер сказал: «Сиди здесь». Куда-то ушел, через полчаса пришел с бутылкой водки и двумя картонными стаканчиками, и они стали выпивать и рассказывать друг другу о своих бедах. Ролан Быков говорит: «Как жаль, что я не узнал, как зовут этого паренька, потому что он меня выслушал, поддержал, просто дал надежду на то, чтобы двигаться дальше».
Вместо театра Вахтангова этот талантливый актер попал в Театр юного зрителя. Конечно, это не так престижно, но он сделал блестящую карьеру. И он говорил, что, может быть, очень хорошо, что на заре своей юности пережил такое тяжелейшее испытание. Он благодарил судьбу за это. Вот нам бы, духовным, верующим людям, поучиться этой мудрости у светского человека, как правильно встречать удары судьбы, правильно к ним относиться, не раскисать, а просить у Бога мудрости, искать ее, зная, что если ты попросил мудрости, будь готов к боли.
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!