Свет невечерний. Стыдно ли быть богатым

14 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В Евангелии от Матфея приводится Нагорная проповедь Спасителя со знаменитыми словами о мамоне, то есть о богатстве. Они звучат очень категорично. Так категорично, что иногда способны напугать не только богатого человека, но и того, кто не против разбогатеть. Вот что говорит Спаситель: никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Нельзя служить Богу и богатству.

Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на Евангелие от Матфея говорит, что здесь, в этой фразе, есть интонация, которая просто способна лишить человека покоя, потому что Христос позволил Себе сравнить Бога и богатство. На самом деле в нашем языке это однокоренные слова. Слово «Бог» происходит из индоевропейского древнего праязыка и связано с глаголом «дарить», «щедро раздавать». Таким образом, Бог – это Тот, Кто предельно богат, Кто является Владыкой всего, Он – Автор и Творец всего. Он – самый настоящий Владыка.

Богатство, богатый – в этом, видимо, есть что-то богоподобное, потому что действительно богатый человек обладает силой и властью. Он способен влиять, он способен подчинять себе других людей. Но является ли это состояние богатства препятствием к богоугождению? Это большой вопрос! Почему? Потому что в житиях святых мы видим множество эпизодов того, как люди следовали евангельскому слову.

Вы помните, что в Евангелии есть эпизод с богатым юношей, который подошел к Спасителю и спросил Его, какие заповеди ему следует соблюдать, чтобы наследовать жизнь вечную. Спаситель ему перечислил эти заповеди, а юноша сказал, что он их соблюдал от юности своей, и спросил, чего ему еще недостает. Христос говорит:  продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. И юноша отошел печальный, потому что имел много богатства. После этого разговора звучат знаменитые слова Спасителя: как верблюду невозможно пройти сквозь игольные ушки, так богатому неудобно войти в Царство Небесное.

Как же быть? Неужели надо раздать все имущество, всю недвижимость, автопарк, драгоценности, фамильные бриллианты и следовать за Христом? Как же поступить? Ведь в житиях святых мы находим, например, что любимый на Руси святой Алексий, человек Божий, отказался не только от богатства, положения, но и от прекрасной невесты и ушел нищим. Он предпочел просить милостыню на паперти, чем заседать в дорогих одеждах в Сенате, наследовать огромное состояние своих родителей, наслаждаться всеми почестями и распоряжаться богатством. Феодосий Печерский сбежал в пустыню, предпочел жить в пещере со старцем Антонием Печерским, но не пользоваться теми благами, которые родная мама – влиятельная и богатая женщина – ему предоставила.

Но является ли это единственным путем распоряжения богатством? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос на самом деле не проклинает богатых. Он говорит, что и Авраам, и Иов – наши знаменитые библейские патриархи – угодили Богу, а они были богаты. Авраам был очень богатым человеком. И Иов был богат, но он не служил мамоне, как подчеркивает Иоанн Златоуст. Он был богат, но не служил своему богатству, он не обожествлял богатство. Вот что имеет в виду Христос, когда говорит о службе Богу и богатству: не надо служить богатству. Перед лицом Божиим все равны: и нищий, и богатый, и средний класс. Неважно, в каком статусе, в каком чине, с каким состоянием ты призван к Богу. Главное, не надо служить богатству, не превращать его в идола.

Но в богатстве можно быть богоподобным. Об этом нам говорит тоже Священное Писание, потому что богатый человек – это человек, которого Господь наделил талантом. Быть богатым, распоряжаться богатством, делать деньги – это тоже талант, и в этом нет ничего преступного. Или же талант предприимчивости, талант быстрой реакции, талант умения работать в команде или быстро реализовывать какие-то проекты – что же в этом плохого? Это замечательно.

Но богатый человек, если он получил такую возможность создавать предприятия или накапливать средства, деньги, получает не просто искушение богатством, но еще и шанс стать богоподобным. Не случайно этот общий корень слов «Бог» и «богатство» указывает на какое-то единение этих реальностей. Единение в каком смысле? Он говорит о щедрости и милостыне, то есть богатый человек должен воспринимать свой талант и способность к предпринимательской деятельности, способность зарабатывать деньги как возможность осчастливить огромное количество людей. Если богатый человек открывает предприятие, он это делает не просто ради наживы, а создает рабочие места, развивает экономику; может, даже поднимает культуру в родном краю. Не случайно среди богатых людей было так много меценатов, которые после себя оставили музеи, больницы, хосписы.

Сейчас мы живем в интереснейшую эпоху, которая нас поражает не только обилием соблазнов, но и неслыханными возможностями, которые появились у человека. Подумайте, никогда еще в истории человечества у людей не было способности так много зарабатывать, как в наше время. Это эпоха транснациональных корпораций и людей с таким богатством, что некоторые из них, будучи частными лицами, способны, пожалуй, даже купить целые страны.

Но если этот человек не служит богатству, а служит Богу, если он руководствуется высокими принципами, если это воспитанный человек, не алчный, если он не превращает свое богатство в идола, живет не ради наживы, а ради того, чтобы оставить этот мир после себя лучше, у него открываются величайшие возможности для того, чтобы поднять этот мир, вырвать его из лап нищеты и невежества.

Я знаю, что среди предпринимателей появляется самая настоящая культура благотворительности. Люди осознают свою ответственность. Если Господь дал тебе богатство или возможность его создавать, человек понимает, что он должен быть философом, мудрецом по отношению к своему богатству. С богатого человека много спросится, потому что раз тебе много дано, ты можешь этот мир (например, свой город, свою страну, свою отрасль) сделать лучше, облегчить жизнь людей. Сейчас появляется замечательная культура благотворительности среди богатых людей, очень достойная, когда люди много средств тратят на развитие медицины, на помощь бедным странам, на развитие образования; учреждается масса стипендий, открываются библиотеки, музеи, строятся храмы, детские дома и т.д. Это все очень достойно.

Они, конечно, могли бы бросить все и сбежать в пустыню. Но мне кажется, подвиг тех людей, которые в своем богатстве остались мудрецами и философами, не превратились в слуг капитализма, не стали алчными волчицами и волками, а делают мир лучше, тоже приближает их к святости, тоже делает их богоподобными. В этом, может, открывается новая страница в радостном типе благочестия, которого ждет от нас жизнь.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать