Свет невечерний. Религиозная суета

5 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Кто же такой христианин? Как понимают христианство светские люди? Что они видят в нас или что они ожидают увидеть от верующих людей? Для светского человека, добродушно расположенного к верующим людям (может быть, даже невоцерковленного или совсем далекого от Церкви), верующий человек и священник прежде всего – это мудрец. Да, представьте себе, нам незаслуженно присваивают такое имя – мудрец.

А кто такой мудрец, мудрый человек? Это человек житейски опытный,  понимающий суть жизни; он способен дать ответы, он знает, может быть, немногое, но самое главное. Один из мудрых поэтов Востока однажды сказал:

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,

Смакует каждый миг и наблюдает,

Как спит ребенок, молится старик,

Как дождь идет и как снежинки тают.

Как красиво сказано! Это небольшое произведение передает эту тональность, мудрость. Конечно, мы с вами (как люди, изучающие Священное Писание) можем сказать, что, например, апостол Иаков аттестовал мудрость по-разному, потому что есть мудрость Божественная, а есть мудрость злая, бесовская. Даже Сам Спаситель, например, в 11-й главе Евангелия от Матфея благодарит Бога, что Он не открыл откровение, Кто такой Христос, премудрым и разумным, а открыл это младенцам; от премудрых и разумных же скрыл…

Чего же от нас ждут?.. Неужели это незаконное желание: увидеть в верующем человеке настоящего мудреца? В наше время очень много говорят о саморазвитии, о каких-то практиках, которые помогают человеку собраться, понять себя, жить в гармонии с собой. Так много школ психологии! Очень востребованы и психотерапевты, и психологи, так неужели это не говорит о том, что на самом деле мир жаждет не узких специалистов, а настоящих мудрецов?

Я неоднократно встречался с тем, что светские, нецерковные люди ждут этой мудрости от верующих людей и разочаровываются, потому что вместо мудрости мы выдаем им религиозную суету. Мы как раз размениваемся на те вещи, о которых неоднократно писал апостол Павел. Например, когда он корит своих учеников за то, что они снова вернулись к стихиям мира сего и наблюдают календари, дни, различают пищу и т.д., а самое главное – мудрость во Христе – предали.  Потому что во Христе светская, подлинная мудрость сливается с мудростью, которую нам открывает Евангелие.

Ведь не случайно, когда Господь показывает апостолу Иоанну Богослову в Книге Откровений Небесный Иерусалим, в предпоследней главе звучит удивительная строчка. Новый Иерусалим – это мир, это Царство Небесное, в котором человек будет жить беззаботно, буквально на руках у Бога: и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Новый Иерусалим, наверное, для верующих христиан, для воцерковленных людей, но евангелист говорит, что это не так. В 21-й главе Книги Откровений есть удивительные строчки, где апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: и цари земные принесут в него (Небесный Иерусалим) славу и честь свою… И принесут в него славу и честь народов.

Имеются в виду не только христианские народы, но всякие, потому что в каждом народе есть своя правда, красота и достоинство. Не будут нивелированы все люди, люди не будут избавлены от каких-то своих признаков, национальностей, биографий. Нет! Все лучшее, что есть в мире, будет принесено в Новый Иерусалим. Эта идея нашла отражение в текстах древних христианских писателей (например, Климента Александрийского, Иустина Философа и многих других), которые говорили: если ты увидел что-то прекрасное в этом мире, это наше, это христианское. Таким образом, если есть что-то прекрасное в этике,  философии, если это замечательно, значит, это имеет отношение к Логосу, Который разлит по всему миру.

Но мы вместо Логоса, вместо мудрости гоняемся за религиозной суетой. Очень горько снова и снова повторять, что смысл поста не в отслеживании количества маргарина или масла в прянике. Подготовка к Причастию состоит не в том, чтобы истязать себя и запретить себе чистить зубы перед литургией, а потом торжественно сжигать рыбные косточки или же яблоки (якобы если после Причастия съесть яблоко, остатки яблока надо торжественно сжечь, так как это какая-то недосвятыня, которая должна быть зарыта в непопираемом месте).

Боже мой, какая суета! Какой это ужас, когда мы цепляемся за исторические обломки каких-то эпох, связанные с костюмами, одеждой. Платки, брюки – вот темы наших разговоров, которые мы называем богословскими спорами. Разве достойно мудрецов спорить о том, сколько маргарина в печенье, сколько масла в прянике? Можно ли в этот день есть рыбу или нельзя? Священное Писание читать сидя или стоя? Какими глотками пить святую воду, как хранить просфору, свечку зажигать от лампады или нет? Грех или нет, если ты передал свечку не правой рукой, а левой? Почему же мы так низко падаем?! Разве об этом говорит Христос?! Разве мы можем поделиться радостью Евангелия и мудростью Священного Писания с людьми, которые видят только суету, беготню и постоянный невроз?

Дети видят при нашей подготовке к Причастию бесконечные вычитки и бесконечную нервотрепку из-за того, что вы забыли сказать какой-то грех, что съели какую-то булку сомнительного происхождения, которая, может быть, недостаточно «православная», сделанная неверующими иудеями. Что воспользовались какой-то книжкой, что что-то отправили не по тому календарю или что-то не то вычитали… Это все религиозная суета! Она говорит о том, что самого главного мы так и не постигли.

А еще грустнее от того, что эту суету поддерживают и священники! Это совсем недостойно, когда мы опускаемся до этих бесконечных разговоров: на каком языке служит, какие платки носит, можно ли читать этот роман, можно ли смотреть этот фильм… И особенно эти гастрономические упражнения во время поста, которые являются не более чем недоразумением... Надо честно сказать себе, что это недостойно звания христианина. Поэтому нужно молиться, воспитывать самих себя и держать марку христианского разговора, христианской речи, христианской мысли, чтобы Господь нам дал дар настоящей мудрости, а не религиозной суеты.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 26 февраля: 02:30
  • Среда, 27 февраля: 13:15
  • Четверг, 28 февраля: 09:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы